Тема 4. Наука как своеобразная форма культуры

Вопросы для самопроверки

1. Выделите основные особенности религиозного сознания.

2. На чем основаны предполагаемые доказательства существования Бога?

3. Охарактеризуйте основные функции религии в жизни человека.

4. В чем вы видите основные отличия между двумя формами культуры – наукой и религией?

В культурологии наука рассматривается как элемент культуры, как одна из ее подсистем, обогащающая духовный мир человека, способствующая его развитию. Социокультурный смысл понятия “наука” заключается в следующем: наука – это специализированная форма культуры, ориентированная на познание.

Наука изучает окружающую природу, действительность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств, осмысливаемую разумом. Наука является механизмом получения объективного знания об окружающем мире. Объективное – то знание, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий положение дел. Научное познание основано на определенных принципах, определяющих и уточняющих формы научного познания:

  1. принцип объективности (признание факта существования независимого от человека, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания; причем познания рационального, следующего выверенным способам получения знаний);
  2. принцип причинности (научного детерминизма) заключается в том, что все события в мире связаны между собой причинной связью, всякое явление порождает следствие, то есть во Вселенной существуют естественно сбалансированные способы взаимодействия объектов;
  3. принцип рациональности, аргументированности, доказательности научных положений; любое научное утверждение имеет смысл, если оно доказано;
  4. принцип воспроизводимости – любой научный факт, даже экспериментальный, должен иметь возможность быть воспроизведенным в неограниченном количестве; если он уникален, если его невозможно подвести под закономерность, то он не вписывается в причинную структуру окружающей среды, что противоречит логике научного описания;
  5. принцип теоретичности – наука является совокупностью логически завершенных теоретических конструкций; отрывочный факт сам по себе научного значения не имеет, он должен быть частью какой-либо теоретической системы;
  6. принцип системности – любой элемент является частью системы, системность позволяет не только выделить элементарные составляющие объекта, но и совокупность связей между ними;
  7. принцип критичности заключается в том, что любое из положений науки должно быть “подсудно” человеческому разуму; если ранее утвержденные истины не соответствуют современному анализу, они пересматриваются, в науке нет абсолютных авторитетов.

Наука изучает реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие. Наука пытается ответить на вопрос о том, как устроена реальная действительность, как он существует, функционирует, развивается. Для этого наука формулирует определенные законы, основываясь на результатах экспериментального и теоретического исследования.

Формирование науки как социального института – исторический процесс. Это относится и к науке в целом, и к каждому ее структурному подразделению (комплексу научных знаний).

Структура современной науки выглядит следующим образом:

  1. методологические и общетеоретические проблемы науки;
  2. специализированные теории;
  3. прикладные науки.

Первый элемент науки представляет собой стык науки с философией. Дело в том, что каждый комплекс научного знания, подпитывая философию своими открытиями, в то же время “пользуется” определенной методологией и мировоззрениями, специфически преломляя их применительно к своей проблематике. Кроме того, данный уровень включает в себя и так называемые общетеоретические проблемы данной науки (проблемы типологии, систематизации и классификации объектов, изучаемых данной наукой).

Специализированные теории являются синтезом первого и второго элементов науки: с одной стороны, они являются результатом дифференциации общетеоретических знаний, а с другой – теории среднего уровня проявляются и развиваются как обобщение того, что содержится в прикладных науках. К специализированным теориям относятся, например, философия истории, философия науки, социология личности и т.д.

Прикладные науки, в свою очередь, -- это те ее отрасли, которые прямо связаны с практикой. Разумеется, подобная стратификация науки достаточно условна, но она достаточно полно отражает специфику научного знания.

Наука есть не только совокупность теорий, но и совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы поведения в сфере науки. К числу важнейших из этих норм относятся этические нормы и ценности, то есть речь идет о человеческом, гуманистическом измерении науки, об этических принципах научного познания. Чем дальше развивается человечество, тем больше возникает необходимость следования определенным, устойчивым принципам деятельности ученого во избежание возникновения новых глобальных проблем и катастроф.

К числу основных этических ценностей науки можно отнести следующие:

  1. стремление к познанию, понимаемому как долг – осознанная ориентация ученого на веру в силу разума, его возможность облагодетельствовать человечество;
  2. “не укради” – негативное отношение ученого к плагиату, щепетильное отношение к использованию чужих исследовательских результатов;
  3. “не лги” – бескорыстность научного поиска;
  4. отстаивание истины;
  5. социальная ответственность ученого – на современном этапе развития науки каждый дальнейший шаг может оказаться для человека как великим добром, так и величайшим злом, поэтому ученый должен крайне осторожно относиться к использованию полученных результатов исследования.

Для культурологии интересен такой процесс, как научная революция. Что же это такое?

Отрезок времени примерно от даты публикации работы Николая Коперника "Об обращении небесных сфер" (с 1543г.) до деятельности Исаака Ньютона, сочинение которого "Математические начала натуральной философии" впервые опубликовано в 1687г. обычно называют периодом научной революции.

Речь идет о мощном движении, которое обретает к 17 в. характерные черты в работах Галилея, идеях Бэкона и Декарта и которое впоследствии получит свое завершение в классическом ньютоновском образе Вселенной, подобной часовому механизму.

Все началось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера и Галилея - наиболее выдающихся ее представителей. Шаг за шагом меняется образ мира, с трудом, но неуклонно разрушаются столпы космологии Аристотеля-Птолемея. Коперник помещает в центр мира вместо Земли Солнце; Тихо Браге - идейный противник Коперника - устраняет материальные сферы, которые, по старой космологии, вовлекали в свое движение планеты, а идею материального круга (или сферы) заменяет современной идеей орбиты; Кеплер предлагает математическую систематизацию открытий Коперника и завершает революционный переход от теории кругового движения планет к теории эллиптического движения; Галилей показывает ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля, и формулирует принцип инерции; Ньютон в своей теории гравитации объединяет физику Галилея и физику Кеплера: действительно, с позиции механики можно сказать, что теории Галилея и Кеплера уже близки к отдельным результатам, полученным Ньютоном.

Отдано за те 150 лет, которые отделяют Коперника от Ньютона, меняется не только образ мира. С этим изменением связано и изменение представлений о человеке, науке, о научном поиске, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и философией и между научным знанием и религиозной верой.

В общих чертах эти изменения можно представить так:

  1. земля, по Копернику, не центр Вселенной, созданной Богом для человека, воспринимаемого как вершина творения, но небесное тело, как и другие. Если Земля больше не является особым продуктом творения, если она не отличается от других небесных тел, не может ли быть так, что люди обитают также и на других планетах? А если допустить это, то как быть с библейским сказанием о происхождении людей от Адама и Евы? Бог, который сошел на Землю, чтобы спасти людей, мог бы освободить и других, не землян? Подобные вопросы предупреждены уже открытием дикой Америки, открытием которое породило неизбежные религиозные и антропологические проблемы западной культуры, поставив ее лицом к лицу с "опытом иных культур". И когда Бруно разорвет границы мира и сделает вселенную бесконечной, традиционная мысль окажется перед необходимостью найти новое место пребывания Бога;
  2. меняется образ мира, меняется образ человека, но постепенно меняется также и образ науки. Научная революция заключается не только в создании новых, отличных от предыдущих, теорий астрономической вселенной, динамики, человеческого тела или даже строения Земли. Научная революция - это одновременно революция представлений о знании, о науке. Наука - это итог революции, который Галилей объяснит с чрезвычайной четкостью, - больше не является привилегированной интуицией отдельного мага или просвещенного астролога, ни комментарием к авторитету, который все сказал. Наука отныне не дело "бумажного мира", она становится исследованием и раскрытием мира природы. Этот образ науки не возникает сразу, но выявляется постепенно из беспорядочного сплава концепций и идей, в котором сплетены мистицизм, герметизм, астрология, магия и особенно тематика неоплатонизма. Речь идет о сложном процессе, который получает наиболее явный выход в обосновании Галилеем научного метода, и следовательно, в обретении наукой автономии от веры и философских концепций. "Опыт" Галилея - это "эксперимент". Наука - это экспериментальная наука. В эксперименте ученые обретают истинные суждения о мире. И этот новый образ науки - возникший из теорий, систематически контролируемых с помощью эксперимента - был актом рождения особого типа знания. Появилась необходимость в специальном строгом языке, необходимом для ее выживания и развития, в собственных специфических институтах;
  3. научная революция открыла дорогу категориям, методам, институтам, способу мышления, связанным с феноменом современной науки. Наиболее характерная ее черта заключается именно в методе: он требует с одной стороны воображения и способности порождать гипотезы, с другой - общественного контроля за этими догадками. Наука по своей сути социальна именно благодаря методу. Идея методологически регулируемой и доступной общественному контролю науки требует новых научных институтов - академий, лабораторий, международных контактов (переписка ученых). Для Коперника, Кеплера и Галилея новая астрономическая теория - не чисто математическое допущение, не просто инструмент расчетов, полезный для усовершенствования календаря, а достоверное описание действительности, полученное с помощью метода, который не выпрашивает гарантий извне теория Аристотеля становится "псевдофилософией";
  4. вместе с аристотелевской космологией оказываются в немилости и категории, принципы и эссенциалистские претензии аристотелевской философии. Галилей пишет: "Поиск сущности я считаю занятием суетным и невозможным, а затраченные усилия - в равной мере тщетными как в случае с удаленными небесными субстанциями, так и с ближайшими и элементарными". Итак, наука какой она становится в конце долгого процесса созревания, фиксирует внимание не на сути или субстанции вещей и явлений, но на характеристиках предметов и событий, которые могут быть объективно и, следовательно, публично проконтролированы и оценены. Начиная с Галилея наука намерена исследовать не что, а как; не субстанцию, а функцию.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: