double arrow

Предмет педагогической психологии


Педагогическая психология – это отрасль психологии, рассматривающая психологические механизмы, закономерности, факторы развития психики в условиях обучения и воспитания.

Педагогическая психология – это наука о становлении и развитии психики в образовательном пространстве.

Начало становления данной науки относится к последней трети XIX столетия. Сам термин "педагогическая психология" появился в 1877 году, его ввел русский психолог и педагог П.Ф. Капетев. Он написал книгу "Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц". После издания данной книги педагогическая психология была признана самостоятельным научным направлением. Эпиграфом данной книги было взято высказывание Песталоцци "Я хочу свести все обучение на психологическую почву". Сегодня данная проблема является крайне актуальной, очень популярной среди исследователей, но все еще неоднозначной, имеющей ряд противоречий, требующих своего решения.

Предметом педагогической психологии является психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания.

Задачи педагогической психологии:




- выявление закономерностей развития психики в процессе обучения и воспитания;

- установление условий успешности развития психики в о разовательном пространстве;

- определение основных механизмов функционирования психики в процессе обучения и воспитания;

- установление факторов, влияющих на психологическую сферу личности в ходе обучения и воспитания;

- создание и развитие методов и методик для исследования особенностей функционирования психики в процессе обучения и воспитания;

- популяризация научных знаний в обществе.

Разделы педагогической психологии:

- психология обучения;

Данное направление занимается изучением психологических закономерностей познавательной деятельности обучающихся. Одной из самых важных проблем данного направления является вопрос умственного развития учащихся. Важным является вопрос индивидуализации и дифференциации процесса обучения. Сегодня очень востребованным и применяемым является личностно-ориентированный подход в процессе обучения и воспитания школьников. Данный подход способствует решению в определенной степени проблемы развития творческих способностей человека. Для педагогов воситателей чрезвычайно актуальными являются вопрос диагностики умственного развития и вопрос развития методов, направленных на улучшение продуктивности познавательной деятельности обучающихся.

- психология воспитания;

Этот раздел изучает основные психологические механизмы и закономерности формирования личностых параметров обучающихся в рамках образовательного процесса.



Данный раздел направлен на выявление факторов, влияющих на систему отношений:

- ученик - ученик;

- учитель - ученик;

- родители – ученик;

- учитель – администрация;

- родители – школа;

- ученик – администрация;

- взрослые – дети.

Данный раздел рассматривает психологические условия становления и развития нравственности, мировоззрения, направленности личности. Очень важным аспектом является психология саморазвития и самовоспитания человека.

- психология учителя.

Данное направление изучает особенности функционирования и развития психики педагога в процессе его профессиональной деятельности. Особое значение имеют исследования педагогических способностей индивидуально-типологических качеств личности влияющих на профессиональную деятельность, вопрос становления педагогического мастерства, а также психологические аспекты профессионального взаимодействия.

Все три направления педагогической психологии развиваются очень активно, оказывая существенное влияние на целостный образовательный процесс.

Основные закономерности формирования личности ребенка

Общеизвестно и неоспоримо положение о том, что личность формируется в течение всей жизни, и личностные образования могут появляться в любой возрастной период.
Основой формирования личности, по мнению Алексея Николаевича Леонтьева, является социализация - присвоение человеком социального опыта в онтогенезе.
Стоит отметить, что социализация является объективным процессом (предлагаю каждому ответить для себя, почему).



Любое общество предпочитает, чтобы его граждане приобретали желаемый социальный опыт, непротиворечащий общественным нормам и моральным устоям. Несмотря на то, что приобретение такого опыта является индивидуальным процессом, оно подчинено определенным законам:

- признание воспитания как основы формирования личности;

Воспитание – это целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее желаемых личностных параметров.

Те изменения, которые происходят в личности и будут результатом воспитания.
Без процесса воспитания невозможно духовное изменение, соблюдение традиций, выработка норм поведения и общения, то есть невозможно то качественное изменение личности, которое обеспечит ей комфортное пребывание в обществе.

- признание ребенка субъектом воспитательного и обучающего процесса;

Самостоятельная активность ребенка – одна из характеристик субъектного отношения к миру. Это означает, что только личное желание, личное стремление к тому или иному действию приводит к положительному результату.

Без индивидуальной активности процесс формирования личности крайне неэффективен. Поэтому отношение к развивающейся личности человека как к объекту развития не приносит желаемых результатов.

Воспитатель должен помнить, что он обязан организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы тот был убежден, что сам этого хочет. Роль учителя, по мнению Выгодского, заключается лишь в организации условий, среды и в контроле результатов самостоятельной деятельности ребенка.

- включение мотивационно-потребностной сферы ребенка;

В жизнедеятельности любого существа огромную роль играют потребности. У человека помимо потребностей естественных есть еще и социально-значимые. Они возникают на фоне конкретных социально-экономических отношений, сформированных интересов и внутренних побудителей.

В зависимости от мотивов формируются качества личности. Базой же для практической реализации мотивов является деятельность.

Таким образом, реализуется схема: Деятельность à Потребность à Мотив à Деятельность à Потребность à дом-дом à

Для учителя, родителя, взрослого человека, оказывающего влияние на развивающуюся личность, основой является формирование потребностей и мотивов.

- учет "завтрашнего дня развивающегося ребенка";

Это потенциальные, объективно существующие, обоснованные возможности ребенка, на которые и должен ориентироваться родитель, учитель, воспитатель.

В этом случае процесс развития личности становится целенаправленным, индивидуальным, управляемым и продуктивным. Более того, знание данной закономерности дает возможность проектирования развития личности и безболезненного, без большого психического напряжения ее развития.

- учет принципа психологии: развитие психики происходит лишь в деятельности.

Учителю, родителю, воспитателю должно помнить, что не любая деятельность развивает личность, способствует появлению новообразований психики, а только ведущая деятельность её возрастного периода развития.

Психология обучения

Вопросы:

- Предмет психологии обучения, характеристика научения;

- Психологические теории обучения, развития и организации учебной деятельности;

- Психологические компоненты усвоения знаний;

- Психологические причины неуспеваемости детей.

Литература:

- Л.М. Фридман, К.И. Волков "Психологическая наука учителю";

- К.Н. Волков "Психологи о педагогических проблемах";

- З.И. Калмыкова "Проблема неуспеваемости глазами психолога".

Предмет психологии обучения

Сам процесс обучения – прерогатива дидактики. Однако, педагогические исследования касаются содержания, методов, организации процесса обучения, которые по отношению к ребенку выступают как внешние атрибуты деятельности. Внутренний мир учащихся (например, способности) = предмет исследования психологии.

Поэтому, предмет психологии обучения – вопросы развития познавательных процессов ученика.

Педагог для эффективного построения учебного процесса обязан изучать внутренние механизмы усвоения знаний, уровень развития мышления, памяти, внимания, творческих способностей детей.

Как научная отрасль педагогической психологии, психология обучения оперирует следующими понятиями:

- учение;

- научение;

- обучение;

- преподавание;

- усвоение;

- присвоение знания;

- и т.д.

Наиболее широкое из них – научение.

Все то, что приобретает человек в течение жизни, все изменения, которые происходят в его деятельность и поведении – все связано с понятием научения. Научение происходит у человека с момента его рождения.

Научение (по Ительсону) – это устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности или поведения, которые возникают благодаря предшествующей деятельности, но не вызываются врожденными физиологическими реакциями организма.

Виды научения:

- Сенсорное научение;

В ходе сенсорного научения формируются:

- Психические процессы: восприятие, наблюдение, узнавание, реминисценция и т.д.

- Способность отражать предмет в целом;

- Способность характеризовать отдельные качества явлений и т.д.

- Моторное научение;

Ребенок научается ходить, координировать свое тело, говорить.

- Сенсорно-моторное научение;

Ребенок научается читать.

- Интеллектуальное научение.

Это овладение мышлением, чаще всего, в процессе учения.
Самый сложный вид научения, но некоторым детям дается без особых усилий.

Пути научения:

- Стихийное;

Самый простой путь. Именно этим путем человек получает массу информации – получает легко, непринужденно, специально этим не занимаясь.
Происходит через общение со взрослыми, СМИ, социальное окружение, пребывание на природе.

- Попутное;

Непреднамеренное, неосновное научение, которое Жан Жак Руссо назвал "путь свободного воспитания".

- Целенаправленное / специально организованное.

От обучения отличается тем, что перед ребенком не ставится непререкаемая цель (а иногда не ставится никакой цели), просто люди хотят это увидеть в человеке, научить этому. Целенаправленное научение со временем переходит в обучение.

Обучение – это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются совершенно определенные заданные умения, знания, навыки.

Компоненты обучения:

- Преподавание – деятельность педагога;

- Учение – деятельность ученика.

Учение – это вид деятельности, осуществляемых человеком самостоятельно для усвоения и присвоения знаний, умений, навыков.

Совместная деятельность преподавателя и ученика называется ученой деятельностью.
Учебная деятельность – это форма индивидуальной активности ученика, направленная на усвоение и присвоение знаний, умений, навыков по определенному разработанному алгоритму.

Таким образом, осуществляется следующий этап – усвоение.

Психологические теории образования и организации учебной деятельности

- Одна из первых теорий, затрагивающих проблему соотношения и первостепенности процессов развития с одной стороны и обучения и воспитания – с другой, была теория Торндайка.

Теория Торндайка состояла в признании тождественности процессов развития и обучения. Его последователи до сих пор считают, что каждый шаг в обучении – это шаг в развитии, каждый шаг в развитии – это результат обучения и воспитания. При чем, представители данного направления до сих пор считают, что нет никакой разницы в обучении (и развитии) человека и животных. Со временем данное течение переросло в бихевиоризм.
Представители (например, Скиннер, Маслоу и их последователи) считают, что основа развития человека – это формирование поведенческих навыков. Именно они лежат в основе социализации, адаптации и интеллектуализации человека. Данные ученые считают, что можно привить даже интеллектуальные навыки, которые постепенно перерастут в умения. Таким образом можно привить, например, навык быть внимательным, навык думать и т.д.

- Теория Жан Жака Пиаже.

Пиаже теоретически обосновал и практически пытался доказать, что развитие абсолютно не зависит от обучения и воспитания. Эти процессы, по его мнению, подобны рельсам – абсолютно параллельны, нигде и никогда не пересекаются. Более того, Пиаже считал, что развитие идет впереди обучения и тянет его за собой.

- Теория двух факторов.

Предложена и обоснована советскими учеными. Теория опирается на учение Выготского, как его культурно-историческую концепцию.

Суть теории в том, что развитие и обучение – равнозначные процессы, которые тесно переплетены и постоянно оказывают влияние друг на друга.

В становлении личности важен биологический фактор, то есть определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности. Не менее важен и социальный фактор, то есть возможность освоения необходимых знаний, навыков и умений, требуемых обществом.

"Если у человека от природы тугоухость, то, как бы мы ни хотели, он никогда не станет композитором, однако, если человек никогда не увидит музыкального инструмента, он так же композитором быть не сможет" © Хребкова.

- Теория Льва Семеновича Выготского "Культурно-историческая концепция".
На определенном этапе жизни человека, развитие является преобладающим фактором, определяющим становление психики и личности. Начиная с усложнения Я-концепции личности (от 6 лет), образование и воспитание постепенно начинают вести за собой развитие. С этого времени, пишет Лев Семенович, обучение просто обязано идти впереди развития и вести его за собой.

Эта теория Выготского перевернула содержание организации учебного процесса, но чтобы она эффективно работала, необходимо помнить, что наша психика постоянно характеризуется двумя уровнями:

- Зона актуального развития;

Это наличный, имеющийся на данный момент уровень развития, характеризуется способностью человека самостоятельно, без какой-либо помощи выполнять те или иные внешние и внутренние действия.

- Зона ближайшего развития.

Главенствующим является, конечно же, второй уровень, но без опоры на первый, он не имеет никакого смысла.

- Педология.

Теория появилась в России в XIX столетии и была очень популярна среди прогрессивных педагогов и психологов

Психологические компоненты усвоения

В результате правильно организованной деятельности, ученик усваивает знания, умения и навыки, в результате чего происходит психическое развитие обучаемого. Главное в этом процессе – усвоение и, в дальнейшем, присвоение предыдущего опыта.

Усвоение – это организованная познавательная деятельность ученика, активизирующая ряд психических процессов.

Николай Дмитриевич Левитов выделил основные компоненты усвоения, которые и составляют основу личностного овладения знаниями, умениями и навыками (присвоением).

Усвоение – это основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта.

Компоненты усвоения:

- Положительное отношение обучаемого к процессу учения;

С точки зрения психического отражения, эффективность любого психического процесса будет достаточно высока, если преобладает стенический эмоциональный фон. Быстрота и прочность усвоения будут базироваться на неотрицании того, что человека делает, то есть психика не будет воздвигать барьеры, иногда даже помимо желания личности.
В последние годы произошло резкое снижение положительного отношения детей к учению. Почему?

- Неблагоприятные социально-экономические отношения;

- Увеличение количества необходимой информации;

- Очень частое преобладание отрицательного эмоционального фона.

Например, школьный страх – состояние, которое угнетает психические процессы, что ставит заслон в плане усвоения и присвоения знаний. Дети, гонимые страхом, практически не мыслят, очень плохо запоминают, и их внимание крайне рассеяно.

Положительное отношение формируется:

- Интересом к знаниям и информации;

- Принятием информации как необходимой;

- Развитием способностей преодоления трудностей.

Огромную роль в познании играет чувство удовлетворения от получения знаний, умений и навыков, а так же – наличия положительной мотивации, то есть внутреннего абсолютного убеждения в необходимости приобретения знаний, умений, навыков.

В данном процессе нельзя умолять ни чью роль: ни ученика, ни близких взрослых, ни педагога.

- Активизация процессов непосредственного чувственного ознакомления с материалом;

Рассмотрим лишь ощущения и восприятие как наиболее эффективные для усвоения материала.

Задача учителя состоит в том, чтобы ученик на уроке не только смотрел, но и видел, не только слушал, но и слышал все, что происходит на занятии. Это помогает ребенку наиболее полно и всесторонне создавать в мозгу образ изучаемого предмета.
Объектом восприятия в процессе обучения является все, что окружает ребенка. Именно поэтому каждый учитель должен начинать с того, чтобы образовательное пространство не включало в себя лишних объектов, которые не имеют значения в данный момент времени.

Если речь учителя страдает какими-либо погрешностями (такими как дефекты речи, быстрый темп, высокий тон, необычное фонемичекое созвучие), то восприятие смысла значительно ухудшается. Внешность учителя (особенно при первой встрече) играет огромное значение. Очень часто симпатия или антипатия возникает в первые минуты общения. При долговременном общении с педагогом, его внешность полностью теряет значение.

Все, что учитель использует как наглядный материал, должно соответствовать требованиям:

- Таблицы должны быть четкими;

- Должна соблюдаться контрастность ( например, диаграмм);

- Лучший вариант доски – темно коричневый фон и белый мел;

- Главный материал должен всегда располагаться в центре;

- Привычный материал всегда должен находиться в одном и том же месте;

- Учебные фильмы должны длиться не более 10 минут;

- Во время всего учебного процесса обязательно задействовать практически все виды восприятия: слух, зрение, осязание.

У большинства детей лучше всего восприятие идет в комплексе ощущений.

- Теоретизированный процесс обучения всегда менее эффективен, чем процесс с элементами практики.

- Процесс мышления как процесс активной переработки полученной информации;

Мышление играет важную роль в процессе усвоения знаний.
Особое место занимают:

- Формы мышления и умение владения ими;

- Операции мышления должны быть развиты в соответствии с возрастом;

- Виды мышления так же должны находиться на достаточном для данного возраста уровне развития;

- Развитие качеств ума.

- Процесс запоминания и сохранения материала;

Как правило, учащиеся с недостатками памяти, учатся хуже, чем те, у кого память развита хорошо.

Подлежат развитию следующие параметры памяти:

- виды памяти (особенно, образная = чувственная память);

- процессы памяти (особенно, запоминание, усвоение, воспроизведение).

Типы памяти, как правило, не меняются (бывает четыре типа: быстро запомнил – быстро забыл, быстро запомнил – медленно забыл и т.д.). Педагог просто должен учитывать, какой тип памяти у ребенка и относиться к этому с пониманием.

- Внимание как необходимое условие успешности протекания всех предыдущих компонентов.

Внимание – это психическое состояние, которое обеспечивает успешность протекания всех психических форм отражения. Поэтому формированию и развитию внимания необходимо уделять особое внимание.

В учебном процессе важно развивать виды внимания, особенно, вторичное произвольное. Для этого необходимо задействовать процессы осознания, мотивации и волевую сферу.

Причины низкого уровня усвоения:

Педагогические причины:

- Слабый учитель;

- Переполненность классов (норма для нач. класса – 15 чел, для старших – 17-22);

- Несовершенство программ;

- Очень низкий уровень учебников и учебных пособий;

- Неэффективное построение учебного дня;

- Неэффективные формы проведения занятий.

Психологические причины:

- Неучет актуального уровня развития личности;

- Отставание в развитии в соответствии с возрастной нормой – ЗПР;

- Недостаточное развитее психических форм отражения (особенно, мышления, восприятия, памяти);

- Отсутствие опоры на индивидуально-типологические особенности личности;

- Плохая генетическая наследственность;

- Неразвитость способности ребенка к саморегуляции.

Психология воспитательных воздействий

Воспитание и образовательные задачи в учебных заведениях решаются во много в зависимости от того, как учитель умеет оказывать влияние на учеников.
Константин Дмитриевич Ушинский в свое время сказал: "Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание невозможно".
Все воспитательные воздействия затрагивают внутренний мир человека. Именно поэтому они должны строиться в соответствии с законами функционирования психики.

Виды воспитательных воздействий:

- Воздействие "просьба";

Это одно из самых мягких воздействий. Просьба не предполагает какого-либо давления на ребенка.

Главной характеристикой просьбы является учет возможностей ребенка выполнить ее.
Обращаясь с просьбой, важно помнить:

- Просьба не должна превышать возможностей ребенка;

- Ребенок не должен быть посредником между учителем и исполнителем;

- Отказ от выполнения не должен отрицательно влиять на ребенка;

- Любая просьба должна основываться на будущей благодарности за выполнение.

- Воздействие "требование";

Это более жесткое воздействие, которое предполагает обязательное его выполнение.
Требование должно подчиняться каким-либо административным нормам.
Требование обязательно должно быть разумным. Неразумность требования вызовет противодействие и невыполнение.

При предъявлении требований нельзя использовать просящий тон, нельзя допускать бесконтрольность и отсутствие оценки.

Невыполнение требований должно нести какое-либо порицание либо наказание.

- Воздействие "приказ";

Это самое жесткое из предъявляемых воздействий. Именно поэтому приказ всегда основывается на юридически принятых положениях. Данные положения принимаются на уровне учреждения или государственных органов.

Выполнение приказа не обсуждается. Оно обязательно для всех участников процесса.

- Воздействие "оценка":

- Оценка-похвала;

Единственное различие оценки и похвалы: похвала – это устное поощрение, а истинно поощрение несет в себе материальную основу. С точки зрения психологического восприятия, поощрение вызывает положительный эмоциональный фон.

- Оценка-поощрение;

При применении поощрения, необходимо помнить:

- Поощряется дело, а не личность;

- Поощрение должно быть адекватно сделанному;

- Не стоит за одно и тоже поощрять несколько раз;

- Поощрение должно обязательно вызывать одобрение окружающих;

- Поощрять и хвалить лучше прилюдно, а не тет-а-тет;

- Поощрять чаще нужно меланхоликов и флегматиков, а не холериков;

- Поощрять надо даже за стремление что-то сделать;

- Нельзя поощрять слишком часто.

- Оценка-наказание.

Наказание – противоположность поощрения.

Требования к наказанию:

- Лучше наказать одного, чем при всех;

- Нельзя наказывать за недоказанное;

- Нельзя наказывать просто за плохое поведение;

- Наказание должно соответствовать мере проступка;

- Нельзя наказывать за одно и то же несколько раз;

- Нельзя наказывать сгоряча;

- Нельзя наказывать трудом;

- Наказание должно быть справедливым.

Учителю легко ошибиться, применяя поощрение или наказание.

Незаслуженные постоянные поощрения приводят к зазнайству, недоброжелательности со стороны окружающих. Неправильное наказание может вызвать унижение личности, чувство злобы и ненависти к учителю. Все это приводит к деформации личностного роста ребенка.

- Воздействие "ярлык";

Учитель не имеет права вешать ярлыки или придумывать клички ученикам. Это крайне отрицательно действует на детей и окружающих. Чаще всего такое действие вызывает аналогичное противодействие.

- Воздействие "внушение".

Внушение – это очень сложный вид воздействия, который построен на существенном снижении критического отношения человека к поступающей информации.
Среди всех людей, внушаемых – 70%. Поэтому учитель должен очень аккуратно пользоваться внушением как мерой воздействия.

Внушение всегда носит преднамеренный характер, чаще всего осуществляется вербально.

На внушаемость влияет:

- Возраст;

Наиболее внушаемы дети и старики.

- Состояние организма;

Уставшие, ослабленные, больные люди более внушаемы.

- Большое скопление людей, действующих синхронно;

- Уровень интеллектуального развития

Чем ниже уровень, тем легче внушить.

- Черты характера;

Доверчивость-подозрительность, доброта, простота…

Так же эффективность внушения зависит от:

- От авторитета говорящего;

- От обстановки, где человек внушает;

- От характера социальных отношений;

В обществе, где запугивают, внушаемость сильнее. Более внушаемы испытывающие нужду.

Учитель должен помнить правила внушения:

- нужно смотреть в глаза внушаемому;

- держаться нужно абсолютно спокойно, раскованно и расслабленно;

- говорить нужно твердым властным голосом;

- речь должна быть четкой, внятной, чуть-чуть замедленной;

- ни в коем случае нельзя проявлять никакой нервозности.







Сейчас читают про: