Проблема диффузии знаний

Диффузия знаний – это процесс проникновения знания о новом продукте или услуге в сознание потребителей. Термин «диффузия» заимствован из физики, где он означает рассеивание, распространение среды или субстанции. Таким же образом, процесс постепенного распространения знаний о товаре в целевой аудитории происходит с определенной скоростью и глубиной, которые зависят от новизны, интереса, плотности социальной структуры и прочих факторов.

Распространение результатов научной деятельности происходит путем трансфера знаний, который осуществляется в одной из двух форм: непосредственно диффузии знаний или коммерциализации.

Трансфер знаний – это процесс передачи (продажи, обмена) должным образом структурированных, обладающих достаточной полнотой знаний, имеющий целью получения конкурентных преимуществ. Товарная форма знания выражается через потребительскую стоимость, конкурентоспособность, принадлежность собственнику. Трансфер знаний – важнейший элемент инновационного процесса в рыночных условиях.

Коммерциализация знаний – это элемент трансфера, при котором потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу знания в той или иной форме и размерах, определяемых взаимосогласованными договорными условиями. К коммерческим формам передачи знаний относятся лицензионные соглашения, контракты на проведение совместных НИОКР и производственную кооперацию (в том числе, на создание совместных предприятий), инвестиционные и другие виды соглашений, связанны с уступкой, передачей и защитой прав на интеллектуальную и промышленную собственность.

Диффузия знаний, в отличие от коммерциализации, является некоммерческим элементом трансфера научно-технических достижений. Этот способ реализуется либо в тех случаях, когда владелец научно-технического знания не осознает, не имеет возможности или не заинтересован в его коммерциализации, либо в случаях, когда само знание, являясь фундаментальным, базовым, не подлежит коммерциализации.

Процесс диффузии имеет двоякую природу: с одной стороны – это неотъемлемый элемент международного научного обмена, способствующий взаимообогащению различных научных школ и, в конечном итоге, совершенствованию технологий, с другой, может быть элементом промышленного шпионажа.

Инновации, полученные в результате использования новых знаний, можно подразделить на продуктовые и процессные. Результатом первых является появление на рынке нового продукта, а результатом вторых – внедрение в производство новой технологии.

По глубине проникновения инновации подразделяются на внутрифирменные (степень новизны выше, чем у ранее использованной технологии на предприятии) и радикальные (принципиально новая технология не только для фирмы, но и в целом для отрасли).

Внутрифирменные инновации делят на принципиально новые и улучшающие. Принципиально новым считается продукт, технические характеристики или область использования которого существенно отличаются от выпускаемых ранее. Улучшающая инновация – это результат модернизации выпускавшейся ранее продукции, приведший к существенному улучшению ее характеристик. По отношению к отдельному продукту улучшение может привести, например, к повышению потребительских свойств или снижению его стоимости, достигнутым путем использования более высококачественных компонентов и материалов.

Диффузия инноваций, или широкое внедрение и распространение новшеств организационного и технико-технологического характера, обеспечивает конкурентоспособность, а, следовательно, стратегическую устойчивость развития предприятия, но вместе с этим порождает стресс и неуверенность работников ввиду отклонения от принятой организации труда. Отход от устоявшейся системы труда у работников зачастую вызывает неприятие, нововведения воспринимаются с опаской и вызывают, прежде всего, сомнения. Внедрение новшеств можно обеспечить путем создания каналов их распространения внутри трудового коллектива и стимулированием практического их освоения.

Процесс распространения информации о новшествах определяет технико-экономическое развитие предприятия. Дело в том, что новая информация и экономические изменения неразделимы. Информация в данном контексте – это сведения об изменениях. Она дает направленность изменениям, которые порождают новую информацию, стимулирующую и формирующую следующие изменения на предприятии. В рамках такого понимания технико-экономического развития предприятия особую роль играет человеческий и структурный капитал.

Форма и скорость процесса диффузии инноваций зависят от мощности коммуникационных каналов и особенностей восприятия информации действующими субъектами. Общество и организации как системы могут жаждать перемен, но могут и устать от неразберихи, вызванной внедрением предыдущей инновации. Эффективность диффузии нововведений во многом определяется социальной детерминацией, т.е. тем, насколько структура/организация созрела для принятия новинки. Также проблема диффузии инноваций связано с формированием доверия в трудовом коллективе, являющегося социальным механизмом этого процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: