double arrow
Основание Херсона

РАЗДЕЛ 2. ХЕРСОНСКОЕ МОРСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Первым морским учебным заведением в России была Навигацкая школа в Архан-

Гельске ( 1830 г. ).

Херсон был основан в 1778 г. указом императрицы Екатерины II на месте россий-

ского укрепленного пункта Александр-Шанц ( в наши дни – парк им. Ленинского комсомо

ла ).

Рис. 2.1. Императрица Екатерина II ( 1729-1796 )

В конце XVII cтолетия, с 1787 и по 1791 гг., Россия вела затяжную и кровопролит-

ную войну с турецкой Османской империей, которая ещё в XV столетии заняла Крым и Южную часть Причерноморья и установила там непосильное турецкое иго для народов, населявших этот регион.

Основную часть этих народов составляли славяне ( более подробно – см. Раздел 1. «История морского судоходства» этого Пособия ).

К этому периоду относится основание в 1778 году в устье Днепра г. Херсона, имев-

шее целью создание на Черноморском берегу опорного пункта для руководства военными действиями и закладки верфи для строительства военных кораблей.

В создании оборонительных сооружений в г. Херсоне и боях на подступах к городу

принимал участие А.В. Суворов, прибывший сюда перед началом войны с Турцией 1787-1791 г.г.

И хотя бои прошли на дальних подступах к Херсону, но вновь созданная крепость сыграла роль сдерживающей силы и форпоста на юге Украины, прикрывавшего строитель

ство военного флота

Место постройки Херсона было выбрано не случайно. Оно находилось в низовье реки Днепр по соседству с Черным морем. Это позволяло в будущем использовать Хер-




сон как пункт для перевалки товаров на водном пути из Центральной части России в Чер-

ное море.

Кроме того, расположение Херсона на реке позволяло начать строительство круп-

ных морских гражданских и боевых кораблей.

Строить такие корабли в центральной части России нельзя было, т.к. внутренние реки России из-за их малой глубины и наличия многочисленных мелей и перекатов были мало пригодны для спуска кораблей к Черному морю.

На самом же Днепре в районе нынешнего Запорожья находились знаменитые Днеп

ровские пороги.

Сразу после основания в Херсон стали направляться многочисленные отряды рабо-

чих и мастеров, которые сразу же включались в работу по постройке Херсонской судовер-

фи и самих кораблей.

Рядом расположенные города – Николаев и Одесса, были основаны соответственно в 1781 и 1794 гг.

Первый корабль для Черноморского флота – 66-пушечный фрегат «Слава Екатери-



ны» был заложен в мае 1779 г. и спущен на воду летом 1793 г.

Рис. 2.2. Памятник фрегату «Слава Екатерины» на набережной Днепра - визитная карточка Херсона

В 1781 г. на созданной за три года судоверфи Херсона началось строительство ещё 4-х военных кораблей ( рис. 2.3 ).

Рис. 2.3. Судостроительная верфь в Херсоне в 80-х гг. XVIII столетия

Одновременно, по распоряжению тогдашнего наместника Юга России Ивана Абра-

мовича Ганнибала в Херсоне началось строительство коммерческих ( купеческих ) судов.

Рис. 2.4. Ганнибал И.А.

За 30 лет, с 1780 до 1810 г., их было построено 160, но уже за последующие 7 лет, с

1811 по 1818 г. – 191 судно.

Это были небольшие по размерам суда типа «дубки», которые использовались в прибрежном ( каботажном ) плавании.

Для уже построенных и строящихся судов катастрофически недоставало кадров

матросов, боцманов, шкиперов и штурманов.

В Херсоне строительством судов и, одновременно, военными делами, занимались в

разное время выдающиеся военачальники России Г. Потемкин, П. Румянцев, А. Суворов,

А. Сенявин, а также казацкие старшины А. Ковпак, З. Чепига, С.Белый, А. Головатый и др.

Рис. 2.5. Выдающиеся государственные деятели и военачальники XVIII века:

Потёмкин Г.А. , Румянцев П.А., Суворов А.В.

Историческая справка

Потёмкин Григорий Александрович ( 1739-1791 ), русский государственный и воен

ный деятель, генерал-фельдмаршал ( 1784 ). Ближайший помощник императрицы Екатери

ны II.

Способствовал освоению Северного Причерноморья, руководил строительством Черноморского флота.

После присоединения Крыма получил титул светлейшего князя Таврического. Глав

нокомандующий русской армией в русско-турецкой войне 1787-1791.

Румянцев-Задунайский Пётр Александрович ( 1725-1796 ), граф ( 1744 ), русский полководец, генерал-фельдмаршал ( 1770 ).

С 1764 г. президент Малороссийской коллегии. В русско-турецкой войне 1768-1774 одержал победы при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле ( 1770 ) ( сейчас – территория Молда-

вии ). Военно-теоретические работы.

Суворов Александр Васильевич ( 1729-1800 ), русский полководец, генералисси-

мус. Граф Рымникский ( 1789 ), князь Италийский ( 1799 ).

Во время русско-турецких войн ( 1768-1774 и 1787-1791 ) одержал победы при Коз-

лудже ( 1774 ), Кинбурне ( 1787 ), Фокшанах ( 1789 ), Рымнике ( 1789 ) и штурмом овла-

дел крепостью Измаил ( 1790 ). В 1799 блестяще провёл Итальянский и Швейцарский по-

ходы, разбив французские войска.

Принял активное участие в освоении Причерноморья, способствовал развитию Херсона и Херсонской губернии.

Все они понимали необходимость создания на юге Украины морского учебного за-

ведения.

В музее истории Херсонского мореходного училища есть копии докладных, кото-

рые, в разное время, направлялись этими военачальниками в Санкт-Петербург, где прямо

говорилось о такой необходимости.

Понимали это и в Санкт-Петербург, однако в то время были дела и поважнее –Рос-

сия вела русско-турецкие войны с конца XVII и до начала XIX cтолетия.

Тем временем число построенных в Херсоне купеческих судов непрерывно росло, но в качестве шкиперов и капитанов, способных водить суда за пределы Чёрного моря, приходилось нанимать иностранцев – греков, итальянцев и др.

Именно поэтому херсонские судостроители и судовладельцы, начиная с 1811 г., не

однократно стали поднимать вопрос о создании в Херсоне морского учебного заведения.

Рис. 2.6. Граф Воронцов М.С.

Историческая справка

Воронцов Михаил Семёнович ( 1782-1856 ), русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал, светлейший князь.

В 1823-1844 Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор. Способствовал хозяйственному развитию края. В 1844-1854 наместник на Кавказе с неограниченными полномочиями.






Сейчас читают про: