Наука и инновации

Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие осуществлять прогноз. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:

· разделение и кооперацию научного труда;

· научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

· методы научно-исследовательской работы;

· понятийный и категориальный аппарат;

· систему научной информации, а также всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Термин «наука» (science) и «учёный» (scientist) впервые были введены английским философом Уильямом Уэвеллом (1794-1866 гг.) в работе «Философия индуктивных наук» в 1840 году.

Современная наука начала складываться в XVI-XVII века. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).

В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации.

Совокупность занимающихся наукой людей составляет научное сообщество. Научное сообщество представляет собой сложную самоорганизующуюся систему, в которой действуют и государственные институты, и общественные организации, и неформальные группы. Важнейшими функциями научного сообщества являются признание или отрицание новых идей и теорий, обеспечивающее развитие научного знания, а также поддержка системы образования и подготовки новых научных кадров.

Учёный – это представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества. Основной формальный признак признания квалификации – публикация материалов исследований в авторитетных научных изданиях и доклады на авторитетных научных конференциях.

В учёном сообществе высоко ценится педагогическая работа. Право читать лекции в престижном учебном заведении является признанием уровня и квалификации учёного. Высоко также ценится создание научной школы, то есть подготовка нескольких учёных, развивающих идеи учителя.

Принадлежность к профессиональной науке и уровень квалификации учёного могут формально определяться местными и национальными квалификационными комиссиями (совет по защите диссертаций, аттестационная комиссия, ВАК). В России квалификация учёного формально подтверждается учёной степенью (кандидат или доктор наук) и учёным званием (доцент или профессор). Присвоение как степеней, так и званий контролируется ВАК.

В научном сообществе существует довольно большое количество научных организаций. Активную роль в развитии науки играют добровольные научные общества, основной задачей которых является обмен научной информацией, в том числе, в ходе проводимых конференций, и благодаря публикациям в периодических изданиях, выпускаемых обществом. В некоторых случаях деятельность добровольных обществ охватывает и более широкие вопросы, например, стандартизации. Одним из наиболее авторитетных и массовых обществ является IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers – международная некоммерческая ассоциация специалистов в области техники, мировой лидер в области разработки стандартов по радиоэлектронике и электротехнике).

Первые научные общества появились в Италии в XVI-XVII веках – это были «Академия тайн природы» в Неаполе (1560), «Академия опытных знаний» (1657) во Флоренции. Эти академии, в которых участвовало немало значительных мыслителей во главе с приглашённым почётным членом Галилео Галилеем, были созданы с целью пропаганды и расширения научных знаний в области физики на основе регулярных встреч, обмена идеями и проведения экспериментов.

Необходимость ускоренного развития науки и техники потребовала от государства более активного участия в развитии науки. Соответственно, в ряде стран, например, в России, научные общества были созданы по государственному указу.

Пример международных научных обществ:

· ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры).

· ИЮПАК (международный союз теоретической и прикладной химии).

· Международный астрономический союз (признан в качестве высшей международной инстанции в решении астрономических вопросов, требующих сотрудничества и стандартизации, таких как официальное наименование астрономических тел и зон на них).

К середине XX века самой распространенной формой организации коллективной научной деятельности в большинстве стран стали научно-исследовательские институты (НИИ). Необходимость решения сложных междисциплинарных научных задач привела к созданию комплексов НИИ и научных центров. В России научно-исследовательские институты, созданные при министерствах и крупнейших учебных заведениях, являются основной организационной формой обеспечения научного и технического прогресса.

Пример международных научных институтов:

· CERN (Европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий и физики элементарных частиц);

· ОИЯИ (Объединённый институт ядерных исследований, является международным межправительственным НИИ, расположен в наукограде Дубна Московской области; в нем были синтезированы все трансурановые элементы, открытые в СССР и России).

В основе науки лежит научный метод, то есть способ построения новых знаний. В него входят:

1. Методы наблюдения фактов и проведения измерений.

2. Методы анализ результатов наблюдения и их систематизации.

3. Обобщение (синтез) и формулирование гипотез, теорий.

4. Прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью дедукции, индукции или других логических методов.

5.Методы проверки прогнозируемых следствий с помощью эксперимента.

Можно выделить три основные направления научных исследований:

· фундаментальные исследования;

· прикладные исследования;

· научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).

Фундаментальные научные исследования – это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования.

Прикладные научные исследования – это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) – работы, соединяющие науку с производством, тем самым, обеспечивая как научные, так и технические и инженерные проработки задачи. Иногда полученные результаты могут привести к научно-технической революции.

Результатом научной деятельности является новшество (или новация).

Под новшеством (новацией) понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, открытие.

Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (инновацией).

Под технологией понимается методика или способ создания, обслуживания и/или эксплуатации продукта с номинальным качеством и оптимальными затратами.

Новые продукты могут относиться к категории простых и сложных продуктов. Простой продукт имеет однородный состав и создается в добывающей промышленности, сельском хозяйстве, текстильном производстве. Объемы и качество простого продукта определяли богатство и процветание многих стран в доиндустриальный период их развития. Особенностями сложного продукта являются многочисленные технологические пределы в процессе его производства, а также применение современных приборов и машин в сочетании с трудом работников высокой квалификации. Такого рода нововведения обеспечивают наукоемкость создаваемой продукции. К сложному продукту также относятся многие организационно-технические, экономические, управленческие решения производственного, финансового, коммерческого и административного характера (таблица 1.1).

Таблица 1.1.

Классификация новшеств и нововведений.

Базовые признаки объектов классификации Группировка по установленным признакам
1. Содержание новаций и нововведений Технические, технологические, экономические, управленческие, организационные
2. Степень новизны Абсолютная, относительная, условная, частная
3. Варианты организации Внутрикорпоративные, программные, корпусные
4. Потенциал новаций Радикальные, комбинированные, модифицируемые
5. Особенности нововведений Внутриорганизационные, межорганизационные.
6. Уровень разработки и распространения нововведений Государственные, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные
7. Сферы разработки и распространения нововведений Промышленные, финансовые, торгово-посреднические, научно-педагогические, правовые
8. Особенности характера нововведений Простой продукт, модификация сложного продукта предыдущего технологического уклада, инновационный продукт, услуги.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: