Поморы
Поморы – этнографическая группа русских, обосновавшаяся ещё в X в. на побере-
жье Белого и Баренцова морей. Предками поморов были выходцы из древнего Новгорода.
Для морских походов поморы использовали кочи - деревянные однопалубные суда.
Кочи имели малую осадку, что позволяло им подходить близко к побережью. По-
сле этого с коча спускали небольшую шлюпку и высаживались непосредственно на берег.
Рис. 1.29. Коч в открытом море. На руле – два матроса, нос ушёл под воду.
Обычно кочи имели длину до 24 и ширину до 8 метров и вмещали в себя до 30 чело
век и свыше 30 т грузов. В движение приводились парусом, сшитым из оленьих шкур, и веслами и управлялось навесным рулем.
Поморы на своих кочах ходили в Баренцево, Белое и Карское море (рис. 30).
Рис. 1.30. Карта наших дней. Северо-Запад России с Белым, Баренцовым и Карским морями.
С помощью поморов русские землепроходцы в XVI-XVII веках совершали отваж-
ные «мангазейские плавания», осваивая огромные территории Сибири.
Мангазея (в наши дни село Туруханск, место отдыха И.В. Сталина в 1903-1904 гг.) – город в Западной Сибири на правом берегу реки Таз. Назван по имени местного племени ненцев. Торгово-промышленный центр и порт.
|
|
Поморы часто навещали Норвегию и вызывали зависть у местного населения своими мореходными навыками и деловитостью.
Поморы были гордыми, независимыми и достаточно богатыми людьми. Поэтому
с XIV века растущее Московское княжество начало вести борьбу за присоединение помор
ских земель.
Центром борьбы стало Белозерское княжество, попавшее в зависимость от Москвы еще при Иване Калите. В Белозерье начали строиться монастыри - в 1397 году Кириллов, в 1398 году-Ферапонтов, затем Воскресенский-Череповецкий и многие другие.
Монастыри, являясь верными проводниками политики московских князей и царей, были одновременно центрами просвещения, искусства и ремесел.
Уже в XII веке новгородцы создают монастыри Архангела Михаила (ныне Архан-
гельск), затем Николо-Корельский в устье Двины (Северодвинск – в наши дни крупней-
шая в России судоверфь для постройки атомных подводных лодок), и многие другие.
После захвата Великого Новгорода Иваном III (1440-1505 гг.) Поморье стало госу-
даревой собственностью и было принуждено платить Московскому государству оброк деньгами и мехами.
В конце XV века войска Ивана III завершили завоевание Русского Севера. Иван Грозный запретил поморам ходить на кочах дальше Белого моря.
Еще один удар по поморскому мореплаванию нанес Петр Первый. Он вообще за-
претил поморам строить традиционные, приспособленные для полярного плавания кочи и приказал строить быстроходные, но хрупкие шхуны и галиоты.
|
|
Уже в XII веке новгородцы создают монастыри Архангела Михаила (ныне Архан-
гельск), затем Николо-Корельский в устье Двины (Северодвинск – в наши дни крупней-
шая в России судоверфь для постройки атомных подводных лодок), и многие другие.
После захвата Великого Новгорода Иваном III (1440-1505 гг.) Поморье стало госу-
даревой собственностью и было принуждено платить Московскому государству оброк деньгами и мехами.
В конце XV века войска Ивана III завершили завоевание Русского Севера. Иван Грозный запретил поморам ходить на кочах дальше Белого моря.
Еще один удар по поморскому мореплаванию нанес Петр Первый. Он вообще за-
претил поморам строить традиционные, приспособленные для полярного плавания кочи и приказал строить быстроходные, но хрупкие шхуны и галиоты.
А в 1711 году, когда построили Петербург, царь запретил поморам торговать с За-
падной Европой. Этим он хотел привлечь европейские суда в Петербург.
Но затем настали лучшие времена. Екатерина Великая разрешила поморам из Кеми (ныне город в Карелии) продавать в Финмаркен (северная провинция Норвегии) муку и хлеб страдающим от голода норвежцам.
В 1808 г. опять разразился голод в Норвегии из-за блокады Наполеоном Бонапар-
том английских портов, из которых Норвегия снабжалась продовольствием. И тогда импе-ратор Александр I разрешил всем поморам торговать с Норвегией. Хотя, конечно, поморы ходили в Норвегию и раньше, несмотря ни на какие запреты.
В свою очередь правительство Норвегии, для поощрения поморской торговли, из-
дало в 1838 году указ об отмене пошлин с приходящих поморских судов. Это называлось «Кибергские привилегии».
Если ты англичанин, француз, датчанин или немец- плати пошлину. А если ты помор - пожалуйста, бесплатно, приходи еще. Правда, в конце XIX века эти льготы для поморов были отменены, но это дало большой толчок для расцвета.
Северную Норвегию посещали суда, команды которых набирались в Архангельске, Коле, Кеми, Сороке (Беломорска), Онеге, Сумском Посаде, Мезени и Поное.
Поморы посещали, главным образом, две самые северные провинции Норвегии - Тромс и Финмаркен. Они закупали в Архангельске муку, хлеб, жерди, бересту, доски, тек-
стиль, крупу и везли все это на своих судах вокруг Кольского полуострова в Норвегию.
Там их уже поджидали норвежские рыбаки, которые обменивали эти товары на рыбу, в изобилии водящуюся в тех водах благодаря теплому течению Гольфстрим.
Поморы везли рыбу в Архангельск, где и продавали. Спрос на рыбу в России всег-
да был высок, так как Россия была православной страной, т.е. погода – постные дни, и ры-
ба с успехом заменяла мясо и другую скоромную рищу.
В 1914 году, с началом Первой Мировой войны, когда немецкие военные суда ста-
ли угрожать Мурману, поморы перестали ходить в Норвегию. Так и закончилась 300-лет-
няя поморская торговля.
В 1920 г., когда красные русские вытеснили белых русских с Севера, многие помо-
ры, не хотевшие оставаться под большевиками, ушли на своих судах в Норвегию.
И Норвегия приняла их. До сих пор в Финмарксне и Тромсё встречаются норвежцы со странными фамилиями Петрофф, Попофф, Сидорофф и др.
Формирование восточнославянских племен-предков русского, украинского и бело
русского народов, завершилось в конце первого тысячелетия до н.э.
Анты, как называли в то время восточных славян, занимали обширную территорию от устья Дуная до устья Днепра с южной границей по берегам Черного моря (рис. 1.31).
Рис. 1.31. Земли славянских племен в VIII-IX вв.
В IV - VI в н.э. славяне уже плавали в Черном и Средиземном морях.
В VII в. н.э. на берегу Адриатического моря возникла «Славянская Венеция» - Дуб-
ровник.
В сочинениях греческих писателей упоминается о появлении «Росов» (по-гречески) в причерноморских владениях Византии, на берегах южного побережья Черного моря, куда можно было попасть только морским путем.
|
|
Речь шла о вооруженном нападении восточных славян на причерноморские поселе
ния.
В исторических хрониках упоминается о военных действиях русов на побережье Крыма. Поход был совершен на морских судах, прошедших от устья Днепра до Керченско
го пролива.
В 860 г. состоялся крупный морской поход причерноморских славян на Константи
нополь, завершившийся мирным договором.
В IX - X в.в. восточнославянские племена, объединившись вокруг Киева, образова
ли Киевскую Русь. Новое государство властно заявило о своих экономических и полити-
ческих интересах на Причерноморье, постоянно нарушавшихся Византией.
Кроме того, начиная с IX в. сложился путь «из варяг в греки». Он соединял Варяж
ское (Балтийское) и Русское (Черное) моря и через Керченский пролив, Азовское море, Дон и Волгу вел в Хвалынское (Каспийское) море. Эта артерия соединяла 2 центра Русского государства - Новгород и Киев.
Название «Русское море» встречается в летописях IX - XV веков. К этому времени оно отмечено на некоторых картах.
Так же именуется Черное море и в арабских источниках. Например, арабский гео-
граф аль-Масуди в X веке писал, что никто, кроме русов, не плавал в то время по Русско-
му морю. Нередко у арабских авторов можно встретить и такое название - Магнум, что означало Большое море.
В целях укрепления позиций Киевской Руси на Черном море в противостояние притязаниям Византии в IX - XI в.в. совершались многократные морские военные походы на Византию
Славяне не имели больших кораблей, так как выходили в море из рек, изобиловав-
ших мелями и порогами. Однако их лодки были пригодны для плавания как в реках, так и в море(рис. 1.32).
Рис. 1.32. Чайка – судно Киевской Руси и запорожских казаков у входа в Босфор
В эпоху Киевской Руси киевские дружины совершили девять больших морских по-
ходов на Византию, среди которых — наиболее известный поход князя Олега в 907 году на Константинополь.
|
|
Из летописей известно, что русичи уже тогда смогли построить 2 тысячи кораблей, разместив на них 80 тысяч воинов и все необходимое для длительного плавания.
Походы на Византию совершал князь Игорь (941, 944 годы), в Болгарию – Свято
слав (967, 969 - 971 годы), дружинники князя Владимира брали город Херсонес.
В низовьях Днепра побывала княгиня Ольга во время путешествия в Царьград. Здесь проходили дружины князей Святослава Игоревича, Владимира, Владимира Мономаха, Даниила Галицкого.
Вблизи Херсона, на Большом Потемкинском острове, найдены останки довольно крупного поселения времен Киевской Руси.
И хотя годом рождения Российского флота принято считать 1696 год - он возник гораздо раньше.
Упорное стремление русских укрепиться на берегах Черного моря и овладеть реч
ными и морскими путями, соединявшими среднее Приднепровье с восточными и южными рынками, выражало насущные потребности молодой, полной силы и жизненной энергии Киевской державы.
С Византией и юго-славянскими землями ее связывали не только экономические, но и политические и культурные интересы.
Однако не было забыто и далекое от Киева Балтийское море, откуда начинался приобретший международное значение путь из Балтики в Черное море.
На северном участке этого пути, на Волхове, у Ильменьского озера, лежал один из самых древних русских городов - Новгород.
Новгород, благодаря своему выгодному географическому положению, очень рано приобрел значение важного центра для сношений со странами Балтийского бассейна (Скандинавией, Данией) и городами северо-восточной Германии.
В XI-XII вв. главным пунктом торговли с Новгородом был остров Готланд
(рис. 1.33), где существовала постоянная колония северо-германских куп цов, главную роль среди которых играли купцы из города Любека.
Рис. 1.33. Карта наших дней. О. Готланд расположен между Швецией и Латвией
(принадлежит Швеции)
С XI в. поездки на восток совершались главным образом по Финскому заливу, Неве и Волхову. Недалеко от впадения Волхова в Ладожское озеро стоял древнерусский город Ладога.
В XIII в. в нем жили приезжие иностранные купцы, построившие для себя церковь св. Николая. В самом Новгороде фактория «готских» купцов (жителей Готланда русские без различия национальностей называли «готами») возникла не позже середины XII в.
Торговля западных стран с Новгородом имела двусторонний характер. С Запада поступали оружие, металл, ткани, украшения и пр. Из Новгорода вывозились меха, воск, мед, кожи, рыба. Для морских переходов новгородцы использовали морские ладьи (рис. 1.34).
Рис. 1.34. Русская ладья. Другие названия: скедия, корабль
После того как в XI-XII вв. новгородские владения распространились на огромную территорию к северу от Онеги до Печоры и Уральских гор, Новгород стал обладателем неисчерпаемых запасов продуктов морских и лесных промыслов.
Не ограничиваясь эксплуатацией северных богатств, новгородцы играли значитель-
ную роль в торговле южных и северо-восточных русских городов. По отрывочным лето-
писным источникам можно установить их присутствие в Киеве, Чернигове, на Волыни, в Суздале.
Почти одновременно с походами славян на Черное море их peчные и морские суда появились и в Каспийском бассейне. Судя по находкам монет и рассказам арабских писа-
телей, торговые сношения Руси с Востоком особенно усилились примерно с конца VIII в.
Волга своими верховьями близко подходит к рекам Балтийской бассейна. Поэтому не только славяне, жившие на побережье Балтийского моря, но и жители Новгорода и Ла
доги были вовлечены в систему восточной торговли.
Многочисленные находки арабских монет были сделаны и в области Окско-Волж-
ского междуречья, в том числе на месте будущей Москвы. Существовал древний путь на восток и из среднего Приднепровья - по Дону. Эту реку арабские писатели называли «сла-
вянской» или «русской» рекою.
Сложившаяся в XII в. обстановка: образование русских феодальных княжеств и кровавая междоусобица между ними, обусловили распад Киевской Руси и ее ослабление, из-за чего южные степи заняли половецкие орды, перерезавшие пути к Черному морю, а юго-восточную Прибалтику - немецкие рыцари, образовавшие Ливонский орден.
В первой половине XIII века на Русь двинулись орды хана Батыя. Широко по краю растеклись монголо-татарские полчища, неся с собой разрушения и смерть, опустошая го-
рода и поселения, в том числе и Нижнего Приднепровья.
К концу XIV в. приморские земли между Днестром и Днепром перешли под власть Литовских князей, построивших здесь ряд крепостей.
Во второй половине XV века большая часть территории правобережья Нижнего Днепра оказалась под властью Турции, левобережные земли вошли в состав Крымского ханства, образовавшегося после распада Золотой Орды.
В 1475 году в Крым вторглись турецкие войска, и ханство признало себя вассалом Турции.
Захватнические войны привели к тому, что русско-украинское население почти полностью ушло с побережья и на несколько веков было отрезано от Черного моря.
Татары и турки на долгое время обратили плодороднейшие степи Причерноморья в полупустыню.