Древний Китай

АРАБЫ

В середине VII столетия Арабский халифат занимал весь Ара­вийский полуостров, Египет и территорию, расположенную к севе­ру от Персидского залива приблизительно до Каспийского моря (рис. 1.17).

Рис. 1.17. Карта территорий, занятых арабами в VII-VI вв. до н.э.

В конце VII - начале VIII столетий арабы завладели Северной Африкой и Пиреней

ским полуостровом, а на востоке дошли до Китайского Туркестана.

Одновременно с экспансией на суше арабы постепенно овла­дели искусством море-

плавания. С «кораблей пустыни» - верблю­дов они пересели на морские корабли.

Для внутренних перевозок по рекам у арабов имелось несколь­ко разновидностей парусно-гребных судов, гак называемых duchahye.

Для морской торговли служили различные видоизмене­ния морских парусников дхау. Шебеки, напоминавшие средизем­номорские галеры (рис. 17) имели преимущест-

венно военное назначение.

Рис. 1.18. Военное судно арабов с кормовым рулевым веслом

В VIII-IX столетиях арабские завоевания охватывали зна­чительную часть Среди-

земного моря, Красное море, Персидский залив и западную часть Индийского океана. До конца средних ве­ков арабы были почти единственными посредниками в торговле между Востоком и Западом.

Товарооборот шел по морским трассам через важные порты Джидду и Мокку на Красном море, Аден в Аденском заливе, Басру и Хормуз в Персидском заливе и Маскат - па Аравийском море.

Китайская цивилизация возникла за три тысячелетия до н.э. в благоприятных при-

родных условиях Восточного Китая, в бассейнах здешних великих рек.

Рис. 1.19. Карта Древнего Китая (V-III вв. до н.э.)

Древние китайские моряки были умелыми и мужественными мореходами. Они на своих утлых джонках пересекали огромные водные пространства Тихого океана и достига

ли берегов тогда ещё не открытой европейцами Америки. Такие пепреходы длились по

5-6 месяцев.

На карте (рис. 1.20) показаны судоходные пути китайских моряков – от берегов Китая до побережья нынешней Мексики.

Рис. 1.20. Карта морских походов древних китайцев

Для своих морских походов древние китайцы использовали джонки с камышёвыми парусами (рис. 1.21).

Рис. 1.21. Китайская джонка с камышёвыми парусами

Примерно в V тысячелетии до н.э. китайцы избрели магнитный компас, опередив на несколько тысячелетий европейских моряков.

Рис. 1.2. Китайцы изобрели первый магнитный компас

В те времена компас представлял брусок намагниченного железа, на котором крас-

ной и голубой краской были обозначены магнитные полюсы – соответственно северный и южный (на рис. 1.22 компас показан подвешенным на нити в левой руке, в правой – кар-

та на рисовой бумаге).

В Европу это изобретение попало через арабских купцов, которые пе­реняли его у китайцев.

Заморская торговля Даль­него Востока шла через из­вестные порты на юго-восто­ке Китая - Гуанчжоу и Ханчжо, Малаккский полуостров (ныне не нём Сингапур), па Суматру, Яву, Филиппины и Японские острова.

Восточноазиатские джонки были не только торговыми суда­ми. Их использовали также для военных целей, а местные мор­ские сражения нисколько не уступали средиземноморским.

Так, например, в XIII в. н.э. армада из 1000 китайских кораблей, имея 100 000 вои-

нов на боргу, отплыла для покорения Японии (правда, в пути она была уничтожена тайфуном).

Особенное развитие мореплавание получило в XIV-XVIII вв. н.э. после свержения монгольского владычества. В те годы были препрнияты семь больших экспедиций под командованием адмирала Ченг-Че, совершенных в Индонезию, Индию, Аравию и Афри-

ку. В одной из них участвовало 62 боль­ших корабля, имевших, помимо значительного груза, 28 000 чело­век на борту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: