Междисциплинарные связи

Цель, задачи и предмет дисциплины

Целью изучения дисциплины является обеспечение знаниями общих закономерностях возникновения и развития опасностей чрезвычайных ситуаций, их свойствах, возможного влияния на жизнь и здоровье человека, формирование необходимых в практической деятельности любого специалиста умений и навыков для ликвидации и предупреждения опасностей, защиты людей и окружающей среды.

Задачидисциплины: на основе полученных теоретических знаний сформировать мировоззрение, выработать идеологию поведения, обеспечить важным инструментом контактирования с окружающим миром для выполнения профессиональных задач.

Предметомдисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является жизнь человека в условиях воздействия негативных факторов природного, техногенного, социально-политического и военного характера, а также соответствующие способы и методы по созданию и поддержанию здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека в повседневных условиях быта и производства, а также в условиях чрезвычайных происшествий и ситуаций.

Исходя из современных представлений, БЖД является многогранным объектом понимания и восприятия действительности, который требует интеграции различных стратегий, сфер, аспектов форм и уровней познания. Составляющими в этой области познания являются разнообразные науки о безопасности. К ним принадлежат науки:

1. Гуманитарные (философия, теология, лингвистика);

2. Естественные (математика, физика, химия, биология);

3. Инженерные (сопротивление материалов, инженерное дело, электроника);

4. Наука о человеке (медицина, психология, эргономика, педагогика);

5. Наука об обществе (социология, экономика, право).

Все эти науки о безопасности имеют общую и отдельные части. Графически структуру наук о безопасности можно изобразить в следующем виде (рис. 1).

 
 


Рисунок 1

Исходя из рисунка можно заметить, что он, как бы, представляет корневую систему дерева, в которой каждая из наук имеет составной частью в этой корневой системе общую часть – безопасность. Из этой общей части «проросли» целый ряд наук таких, как экологическая культура, социальная экология и другие науки, составляющие ствол дерева знаний. Кроной этого дерева знаний являются охрана труда, гигиена труда, пожарная безопасность, инженерная психология, гражданская оборона, основы медицинских знаний, охрана окружающей среды, промышленная экология, социальная и коммунальная экология и много других дисциплин.

Невозможно изучать особенности человека, коллектива или общества, не учитывая их места в окружающей среде и состояние этой среды. Поэтому БЖД изучает человека и среду, его окружающую, в системе «Человек – Среда обитания», в которой человек является субъектом – носителем предметно-практической деятельности и познания, источником активности, направленной на объект – среду обитания. За границами этой системы человек является объектом изучения антропологии, медицины, психологии, социологии и других наук.

Среду, окружающую человека, изучают астрономия, география, геология, биология, экология и др. Безопасность жизнедеятельности обеспечивает общее образование в области безопасности, является научно-методическим фундаментом для всех без исключения специальных дисциплин о безопасности (охрана труда, экология, социальная экология, коммунальная гигиена, гигиена труда, пожарная безопасность, гражданская оборона и др.) В этом положении заключается смысл междисциплинарных связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: