Астральные мифы

АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ

В.Иванов

Мифы о сотворении человека – составная часть космогонических мифов.

Характерная черта: представление о том, что первоначально всё имеет антропоморфный облик. В этой связи создание человека – выделение его из числа других человекоподобных существ, которые постепенно теряют человеческий облик (иногда – отделение людей друг от друга).

Боги, демиурги, культурные герои создают первых людей из самыхразнообразных материалов (кости животных, орехи, деревья, глина, земля и др.).

Чаще всего происхождение женщины отлично от происхождения мужчины.

Представление о первом человеке связано с идеей конца мифического времени, когда люди были бессмертными, не отличались от богов. Первый человек – это чаще всего первый смертный. С его смертью кончается мифическое (до-временн о е) существование человечества. Вслед за ним люди начали умирать.

Смертью первого антропоморфного существа часто объясняется и происхождение вселенной.

Интересны антропогонические мифы тотемического характера. Их характерные сюжеты: человек некогда не отличался от животных; рассказ не о происхождении всех людей, а только определённой группы, зооморфным тотемным символом которой является какое-то животное.

Иногда люди выходят из яйца, из дерева.

Особый тип мифов – о том, как люди первоначально жили под землей, а потом вышли (или их вывели) на землю.

Мотив происхождения человека часто осложняется представлениями о двойной природе человека – земной и небесной.

Мифы о созвездиях, звёздах и планетах (солярные – о солнце, лунарные – о луне).

Звёзды и созвездия представляются животными, часто – это элементы охоты.

Характерная черта этих мифов – наличие нескольких космических персонажей, которые воплощаются созвездиями. Варианты мифов различаются тем, какая часть тела, с каким созвездием соотносится.

Постепенно выстраивается система соответствий между 12 созвездиями и 12 животными. В Древнем Вавилоне сформировалась традиция, которую потом переняли греки – выделение 12 знаков зодиака (от греч. – животное).

Есть ряд повторяющихся мотивов:

  • о звезде как о собаке, которая была на цепи, но могла сорваться;
  • о Большой Медведице как колеснице.

Иногда звёзды – это предметы, оказавшиеся на небе (корни деревьев, которые растут на «верхнем небе»); люди, которые стали звёздами или созвездиями; земные женщины, ставшие жёнами звёзд.

Есть сюжеты о парных звёздах (аналогия с близнечными мифами).

Созвездия часто объясняются как следы борьбы героев.

Солярные мифы

Мифы, главным героем которых является солнце.

Наиболее архаичные мифы – в которых солнце, месяц (луна) образую пару связанных и, одновременно, противопоставленных культурных героя.

Часто солнце представлено женщиной.

Солнца – хозяин света, у него есть дети, помощники, которые и зажигают свет.

Универсальным является миф о дочери солнца.

В архаичных мифах рассказывается об уничтожении «лишних» солнц.

Частым является миф о том, как украли солнце и потом его спасли.

Постепенно солнце осознаётся как главное божество, а в некоторых культурах солнце – культурный герой.

Лунарные мифы

Мифы, главным героем которых является луна и отношения между луной и солнцем.

Луна и солнце воплощают мужское и женское начала или кровно-родственные отношения (брат и сестра).

Часто встречающийся мотив – мотив ухаживания месяца за солнцем и их свадьба. После свадьбы месяц покидает солнце. За это ему мстит бог-громовержец и разрубает месяц на две части.

Иногда – мотив чудовища (собака, вурдалак), которое пожирает месяц.

Обычно луна плохая, а солнце – хорошее. Реже – наоборот.

Божество луны обладает большой силой: оно даёт элементы для всего живого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: