Открытие в Херсоне училища торгового мореплавания

Тогдашний генерал-губернатор Новороссийского края (куда входили Херсон, Ни-

колаев, Одесса и Крым) граф Воронцов поддержал их просьбу и обратился к императору Николаю I с рапортом-прошением об открытии в Херсоне морского учебного заведения.

Рапорт содержал Приложение - проект «Положения про Херсонское училище торго

вого мореплавания». К тому времени в России существовало только одно морское учебное заведения – Навигацкие классы в Архангельске.

Тем не менее, уже в то время в Украине, по соседству с Херсоном, действовали мор

ские школы по подготовке только рядового плавсостава для судов – в Олешках (ныне

Цюрупинск), Збурьевке и Голой Пристани.

Однако торговому флоту России нужны были морские специалисты более высоко-

го уровня – морские офицеры.

Прошение графа Воронцова М.С. было позитивно принято императором Николаем I, и на документе 7 февраля 1834 г. (по старому стилю, а 20 по новому) Николай I нало-

жил резолюцию «Быть посему».

Одновременно он подписал Указ о введении в действие «Положения о создании в Херсоне училища торгового мореплавания».

С этой даты – 20 февраля 1834 г., отсчитывается история Херсонского морского учебного заведения.

Рис. 2.7. Император Николай I (1796-1855)

§2.3. Начальный этап истории ХМУ (1834-1917 гг.)

Занятия в училище начались 1 октября 1834 року в помещении ликвидированного к тому времени Адмиралтейства. Сейчас на его месте расположен дом №34 по ул. Красно-

студенческой (чуть выше гостиницы «Фрегат»).

В училище принимались юноши - 24 человека на казённый счёт (т.е. обучение для них было бесплатным) и 12-26 пансионеров, которые обучались либо за свой счёт, либо за счёт благодетелей (в наше время – «спонсоров») (Пансионер - от слова «пансион» - закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся – одежда, питание и пр.).

Большинство воспитанников изучали специальности шкиперов и штурманов, мень-

шая часть – строительство купеческих судов. Срок обучения составлял 4 года.

Обучение происходило в таком объёме, чтобы воспитанники училища могли выве-

сти судно из гавани, определить курс судна по показаниям компаса, а также место судна с помощью карт и астрономических наблюдений.

Кроме того, надо было уметь управлять парусами при малых ветрах и в штормы,

ввести судно в гавань и поставить на якорь, знать международные морские правила, внут-

реннее устройство судна, а также правила погрузки-выгрузки разного рода грузов.

Также изучались и иностранные языки: греческий, турецкий, французский, в преде

лах чтения и письма.

Ежегодно кадеты проходили 6-недельную плавательную практику в море, а выпуск

ники – годичное стажирование на боевых кораблях Черноморского флота, где они получа-

ли навыки плавания на боевых кораблях, учились стрелять из пушек и совершенствовать уже полученные навыки в астрономических наблюдениях.

Рис. 2.8. Адмирал Лазарев М.П.

Историческая справка

Лазарев Михаил Петрович (1788-1851), русский мореплаватель, адмирал (1843).

В 1813-25 совершил три кругосветных путешествия, в том числе в 1819-21 (коман-

дир шлюпа «Мирный») в составе экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена, открывшей материк Антарктида. Командовал линейным кораблём «Азов» при разгроме турок в Наваринском сражении (1827). В 1833-50 главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря.

Впервые стажировку на боевых кораблях воспитанники стали проходить с июля 1836 г., когда первая их группа была направлена на корабль «Иоанн Златоуст» на основа

нии приказа вице-адмирала Лазарева М.П. Последний в то время был Главным команди-

ром Черноморского флота и портов Чёрного моря.

После стажирования воспитанники выпускались штурманами или помощниками штурманов, а затем шли на флот на правах кондуктóров для усовершенствования знаний.

(Кондуктóр – ударение на «о», воинское звание сверхсрочнослужащих унтер-офи-

церов в русской армии и флоте – БСЭ, том 34, стр. 617, издание 1998 г.)

И только после 2-х лет (чистого времени, без учёта отпусков) воспитанники сдава

ли экзамены и получали звание шкипера.

Таким образом, на получение звания шкипера уходило 8-9 лет (учеба 4 года +

+ 2 года чистого времени в качестве кондуктóра + отпуска).

В середине XIX столетия в училище обучались 53 воспитанника, работало 9 препо-давателей.

С 1834 и по 1867 року училище выпустило 199 шкиперов и штурманов и 68 судо-

строителей.

Развитие морского судоходства, появление парового флота и связанные с этим усложнения навигации потребовали проведения реформы морского образования в России.

27 июня 1867 г. император Александр II утвердил новое Положение о подготовке специалистов морского флота, в соответствии с которым морские учебные заведения становились открытыми для всех слоёв населения и передавались в ведение Министерства просвещения.

Положение разрешало открывать мореходные классы купцам, горожанам и иным сословиям при условии внесения необходимых средств на создание этих классов.

Иначе говоря, тем самым государство перекладывало заботу о создании мореход-

ных классов со своих плечей на плечи частных предпринимателей.

В соответствии с «Положением», в мореходные классы принимались лица всех со-

словий (мещане, крестьяне и т.п.) и без ограничения возраста, которые имели свидетель-

ства, подтверждающие их умение читать, писать, а также подтверждающие наличие опре-

делённого стажа работы на судах.

Тем не менее государство обязывалось выделять финансовую помощь на создание и функционирование мореходных классов в размере от 500 до 1000 руб. В год.

Для руководства классами предполагалось создание комитетов при каждом учеб-

ном заведении, в состав которого входили бы учредители классов.

Классы делились на разряды.

В классах 1-го разряда готовили.штурманов малого (каботажного) плавания; 2-

го разряда - шкиперов каботажного и штурманов дальнего плавания; 3-го разряда – шки-

перов дальнего плавания.

В административном плане классы подчинялись Министерству финансов России.

Открытие мореходных классов в Херсоне состоялось 1 февраля 1872 г.

Основным мотивом при их открытии «было стремление устранить недостаток в образованных, теоретически и практически подготовленных шкіперов и штурманов для каботажного и дальнего плавания».

Первый выпуск штурманов состоялся в 1875 г.

Руководство классами осуществлял Комитет из 8 человек, в составе которого были судовладельцы, судостроители и преподаватели.

Заведующим классами был назначен подполковник корпуса штурманов К.О. Косма

чевский, который много лет руководил учебным заведеним и лично преподавал большин-

ство специальных дисциплин.

Общеобразовательные дисциплины преподавали приглашенные учителя городских учебных заведений, офицеры расположенных в Херсоне артиллерийских и пехотных ча-

стей, священнослужители.

В 1880 г. на пожертвования разных губернских и городских учреждений и отдель-

ных лиц для мореходных классов было построено небольшое здание, в котором располага

лись учебные аудитории и спальные помещения (рис. 2.9).

Рис. 2.9. Херсон, 80-е гг. XIX cтолетия. Здание мореходных классов

(один из воспитанников определяет высоту Солнца при помощи секстанта - слева,

другой изучает модель парохода, установленную на банке – справа)

11 сентября 1880 г. распоряжением Министерства финансов двухразрядные классы были реорганизованы в трёхразрядные.

Отныне в учебном заведении начали подготовку штурманов и шкиперов дальнего плавання.

В перечень теоретических предметов входили: мореходная астрономия, навигация,

морская практика, лоция морей, судостроение, пароходная механика, география, законода

тельство для коммерческого флота (сейчас – морское право), теория штормов (сейчас – метеорология), математика, английский, французский и русский языки, медицина, таке-

лажные работы, гимнастика, закон Божий.

Библиотека учебного заведения насчитывала 1712 томов научных, исторических и художественно-литературных изданий, в том числе 706 экземпляров учебных пособий,

271 экземпляр географических карт, атласов и чертежей, модели парусных и паровых су-

дов (полные и в разрезе), модель паровой машины, глобус, мореходные инструменты.

Во дворе классов стояла модель парусника с полным парусным вооружением.

В 80-е годы XIX столетия учебный процесс был построен так, что занятия в Херсо

не проводились в осеннее-зимний период. Весной же и летом воспитанники проходили плавательную практику на торговых судах компании РОПИТ (Российское общество паро

ходства и торговли), Добровольческого флота, Российского общества перевозок грузов,

товарищества Черноморско-Дунайского пароходства, а также на частных пароходах и парусниках.

Количество воспитанников из года в год не было постоянным, плановой системы набора не существовало. Оно зависело от многих факторов, в частности, от потребности в выпускниках на судах, финансовых возможностей учредителей учебных заведений и т.п.

В 1892 г. были выпущены 16 штурманов дальнего плавания и 15 каботажного. Всего же в этом году насчитывалось 73 воспитанника, среди которых – 30 детей дворян, офицеров и чиновников, 2 – купцов, 34 – мещан и крестьян, 5 – детей духовенства, 2 – иностранные подданные.

Выпускники работали шкиперами на парусных судах и помощниками капитанов на пароходах.

Молодые штурманы также поступали на службу на корабли Российского военно-морского флота. Служить на боевых кораблях было престижно и выгодно материально.

Многие из них прославили российский флаг в Русско-японской войне 1904-1905 гг.

В их числе был и выпускник Херсонских мореходных классов 1883 г., будущий контр-адмирал Н.Н. Коломойцев. В 1902-1904 гг. он был капитаном знаменитого ледокола

«Ермак», а позднее- командиром эсминца «Буйный», принявшего участие в морском сра-

жении в проливе Цусима в составе эскадры адмирала Рождественского З.Н...

После возвращения из японского плена за мужество и отвагу он был награждён

именной золотой саблей.

В последующие годы Коломойцев Н.Н. принимал участие во многих морских экс-

педициях в северных широтах, командовал на Балтике линкором «Слава» (1918), затем

эскадрой Балтийского флота.

Его имя было присвоено одному из судов Советского Союза.

В конце XIX – начале XX столетий на смену парусным судам пришли пароходы. Увеличилась скорость судов. На смену магнитным компасам пришли т.н. гирокомпасы (хотя до сих пор магнитные компасы сохраняются на судах на случай выхода из строя гирокомпасов). Повысились требования к повышению безопасности мореплавания.

Все эти причины требовали приведения уровня профессиональной подготовки моряков в соответствие с изменившимися условиями работы на судах.

5 (19) мая 1902 г. Государственный Совет России принял новый Закон в части судоводителей торгового флота.

На основании этого Закона, в Херсоне, с 1 августа 1903 г., ранее действовавшие мо-

реходные классы были преобразованы в мореходное училище малого плавання.

Однако уже через год это училище стало мореходным дальнего плавания, основной

задачей котрого была подготовка штурманов дальнего плавания 1-го разряда.

На содержание училища городские власти выделили значительные средства, а так-

же земельный участок в центре города.

Среди преподавателей были: капитан 2-го ранга князь Максутов А.Д., капитан 1-го

ранга Заблуженко Ф.М., штатный преподаватель Длузский С.А., а также лучшие учителя

городских учебных заведений и чиновники государственных учреждений.

Общее руководство училищем осуществлял специальный комитет под руководст-

вом начальника порта Н.Ф. Исакова.

Торжественное открытие училища состоялось 25 октября (7 ноября) 1904 г.

Открытие стало важным событием для российского торгового флота и самого Хер-

сона. Проводилось оно в присутствии представителей губернской власти и городской об-

щественности.

В подарок училищу были переданы: метеостанция, мореходные приборы англий-

ского и отечественного производства, мебель, научные и учебные пособия, произведения художников-маринистов.

Обучение в училище было платным. Стоимость его составляла 20 рублей в год.

В училище принимались молодые люди не моложе 15 лет с соответствующей мор-

ской практикой в объёме подготовительной мореходной школы, успешно сдавшие вступи-

тельные экзамены.

В старший, 3-й класс, могли быть сразу зачислены лица, которые закончили учили-

ще малого плавания после 6-месячного плавания на торговых судах.

Первый учебный год в младшем и среднем классах начали 40 воспитанников, а 3-й класс открыли в августе 1905 г.

Обучение состояло из теоретического курса, который продолжался с 25 октября по 25 апреля и практического летнего плавання.

Программа включала 16 специальных и общеобразовательных дисциплин, в том числе все разделы математики, навигацию, мореходную астрономию, устройство и теория судна, пароходную механику, океанографию, коммерческую географию, метеорологию,

морское законодательство и коммерческие документы.

Большое внимание уделялось изучению иностранных языков, а также повышению культурного уровня будущих моряков.

Рис. 2.10. Афиша вечера отдыха (морского вечера) в училище

В училище организовывались танцы, обучение которым было для кадетов обяза-

тельным.

Проводились музыкальные, литературно-художественные вечера, которые охотно посещались городской общественностью.

Воспитанники в форменном обмундировании пользовались большим успехом у городского населения.

В зимний перниод для кадетов было обязательным посещение местных механиче-

ского и судостроительного заводов, где они должны были наблюдать выполнение судо-

строительных работ и изучать устройство судна.

Для кадетов периодически организовывались экскурсии на российские и иностран-

ные суда в порту. Устройство же паровой машины и её разборку-сборку воспитанники изучали на портовом пароходе «Евгений».

Под руководством начальника училища воспитанники посещали Николаевские верфи, наблюдали за постройкой линкора «Евстафий», крейсера «Кагул» и эсминцев.

Весной 1905 г. началось первое практическое плавание, которое для 16 человек проводилось на Каспийском море, на учебном паруснике «Великая княгиня Ксения Алек

сандровна». Одновременно 20 воспитанников были матросами на российских и англий-

ских пароходах и парусниках.

По окончании плавательной практики все воспитанники сдавали в училище отчёты

по практике, с описанием устройства судна и его силовой установки.

В дальнейшем плавательная практика осуществлялась путём самостоятельного тру-

доустройства на торговые суда или на корабли Черноморского флота.

Летом 1906 г. состоялся первый выпуск 8 штурманов 1-го разряда.

Становление училища совпало с началом революционных событий в России, и бу-

дущие моряки не стояли в стороне от событий, которые волновали страну.

2 августа 1905 г. губернская газета «ЮГ» опубликовала петицию (обращение) вос

питанников, в которой содержались требования политических свобод, отмены закона Божьего, демократизация системы обучения.

С началом 1-й Мировой войны многие выпускники училища пополнили ряды воен-

но-морского флота, получили офицерские звания и приняли участие в боевых действиях на Балтике и Чёрном море.

§2.4. Новая история ХМУ (1917-1944 гг.)

Новой страницей в истории Херсонского морского учебного заведения стали ок-

тябрьские события 1917 г. Им стали руководить разные органы и ведомства, оно неодно- кратно переименовывалось.

В декабре 1917 г. отдел торгового мореплавания поставил в известность начальни

ка училища Калюжного А.В. о том, что издано распоряжение о переводе 3000 рублей для выдачи учащимся, которые нуждаються в материальной помощи.

Одновременно отдел предупреждал о недопустимости сокращения учебного года и о составлении кошториса училища на следующий, 1919 г.

В апреле 1918 года состоялся очередной выпуск 21 специалиста для флота.

В 1919 году были выпущены 6 штурманов дальнего плавания - Бабанов С.А., Раз-

верский В.У., Федьков Г.А., Ноговский Д.С., Юреник Л.К., Мовчан А.И.

В 1919 году Херсонский комиссариат народного образования решил присоединить училище к созданному в Херсоне политехническому институту на правах мореходного фа

культета. Однако Совет училища категорически отказался выполнять приказ коммисариа-

та.

Вскоре начальник училища получил ещё один приказ, который способствовал со-

хранению статуса училища. Председатель Совета обороны Херсонской губернии напра-

вилпредписание начальнику училища «не впускать в здание училища абсолютно никого без разрешения на то Совета обороны».

Таким образом, статус-кво училища был сохранён - его удалось отстоять от слия-

ния с политехническим институтом.

В сентябре 1920 г. училище було реорганизовано в Херсонский техникум водного транспорта. Начальником остался Калюжний А.В.

После гражданской войны страна находилась в состоянии разрухи. Не было топли-

ва, хлеба, товаров первой необходимости. Преподаватели и учащиеся испытывали значи-

тельные трудности.

Вот как описал этот период начальник училища Калюжный А.В.:

«снежная и морозная зима 1921-1922 гг. для преподавателей и учащихся представ

ляла сплошной ужас, воспоминания о котором не покинут всю жизнь.

Ранняя зима... Отсутствие средств на топливо, прекращение водоснабжения, отме-

на пайкового (продовольственного) обеспечения создали условия холодного и голодного существования, в которых вести учебную работу было физически невозможно.

Однако служащие и учащиеся, собрав в кулак свои силы и волю, продолжали рабо тать и доводить до конца порученное дело.

В таких условиях вести обучение в холодных и влажных помещениях было настоя-

щим героизмом и надо отдать долджное тем сотрудникам, которые честно выполняли свой долг перед республикой»

Весной 1922 г. состоялся очередной выпуск штурманов ближнего и дальнего плава

ния.

В 1924 г. в техникуме было открыто судомеханическое отделение. Среди его пер-

вых выпускников были известные в дальнейшем главные механики судов Балтийского и

Черноморского пароходств, Герои Социалистического труда В.И. Ткачёв (выпуск 1931 р.), К.А. Печинский (выпуск 1937 р.).

В 1924-1925 учебном году в техникуме получали образование 113 молодых людей.

На судоводительском отделении: в 1-м классе - 19 чел., во 2-м - 25 чел., в 3-му - 26 чел., в 4-м - 18 чел.

Судомеханическое отделение имело только 2 класса, в которых обучалось 5 чело-

век.

Все студенты имели плавательный ценз от 12 до 24 месяцев.

Преподавателей насчитывалось 18 человек, обслуживающего персонала - 5 чело-

век.

Летом 1925 року впервые после октября 1917 г. началось организованное группо-

вое практическое плавание учащихся Херсонского и Одесского морских техникумов на пароходе «Трансбалт».

Часть курсантов прошли плавательную практику на паруснике «Товарищ», совер-

шив при этом кругосветное путешествие.

В 1930 г. техникум перешёл в подчинение наркомата (министерства) водного транспорта.

В первые годы после революции Херсонское училище закончило много юношей, которые стали знаменитими капитанами. Среди них особенное место занимает капитан дальнего плавания Герой Социалистического труда Сорока Д.И. В его честь было названо одно из судов Черноморского пароходдства.

В 30-е годы на судоводительском отделении и отделении подготовки техников по

эксплуатации морского торгового флота учились девушки, некоторые из них стали руково

дителями отрасли и капитанами. Среди них – Надежда Гриб, Мария Сеульская и др..

Часть выпускников довоенных лет, с началом выполнения государственной про-

граммы строительства военно-морского флота, была мобилизована в его ряды.

В дальнейшем многие из них стали командирами кораблей, подводных лодок, частей и соединений.

Так, выпускник 1932 г. Григорий Иванович Щедрин в годы войны командовал

подводной лодкой «С-56». Перейдя на ней с Дальнего Востока на Северный флот, пото

пил в Баренцовом море 10 вражеских кораблей и транспортних судов, за что ему было присвоєно звание Героя Советского Союза.

После войны стал вице-адмиралом, был заместителем начальника штаба Военно-морских сил СССР, редактировал журнал «Морской сборник».

Сейчас подводная лодка «С-56» поднята на берег во Владивосток и используется как филиал военно-морского музея (автор конспекта был на этой лодке в 1990 г. во время плавпрактики на т/х «Сванетия» с курсантами-электромеханиками).

По мотивам событий, связанных с «С-56», на студии «Мосфильм» был поставлен художественный фильм «Командир счастливой «щуки»

Выпускник 1930 г., капитан 1 ранга Карпов И.Г. командовал подразделениями со-

ветских войск на полуострове Ханко (Южная Финляндия) и полгода удерживал его под контролем, за что был удостоен ордена Ленина и Красного Знамени.

В годы Отечественной войны Херсонский морской техникум не работал. Большая часть преподавателей и учащихся ушла на фронт.

В боях с врагом на суше и на море приняли участие болем 800 воспитанников учеб-

ного заведения, более 300 из них погибли.

При отступлении из Херсона захватчики полностью разрушили здание техникума и уничтожили всю его учебно-лабораторную базу.

§2.5. Новейшая история ХМУ (1944-2010 гг.)

Как известно, город Херсон освобождён от фашистов 13 марта 1944 г.

Однако ещё 5 марта 1944 г. за 8 суток до его освобождения, было принято Поста-

новления Государственного комитета обороны об образовании в СССР мореходных и высших мореходных училищ, в том числе и в Херсоне.

Несмотря на трудное военное время, полуразрушенная страна находила средства и материальные ресурсы для обеспечения будущих моряков жильём, питанием, форменным обмундированием, учебным и хозяйственным инвентарем.

Поскольку здание учебно-жилого корпуса было разрушено, местные власти выдели

ли для училища помещение школы №20 (проспект Ушакова угол Ленина).

Здесь силами курсантов и сотрудников училища были оборудованы учебные ауди-

тории, кабинеты, жилые и хозяйственные помещения, спортивный и актовый залы, столо-

вая и камбуз (в подвальном помещении).

Тут же были небольшие учебно-производственные мастерские с двумя цехами - слесарным и токарным.

Во дворе был оборудован плац для построения и шток для подъёма (в 8.00) и спуска (при заходе солнца) государственного флага.

Приём в училище состоялся в августе-сентябре 1944 г.

Первыми курсантами были юнги, дети полков, участники войны, партизанского движения, сироты и полусироты.

В этот день за парты сели 150 юношей - 5 групп курсантов (3 группы судомехани-

ков и 2 группы судоводителей). и 12 молодых людей так называемого резерва.

Через год, в 1945 году - 3 группы механиков были нерепрофилированы в группы судоремонтников, так как в то время судов было мало, а вот специалистов для строитель-

ства новых и ремонта повреждённых во время войны судов недоставало.

Но уже с 1946 г. набор на судомеханическое отдедение был возобновлен.

Первые послевоенные выпуски состоялись:

а) судоремонтники - в 1948 г.;

б) судоводители - в 1949 г.;

в) судомеханики - в 1950 г.

Поскольку в училище был военно-морской цикл, то воспитанники направлялись на стажирование на боевые корабли сроком на 6 месяцев.

Практическую подготовку курсанты проходили на судоремонтных заводах Одессы, Херсона и других городов, а также на двух учебных паровых судах «Экватор» и «Иван Су

санин».

В то время капитаном «Ивана Сусанина» был наш выпускник довоенных лет, капи-

тан дальнего плавания Д. Каминський, имя котрого позже было присвоєно одному из су-

дов Черноморского морского пароходства.

Одновременно с началом занятий начались восстановительные работы в главном учебном корпусе (на углу проспекта Ушакова и Перекопской, сейчас там – учебный корпус №2).

Для этого ежедневно выделялась группа курсантов численностью 30 человек.

Это двухэтажное здание было сооружено ещё в 1880 г., но помещений для проведе

ния занятий не хватало. Поэтому руководство училища решило восстановить 2-й этаж и достроить над ним 3-й. Именно на 3-м этаже расположились, помимо учебных аудиторий, два зала – Актовый и спортивный.

Проект здания разработал преподаватель черчения, строитель по профессии, участ

ник Отечественной войны Пàстух Георгий Емельянович.

Рис. 2.11. Здание Херсонского мореходного училища

(угол проспекта Ушакова и ул. Перекопской). 1958 г.

Одновременно строилось здание экипажа (общежития) на 600 мест по улице Ком-

сомольская 2 (сейчас там находится учебный корпус №3, занятый судоводительским отде

лением морского колледжа).

Экипаж был сдан и хзаселен курсантами летом 1950 г. и действовал до 1964 г, ког-

да был построен новый 5-этажный экипаж по ул. 20 Лет Октября, 25.

Заодно с новым экипажем были построены быткомбинат (прачечная, баня, веще-

вой склад), учебно-производственные мастерские, котельная.

В 1968 г. по этому же адресу был построен второй 6-этажный экипаж. Первые два

этажа занимала курсантская столовая на 1200 мест, что позволило организовать питание

Курсантов в одну смену.

В 1959 г. на базе судоремонтного отделения было открыто электромеханическое.

Организаторами нового отделения стали выпускники Одесского высшего инженер-

ного морского училища (сейчас – Одесская национальная морская академия) М. Федот-

ко, В. Миронов, Л. Токарев, Л. Сергиенко, Г. Драгомарецкий. В. Шевцов, П. Долгов.

Позднее к ним присоединились В Шепель, В. Одновьюненко, К. Андреев, А. Корж, В. Заднепряный.

В 1965 г. открылось радиотехническое отделение, организатором и первым руково-

дителем которого был В. Моторный, впоследствие Почётный работник морского транс-

порта СССР, Почётный радист СССР, заслуженный учитель Украинской ССР.

После него руководили специальностью А. Беляев, В. Синько, П. Бушуев.

Таким образом, начиная с 1965 г., Херсонская мореходка стала готовить весь спектр командного состава для судов морского флота: судоводителей, судомехаников, электромехаников и радистов.

14 марта 1970 г. Постановлением Совета Министров УССР училищу было присво-

ено имя лейтенанта Шмидта.

В феврале 1984 г. училищу исполнилось 150 лет. В честь этого события и за заслу-

ги в деле подготовки кадров для морского флота ССР Президиум Верховного Совета СССР наградил училище орденом Дружбы народов.

Во все послевоенные годы в училище интенсивно развивалась учебно-материаль-

ная база. Её создавали своим трудом курсанты и преподаватели, лаборанты и остальные сотрудники.

Оснащались новейшим оборудованием лаборатории и кабинеты, приобретались разнообразные наглядные пособия, самостоятельно изготовлялись макеты кораблей и су-

дов, модеи аппаратуры. Лаборатории судомеханического и электромеханического отделе-

ний пополнялись вспомогательными механизмами и судовым электрооборудованием.

Значительную роль в развитии и обновлении учебно-лабораторной базы сыграл назначенный в 1968 г. начальником училища Иванов Б.Н., действия которого активно продолжали его последователи на посту начальника училища.

С выходом в 1991 г. в самостоятельное плавание независимая Украина начала при-

ём в своё подчинение учебных заведений союзного значения, к которым относились выс-

шие и средние морские учебные заведения.

Приказом Министра высшего образования Украины от 28 ноября 1991 г. все учеб-

ные заведения союзного значения переходили в систему Минвуза Украины.

В связи с трудностями переходного периода, спада в экономике, нехваткой финан-

сов Херсонское мореходное училище постепенно утрачивало свои позиции.

Если в 80-х годах контингент курсантов стационара составлял 800-1000 человек, то на начало 1996 року он уменьшился до 325 юношей.

Заявок на специалистов не было, финансирование ограниченное, социалическая экономика была разрушена, а рыночная не создана.

Всё это усложняло учебно-воспитательный процесс, практическую подготовку кур

сантов и работу педагогического и вспомогательного персонала, который был сокращён наполовину.

Но время шло. К руководству училищем пришли новые люди с современным мыш-

лением, умением работать на перспективу, налаживать связи с судоходными компаниями,

пароходствами, портами, заводами.

В соответствии с образовательной доктриной Украины, предполагающую четырёх

ступенчатую подготовку кадров (младший специалист, бакалавр, специалист и магистр)

училище в 1996 г. было аккредитовано на 2-й уровень

В этом же году Херсонское мореходное училище было ликвидировано, а его право

преемником стал Херсонский морской колледж.

С созданием колледжа начался новый этап его развития. Был разработан 10-летний план рвазвития колледжа по всем направлениям, на основе которого начался новый этап обновления и развития учебно-лабораторной базы.

Только за первые 2 года было открыто 6 новых лабораторий с современным обору-

дованием, 2 новых лингафонных кабинета.

В 3-м учебном корпусе (Комсомольская 2) открыт Херсонский филиал Одесского института последипломного образования «Одесский морской тренажерный центр».

В дальнейшем для Центра были приобретены и смонтированы тренажёрные ком-

плексы: навигационный, судовой энергетической установки и вспомогательных механиз-

мов, автоматизированной судовой электроэнергетической системы.

Одновременно введены в действие 2 новые электромеханические лаборатории и ла-

боратория ГМССБ (глобальной морской системы подачи сигналов бедствия).

В 2000 г. колледж завоевал международное признание, когда он был зарегистриро-

ван под №300 в книге регистрации ИМО морских учебных заведений мира (ИМО – меж-

дународная морская организация, см. Раздел 3 этого конспекта).

В 2003 г. в состав колледжа вошло Херсонское ПТУ № 3, которое вскоре стало про

фессионально-морским лицеем и продолжило подготовку рядового состава судов: матро-

сов, мотористов, официантов, коков, барменов, сварщиков и др.

В 2004 г. к колледжу был присоединен Херсонский судомеханический техникум в качестве судостроительного отделения с шестью специальностями: судомеханики, элек

тромеханики, радиомонтажники, судокорпусники, сварщики, станочники.

Только за первые 5 лет нового столетия на развитие учебно-лабораторной базы было израсходовано более 5 млн гривень.

В 2003 г. приказом Министра образования и науки Украины в Херсоне был образо-

ван Херсонский морской институт, который в 2008 г. переименован в Херсонский государ

ственный морской институт.

В результате возросло внимание к Херсонскому морскому учебному заведению со

стороны отечественных и иностранных судоходных компаний: немецких, греческих, ту-

рецких, кипрских и др., которые стали обращаться к руководству заведения с предложе-

ниями по организации плавательных практик, выплаты стипендий учащимся во время учёбы и при прохождении плавательных практик, а в дальнейшем – и по трудоустройству выпускников на своих судах.

В сентябре 2008 г. Ректор Херсонского государственного морского института док-

тор философии Ходаковский В.Ф. подписал Договор с судоходной компанией «Марлоу Навигейшн» (ФРГ) о сотрудничестве на ближайшие годы.

Этот, первый в Украине опыт сотрудничества украинского морского учебного заве

дения с иностранной судоходной компанией, свидетельствует о росте авторитета ХГМИ в

морских кругах света.

В декабре 2010 г. в учебном корпусе №3 (комсомольская 2) приступила к работе

выездная комиссия Николаевского филиала Инспекции по подготовке и дипломированию моряков. Теперь, для получения или обновления морских документов, морякам- жителям Херсона и рядом расположенных мест не придётся ездить в Николаев, Одессу, Севасто-

поль, как приходилось делать до этого.

§2.6. Краткий очерк развития электромеханической специальности Херсон-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: