Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Основание Херсона




РАЗДЕЛ 2. ХЕРСОНСКОЕ МОРСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Первым морским учебным заведением в России была Навигацкая школа в Архан-

Гельске ( 1830 г. ).

Херсон был основан в 1778 г. указом императрицы Екатерины II на месте россий-

ского укрепленного пункта Александр-Шанц ( в наши дни – парк им. Ленинского комсомо

ла ).

Рис. 2.1. Императрица Екатерина II ( 1729-1796 )

В конце XVII cтолетия, с 1787 и по 1791 гг., Россия вела затяжную и кровопролит-

ную войну с турецкой Османской империей, которая ещё в XV столетии заняла Крым и Южную часть Причерноморья и установила там непосильное турецкое иго для народов, населявших этот регион.

Основную часть этих народов составляли славяне ( более подробно – см. Раздел 1. «История морского судоходства» этого Пособия ).

К этому периоду относится основание в 1778 году в устье Днепра г. Херсона, имев-

шее целью создание на Черноморском берегу опорного пункта для руководства военными действиями и закладки верфи для строительства военных кораблей.

В создании оборонительных сооружений в г. Херсоне и боях на подступах к городу

принимал участие А.В. Суворов, прибывший сюда перед началом войны с Турцией 1787-1791 г.г.

И хотя бои прошли на дальних подступах к Херсону, но вновь созданная крепость сыграла роль сдерживающей силы и форпоста на юге Украины, прикрывавшего строитель

ство военного флота

Место постройки Херсона было выбрано не случайно. Оно находилось в низовье реки Днепр по соседству с Черным морем. Это позволяло в будущем использовать Хер-

сон как пункт для перевалки товаров на водном пути из Центральной части России в Чер-

ное море.

Кроме того, расположение Херсона на реке позволяло начать строительство круп-

ных морских гражданских и боевых кораблей.

Строить такие корабли в центральной части России нельзя было, т.к. внутренние реки России из-за их малой глубины и наличия многочисленных мелей и перекатов были мало пригодны для спуска кораблей к Черному морю.

На самом же Днепре в районе нынешнего Запорожья находились знаменитые Днеп

ровские пороги.

Сразу после основания в Херсон стали направляться многочисленные отряды рабо-

чих и мастеров, которые сразу же включались в работу по постройке Херсонской судовер-

фи и самих кораблей.

Рядом расположенные города – Николаев и Одесса, были основаны соответственно в 1781 и 1794 гг.

Первый корабль для Черноморского флота – 66-пушечный фрегат «Слава Екатери-

ны» был заложен в мае 1779 г. и спущен на воду летом 1793 г.

Рис. 2.2. Памятник фрегату «Слава Екатерины» на набережной Днепра - визитная карточка Херсона




В 1781 г. на созданной за три года судоверфи Херсона началось строительство ещё 4-х военных кораблей ( рис. 2.3 ).

Рис. 2.3. Судостроительная верфь в Херсоне в 80-х гг. XVIII столетия

Одновременно, по распоряжению тогдашнего наместника Юга России Ивана Абра-

мовича Ганнибала в Херсоне началось строительство коммерческих ( купеческих ) судов.

Рис. 2.4. Ганнибал И.А.

За 30 лет, с 1780 до 1810 г., их было построено 160, но уже за последующие 7 лет, с

1811 по 1818 г. – 191 судно.

Это были небольшие по размерам суда типа «дубки», которые использовались в прибрежном ( каботажном ) плавании.

Для уже построенных и строящихся судов катастрофически недоставало кадров

матросов, боцманов, шкиперов и штурманов.

В Херсоне строительством судов и, одновременно, военными делами, занимались в

разное время выдающиеся военачальники России Г. Потемкин, П. Румянцев, А. Суворов,

А. Сенявин, а также казацкие старшины А. Ковпак, З. Чепига, С.Белый, А. Головатый и др.

Рис. 2.5. Выдающиеся государственные деятели и военачальники XVIII века:

Потёмкин Г.А. , Румянцев П.А., Суворов А.В.

Историческая справка

Потёмкин Григорий Александрович ( 1739-1791 ), русский государственный и воен

ный деятель, генерал-фельдмаршал ( 1784 ). Ближайший помощник императрицы Екатери

ны II.

Способствовал освоению Северного Причерноморья, руководил строительством Черноморского флота.

После присоединения Крыма получил титул светлейшего князя Таврического. Глав

нокомандующий русской армией в русско-турецкой войне 1787-1791.

Румянцев-Задунайский Пётр Александрович ( 1725-1796 ), граф ( 1744 ), русский полководец, генерал-фельдмаршал ( 1770 ).



С 1764 г. президент Малороссийской коллегии. В русско-турецкой войне 1768-1774 одержал победы при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле ( 1770 ) ( сейчас – территория Молда-

вии ). Военно-теоретические работы.

Суворов Александр Васильевич ( 1729-1800 ), русский полководец, генералисси-

мус. Граф Рымникский ( 1789 ), князь Италийский ( 1799 ).

Во время русско-турецких войн ( 1768-1774 и 1787-1791 ) одержал победы при Коз-

лудже ( 1774 ), Кинбурне ( 1787 ), Фокшанах ( 1789 ), Рымнике ( 1789 ) и штурмом овла-

дел крепостью Измаил ( 1790 ). В 1799 блестяще провёл Итальянский и Швейцарский по-

ходы, разбив французские войска.

Принял активное участие в освоении Причерноморья, способствовал развитию Херсона и Херсонской губернии.

Все они понимали необходимость создания на юге Украины морского учебного за-

ведения.

В музее истории Херсонского мореходного училища есть копии докладных, кото-

рые, в разное время, направлялись этими военачальниками в Санкт-Петербург, где прямо

говорилось о такой необходимости.

Понимали это и в Санкт-Петербург, однако в то время были дела и поважнее –Рос-

сия вела русско-турецкие войны с конца XVII и до начала XIX cтолетия.

Тем временем число построенных в Херсоне купеческих судов непрерывно росло, но в качестве шкиперов и капитанов, способных водить суда за пределы Чёрного моря, приходилось нанимать иностранцев – греков, итальянцев и др.

Именно поэтому херсонские судостроители и судовладельцы, начиная с 1811 г., не

однократно стали поднимать вопрос о создании в Херсоне морского учебного заведения.

Рис. 2.6. Граф Воронцов М.С.

Историческая справка

Воронцов Михаил Семёнович ( 1782-1856 ), русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал, светлейший князь.

В 1823-1844 Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор. Способствовал хозяйственному развитию края. В 1844-1854 наместник на Кавказе с неограниченными полномочиями.





Дата добавления: 2014-02-24; просмотров: 1001; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8544 - | 7047 - или читать все...

Читайте также:

 

18.209.104.7 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.