Основные направления внутренней и внешней политики ВКЛ. Имажинизм(от фр. и англ. image – образ) – литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной

02.03.2013

23.02.2013

Имажинизм(от фр. и англ. image – образ) – литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. К группе поэтов-имажинистов принадлежал Есенин.

Основная задач имажинизма – сосредоточиться на образах, составляющих первозданную стихию поэзии. Имажинисты выдвигают требование: «Быт надо идеализировать и романтизировать». Имажинизм унаследовал от футуризма стремление к скандальным, эпатирующим выступлениям и программным акциям. В числе акций имажинистов были роспись стен Страстного монастыря богохульными надписями, «переименование» московских улиц (табличка «Тверская» менялась на «Есенинская») и проч. По мнению имажинистов, культурная революция не совпадает с революцией социальной. «Скандал был одним из легальных способов протеста и саморекламы», – писал один из имажинистов Шершеневич.

Акмеизм (от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) – литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России.

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н.Гумилев.Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Зенкевич,В.Нарбут.

Программа акмеизма включала два основных положения: 1) конкретность, вещность, 2)совершенствование поэтического мастерства.

Главным отличием акмеизма Гумилев предлагал считать признание «самоценности каждого явления» – надо сделать явления материального мира более ощутимыми, даже грубыми, высвободив их из-под власти туманных видений.

В поэзии Н.Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева – путь воина, первооткрывателя. Муза, вдохновляющая стихотворца – Муза Дальних Странствий. Путешествия в стихах Н.Гумилева несли впечатления от конкретных экспедиций поэта в Африку и, в то же время, перекликались с символическими странствиями в «мирах иных».

Иной характер носил акмеизм А.Ахматовой, лишённый тяготения к экзотическим сюжетам и пёстрой образности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй. В изящно обрисованных деталях Ахматова давала сложность и психологическое богатство, свойственное русским романам 19 века.

О.Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма. Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным теплом»: человек окружался не безличными предметами, а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст.

Акмеизм сильно повлиял на развитие русской поэзии в эмиграции. Лучшие поэты русской эмиграции развивали акмеистические принципы: сдержанность, приглушённость интонации, аскетизм, тонкая ирония. Значительное воздействие акмеизм оказал и на авторскую песню.

Литература первой половины 20 века

Первые бурные годы после 1917 г., были революционным периодом развития искусства в Советском Союзе. Борьба в основном развёртывалась между теми, кто примыкал к великой литературной традиции реализма 19 в., и глашатаями новой пролетарской культуры. Новаторство особенно приветствовалось в поэзии. Футуристическая поэзия В.В.Маяковского и его последователей, вдохновлявшаяся «социальным заказом», т.е. повседневной классовой борьбой, представляла собой полнейший разрыв с традицией.

Некоторые произведения послереволюционной прозы создавались в духе реализма 19 в. В большинстве произведений описывалась кровопролитная Гражданская война. Преобладающей темой в ранней прозе «попутчиков революции» была трагическая борьба между тягой к новому и приверженностью к старому. Связь с писателями прошлого чувствуется в монументальной трилогии А.Н.Толстого Хождение по мукам (1922–1941), изображающей дореволюционную, революционную и послереволюционную Россию.

В условиях отсутствия политической цензуры в первые годы советской власти многое позволялось писателям-сатирикам, которые всячески осмеивали новый режим, как, например, Ю.К.Олеша, В.П.Катаев и крупнейший сатирик советской эпохи М.М.Зощенко.

Появилось неимоверное количество производственной прозы, поэзии и драматургии о коллективизации. Лучшим из них является «Поднятая целина» (1932) М.А.Шолохова, главные герои которого – Давыдов и Нагульнов – глубокие образ, наделённые человеческим обаянием. Роман «Тихий Дон» (1928–1940) М.Шолохова был признан классическим произведением советской литературы и удостоен Нобелевской премии 1965. Это широкая эпическая панорама событий войны, революции и братоубийственных раздоров, завершающихся покорением казаков Красной Армией.

Произведением, которое имело огромный успех, был автобиографический роман Н.А.Островского «Как закалялась сталь » (1934). Его герой Павел Корчагин стал образцом положительного героя.

Лучшим из исторических романов того времени был «Петр I» (1929–1945) А.Н.Толстого.

Сразу же после немецкого вторжения в 1941 литература была мобилизована на поддержку воюющей страны. Творчество тех лет было по большей части недолговечным, но некоторые произведения талантливых писателей обладали выдающимися художественными достоинствами. Б.Пастернак, К.Симонов и О.Берггольц создали прекрасные образцы лирики. Было опубликовано несколько впечатляющих повествовательных поэм о войне. Одно из самых выдающихся – поэма «Василий Теркин» (1941–1945) А.Твардовского с образом русского солдата, ставшего легендарным.

Наиболее примечательными произведениями художественной прозы являются «Дни и ночи» (1944) К.Симонова и «Молодая гвардия» (1945) А.Фадеева.

Бунин Иван Алексеевич (1870–1953).

Родился в Воронеже в старинной, обедневшей дворянской семье. «Род этот, – писал Бунин в Автобиографической заметке (1915), – дал замечательную женщину начала прошлого века, поэтессу А.П.Бунину, и поэта В.А.Жуковского (незаконного сына А.И.Бунина); в некотором родстве мы с братьями Киреевскими, Гротами, Юшковыми, Воейковыми, Булгаковыми, Соймоновыми». Отец будущего писателя, сумасбродный помещик Орловской и Тульской губерний, разорившийся из-за пристрастия к вину и картам, в юности участвовал в Крымской войне 1853–1856 и там встречался с Л.Толстым. Мать происходила из княжеского рода. Неслучайно для дореволюционного читателя имя Бунина связывалось прежде всего с темой гибнущих дворянских гнёзд, а барское начало в его сочинениях явственно ощущалось чуткими к сословному духу писателями-разночинцами.

Первые стихи начал писать 7–8 лет, подражая Пушкину и Лермонтову. В 1890-е Бунин пережил серьёзное искушение толстовством. С толстовским наследием прозу Бунина связывал вопрос о родстве человека с природой, влечение к вечным загадкам существования, к человеку перед лицом смерти. От Чехова проза Бунина унаследовала лаконичность письма, умение различить драматическое в мелком и будничном, максимальную смысловую насыщенность.

В 1909 г. Бунина избирают почетным академиком Российской академии наук.

Первая мировая война была воспринята Буниным как величайшее потрясение и предзнаменование крушения России. С резкой враждебностью встретил он и Февральскую революцию, и Октябрьскую, запечатлев свои впечатления от этих событий в дневнике-памфлете Окаянные дни (опубл. в 1935, Берлин). Писатель вдумывается в национальные истоки русской катастрофы, вглядывается в большевиков – «демонов» 20 века. В январе 1920 Бунин навсегда покидает Россию и поселяется в Париже.

Томительная боль разлуки с Родиной и упрямое нежелание смириться с неизбежностью этой разлуки парадоксальным образом приводят к расцвету творчества Бунина периода эмиграции. Его мастерство достигает предельной филигранности. Почти все произведения этих лет – о былой России. В 1943 писатель издает вершинную книгу своей малой прозы, сборник рассказов «Тёмные аллеи». «Все рассказы этой книги только о любви, о ее „тёмных” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», – сказал Бунин в одном из писем. Любовь в прозе Бунина – загадочная и несовместимая с жизнью стихия. Типичный бунинский финал любовного сюжета – гибель одного из героев.

В 1933 г. Бунин стал первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе – «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».

Последние годы жизни Бунина, внутренне одинокого, желчного и пристрастного человека, были проникнуты желанием осудить всё, что ему представляется чуждым (книга Воспоминания, 1950).

Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Горький Максим (наст. имя – Алексей Максимович Пешков, 1868–1936).

Родился в Нижнем Новгороде. В девятилетнем возрасте осиротел, и решающее влияние на него оказала бабушка, мастерица рассказывать сказки. Неудачная попытка поступить в Казанский университет, смерть бабушки, безответная любовь, нищета привели его к попытке самоубийства 25 декабря 1887 г.

Пять с лишним лет Горький пешком странствовал по России, накапливая впечатления, позднее питавшие его творчество. В этот первый период он описывал общественные неурядицы, создавая образы протестующих героев, не находящих себе места в жизни.

Раннее творчество М.Горького неоромантично. Его персонажами были по большей части бродяги, проститутки, воры (Челкаш, Однажды осенью, На плотах, Супруги Орловы и Двадцать шесть и одна; романы Фома Гордеев и Трое; пьесы Мещане и На дне).

Второй период творчества, отмеченный тесным сотрудничеством с революционными организациями, отчетливее всего отразился в романе Мать (1907).

Горький написал ряд превосходных автобиографических произведений, наиболее значительные из них – Детство, В людях, Мои университеты.

В последние годы жизни написаны грандиозный (незаконченный) роман-эпопею Жизнь Клима Самгина.

Своими вдохновенными революционными стихами «Песня о Буревестнике» и «Песня о Соколе» Горький заслужил репутацию «Певца российской революции».

Один самых известных рассказов Горького – «Старуха Изергиль». Как писал сам писатель, он вряд ли что-нибудь написал так «красиво и стройно», как этот рассказ. Кроме знаменитых контрастных образов индивидуалиста Ларры и героя Данко, светом своего сердца осветившего путь людям, в рассказе намечен конфликт «обыкновенного» персонажа и «героя». Обыкновенный человек, даже положительный, зависит от обстоятельств и в критические минуты покоряется им, а герой способен не только противостоять обстоятельствам, но и разрушить их, выстроить новые условия, пусть даже ценой собственной жизни. Образ человека, наступившего ногой на горячее сердце Данко, заставляет вспомнить героя чеховского рассказа «Человек в футляре» и указывает на то, что подвиг Данко – подвиг одиночки, пока ещё не понятый и не оценённый людьми, но всё же прекрасный. Превратив сердце в искры, Горький возвращает нас к декабристскому образу «пламени», которое «возгорится» и поможет России возродиться («Из искры возгорится пламя, Россия вспрянет ото сна»).

Язык Горького очень яркий, живописный. Конфликт строится на контрасте сильных, независимых характеров с унылым, прозаическим и безрадостным существованием. Горький создал образ революции не только как грозной, всеочищающей бури, но и как сплочённой, организованной и мощной народной силы, мобилизующей человека на творческую, активную жизнь. В его пьесе «Мещане» впервые появился герой-рабочий (Нил), в котором проявились черты исконного народного характера – простого, весёлого, уверенного, с радостью идущего по жизни молодого человека.

Основной пафос творчества Горького – показать, что человек – это «гордое», «прекрасное» существо, что он способен изменить скучную и серую среду, должен любить жизнь, верить в свои силы и бороться за справедливую и счастливую жизнь.

Художник слова, социалист и романтический реалист, посредник между двумя мирами, Горький является связующим звеном между старой и новой Россией.

Одна из огромных заслуг Горького – его работа по организации лучших творческих сил России для создания различных изданий, серий, школы переводчиков и т.д. При участии Горького начали выходить поэтические сборники серии «Библиотека поэзии», «Литературные памятники», «Всемирная литература» и др.

Горький умер (есть версия, что он был отравлен) в Горках, под Москвой, 18 июня 1936, когда Сталин готовил московские показательные процессы, обвиняемыми на которых должны были стать многие старые друзья Горького.

Блок Александр Александрович (1880–1921).

Сын профессора-юриста, с которым мать Блока разошлась вскоре после рождения поэта. Воспитывался в семье своего деда А.Н.Бекетова, ботаника, ректора Петербургского университета.

Высокие идеалы, которыми жила семья Бекетовых, особенно органично воплотились в матери поэта, до конца дней оставшейся самым близким ему человеком. В подмосковном имении Шахматово, где семья проводила летние месяцы, Блоку впервые открылась красота русской природы. Пейзажи этих мест узнаются в многочисленных стихотворениях Блока.

Летом 1898 Блок знакомится со своей будущей женой Л.Д.Менделеевой (1881–1939), дочерью выдающегося химика, создателя знаменитой «таблицы» Д.И. Менделеевым. Любовь Дмитриевна стала главной героиней лирики первого периода творчества, составившей книгу Стихи о Прекрасной Даме (1904).

Блок сближается с Вл.С.Соловьева, философия которого на несколько лет овладела всем существом молодого поэта. Идеи Соловьева лежат в основании художественной концепции русского символизма.

Отход от символизма начался у Блока со времени революции 1905–1907 в России, воспринятой им как «весёлое время», знамение великих духовных перемен.

Октябрьские события он воспринял как взрыв очистительной стихии, испытав в январе 1918 недолгий творческий подъем, который увенчан поэмами «Двенадцать» и «Скифы». Обе они говорят о «мировом пожаре», о «крушении старого мира», воспринятом как возмездие за его нравственное и социальное зло. Над разбушевавшимся океаном революции поэту видится заря новой «прекрасной жизни». Христос идёт по заснеженному Петрограду во главе отряда красногвардейцев – образ, которого не могла простить Блоку антибольшевистски настроенная интеллигентская среда, объявившая ему после выхода Двенадцати бойкот.

Последним заметным выступлением Блока стала его речь О назначении поэта, произнесённая на вечере памяти Пушкина в феврале 1921. Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает.

Есенин Сергей Александрович (1895–1925).

Родился в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина.

Поэтический язык своеобразен и тонок, метафоры неожиданны и выразительны, автор воспринимает природу живой и одухотворённой.

Особая простота его стихов в совокупности с «прожигающими» душу образами, трогательная непосредственность «деревенского паренька», а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих завораживающее действие.

Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Очень скоро настроение приподнятости и надежд сменяется растерянностью, недоумением перед происходящим.

В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы – имажинистов.

Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить придают лирике Есенина трагические настроения. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мёртвая жизнь.

Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком. Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он «разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки. В это время Есенин уже сильно пьёт, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни (цикл Москва кабацкая).

Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать – еще трагичнее. В 1925 Есенин пишет поэму Черный человек – страшную в своей горечи, отчаянии, неприятии собственной судьбы и страны, в которой он жил.

В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. 27 декабря пишет собственной кровью свое последнее, предсмертное стихотворение: До свиданья, друг мой, до свиданья, Милый мой, ты у меня в груди... В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. А в ночь с 27 на 28 декабря, по словам поэта В.Ходасевича, «он обернул вокруг своей шеи верёвку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь».

Маяковский Владимир Владимирович (1893–1930).

Родился в селе Багдади Кутаисской губернии, в семье лесничего. И отец, и мать Маяковского были потомственными дворянами. Увлекшись идеями социал-демократии, вступает в 1908 в РСДРП и принимает участие в подпольной работе. Маяковский трижды арестовывался, но в конце концов был отпущен на поруки матери, после чего вышел из рядов коммунистической партии и, вопреки распространённому мнению, впоследствии в неё не вступал.

С конца 1912-начала 1923 гг. Маяковский принимает участие в художественных выставках современного искусства, выступает с чтением своих стихов, участвует в публичных выступлениях.

Маяковский участвовал в написании манифеста, в котором были призывы «сбросить Толстого, Достоевского, Пушкина с парохода современности».

Маяковский вместе с Бурлюком, В.Каменским и другими членами группы кубофутуристов активно участвует в «футуристических турне» по России – коллективных выступлениях с лекциями и чтением стихов. В выступлениях были сильны элементы театрализации, эпатажа (вызывающая манера поведения, необычные одежда, грим).

Поэма Облако в штанах (1914–1915) – крупнейшее произведение Маяковского 1910-х. Автор так определял содержание поэмы: «долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой ваш строй, долой вашу религию …». Большую роль в поэме играет образ лирического героя, в котором подчеркивается его молодость, красота, физическое и душевное здоровье (иду красивый, двадцатидвухлетний). Образ поэта приобретает вселенский масштаб.

В 1915 Маяковский знакомится с семьей Л. и О.Бриков. Лилия. Брик стала адресатом множества стихов и поэм Маяковского.

Поэт приветствует не просто социальный переворот, а обновление мироздания в целом, а значит, и искусства. Он надеется, что новая власть предоставит футуристам исключительные права.

С 1923 практически во всех произведениях Маяковского применяется приём графической организации стиха, с которым творчество поэта ассоциируется у большинства читателей, – разбивка строк на осмысленные фрагменты «лесенкой». Сам Маяковский объясняет появление «лесенки» необходимостью передать особенности интонации, звучания стиха для «среднего» читателя.

В 1919–1922 Маяковский сотрудничал как художник и автор текстов, а затем и руководил мастерской по изготовлению так называемых «Окон РОСТА» (Российского телеграфного агентства) – плакатов, предназначенных для вывешивания в витринах пустующих магазинов и отражающих злободневные политические и военные события. С приходом Маяковского «Окна РОСТА» приобрели структуру, напоминающую современный комикс: серия рисунков, отображающая последовательно развивающиеся события, с краткими стихотворными подписями. Попытки сделать тексты более доступными малограмотному и малообразованному читателю обусловили обращение к стилизации под фольклор.

С 1922 Маяковский активно участвовал в деятельности художественной группы Леф (Левый Фронт Искусств). В группу входили Маяковский, Б.Пастернак, С.Эйзештейн, Дзига Вертов, А.Родченко и др. Кратко художественную программу Лефа можно определить как непосредственное отображение действительности: вместо «литературы вымысла» – «литература факта», вместо игрового кино – документальное, вместо живописи – фотография и т.д.

В 1920-х активно работал (в сотрудничестве с А.Родченко) над рекламой и дизайном упаковки (трест «Моссельпром», «Резинотрест», ГУМ и др.; Серебряная медаль и диплом Выставки декоративно-прикладного искусства в Париже, 1925).

Самые значительные поэмы Маяковского – Владимир Ильич Ленин (1924) и Хорошо! (1927). В них Маяковский вводит в них в качестве персонажа самсого себя.

В марте 1930 Маяковский организовал ретроспективную выставку «20 лет работы», на которой были представлены все области его деятельности. Выставку игнорировали и партийное руководство, и бывшие коллеги по Лефу.

Неуспех выставки; провал спектакля по пьесе Баня в театре Мейерхольда, разгромные статьи в прессе; неудачи в личной жизни (любовная лодка разбилась о быт) стали причиной того, что 14 апреля 1930 Маяковский покончил с собой (всё чаще думаю: не поставить ли точку пули в своём конце).

Гумилёв Николай Степанович (1886–1921).

Основатель литературного течения акмеизма. Учился в Санкт-Петербургском университете и в Сорбонне; в литературе дебютировал как символист и ученик В.Я. Брюсова. Однако неопределённость эстетической программы символизма разочаровала Гумилева, он искал ясности, точности и употребления слов в их прямых, а не переносных значениях. Он первым ввёл в русскую поэзию экзотические темы. В 1910 Гумилев был принят в редакцию журнала «Аполлон» в качестве обозревателя отдела поэзии.

В 1912 Гумилев организовал поэтическую группу акмеистов, куда входили его жена Анна Ахматова, О.Э.Мандельштам и другие. В Первую мировую войну пошел на фронт добровольцем, участвовал в боевых действиях, был дважды награждён за храбрость и получил офицерское звание. Приверженец монархии, Гумилев не принял большевистский переворот 1917, однако эмигрировать отказался. В 1921 был обвинен в причастности к заговору против советской власти и расстрелян 25 августа 1921.

Первый сборник стихов Гумилева Путь конкистадоров (1905) был опубликован еще в студенческие годы. За ним последовали Романтические цветы (1908), Жемчуга (1910), Чужое небо (1912), Колчан (1916), Костер (1918), Огненный столп и Шатер (оба 1921). Он был первоклассным переводчиком и опубликовал полный стихотворный перевод книги Т.Готье Эмали и камеи (1914), названный «чудом перевоплощения». В прозе проявил себя великолепным стилистом, сборник его рассказов Тень пальмы был опубликован посмертно в 1922.

Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия Горенко, 1889–1966).

Родилась в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота А.А.Горенко. Со стороны матери И.Э.Стоговой А.Ахматова состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной – первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала свой псевдоним.

Детство и отрочество Ахматовой прошли в Царском селе – городке юного Пушкина. Поступила на юридический факультет Высших женских курсов, где выучила латынь, позволившую ей впоследствии свободно овладеть итальянским языком.

Николай Гумилев ввел Ахматову в литературно-художественную среду Петербурга, в которой ее имя рано обрело значимость. Популярной стала не только поэтическая манера Ахматовой, но и ее облик: она поражала современников своей царственностью, величавостью, ей, как королеве, оказывали особые знаки внимания. Внешность Ахматовой вдохновляла художников: А.Модильяни, Н.Альтмана, К.Петрова-Водкина, З.Серебрякову, А.Данько, Н.Тырсу, А.Тышлера.

Ахматова «первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично», – писал об Ахматовой К.Чуковский. Изящество и хрупкая женственность сочетались в поэзии Ахматовой с не по-женски мужественным принятием страдания.

После ухода в 1914 Н.Гумилева на фронт скорбь все сильнее овладевала Ахматовой, неслучайно её облик воспринимался современниками как олицетворение печали, страдания.

Дальнейший путь Ахматовой – путь тяжких потерь и испытаний. В 1918 началась массовая эмиграция: один за другим покидали Россию близкие Ахматовой люди. Выбор Ахматовой был иным – она осталась в «глухой и грешной» России. Среди оставшихся в России близких Ахматовой людей практически все пополнили список жертв сталинского террора. Николай Гумилев был расстрелял в 1921 по сфабрикованному обвинению в причастности к контрреволюционному заговору. Место его захоронения было неизвестно. Единственный сын Ахматовой Лев Гумилев трижды арестовывался.

С 1923 по 1935 Ахматова почти не создает стихов, с 1924 ее перестают печатать – начинается её травля в критике. В годы вынужденного безмолвия Ахматова занималась переводами, изучала сочинения и жизнь Пушкина, архитектуру Петербурга. От многих современников Ахматову отличала редкая способность не поддаваться массовому гипнозу власти, иллюзиям культа личности.

Реквием занимает особое место в ряду антитоталитарных произведений. В Реквиеме факты личной биографии Ахматовой обретали грандиозность библейских сцен. Реквием – памятник России, превращённой в тюремную очередь, в центре цикла – страдание матери, плач по безвинно погибшим. Ахматова выражала вековое сознание русской женщины – скорбящей, охраняющей, оплакивающей.

В 1939 имя Ахматовой было на 7 лет возвращено в литературу. На приеме в честь награждения писателей Сталин спросил об Ахматовой, стихи которой любила его дочь Светлана: «А где Ахматова? Почему ничего не пишет?». Ахматова была принята в Союз писателей, ею заинтересовались издательства.

Война застала Ахматову в Ленинграде. Вместе с соседями она рыла щели в Шереметьевском саду, дежурила у ворот Фонтанного дома, красила огнеупорной известью балки на чердаке дворца, видела «похороны» статуй в Летнем саду. Стихотворение Ахматовой Мужество было напечатано в «Правде» и затем многократно перепечатывалось, став символом сопротивления и бесстрашия. В 1943 Ахматова получила медаль «За оборону Ленинграда».

В апреле 1946 в Ахматова выступала в Колонном зале Дома союзов. Ее появление на сцене вызвало овацию, продолжавшуюся 15 минут. Публика аплодировала стоя. Ахматова не просто была возвращена в литературу – она олицетворяла спасенное от плена русское слово, несгибаемый русский дух. Оплаченная миллионами жизней Победа вселяла в людей надежду на начало новой страницы в истории страны.

Вместе с тем, послевоенная передышка заканчивалась: за «летом иллюзий» последовало Постановление ЦК ВКП (б) О журналах «Звезда» и «Ленинград». Постановление знаменовало собой «завинчивание гаек» и «осаждение» интеллигенции, почувствовавшей в годы войны намёк на духовную свободу. Доклад по данному постановлению делал секретарь ЦК А.Жданов, в качестве жертв были выбраны М.Зощенко и А.Ахматова. Исключенная из Союза Писателей, она была лишена продовольственных карточек. В её комнате было установлено прослушивающее устройство, неоднократно устраивались обыски. Постановление вошло в школьную программу, и несколько поколений ещё на школьной скамье усваивали, что Ахматова «не то монахиня, не то блудница». В 1949 вновь арестовали Льва Гумилева, прошедшего войну и дошедшего до Берлина. Чтобы вызволить сына из сталинского застенка, Ахматова написала цикл восхваляющих Сталина стихов Слава миру (1950). Подобные панегирики были в чести и искренне создавались многими, в том числе и талантливыми поэтами –К.Симоновым, А.Твардовским, О.Берггольц. Ахматовой же пришлось переступить через себя. Жертву Ахматовой Сталин не принял: Лев Гумилев вышел на свободу только в 1956.

Последние годы жизни Ахматовой после возвращения из заключения сына были относительно благополучными. Ахматова, никогда не имевшая собственного пристанища и все свои стихи написавшая «на краешке подоконника», наконец-то получила жилье.

В течение двадцати двух лет Ахматова работала над итоговым произведением – Поэмой без героя. Главное действующее лицо поэмы – время, оттого она и остается без героя.

Кончина Ахматовой в Москве, отпевание её в Петербурге и похороны в посёлке Комарово вызвали многочисленные отклики в России и за рубежом. «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, – откликнулся на смерть Ахматовой Н.Струве, – с ним завершила свой круг неповторимая русская культура».

Мандельштам Осип Эмильевич (1891–1938).

Старинный еврейский род Мандельштамов со времён иудейского просвещения 18 в. дал миру известных раввинов, физиков и врачей, переводчиков Библии и историков литературы. Мать поэта находилась в родстве с известным литературоведом С.А.Венгеровым, была музыкантшей и ценителем русской классической словесности.

Мандельштам обучается в Тенишевском коммерческом училище – одном из лучших учебных заведений тогдашней России, которое несколько позднее окончил Вл.Набоков.Здесь царила особая, интеллигентская, аскетическая атмосфера, культивировались возвышенные идеалы политической свободы и гражданского долга.

Вместе с Гумилёвым, Ахматовой входил в организацию акмеистов. Исходной предпосылкой эстетики Мандельштама служила память о поэтических текстах прошедших эпох и их узнавание в цитатах. Мандельштам всегда стремился своё поэтическое существование сличить с неизгладимым следом, оставленным его великими предшественниками. В поэзии Мандельштама смысловой потенциал приобретает значение благодаря скрытым цитатам-загадкам.

В начале 1920-х Мандельштама несколько раз арестовывают по подозрению в шпионаже.

Мандельштам переживается расстрел Гумилева в 1921 как личную трагедию. Всё чаще в поэзии Мандельштама возникает образ «человеческих губ, которым больше нечего сказать». Параллельно в тематику мандельштамовских стихов входит зловещий образ безжалостного «века-Зверя». Поэт всё более ощущает себя затравленным зверем и, наконец, решается на гражданский поступок: в ноябре 1933 пишет стихи против Сталина Мы живем, под собою не чуя страны... Стихи быстро получили известность, разошлись в списках по рукам, заучивались наизусть. Участь Мандельштама была предрешена: 13 мая 1934 следует арест. Однако приговор оказался сравнительно мягким. Вместо расстрела или хотя бы лагеря – высылка и скорое разрешение переехать в Воронеж. Однако в мае 1938 следует новый арест. Поэта отправляют по этапу на Дальний Восток. 27 декабря 1938 в пересылочном лагере «Вторая речка» под Владивостоком доведённый до грани безумия Мандельштам умирает.

Наследие О.Э.Мандельштама, спасённое от уничтожения его вдовой, с начала 1960-х начинает активно входить в культурный обиход интеллигенции эпохи «оттепели». Вскоре имя поэта становится паролем для тех, кто хранил или пытался восстановить память русской культуры, оно осознаётся как знак не только художественных, но и нравственных ценностей.

Цветаева Марина Ивановна (1892–1941).

Отец – филолог-классик, профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета, был хранителем отделения изящных искусств и классических древностей в Московском Публичном и в Румянцевском музеях. В 1912 по его инициативе в Москве был открыт Музей Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). В отце Цветаева ценила преданность собственным стремлениям и подвижнический труд, которые, как утверждала, унаследовала именно от него. Матьа умерла когда Марина была ещё юной девушкой. К памяти матери Цветаева сохранила восторженное преклонение. Тем не менее, Цветаева ощущала себя в родительском доме одиноко и отчуждённо. Она жила в мире прочитанных книг, возвышенных романтических образов.

Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость и нежелание соответствовать социальной роли «литератора». Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение.

Позже дневниковость и исповедальность раннего творчества сменяются «ролевой» лирикой, в которой вместо авторского «я» появляются «двойники»: Кармен, Марина Мнишек.

Постепенно в поэтический мир Цветаевой проникают страшные и трагические темы, а лирическая героиня наделяется 1)чертами святости, сравнивается с Богородицей и 2)чертами демоническими, тёмными, именуется «чернокнижницей». Складывается индивидуальная поэтическая символика Цветаевой, её «личная мифология».

Муж Цветаевой Сергей Эфрон встал на сторону Временного правительства и участвовал в московских боях, обороняя Кремль от красногвардейцев.

В голодной и нищей Москве в 1917–1920 Цветаева пишет стихи, воспевающие жертвенный подвиг Белой армии. Цветаева публично и дерзко читала эти стихотворения в большевистской Москве.

В 1920 умерла младшая дочь Ирина. В 1922 вместе с дочерью Алей покинула родину и уехала к мужу в Прагу. В 1925 у неё родился долгожданный сын. Цветаева его обожала. Стремление сделать всё возможное для счастья и благополучия сына воспринимались взрослевшим сыном отчуждённо и эгоистично; вольно и невольно он сыграл трагическую роль в судьбе матери.

Последние годы, проведённые на родине, и первые годы эмиграции отмечены новыми чертами в осмыслении Цветаевой соотношения поэзии и действительности. Действительность и историю она воспринимает теперь чуждыми, враждебными поэзии. В 1930-х Цветаева испытала глубокий творческий кризис. Она почти перестала писать стихи. Отношения в семье тоже складывались тяжело. В 1939 Цветаева с семьёй вернулась на родину. Вскоре муж С.Эфрон и дочь Ариадна были арестованы. С.Эфрон позднее был расстрелян. С этого времени Цветаеву постоянно посещали мысли о самоубийстве. Подготовленный ею в 1940 сборник стихов напечатан не был. После начала Великой Отечественной войны Цветаева с сыном эвакуировались в небольшой городок Елабугу. Работу Цветаева найти не смогла. Произошла ссора с сыном. 31 августа 1941 г. Цветаева повесилась. Точное место ее захоронения неизвестно.

Платонов Андрей Платонович (1899–1951, настоящая фамилия Климентов).

Родился в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. Впечатления нелегкого, полного взрослых забот детства отразились в рассказе Семен (1927). Сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т.п., о чем написал в ранних рассказах. По словам Платонова, жизнь превратила его из ребёнка во взрослого человека, «лишая юности».

С детства проявился в Платонове интерес к машинам и механизмам. Выступал в печати с многочисленными статьями о мелиорации и электрификации, в которых видел возможность «бескровной революции», коренного изменения к лучшему народной жизни.

Чевенгур стал не только самым большим по объёму произведением Платонова, но и важной вехой в его творчестве. Писатель довёл до абсурда идеи коммунистического переустройства жизни, владевшие им в молодости, показав их трагическую неосуществимость. Его герои чувствуют своё сиротство, свою разъединенность с «душой мира».

Переустройство жизни является центральной темой повести Котлован (1930, опубл. в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР), действие которой происходит во время первой пятилетки. Стройка социализма вызывает ассоциации с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни. В Котловане воплощён традиционный для Платонова мотив странствия, во время которого человек постигает истину.

Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Отечественной войны, когда он работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему. После того как его рассказ Возвращение в 1946 подвергся идеологической критике, имя Платонова было вычеркнуто из советской литературы. Написанный в 1930-е годы роман Счастливая Москва был обнаружен только в 1990-е годы. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями.

Ильф Илья Арнольдович (наст. фамилия Файнзильберг, 1897–1937).

Петров Евгений Петрович (наст. фамилия Катаев, 1903–1942).

Петров – младший брат Валентина Катаева, прототип Павлика Бачея в романе В.Катаева «Белеет парус одинокий» (трилогия Волны Черного моря).

В 1927 г. с совместной работы над романом «Двенадцать стульев» началось творческое содружество Ильфа и Петрова. Сюжетная основа романа была подсказана Катаевым, которому авторы посвятили это произведение. В воспоминаниях об Ильфе Петров впоследствии писал: «Мы быстро сошлись на том, что сюжет со стульями не должен быть основой романа, а только причиной, поводом к тому, чтобы показать жизнь». Это в полной мере удалось соавторам: их произведения стали ярчайшей «энциклопедией советской жизни» конца 1920-х – начала 1930-х годов.

Остап Бендер первоначально был задуман как второстепенный персонаж. Для него у Ильфа и Петрова была заготовлена только фраза Ключ от квартиры, где деньги лежат. Впоследствии, как и множество других фраз из романов об Остапе Бендере (Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!; Знойная женщина – мечта поэта; Утром деньги – вечером стулья; Не буди во мне зверя и др.), она стала крылатой. По воспоминаниям Петрова, «Бендер стал постепенно выпирать из приготовленных для него рамок, скоро мы уже не могли с ним сладить. К концу романа мы обращались с ним, как с живым человеком, и часто сердились на него за нахальство, с которым он пролезал в каждую главу».

Ильф и Петров начали работать над продолжением романа. Для этого им пришлось «воскресить» Остапа Бендера, зарезанного в финале Двенадцати стульев Кисой Воробьяниновым. Новый роман «Золотой теленок» был опубликован в 1931 г.

После выхода Золотого теленка дилогия стала необыкновенно популярной не только в СССР, но и за границей. Даже В.В.Набоков, презрительно отзывавшийся о советской литературе, отметил поразительную одаренность Ильфа и Петрова и назвал их произведения «совершенно первоклассными».

В обоих романах Ильф и Петров пародировали советскую действительность – её идеологические штампы (Пиво отпускается только членам профсоюза). Предметом пародии стали спектакли Мейерхольда и даже переписка Ф.М.Достоевского с женой (письма отца Фёдора). Это дало основания некоторым представителям первой русской эмиграции назвать романы Ильфа и Петрова пасквилем на русскую интеллигенцию. В 1948 г. секретариат Союза писателей постановил считать Двенадцать стульев и Золотой теленок клеветническими книгами.

Творческое сотрудничество писателей прервала смерть Ильфа в Москве 13 апреля 1937 г.

Во время Великой Отечественной войны Петров стал фронтовым корреспондентом. Погиб 2 июля 1942 в аэрокатастрофе, возвращаясь в Москву из Севастополя.

Хармс Даниил Иванович (наст. фамилия Ювачев, 1905–1942).

Его стихам свойственно игровое начало. Тяготение Хармса к драматической форме выразилось в диалогизации многих стихотворений. Глава супрематизма К.Малевичем подарил Хармсу свою книгу Бог не скинут с надписью «Идите и останавливайте прогресс».

В конце 1927 Олейников и Б.Житков организуют «Ассоциацию писателей детской литературы» и приглашают в неё Хармса. Он постоянно сотрудничает в детских журналах «Ёж», «Чиж», «Сверчок» и «Октябрята», у него выходит около 20 детских книг. Отношение к ним руководящей критики было однозначным – это было объявлено «поэзией классового врага».

В конце 1931 Хармс был арестован и сослан в Курск. Характер его творчества меняется. На месте лирического героя – затейника и заводилы – появляется рассказчик-наблюдатель, беспристрастный до цинизма. Фантастика и бытовой гротеск выявляют жестокую и бредовую несуразицу «непривлекательной действительности. Произведения проникнуты ощущением полной безысходности.

В августе 1941 Хармс был арестован за «пораженческие высказывания». Умер Хармс в 1942 г. в заключении от истощения.

Сочинения Хармса, даже напечатанные, пребывали в полном забвении до начала 1960-х годов, когда был издан сборник его тщательно отобранных детских стихотворений Игра (1962). После этого ему около 20 лет пытались присвоить облик весёлого чудака, массовика-затейника по детской части, совершенно не согласующийся с его «взрослыми» сочинениями. С 1978 в ФРГ публикуется его собрание сочинений, подготовленное на основе спасённых рукописей. К середине 1990-х гг. Хармс прочно занимает место одного из главных представителей русской художественной словесности 1920-1930-х годов, по сути дела противостоящей советской литературе.

Пастернак Борис Леонидович (1890–1960).

Мать будущего поэта Розалия Исидоровна Кауфман была замечательной пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Отец – Леонид Осипович Пастернак, знаменитый художник, иллюстрировавший произведения Льва Толстого, с которым был тесно дружен.

Дух творчества жил в квартире Пастернаков на правах главного, всеми боготворимого члена семьи. Здесь часто устраивались домашние концерты с участием Александра Скрябина, которого Пастернак обожал.

Наряду с Маяковским, Асеевым, Каменским, Пастернак входил в ЛЕФ («Левый фронт искусств»), провозгласивший создание нового революционного искусства, должного выполнять «социальный заказ», нести литературу в массы.

Пастернак воспевает простые и земные вещи: «огромность квартиры, наводящей грусть», «зимний день в сквозном проёме незадёрнутых гардин», «пронзительных иволог крик», «вседневное наше бессмертье».

С 1945 по 1955 годы рождается роман «Доктор Живаго», во многом автобиографическое повествование о судьбе русской интеллигенции в первой половине 20 в., особенно в годы Гражданской войны. Главный персонаж – Юрий Живаго – это лирический герой поэта Бориса Пастернака; он врач, но после его смерти остается тонкая книжка стихов, составившая заключительную часть романа.

Стихотворения Юрия Живаго, наряду с поздними стихотворениями из цикла Когда разгуляется (1956–1959) – венец творчества Пастернака, его завет. Слог их прост и прозрачен.

В 1956 Пастернак передал роман нескольким журналам и в Гослитиздат. В 1957 Доктор Живаго вышел по-итальянски. Спустя еще год роман увидел свет в Голландии – на сей раз по-русски.

В 1958 Пастернак был удостоен Нобелевской премии – «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». С этого момента началась травля писателя на государственном уровне. Вердикт партийного руководства гласил: «Присуждение награды за художественно убогое, злобное, исполненное ненависти к социализму произведение – это враждебный политический акт, направленный против Советского государства». Пастернака исключили из Союза советских писателей, что означало литературную и общественную смерть.

От почетной награды поэт вынужден был отказаться. В России Доктор Живаго был напечатал лишь в 1988, спустя почти 30 лет после смерти автора 30 мая 1960 в Переделкине.

Чуковский Корней Иванович (1882–1969, настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков).

Занимался самообразованием, изучил английский язык. С 1901 печатался в газете «Одесские новости», в 1903–1904 в качестве корреспондента этой газеты жил в Лондоне. По возвращении в Россию сотрудничал в журнале В.Я.Брюсова «Весы», затем организовал сатирический журнал «Сигнал», за публикацию материалов антиправительственного характера был приговорён к шестимесячному заключению. Приобрёл известность как литературный критик.

Чуковский – первый в России исследователь «массовой культуры». Творческие интересы Чуковского постоянно расширялись, его работа со временем приобретала всё более универсальный, энциклопедический характер. Поселившись в 1912 в финском местечке Куоккала, писатель поддерживал контакты со многими деятелями культуры: В.Г.Короленко, Л.Н.Андреевым, А.И.Куприным, В.В.Маяковским, И.Е.Репиным. Все они впоследствии стали персонажами его мемуарных книг и очерков, а домашний рукописный альманах Чукоккала, в котором оставили свои творческие автографы десятки знаменитостей – от Репина до А.И.Солженицына, – со временем превратился в бесценный культурный памятник.

Возглавив по приглашению М.Горького детский отдел издательства «Парус»,Чуковский и сам начал писать для детей. Крокодил (1916), Мойдодыр и Тараканище (1923), Муха-Цокотуха (1924), Бармалей (1925), Телефон (1926) – непревзойденные шедевры литературы «для маленьких» и вместе с тем полноценные поэтические тексты, в которых взрослые читатели обнаруживают и утонченные стилизационно-пародийные элементы, и тонкий подтекст.

Работа Чуковского в области детской литературы закономерно вывела его на изучение детского языка, первым исследователем которого он стал, выпустив в 1928 книгу От двух до пяти.

Как переводчик Чуковский открыл для русского читателя У.Уитмена, Р.Киплинга, О.Уайльда. Переводил М.Твена, Г.Честертона, О.Генри, А.К.Дойла, У.Шекспира, написал для детей пересказы произведений Д.Дефо, Р.Э.Распэ, Дж.Гринвуда. Получил почетное звание доктора литературы Оксфордского университета. Оставил уникальные Дневник и, которые вёл всю жизнь.

Шолохов Михаил Александрович (1905–1984).

Лауреат Нобелевской премии, депутат, лауреат Сталинской премии, академик, дважды Герой социалистического труда.

В разгар Гражданской войны стал очевидцем трагических событий на Дону: на его глазах разворачивались военные действия между белоказаками и красными, велась борьба казаков за независимость.

«Донские рассказы» (1926) – произведение о столкновении белоказаков с красными, о братоубийственной борьбе на Дону. В этих рассказах одержимость классовым насилием вела к отцеубийству (Бахчевик), сыноубийству (Родинка), смертельной вражде между братьями (Коловерть). «Наука ненависти» заставляла соседей убивать друг друга за горшок щей и крынку молока (Алешкино сердце). Шолохов не романтизировал насилие, не пел «Россию, кровью умытую», – он нёс в литературу суровую, жестокую правду о Гражданской войне. В его изображении классовая борьба – война своих против своих, она рассекает семьи, разделяет отцов и детей. Разрушение родственных связей, классовая «червоточина», разъедающая семью, – тема, которая перекочевала из Донских рассказов в Тихий Дон.

«Тихий Дон» пользовался оглушительным успехом у современников. Луначарский сравнил Шолохова с Львом Толстым, а Тихий Дон с Войной и миром. Вся Россия зачитывалась историей Григория и Аксиньи.

Первые две книги Тихого Дона (1925–1928) охватывали период Первой мировой войны, революцию 1917, становление Советской власти на Дону. Шолохов давал картину слома русской истории, описывал войну и мир, быт и сражение, судьбы исторических личностей и простых людей. Однако главным откровением Тихого Дона стал не эпический размах повествования, а обращение автора к судьбе человека, втянутого в кровавый круговорот истории.

Главный герой – Григорий Мелехов – личность незаурядная, казак с турецкой кровью, командир белой дивизии, а затем и красной конницы, получивший 14 ранений и полный комплект боевых наград. Григорий не определился в своей «классовой позиции», не сделал выбора между воюющими сторонами. Выходец из народной среды наделялся сложным психологическим складом, тягой к правдоискательству, неоднозначностью оценок.

Судьба Григория отражала не только его исключительность, но и всенародную трагедию жизни, крушение веками устоявшегося миропорядка. Своеобразные обычаи, особый быт, язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, – подлинная область художественного исследования автора. К концу романа почти все герои Шолохова погибают, Тихий Дон исчезает с лица земли. Григорий мечтает об одном – больше не участвовать в цепной реакции бессмысленных и бесконечных смертей, преступном насилии над действительностью. Скитания Григория имели в романе общечеловеческий итог: на пороге разорённого дома он держит на руках единственного сына – последнего, кто остался в живых из большой мелеховской семьи.

В начале 1930-х Шолохов оказался в районе «сплошной коллективизации», на его глазах погибала деревня, в запустение приходила когда-то богатейшая область. Шолохов написал Сталину об ужасах голода, избиениях и надругательствах, с помощью которых изымался хлеб. Сталин благосклонно отнёсся к письмам – ответил Шолохову письмом, телеграммами, прислал голодающим эшелон с зерном.

В 1960 Шолохов создаёт роман «Поднятая целина». Это роман в поддержку политики коллективизации на селе. Организатор и председатель колхоза на Дону в Поднятой целине – моряк Давыдов, приехавший обучать казаков земледелию.

Отправившись на фронт корреспондентом «Красной звезды» и «Правды», Шолохов попадает в авиакатастрофу и чудом остаётся в живых. На его глазах осколком снаряда была убита мать, разрушен дом в Вёшках.

23 июня 1942 – в годовщину вторжения фашистской Германии в СССР, Шолохов опубликовал в «Правде» статью Наука ненависти, в которой призвал «носить ненависть на кончиках штыков».

Роман Они сражались за родину посвящён суровой окопной жизни, солдатам разбитого полка, сражающегося на Дону, но книга осталась неоконченной.

В рассказе «Судьба человека» (1957) Шолохов касался полузапретной темы – судьбы военнопленных, которые из немецких лагерей отправлялись в лагеря «отечественные». Андрей Соколов изображён в рассказе человеком, сохраняющим в плену «русское достоинство и гордость». Вернувшись домой, герой усыновляет мальчика – сироту войны.

В 1965 Шолохов был удостоен Нобелевской премии. «Тихий Дон был причислен к классике 20 в., продолжающей гуманистические традиции великой русской литературы.

Симонов Константин Михайлович (1915–1979).

Поэтическая биография Симонова складывалась успешно и плодотворно. Симонов заявил о себе громко и сразу. На Халхин-Голе прошёл первую «обкатку» войной. Сложился фундамент военного писателя и журналиста, каким Симонов останется на всю жизнь: преклонение перед военным профессионализмом, уважение к храбрости врага, милосердие к поверженному, верность фронтовым друзьям, воинскому долгу, брезгливость к слабакам и нытикам, подчёркнутое гусарство по отношению к женщинам.

На Халхин-Голе в жизнь Симонова вошли люди, которым он остался верен до последних дней. Это в первую очередь молодой тогда, но уже легендарный Г.К.Жуков и редактор «Героической Красноармейской», а в Великую Отечественную – «Красной Звезды», Давид Ортенберг, ставшие впоследствии героями его воспоминаний и прототипами персонажей его прозы.

Пьеса Парень из нашего города, законченная накануне Великой Отечественной, на несколько десятилетий вошла в репертуар лучших отечественных театров.

С первых дней Отечественной войны Симонов находился на Западном фронте. Всю войну прошел в должности корреспондента «Красной звезды». Стал одним из лучших военных журналистов – ходил на подводной лодке в румынский тыл, с разведчиками – в норвежские фьорды, на Арабатской стрелке – в атаку с пехотой, видел всю войну от Чёрного до Баренцева моря, закончил её в Берлине, присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии и на всю жизнь остался военным писателем, летописцем и историком этой войны. Всегда помнил и очень часто повторял две на войне усвоенные максимы: что один человек всю войну знать не может и потому она всегда – у каждого своя, и что военный корреспондент – профессия трудная и опасная, но далеко не самая сложная и уж точно не самая опасная на войне.

На войне сложился и стиль жизни Симонова, основой которого стала работоспособность, собранность и целеустремленность. За четыре военных года – пять сборников очерков и рассказов, повесть Дни и ночи, пьесы Русские люди, Так и будет, дневники, которые впоследствии составили два тома его собрания сочинений, и, наконец, стихи, которых с февраля 1942, после того как в «Правде» было опубликовано стихотворение «Жди меня», ожидала буквально вся воюющая страна.

Феномен Жди меня, вырезаемого, перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла на фронт, феномен стихотворения, написанного в августа 1941 на чужой даче в Переделкино, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту – далёкой женщине (актрисе Валентине Серовой), выходит за рамки поэзии. Жди меня – молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же – опора этого моста. В нём предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны, если любит, если верит.

Победу двадцатидевятилетний Симонов встретил уже знаменитым писателем, лауреатом Сталинских премий, самым молодым из руководителей Союза Писателей, автором известных стихов, пьес, прозы, переводимой на разные языки.

Время войны было порою счастливого совпадения официальной идеологии и его собственного мировоззрения, собственных надежд и общей веры. Лучшее из написанного им за эти годы – роман Товарищи по оружию – предтеча его знаменитой военной трилогии.

Смерть Сталина совпала с переменами в личной и творческой жизни: Симонов разошелся с актрисой Валентиной Васильевной Серовой, женился на вдове поэта Семена Гудзенко Ларисе Жадовой, был снят с редакторства в «Новом мире» и в 1958 уехал в Ташкент собственным корреспондентом «Правды» по Средней Азии. Здесь, в относительной удалённости от политических и литературных баталий, он написал роман «Живые и мёртвые».

Героев своих Симонов посылает туда, где был сам, наделяет их своим военным опытом, своими впечатлениями. Отсюда возникает обманчивое ощущение автобиографичности самих героев. Проза Симонова – мужская проза. Один из парадоксальных и ярких тому примеров – женские образы, характеры героинь, которых он любит, которым отдаёт свои безоговорочные мужские симпатии. Все они – вариации лирической героини Жди меня. При разнообразии судеб, обличий и жизненных обстоятельств это женщины, наделённые мужской последовательностью в поступках, особой верностью и способностью ждать. Война Симонова объёмна, он видит её с разных точек и ракурсов, свободно перемещаясь в её пространстве от окопов переднего края до армейских штабов и глубокого тыла.

Путь официальной признанности и подспудной «опальности» становится уделом Симонова на все оставшиеся ему годы. Он медленно, но верно двигался по этапам государственного признания заслуг: получил Ленинскую премию за трилогию Живые и мёртвые, звание Героя Социалистического труда к шестидесятилетию, избирался в высшие партийные органы, сидел в президиумах, секретарствовал в СП и возглавлял различные комиссии. Он имел все основания убаюкать себя этими свидетельствами благорасположения партии и правительства. Слава советского писателя была заслуженной и… безрадостной.

Возглавить серьёзный журнал ему предложили только однажды, когда нужно было покончить с «Новым миром» и снять с руководства Твардовского. Симонов отказался наотрез, сказав, что единственное, на что он готов: пойти к Твардовскому замом, если тот сочтёт это нужным.

Лишённый возможности реализовать свои редакторские идеи, реально воздействовать на механизмы литературного процесса, Симонов реализует весь свой огромный человеческий потенциал в сфере, которую принято именовать «теорией малых дел». Он воплотил свои неизрасходованные на собственную литературу силы во множество дел и поступков, восстанавливающих или устанавливающих справедливость и истину в условиях сопротивляющихся этому тенденций общественной и литературной жизни.

Возвращение читателю романов Ильфа и Петрова, выход в свет булгаковского Мастера и Маргариты и хэмингуэевского По ком звонит колокол, защита Лили Брик, которую высокопоставленные «историки литературы» решили вычеркнуть из биографии Маяковского, первый полный перевод пьес Артура Миллера и Юджина О'Нила, выход в свет первой повести Вячеслава Кондратьева Сашка – вот далёкий от полноты перечень «геракловых подвигов» Симонова, только тех, что достигли цели и только в области литературы. А ведь были ещё и участие в «пробивании» спектаклей в Современнике и Театре на Таганке, первая посмертная выставка Татлина, восстановление выставки «ХХ лет работы» Маяковского, участие в кинематографической судьбеА.Германа и десятков других кинематографистов, художников, литераторов. Ни одного неотвеченного письма. Хранящиеся сегодня в ЦГАЛИ десятки томов подённых усилий Симонова, названных им Всё сделанное, содержат тысячи его писем, записок, заявлений, ходатайств, просьб, рекомендаций, отзывов, разборов и советов, предисловий, торящих дорогу «непробиваемым» книгам и публикациям. Особым симоновским вниманием пользовались его «товарищи по оружию». Сотни людей начали писать военные мемуары после прочитанных Симоновым и сочувственно оценённых им «проб пера». Он пытался помочь разрешить бывшим фронтовикам множество бытовых проблем: больницы, квартиры, протезы, очки, неполученные награды.

Умирая, Симонов завещал развеять свой прах на поле под Могилёвом, самом памятном месте его жизни. О том, что прах его развеян, сообщение не смогло появиться в печати более года. На официальной мемориальной доске возле рабочего кабинета Симонова на улице Черняховского написано: «Герой Социалистического труда». На камне возле Буйнического поля: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах».

Твардовский Александр Трифонович (1910–1971).

Твардовский писал стихи с детства. Известность ему принесла поэма Страна Муравия (1936, Государственная премия, 1941), повествующая о поисках крестьянином Никитой Моргунком страны всеобщего счастья.

Отец Твардовского, крестьянин-кузнец, был раскулачен и сослан. Трагическая судьба отца и других жертв коллективизации описана Твардовским в поэме По праву памяти (1967–1969, опубл. 1987).

Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием её содержание и стилистические особенности.

В 1941 Твардовский начал работать над поэмой «Василий Тёркин», которой дал подзаголовок Книга про бойца. Образ главного героя был придуман в 1939 для юмористической рубрики в газете. Первоначальный юмористический замысел приобрёл формы эпического повествования. Василий Тёркин стал главным героем народной войны. Поэма имела огромный успех. И.Бунин писал о ней: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!»

Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода». Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения Я убит подо Ржевом... и Я знаю, никакой моей вины...

Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир». Благодаря его усилиям в «Новом мире», ставшем средоточием и символом «оттепели», были опубликованы произведения В.Быкова, Ф.Абрамова, Ю.Трифонова, Ю.Домбровского и др. В 1961 Твардовскому удалось опубликовать повесть А.Солженицына Один день Ивана Денисовича.

В 1970 Твардовский был смещен с поста главного редактора. Несмотря на официальное признание поэмы За далью даль (Ленинская премия, 1961), поэмы Твардовского По праву памяти и Тёркин на том свете не были опубликованы.

Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981).

Отец Трифонова начал революционную деятельность во время революции 1905. После Октябрьской революции 1917 стал одним из организаторов Красной Армии. В 1937 был репрессирован. История семьи художественно воплощена во многих произведениях Трифонова, в тои числе в романе Дом на набережной (1976).

Публикация романа Студенты (1950) принесла молодому прозаику известность: он был отмечен Государственной премией и вниманием критики. Тема романа определялась его названием: Трифонов писал о том, что было ему хорошо известно, – о жизни ровесников.

Принципиально новым этапом в творчестве Трифонова стали повести «московского цикла», в которых осмыслялась жизнь столичных интеллигентов, шла речь о сохранении человеческого достоинства в засасывающей повседневности. Первым произведением «московского цикла» стала повесть Обмен (1969). Её главный герой, инженер Дмитриев, мучился необходимостью сделать решительный нравственный выбор: остаться в коммунальной квартире или съехаться с больной матерью, отношения с которой строились у Дмитриева таким образом, что обмен жилплощади стал бы для неё явным свидетельством того, что её дни сочтены. В финале повести Дмитриев выбирал улучшение жилищных условий, подтверждая слова его матери о том, что он давно уже совершил обмен на житейские удобства всего лучшего, что было в его душе.

Главные герои повести Другая жизнь (1973) – историк Сергей Троицкий и его жена Ольга, взаимопониманию которых мешает душевная глухота. Понимание внутренней жизни мужа, его несостоявшихся надежд и разочарований приходит к Ольге только после его смерти – и приходит как дар, а не в результате логического осмысления.

Завершением «московского цикла» стал роман Дом на набережной (1976). Его публикация стала событием литературной и общественной жизни. На примере судьбы одного из жильцов знаменитого московского дома, в котором жили семьи партийных работников (в том числе и семья Трифонова во времена его детства), писатель показал механизм формирования конформистского общественного сознания. История преуспевающего критика Глебова, не вступившегося когда-то за своего учителя-профессора, стала в романе историей психологического самооправдания предательства. В отличие от героя, автор отказывался оправдывать предательство жестокими историческими обстоятельствами 1930–1940-х годов.

Некоторые критики упрекали Трифонова в «бытовизме» его «московских повестей». Однако проводя своих героев через испытание бытом, Трифонов выявляет связь повседневного с высоким, обнажает многосоставность натуры человека. Весь творческий путь Трифонова, от раннего романа Студенты до посмертно опубликованного романа Время и место (1981), посвящён поиску воплощения Времени – в сюжетах, характерах, стиле.

Литература второй половины 20 века

После смерти Сталина в 1953


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: