Покрытие пластмассами
На подготовленную поверхность детали напыливают сжатым воздухом через пламя специальной газовой горелки пластмассовый порошок. В результате нагрева частицы пластмассы становятся пластичными; под действием сжатого воздуха они ударяются о предварительно нагретую металлическую поверхность и, находясь в полужидком, пластичном состоянии, сцепляются с поверхностью и между собой, образуя прочное покрытие. Для напыления применяют порошок пластмассы ТПФ-37 или ПФН-12, имеющей состав: поливинилбутиралевая смола—54%; графит—23%; идитол—21%; уротропин — 2%.
Используют специальную универсальную установку УГIН-4Л, с помощью которой можно в расплавленном состоянии наносить на металлическую поверхность порошки не только из пластмассы, но и из металла, а также эмали.
Установка состоит из питательного бачка, в который загружается пластмассовый порошок, и нагревательной распылительной горелки.
Сжатый воздух под давлением 0,3МПа через регулятор поступает в горелку, подсасывая ацетилен. Пройдя регулятор, сжатый воздух под давлением до 0,2Мпа по каналу также подается в горелку, создавая разрежение в канале и подсасывая порошок пластмассы из бачка. Под действием разрежения, диафрагма пневматичёской камеры оттягивается, открывая клапан в результате чего сжатый воздух по каналам поступает к вибратору питательного банка. Кран должен быть закрыт. Таким образом, одновременно с началом работы горелки подается порошок, открывается клапан и вступает в работу вибратор. Наоборот, с прекращением работы горелки и подачи порошка автоматически выключается и вибратор. При открытии крана представляется возможным перепустить сжатый воздух к вибратору, минуя клапан, что обеспечивает вибрирование порошковой пластмассы в то время, когда горелка не работает.
|
|
Вместо ацетилена более экономично применять природный газ.
Газопламенное напыление пластмассы рекомендуется выполнять в такой последовательности:
1. Поверхность, подлежащую покрытию, очистить от ржавчины и окалины и создать на ней шероховатость для лучшего сцепления пластмассы с металлом металлическим песком, с помощью абразивного круга, металлической щетки или наждачной шкурки.
2. Нагреть подготовленную часть поверхности детали пламенем нагревательно-распылительной горелки до температуры 160-180С, не допуская перегрева и образования окалины, которая препятствует сцеплению пластмассы. Температура нагрева контролируется по цвету побежалости (светло-желтый) или с помощью термочувствительных карандашей, представляющих собой восковые стержни, наполненные термо- чувствительными пигментами, которые при определенных температурах изменяют свой цвет. На поверхность нагретой детали наносят несколько штрихов карандашом и наблюдают за изменением их окраски (точность измерения температуры 5С). Цвета штрихов, соответствующие определенной температуре нагрева поверхности детали, указывается в прилагаемой к ним инструкции.
|
|
3. Нанести на нагретую поверхность детали слой пластмассы.
4. Уплотнить нанесенный и еще не отвердевший слой пластмассы путем укатывания холодными цилиндрическими стальными катками или специальными гладилками (шпателями). Выбор тех или иных инструментов определяется конфигурацией обрабатываемой поверхности детали. Инструменты для укатывания периодически охлаждают в холодной воде.
Последующие слои пластмассы наносят только после уплотнения предыдущих слоев и их подогрева до вязко-текучего состояния. Несоблюдение этого требования приводит к отставанию слоя пластмассы вследствие образования внутренних напряжений. Слой пластмассы наносят с припуском 0,5- 1,0 мм на последующую зачистку.
5. Зачистить нанесенный слой пластмассы после охлаждения с помощью абразивного камня на гибком валу или диска с наждачной шкуркой до получения поверхности требуемой формы. При обнаружении на поверхности пластмассы пор или раковин их устраняют сглаживанием металлическим шпателем, нагретым до температуры 160…180°С.
Пластмассовое покрытие при соблюдении технологического процесса не отслаивается при вибрациях и хорошо предохраняет металл от коррозии. Газопламенное напыление порошковой пластмассы ТПФ-37 иди ПФН-12 применяют для выравнивания поверхностей кузовов, кабин и деталей оперения с целью удаления следов сварочных швов, вмятин, волнистости...
Сущность наплавления порошковых пластмасс в том, что подготовленную и подогретую деталь помещают в камеру специальной установки с порошковой пластмассой, частицы которой находятся в состоянии интенсивного движения в результате поступления сжатого инертного газа или воздуха через пористую перегородку установки в слои порошка пластмассы.Ударяясь о разогретую деталь, частицы плавятся, образуя пластмассовое покрытие.
Технология наплавления состоит из подготовки детали (очистка, обезжиривание и создание шероховатой поверхности), нагрева ее, наплавления пластмассы, охлаждения и термической обработки.
Места детали, не подлежащие покрытию пластмассой, защищают специальной обмазкой или листовым асбестом, фольгой и др.
Детали, подлежащие покрытию, нагревают в муфельной печи до температуры 350…380°С и с помощью специальных захватов помещают в камеру для нанесения пластмассы. Время выдержки деталей в камере установки составляет 1…5с, в зависимости от толщины покрытия. Термическую обработку деталей производят с целью снятия внутренних напряжений в наплавленном слое пластмассы и образования кристаллической структуры; для этого детали погружают в ванну с маслом, подогретым до температуры 140…160°С, и выдерживают в нем 15…16 мин. Этим способом можно наносить покрытия из полиамидов, полиэтилена, полистирола на поверхности деталей относительно небольших размеров. В качестве примера можно назвать шейки осей колодок тормозов, разжимных кулаков переднего и заднего тормоза, валов рулевых сошек, рабочие поверхности различных втулок и т.п.
На некоторых предприятиях этот способ используют для создания защитных покрытий из полиэтилена на поверхностях подвесок для гальванических ванн. Высокая стойкость полиэтилена к действию кислот, щелочей и масел, а также высокие электрические свойства выгодно отличают это покрытие от других способов защиты (лаков, пленок и др.).
Для наплавления порошковой пластмассы могу быть использованы также специальные установки, в которых частицы пластмассового порошка приводятся в движение электромагнитным вибратором. Разогрев деталей, подлежащих покрытию, может быть осуществлен ТВЧ.
|
|
Покрытие из капрона рекомендуется наносить в последовательности: очищенную от жировых загрязнений деталь следует протравить в концентрированной азотной кислоте в течение 3…5 мин, тщательно промыть в воде и просушить в струе воздуха, нагреть в печи или свинцовой ванне до темпёратуры 350°С, опускают в камеру установки с пластмассовым порошком, находящимся во взвешенном состоянии, и выдерживают в ней 5…20с. Затем деталь извлекают из камеры и оставляют в нагретом состоянии до полного оплавления частиц пластмассы, находящихся на ее поверхности, погружают в ванну с маслом, где охлаждают до температуры около 100°С. Покрытие из пластмассы становится гладким и ровным. В случае повреждения или износа наплавленного слоя деталь может быть покрыта пластмассой повторно. Для этого ее предварительно обжигают при температуре 600°С, очищают от образовавшейся пленки и вновь подвергают наплавлению.
Нанесение пластмассового покрытия на изношенные поверхности деталей не требует применения сложного оборудования, характеризуется простотой технологии и может быть осуществлено на любом ремонтном заводе, трудоемкость покрытия деталей пластмассами во много раз ниже трудоемкости гальванических покрытий.
Восстановление деталей путем нанесения на изношенную поверхность пластмассы- стиракрила ТШ,- приготовляется из мелкодисперсного порошка (полимера) и жидкости (мономера) в соотношении 1: 1. После их смешения образуется однородный раствор, отвердевающий при комнатной температуре и атмосферном давлении. Стиракрил ТШ стоек по отношению к минеральным маслам, кислотам, щелочам, хорошо сцепляется с металлами, отличается высокой износостойкостью. Отвердевший стиракрил легко подвергается механической обработке. Во многих случаях поверхности восстановленных им деталей получаются настолько чистыми, что не требуют последующей механической обработки.
|
|
Поверхность детали перед восстановлением тщательно очищают и обезжиривают. В пространство, образующееся между сопряженными поверхностями деталей, одна из которых подлежит восстановлению, а другая служит пресс-формой, заливают стиракрил. В некоторых случаях для придания наплавленной массе стиракрила требуемой конфигурации вместо сопряженных деталей применяют специальные пресс-формы.
Для предупреждения приставания стиракрила к соприкасающимся поверхностям детали, не подлежащим восстановлению, их смазывают силиконовым маслом или покрывают тонкой пленкой парафина. Если поверхность детали изношена незначительно, ее обрабатывают с целью увеличения толщины наплавляемого слоя. Так, например, при восстановлении гнезд под подшипники качения их растачивают на 1…2 мм. После заливания сопряженные детали должны остаться неподвижными в течение 12…15ч до полного отверждения стиракрида. Последний успешно используют для восстановления изношенной резьбы гаек ходовых винтов металлорежущих станков. При этом старую резьбу срезают, в расточенное отверстие гайки вставляют винт и в образовавшееся пространство (зазор) заливают стираклил. Поверхности резьбы винта, соприкасающиеся со стиракрилом, предварительно покрывают тонким слоем парафина или стеарина с целью обеспечения необходимого зазора в восстановленном резьбовом соединения.
Наплавлением стиракрилом можно восстанавливать изношенные отверстия под шипы крестовины в чашке дифференциала, гнезда под кольца подшипников в ступице переднего колеса, рулевое колесо при наличии таких дефектов, как выкрашивание и трещины пластмассы и др.
Применение стиракрила для восстановления деталей дает значительный экономический эффект. Способ этот прост, не требует больших затрат труда и использования высококвалифицированной рабочей силы, позволяет экономить цветные металлы. Необходимо расширять возможности применения стиракрила для восстановления деталей.
Самотвердеющий технический акрилат АСТ-Т представляет собой специальную акриловую смолу. Эта пластмасса в твердом состоянии не гигроскопична, достаточно прочна и износостойка. Она сцепляется с металлами и пластмассами. На ремонтных предприятиях пластмассу АСТ-Т успешно используют для заделывания трещин и отколов на рулевых колесах.
Трещины расфасовывают крейцмейсселем до металлического каркаса на ширину 8—10мм. Отставшую от рулевого колеса пластмассу скалывают, металлические части каркаса зачищают от ржавчины и на них делают насечки для создания шероховатой поверхности. На краях пластмассы также создают шероховатую поверхность(с помощью зубила или напильника). Расчищенную поверхность обезжиривают жидкостью АСТ-Т. На подготовленные таким образом поверхности наносят пластмассу, состоящую из двух частей порошка АСТ-Т (полимера) и одной части жидкости АСТ-Т (мономера). Для получения требуемой формы нанесенного слоя пластмассы применяют специальные шаблоны.
Нанесенный слой пластмассы полностью отвердевает при комнатной температуре в течение 15…25мин. После отверждения избыток пластмассы удаляют любым режущим инструментом (напильником, шабером, абразивным кругом и др.), а затем поверхность зачищают шкуркой и покрывают лаком. Пластмассу АСТ-Т следует приготовлять в вытяжном шкафу небольшими порциями, так как она быстро твердеет.