Публичная власть как признак (элемент) гос-ва.
Гос-во – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
Гос-во хар-ся наличием публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (гос-во обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения).
Власть: как признак гос-ва власть не совпадает с населением. Выделяется социальный слой, занимающийся исключительно управлением. В 16-17вв усложняются отношения власти между управляющими и управляемыми, власть рассеивается. С древности идея власти ассоциировалась с идеей порядка. Но уже тогда было замечено, что власть склонна впадать в произвол. Предлагались разные способы борьбы с этим явлением: смешанная форма гос-ва (античный способ), разделение властей(средневековый способ), уничтожение власти (способ анархистов). Упорядочивание общественных отношений предполагает согласие подданных, которое тоже может утверждаться по разному (например, тоталитаризм), =>, упорядочивание нуждается в ценностном регуляторе – праве. Различают легальность (способность власти действовать в конституционных рамках, готовность взять на себя обязательства и выполнять их) и легитимность власти (большинство населения принимают ценности этой власти, признают ее право управлять и согласны ей подчиниться).
|
|
Территория, население, власть представляют собой содержательные хар-ристики любого гос-ва. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма гос-ва». Форма гос-ва – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму гос устройства и политический режим. Форма гос-ва – это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Элементы формы гос-ва:
1) Форма правления
2) форма гос устройства
3) гос (политический) режим
1)форма правления – способ организации и формирования верховной государственной власти; хар-ризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.
Различают 2 основные группы: монархии и республики.
2)Форма гос устройства – способ территориальной организации власти; отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в целом и его составными территориальными единицами; по форме гос устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные гос-ва.
|
|
Гос-ва: унитарные и федеративные.
Конфедерация – форма союза суверенных государств; временный союз суверенных государств, добровольно объединившихся для достижения какой-либо цели. Отсутствует общий государственный аппарат, общее законодательство.
Унитарное гос-во – простое, единое, суверенное гос-во, на всей территории которого действует одна Конституция и единые органы власти. Унитарные гос-ва: централизованные (все местные органы власти подчиняются и назначаются центром) и децентрализованные (выбираются населением, имеют некоторые функции гос-ва; например, Испания).
Федерация – сложное, единое, суверенное союзное гос-во, объединяющее несколько территориальных и национальных территориальных образований, обладающих самостоятельным государственно-правовым статусом и имеющих свои системы органов государственной власти и свое законодательство. По способу возникновения федерации бывают: договорные федерации, конституционные федерации, договорно-конституционные федерации. По принципу построения: территориальные федерации, национально-территориальные федерации. По хар-ру взаимоотношений между центром и субъектами федерации: симметричные федерации и асимметричные федерации.
Содружество – квази конфедерация.
3)Гос (политический режим) – способы, методы осуществления государственной власти; представляет собой систему методов, способов и средств осуществления гос власти. Распространено деление на: демократические и антидемократические. Но не все авторы согласны с таким делением: например, Нерсесянц делит на: либеральные и авторитарные режимы (тоталитарные).