АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ
В.Иванов
Мифы о сотворении человека – составная часть космогонических мифов.
Характерная черта: представление о том, что первоначально всё имеет антропоморфный облик. В этой связи создание человека – выделение его из числа других человекоподобных существ, которые постепенно теряют человеческий облик (иногда – отделение людей друг от друга).
Боги, демиурги, культурные герои создают первых людей из самыхразнообразных материалов (кости животных, орехи, деревья, глина, земля и др.).
Чаще всего происхождение женщины отлично от происхождения мужчины.
Представление о первом человеке связано с идеей конца мифического времени, когда люди были бессмертными, не отличались от богов. Первый человек – это чаще всего первый смертный. С его смертью кончается мифическое (до-временн о е) существование человечества. Вслед за ним люди начали умирать.
Смертью первого антропоморфного существа часто объясняется и происхождение вселенной.
Интересны антропогонические мифы тотемического характера. Их характерные сюжеты: человек некогда не отличался от животных; рассказ не о происхождении всех людей, а только определённой группы, зооморфным тотемным символом которой является какое-то животное.
Иногда люди выходят из яйца, из дерева.
Особый тип мифов – о том, как люди первоначально жили под землей, а потом вышли (или их вывели) на землю.
Мотив происхождения человека часто осложняется представлениями о двойной природе человека – земной и небесной.
Мифы о созвездиях, звёздах и планетах (солярные – о солнце, лунарные – о луне).
Звёзды и созвездия представляются животными, часто – это элементы охоты.
Характерная черта этих мифов – наличие нескольких космических персонажей, которые воплощаются созвездиями. Варианты мифов различаются тем, какая часть тела, с каким созвездием соотносится.
Постепенно выстраивается система соответствий между 12 созвездиями и 12 животными. В Древнем Вавилоне сформировалась традиция, которую потом переняли греки – выделение 12 знаков зодиака (от греч. – животное).
Есть ряд повторяющихся мотивов:
- о звезде как о собаке, которая была на цепи, но могла сорваться;
- о Большой Медведице как колеснице.
Иногда звёзды – это предметы, оказавшиеся на небе (корни деревьев, которые растут на «верхнем небе»); люди, которые стали звёздами или созвездиями; земные женщины, ставшие жёнами звёзд.
Есть сюжеты о парных звёздах (аналогия с близнечными мифами).
Созвездия часто объясняются как следы борьбы героев.
Солярные мифы
Мифы, главным героем которых является солнце.
Наиболее архаичные мифы – в которых солнце, месяц (луна) образую пару связанных и, одновременно, противопоставленных культурных героя.
Часто солнце представлено женщиной.
Солнца – хозяин света, у него есть дети, помощники, которые и зажигают свет.
Универсальным является миф о дочери солнца.
В архаичных мифах рассказывается об уничтожении «лишних» солнц.
Частым является миф о том, как украли солнце и потом его спасли.
Постепенно солнце осознаётся как главное божество, а в некоторых культурах солнце – культурный герой.
Лунарные мифы
Мифы, главным героем которых является луна и отношения между луной и солнцем.
Луна и солнце воплощают мужское и женское начала или кровно-родственные отношения (брат и сестра).
Часто встречающийся мотив – мотив ухаживания месяца за солнцем и их свадьба. После свадьбы месяц покидает солнце. За это ему мстит бог-громовержец и разрубает месяц на две части.
Иногда – мотив чудовища (собака, вурдалак), которое пожирает месяц.
Обычно луна плохая, а солнце – хорошее. Реже – наоборот.
Божество луны обладает большой силой: оно даёт элементы для всего живого.