РАЗДЕЛ 2. ХЕРСОНСКОЕ МОРСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
Первым морским учебным заведением в России была Навигацкая школа в Архан-
Гельске (1830 г.).
Херсон был основан в 1778 г. указом императрицы Екатерины II на месте россий-
ского укрепленного пункта Александр-Шанц (в наши дни – парк им. Ленинского комсомо
ла).
Рис. 2.1. Императрица Екатерина II (1729-1796)
В конце XVII cтолетия, с 1787 и по 1791 гг., Россия вела затяжную и кровопролит-
ную войну с турецкой Османской империей, которая ещё в XV столетии заняла Крым и Южную часть Причерноморья и установила там непосильное турецкое иго для народов, населявших этот регион.
Основную часть этих народов составляли славяне (более подробно – см. Раздел 1. «История морского судоходства» этого Пособия).
К этому периоду относится основание в 1778 году в устье Днепра г. Херсона, имев-
шее целью создание на Черноморском берегу опорного пункта для руководства военными действиями и закладки верфи для строительства военных кораблей.
В создании оборонительных сооружений в г. Херсоне и боях на подступах к городу
|
|
принимал участие А.В. Суворов, прибывший сюда перед началом войны с Турцией 1787-1791 г.г.
И хотя бои прошли на дальних подступах к Херсону, но вновь созданная крепость сыграла роль сдерживающей силы и форпоста на юге Украины, прикрывавшего строитель
ство военного флота
Место постройки Херсона было выбрано не случайно. Оно находилось в низовье реки Днепр по соседству с Черным морем. Это позволяло в будущем использовать Хер-
сон как пункт для перевалки товаров на водном пути из Центральной части России в Чер-
ное море.
Кроме того, расположение Херсона на реке позволяло начать строительство круп-
ных морских гражданских и боевых кораблей.
Строить такие корабли в центральной части России нельзя было, т.к. внутренние реки России из-за их малой глубины и наличия многочисленных мелей и перекатов были мало пригодны для спуска кораблей к Черному морю.
На самом же Днепре в районе нынешнего Запорожья находились знаменитые Днеп
ровские пороги.
Сразу после основания в Херсон стали направляться многочисленные отряды рабо-
чих и мастеров, которые сразу же включались в работу по постройке Херсонской судовер-
фи и самих кораблей.
Рядом расположенные города – Николаев и Одесса, были основаны соответственно в 1781 и 1794 гг.
Первый корабль для Черноморского флота – 66-пушечный фрегат «Слава Екатери-
ны» был заложен в мае 1779 г. и спущен на воду летом 1793 г.
Рис. 2.2. Памятник фрегату «Слава Екатерины» на набережной Днепра - визитная карточка Херсона
В 1781 г. на созданной за три года судоверфи Херсона началось строительство ещё 4-х военных кораблей (рис. 2.3).
|
|
Рис. 2.3. Судостроительная верфь в Херсоне в 80-х гг. XVIII столетия
Одновременно, по распоряжению тогдашнего наместника Юга России Ивана Абра-
мовича Ганнибала в Херсоне началось строительство коммерческих (купеческих) судов.
Рис. 2.4. Ганнибал И.А.
За 30 лет, с 1780 до 1810 г., их было построено 160, но уже за последующие 7 лет, с
1811 по 1818 г. – 191 судно.
Это были небольшие по размерам суда типа «дубки», которые использовались в прибрежном (каботажном) плавании.
Для уже построенных и строящихся судов катастрофически недоставало кадров
матросов, боцманов, шкиперов и штурманов.
В Херсоне строительством судов и, одновременно, военными делами, занимались в
разное время выдающиеся военачальники России Г. Потемкин, П. Румянцев, А. Суворов,
А. Сенявин, а также казацкие старшины А. Ковпак, З. Чепига, С.Белый, А. Головатый и др.
Рис. 2.5. Выдающиеся государственные деятели и военачальники XVIII века:
Потёмкин Г.А., Румянцев П.А., Суворов А.В.
Историческая справка
Потёмкин Григорий Александрович (1739-1791), русский государственный и воен
ный деятель, генерал-фельдмаршал (1784). Ближайший помощник императрицы Екатери
ны II.
Способствовал освоению Северного Причерноморья, руководил строительством Черноморского флота.
После присоединения Крыма получил титул светлейшего князя Таврического. Глав
нокомандующий русской армией в русско-турецкой войне 1787-1791.
Румянцев-Задунайский Пётр Александрович (1725-1796), граф (1744), русский полководец, генерал-фельдмаршал (1770).
С 1764 г. президент Малороссийской коллегии. В русско-турецкой войне 1768-1774 одержал победы при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле (1770) (сейчас – территория Молда-
вии). Военно-теоретические работы.
Суворов Александр Васильевич (1729-1800), русский полководец, генералисси-
мус. Граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799).
Во время русско-турецких войн (1768-1774 и 1787-1791) одержал победы при Коз-
лудже (1774), Кинбурне (1787), Фокшанах (1789), Рымнике (1789) и штурмом овла-
дел крепостью Измаил (1790). В 1799 блестяще провёл Итальянский и Швейцарский по-
ходы, разбив французские войска.
Принял активное участие в освоении Причерноморья, способствовал развитию Херсона и Херсонской губернии.
Все они понимали необходимость создания на юге Украины морского учебного за-
ведения.
В музее истории Херсонского мореходного училища есть копии докладных, кото-
рые, в разное время, направлялись этими военачальниками в Санкт-Петербург, где прямо
говорилось о такой необходимости.
Понимали это и в Санкт-Петербург, однако в то время были дела и поважнее –Рос-
сия вела русско-турецкие войны с конца XVII и до начала XIX cтолетия.
Тем временем число построенных в Херсоне купеческих судов непрерывно росло, но в качестве шкиперов и капитанов, способных водить суда за пределы Чёрного моря, приходилось нанимать иностранцев – греков, итальянцев и др.
Именно поэтому херсонские судостроители и судовладельцы, начиная с 1811 г., не
однократно стали поднимать вопрос о создании в Херсоне морского учебного заведения.
Рис. 2.6. Граф Воронцов М.С.
Историческая справка
Воронцов Михаил Семёнович (1782-1856), русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал, светлейший князь.
В 1823-1844 Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор. Способствовал хозяйственному развитию края. В 1844-1854 наместник на Кавказе с неограниченными полномочиями.