Ход войны

1618 Маньчжуры начали войну против Мин, дошли аж до Стены, но дальше не продвинулись. Выдвинулись влиятельные секты, их лидеры во главе будущего восстания.

1622 «Общество Белого лотоса» организовало восстание в Шаньдуне.

1628 Объединились повстанцы из Ганьсу и Шэньси. Они убивали чиновников, грабили, открывали тюрьмы.

1631 Повстанцы перешли на западный берег Хуанхэ и пошли на столицу, их отбила императорская гвардия с огнестрельным оружием.

1635 Стремление к объединению сил восставших. Совещание в Хэнани. Два лидера - Гао Инсян и Ли Цзычэн. План - идти на столицу, но сначала измотать противника кучей мелких стычек. Ли предложил всю добычу делить поровну между всеми. Но - не вышло, не хватило организации сил и координации. Бегали туда сюда. Власти обещали сложившим оружие полную амнистию и даже награду.

1636-1639 Тяжёлые поражения повстанцев. Пойман и казнён Гао Инсян.

1639 Во главе – восстания Ли Цзычэн и Чжан Сяньчжун. Ли Цзычэн с племянником и известны поэтом Ли Синем заняли резиденцию дяди императора - город Лоян. Долго и мучительно брали Кайфын, минский военачальник отказался сдавать город, взорвал дамбу на Хуанхэ и затопил его.

1644 После взятия Сианя Ли Цзыычэна провозгласили императором. Вскоре взяли Пекин, и `внутрений`, и `внешний` и `запретный город`. Император повесился. Войскам запретили грабить город, отменили горожанам повинности, строго организовали расселение солдат по семьям. Чиновников казнили. Пытались переустроить госучреждения, сменив состав, привлекая мелких и опальных при Мине чиновников, но в целом неудачно. Реальная власть была только у военного совета и армии.

Последняя часть войны. Феодалы запросили помощи у манчьжуров. Во главе с У Саньгуем выступила коалиционная армия. Манчьжурский князь Доргунь. Повстанцы оставили Пекин, чтобы на оказаться там в ловушке. С боями отходили вглубь. Спускались по долине реки Хань вплоть до Янцзы, на границе Хубэй-Хунаньского района убили Ли Цзычэна. Крестьяне устали воевать и стали разбегаться по домам. Императором был провозглашён (октябрь 1644) малолетний племянник Доргуня, возникла династия Цинь.

33. Общинно-кастовая система в средневековой Индии.

1. Суть джати. Сельская община делится не на имущественной основе, а на основе каст (джати). Джати – это общность людей, объединённая по признакам: род наследственных занятий, обычаи, социальное происхождение и эндогамия. В основе лежит деление на труд производительный и непроизводительный, конкретное же распределение по кастам зависит от исторических обстоятельств. Например, неразвитые племена, включаемые в индийское общество автоматически становятся одной из неприкасаемых каст. Если же племя завоёвывало индийцев, то оно – кшатрии (воины). Важно: каста – это не древняя варна, деление на касты более сложно и дробно (по профессиям и др. признакам – см. выше).

2. Джати.

a. Главная (доминирующая) каста в общине – это полноправные общинники. Они владеют землёй и обрабатывают её, платят налоги и участвуют в самоуправлении

b. Подчинёнными по отношению к общинникам были ремесленники (из неприкасаемых) – плотники, кузнецы, кожевенники и гончары. Со временем возникает чётко регламентированная система натобмена между общинниками и ремесленниками - джаджмани

c. На одном уровне с ремесленниками находились слуги – стиральная машина, цирюльник, уборщик и сторож. Ремесленники и слуги оплачивались общинниками. Они выполняют работу, недопустимую в сиу кастовых ограничний для общинников.

d. Особая каста – арендаторы. Если общинник не работает на земле (принадлежа к брахманам или кшатриям), то он может её сдавать. Условия сдачи – электрическая дойка (на 1-3 года за половину урожая с возможностью согнать арендатора с земли в любой момент). У общинников арендовали и орудия и скот.

e. Каста наёмных работников не сильно отличалась от рабов. Разница в 1/10-1/20 урожая, которую получается работник за свой труд помимо пищи.

3. Рабы. Кроме каст существует особая группа рабов. Ими могли стать лишь представители низших каст и неприкасаемые. Рабов кормили, а раз в год давали кусок ткани на набедренную повязку мужчинам или сари женщинам. У рабов может быть скромное имущество.

34. Государство Фатимидов в Египте.

1. География. Возникает в Египте, затем расширяется на Сирию, Аравию и срз острова.

2. Хронология. 969-1171.

3. Возникновение державы Фатимидов. В 969 шиитские повстанцы в Египте захватывают тогдашнюю столицу Египта, Фустам. К власти приходит династия халифов Фатимидов (они говорили – от Фатимы, дочери Мухаммеда => и от Али). Получив контроль над всей страной, Фатимиды направляют войска в Сирию и завоёвывают её часть (окочательно Сирия захвачена в 1037). Границы окончательно оформляются к началу XI в.

4. Фатимиды и Аббасиды. На востоке получаются два халифата, шиитский и суннитский. Халиф должен быть один => ни один другого не признаёт. Формальное разграничение – по включению того или иного халифа в пятничную молитву. В середине XI – профатимидское восстание по всему халифату Абассидов. Их даже заставляют подписать документ, по которому А. – узурпаторы, а истинные халифы – Ф. Но такой взлёт популярности ненадолго. Уже к 1060-м Ф. лишаются реальной власти в стране.

5. Загибон. Неприятности и во внешней политике: христиане захватывают срз острова, отпадает Аравия, к концу XI Сирию захватывают сельджуки, а затем крестоносцы Во 3/4 XII в Египет шлёт свои войска один из сирийских правителей Нур ад-Дин. Во главе его войск – курд Ширхум. Первый поход неудачен: египтяне с помощью крестоносцев изгоняют его. Второй поход (1166) оказался удачен, Каир захвачен, а Шихрум – главный визирь. В 1171 Фатимиды исключаются повсюду из пятничной молитвы – это конец.

6. Политическое устройство. Халиф. Исполнительная: Второе и чем дальше, тем больше набирающее власть лицо в государстве. Кроме него – куча чиновников-синекуриалов. Есть несколько основных ведомств: военное, финансовое и общественных работ. Мощный бюрократический аппарат из хорошо подготовленных чиновников, которые контролируют буквально всё. Судебная власть: наверху – главный кадий, на местах – простые кадии. Военное устройство – изначально использовались отряды берберов, потом стали создавать многонациональную армию. Большое, в т. ч. и политическое, имела тюркская гвардия.

7. Экономика. Понятно, земледелие-ремесло. Что важно: очень велика роль госсобственности (огромный «личный домен халифа» + верховная госсобственность на все земли) и государственных монополий (квасцы, натрий, дерево, мыло). Взимают налоги с чего могут, среди них главные – поземельный (харадж, для его взимания – два специальных дивана по Ве и Ни Египту), десятина и пятая часть (ушр и хумс), налог с немусульман + макс, т. е. налоги, о которых ничего в Коране не говорится. Деньги шли на обеспечение дворцов, уплату жалования военным и конторе и на общественное строительство.

35. Социальное и экономическое развитие государства Декана в Южной Индии в VIII-XIIвв.

1. География. Центр-юг полуостровной части Индии.

2. Хронология. Период расцвета деканских государств, внутреннего членения нет.

3. Раштракуты. С середины VIII в. династию Чаульев (бывший гегемон в регионе) сменяют Раштракуты (742-973). Название династии – от титула общинных вождей (общинное управление в Индии могло охватывать сотни деревень). Они сразу же включаются в борьбу за Ганго-Джамнское двуречье между бенгальскими (дельта Ганга) и гуджератскими (запад полуострова) князьями и на ней возвышается (хотя спорная территория постоянно переходит из рук в руки). Дхрува (780-793) принимает титул императора, а его приемник, Говинда III (793-814) смог довольно долго удерживать эту территорию. При нём – расцвет Раштракутов. После него гегемония в регионе переходит к Бенгалии, а потом – к Гуджерату. В начале X века вновь происходит кратковременный взлёт Раштракутов, но за ним – упадок. Тем временем на крайнем юге усиливается государство Чола, которое к XI в правление Раджендры I (1015-1044) объединяет Ю и ЮВ полуострова и успешно противостоит государству Чалукьев (сменивших Раштракутов) на севере. В 1070 два купнейших государства объединяются личной унией и к началу XII Чола – сильнейшее государство Ю Азии. Но потом хиреет.

4. Экономика и социум. Здесь всё происходит намного медленней, чем на севере. Долго сохраняется община и общинное управление, охватывающее большое количество деревень. Очень велика роль феодализирующейся общинной верхушки, которая противостоит государству. Но к XI-XII вв. община утрачивает самостоятельность, хотя и сохраняется некоторое самоуправление. Феодальные владения обычные наследтвенные, возникают путём завоевания новых территорий и распределения земель между воинами-победителями. В XII в. система иммунитетов и феодальных отношений сложилась по всей Индии. В целом государство просто и банально – двор + феодальное войско. Наёмников не было.

36. Япония под властью сегунов Токугава.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: