Морские походы славян

Поморы

Поморы – этнографическая группа русских, обосновавшаяся ещё в X в. на побере-

жье Белого и Баренцова морей. Предками поморов были выходцы из древнего Новгорода.

Для морских походов поморы использовали кочи - деревянные однопалубные суда.

Кочи имели малую осадку, что позволяло им подходить близко к побережью. По-

сле этого с коча спускали небольшую шлюпку и высаживались непосредственно на берег.

Рис. 1.29. Коч в открытом море. На руле – два матроса, нос ушёл под воду.

Обычно кочи имели длину до 24 и ширину до 8 метров и вме­щали в себя до 30 чело

век и свыше 30 т грузов. В движение приводились парусом, сшитым из оленьих шкур, и веслами и уп­равлялось навесным рулем.

Поморы на своих кочах ходили в Баренцево, Белое и Карское море (рис. 30).

Рис. 1.30. Карта наших дней. Северо-Запад России с Белым, Баренцовым и Карским морями.

С помощью поморов русские землепро­ходцы в XVI-XVII веках совершали отваж-

ные «мангазейские пла­вания», осваивая огромные территории Сибири.

Мангазея (в наши дни село Туруханск, место отдыха И.В. Сталина в 1903-1904 гг.) – город в Западной Сибири на правом берегу реки Таз. Назван по имени местного племени ненцев. Торгово-промышленный центр и порт.

Поморы часто навещали Норвегию и вызы­вали зависть у местного населения своими мореходными навыка­ми и деловитостью.

Поморы были гордыми, независимыми и достаточно богатыми людьми. Поэтому

с XIV века растущее Московское княжество начало вести борьбу за присоединение помор

ских земель.

Центром борьбы стало Белозерское княжество, по­павшее в зависимость от Москвы еще при Иване Калите. В Белозерье начали строиться монастыри - в 1397 году Кириллов, в 1398 году-Ферапонтов, затем Воскресенский-Череповецкий и многие другие.

Монастыри, являясь верными проводниками политики московских князей и царей, были одновременно центрами просве­щения, искусства и ремесел.

Уже в XII веке новгородцы создают монастыри Архангела Михаила (ныне Архан-

гельск), затем Николо-Корельский в устье Дви­ны (Северодвинск – в наши дни крупней-

шая в России судоверфь для постройки атомных подводных лодок), и многие другие.

После захвата Великого Новгорода Иваном III (1440-1505 гг.) Поморье стало госу-

даревой собственностью и было принуждено платить Московскому государству оброк деньгами и мехами.

В конце XV века войска Ивана III завершили завоевание Русского Севера. Иван Грозный запретил поморам ходить на кочах дальше Бе­лого моря.

Еще один удар по поморскому мореплаванию нанес Петр Пер­вый. Он вообще за-

претил поморам строить традиционные, приспо­собленные для полярного плавания кочи и приказал строить быст­роходные, но хрупкие шхуны и галиоты.

Уже в XII веке новгородцы создают монастыри Архангела Михаила (ныне Архан-

гельск), затем Николо-Корельский в устье Дви­ны (Северодвинск – в наши дни крупней-

шая в России судоверфь для постройки атомных подводных лодок), и многие другие.

После захвата Великого Новгорода Иваном III (1440-1505 гг.) Поморье стало госу-

даревой собственностью и было принуждено платить Московскому государству оброк деньгами и мехами.

В конце XV века войска Ивана III завершили завоевание Русского Севера. Иван Грозный запретил поморам ходить на кочах дальше Бе­лого моря.

Еще один удар по поморскому мореплаванию нанес Петр Пер­вый. Он вообще за-

претил поморам строить традиционные, приспо­собленные для полярного плавания кочи и приказал строить быст­роходные, но хрупкие шхуны и галиоты.

А в 1711 году, когда постро­или Петербург, царь запретил поморам торговать с За-

падной Евро­пой. Этим он хотел привлечь европейские суда в Петербург.

Но затем настали лучшие времена. Екатерина Великая разре­шила поморам из Кеми (ныне город в Карелии) продавать в Финмаркен (северная провинция Норвегии) муку и хлеб страдающим от голода норвежцам.

В 1808 г. опять разразился голод в Норвегии из-за блокады Наполеоном Бонапар-

том английских портов, из которых Норвегия снабжалась продовольствием. И тогда импе-ратор Александр I разрешил всем поморам торговать с Норвегией. Хотя, конечно, поморы ходили в Норвегию и раньше, несмотря ни на какие запреты.

В свою очередь правительство Норвегии, для поощрения по­морской торговли, из-

дало в 1838 году указ об отмене пошлин с приходящих поморских судов. Это называлось «Кибергские при­вилегии».

Если ты англичанин, француз, датчанин или немец- плати по­шлину. А если ты помор - пожалуйста, бесплатно, приходи еще. Правда, в конце XIX века эти льготы для поморов были отмене­ны, но это дало большой толчок для расцвета.

Северную Норвегию посещали суда, команды которых набирались в Архангель­ске, Коле, Кеми, Сороке (Беломорска), Онеге, Сумском Посаде, Мезени и Поное.

Поморы посещали, главным образом, две самые северные про­винции Норвегии - Тромс и Финмаркен. Они закупали в Архангель­ске муку, хлеб, жерди, бересту, доски, тек-

стиль, крупу и везли все это на своих судах вокруг Кольского полуострова в Норвегию.

Там их уже поджидали норвежские рыбаки, которые обменивали эти товары на рыбу, в изобилии водящуюся в тех водах благодаря теплому течению Гольфстрим.

Поморы везли рыбу в Архангельск, где и продавали. Спрос на рыбу в России всег-

да был высок, так как Россия была православной страной, т.е. погода – постные дни, и ры-

ба с успехом заменяла мясо и другую скоромную рищу.

В 1914 году, с началом Первой Мировой войны, когда немецкие военные суда ста-

ли угрожать Мурману, поморы перестали ходить в Норвегию. Так и закончилась 300-лет-

няя поморская торговля.

В 1920 г., когда красные русские вытеснили белых русских с Севера, многие помо-

ры, не хотевшие оставаться под большевиками, ушли на своих судах в Норвегию.

И Норвегия приняла их. До сих пор в Финмарксне и Тромсё встречают­ся норвежцы со странны­ми фамилиями Петрофф, Попофф, Сидорофф и др.

Формирование восточнославянских племен-предков русского, украинского и бело

русского народов, завершилось в конце первого тысячелетия до н.э.

Анты, как называли в то время восточных славян, занимали обширную территорию от устья Дуная до устья Днепра с южной границей по берегам Черного моря (рис. 1.31).

Рис. 1.31. Земли славянских племен в VIII-IX вв.

В IV - VI в н.э. славяне уже плавали в Черном и Средиземном морях.

В VII в. н.э. на берегу Адриатического моря возникла «Славянская Венеция» - Дуб-

ровник.

В сочинениях греческих писателей упоминается о появлении «Росов» (по-гречески) в причерноморских владениях Византии, на берегах южного побережья Черного моря, куда можно было попасть только морским путем.

Речь шла о вооруженном нападении восточных славян на причерноморские поселе

ния.

В исторических хрониках упоминается о военных действиях русов на побережье Крыма. Поход был совершен на морских судах, прошедших от устья Днепра до Керченско

го пролива.

В 860 г. состоялся крупный морской поход причерноморских славян на Константи

нополь, завершившийся мирным договором.

В IX - X в.в. восточнославянские племена, объединившись вокруг Киева, образова

ли Киевскую Русь. Новое государство властно заявило о своих экономических и полити-

ческих интересах на Причерноморье, постоянно нарушавшихся Византией.

Кроме того, начиная с IX в. сложился путь «из варяг в греки». Он соединял Варяж

ское (Балтийское) и Русское (Черное) моря и через Керченский пролив, Азовское море, Дон и Волгу вел в Хвалынское (Каспийское) море. Эта артерия соединяла 2 центра Русского государства - Новгород и Киев.

Название «Русское море» встречается в летописях IX - XV веков. К этому времени оно отмечено на некоторых картах.

Так же именуется Черное море и в арабских источниках. Например, арабский гео-

граф аль-Масуди в X веке писал, что никто, кроме русов, не плавал в то время по Русско-

му морю. Нередко у арабских авторов можно встретить и такое название - Магнум, что означало Большое море.

В целях укрепления позиций Киевской Руси на Черном море в противостояние притязаниям Византии в IX - XI в.в. совершались многократные морские военные походы на Византию

Славяне не имели больших кораблей, так как выходили в море из рек, изобиловав-

ших мелями и порогами. Однако их лодки были пригодны для плавания как в реках, так и в море(рис. 1.32).

Рис. 1.32. Чайка – судно Киевской Руси и запорожских казаков у входа в Босфор

В эпоху Киевской Руси киевские дружины совершили девять больших морских по-

ходов на Византию, среди которых — наиболее известный поход князя Олега в 907 году на Константинополь.

Из летописей известно, что русичи уже тогда смогли построить 2 тысячи кораблей, разместив на них 80 тысяч воинов и все необходимое для длительного плавания.

Походы на Византию совершал князь Игорь (941, 944 годы), в Болгарию – Свято

слав (967, 969 - 971 годы), дружинники князя Владимира брали город Херсонес.

В низовьях Днепра побывала княгиня Ольга во время путешествия в Царьград. Здесь проходили дружины князей Святослава Игоревича, Владимира, Владимира Мономаха, Даниила Галицкого.

Вблизи Херсона, на Большом Потемкинском острове, найдены останки довольно крупного поселения времен Киевской Руси.

И хотя годом рождения Российского флота принято считать 1696 год - он возник гораздо раньше.

Упорное стремление русских укрепиться на берегах Черного моря и овладеть реч

ными и морскими путями, соединявшими сред­нее Приднепровье с восточными и южными рынками, выражало насущные потребности молодой, полной силы и жизненной энер­гии Киевской державы.

С Византией и юго-славянскими землями ее связывали не только экономические, но и политические и куль­турные интересы.

Однако не было забыто и далекое от Киева Балтийское море, откуда начинался приобретший международное значение путь из Балтики в Черное море.

На северном участке этого пути, на Волхове, у Ильменьского озера, лежал один из самых древних русских городов - Новгород.

Новгород, благодаря своему выгодному географическому положению, очень рано приобрел значение важного центра для сношений со странами Балтийского бассейна (Скандинавией, Данией) и городами северо-восточной Германии.

В XI-XII вв. главным пунктом торговли с Новгородом был остров Готланд

(рис. 1.33), где существовала постоянная колония северо-германских куп цов, главную роль среди которых играли купцы из города Любека.

Рис. 1.33. Карта наших дней. О. Готланд расположен между Швецией и Латвией

(принадлежит Швеции)

С XI в. поездки на восток совершались главным образом по Фин­скому заливу, Неве и Волхову. Недалеко от впадения Волхова в Ладожское озеро стоял древнерусский город Ладога.

В XIII в. в нем жили приезжие иностранные купцы, построившие для себя церковь св. Николая. В самом Новгороде фактория «готских» куп­цов (жителей Готланда русские без различия национальностей называли «готами») возникла не позже середины XII в.

Торговля западных стран с Новгородом имела двусторонний характер. С Запада поступали оружие, металл, ткани, украшения и пр. Из Новгорода вывозились меха, воск, мед, кожи, рыба. Для морских переходов новгородцы использовали морские ладьи (рис. 1.34).

Рис. 1.34. Русская ладья. Другие названия: скедия, корабль

Пос­ле того как в XI-XII вв. новгородские владения распространились на огромную территорию к северу от Онеги до Печоры и Уральс­ких гор, Новгород стал обладателем неисчерпаемых запасов про­дуктов морских и лесных промыслов.

Не ограничиваясь эксплуа­тацией северных богатств, новгородцы играли значитель-

ную роль в торговле южных и северо-восточных русских городов. По отры­вочным лето-

писным источникам можно установить их присутствие в Киеве, Чернигове, на Волыни, в Суздале.

Почти одновременно с походами славян на Черное море их peчные и морские суда появились и в Каспийском бассейне. Судя по находкам монет и рассказам арабских писа-

телей, торговые сношения Руси с Востоком особенно усилились примерно с конца VIII в.

Волга своими верховьями близко подходит к рекам Балтийской бассейна. Поэтому не только славяне, жившие на побережье Балтийского моря, но и жители Новгорода и Ла

доги были вовлечены в систему восточной торговли.

Многочисленные находки арабских монет были сделаны и в области Окско-Волж-

ского междуречья, в том числе на месте будущей Москвы. Существовал древний путь на восток и из среднего Приднепровья - по Дону. Эту реку арабские писатели называли «сла-

вянской» или «русской» рекою.

Сложившаяся в XII в. обстановка: образование русских феодальных княжеств и кровавая междоусобица между ними, обусловили распад Киевской Руси и ее ослабление, из-за чего южные степи заняли половецкие орды, перерезавшие пути к Черному морю, а юго-восточную Прибалтику - немецкие рыцари, образовавшие Ливонский орден.

В первой половине XIII века на Русь двинулись орды хана Батыя. Широко по краю растеклись монголо-татарские полчища, неся с собой разрушения и смерть, опустошая го-

рода и поселения, в том числе и Нижнего Приднепровья.

К концу XIV в. приморские земли между Днестром и Днепром перешли под власть Литовских князей, построивших здесь ряд крепостей.

Во второй половине XV века большая часть территории правобережья Нижнего Днепра оказалась под властью Турции, левобережные земли вошли в состав Крымского ханства, образовавшегося после распада Золотой Орды.

В 1475 году в Крым вторглись турецкие войска, и ханство признало себя вассалом Турции.

Захватнические войны привели к тому, что русско-украинское население почти полностью ушло с побережья и на несколько веков было отрезано от Черного моря.

Татары и турки на долгое время обратили плодороднейшие степи Причерноморья в полупустыню.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: