Сущность и функции финансов. Финансовая система.
Финансы – это система экономических отношений, которые складываются по поводу формирования и использования денежных фондов. Субъекты финансовых отношений – государство, предприятия, отрасль, регион, граждане. Объекты – все денежные средства, за исключением тех, которые обслуживают личное потребление и обмен (розничный товарооборот, оплата услуг гражданами, договора индивидуальных собственности купли-продажи, акты дарения и наследования).
Финансы двойственны, так как одновременно отражают финансовые отношения между субъектами и являются денежными фондами, которые связаны с движением материальных ресурсов.
Структура финансовой системы:
ü государственные финансы;
ü финансы предприятий;
ü финансы населения.
Для каждого уровня характерна своя система денежных фондов и совокупность форм и методов финансового регулирования. Финансовые отношения складываются в процессе создания, распределения и перераспределения национального дохода. Функции финансов: распределительная; регулирующая; контролирующая.
|
|
Центральное место в системе государственных финансов занимает бюджетная система. Структура бюджетной системы:
v государственный бюджет;
v бюджеты административных единиц.
Бюджет – это финансовый план образования и использования денежных фондов, которые регулируются органами государственной власти. Он включает доходную и расходную части.
Доходы государственного бюджета –налоги (75-85%), поступления от государственной собственности, взносы в государственные фонды и т.д.
Расходы государственного бюджета – затраты на социальные услуги (50%), затраты на хозяйственные нужды (10-20%), расходы на вооружение и обеспечение внешней торговли (10-20%), административно-управленческие расходы (5-10%), платежи по государственному долгу.
Выполнение бюджета – это когда доходы равны расходам или доходы больше расходов (профицит). Дефицит – это доходы меньше расходов. Дефицит бюджета покрывается государственными займами; дополнительной эмиссией денег и др.
Государственный долг – это накопленная задолженность правительственных органов, то есть накопленные за ряд лет дефициты государственного бюджета. Пути погашения внешнего долга:
1) выплаты из официальных резервов (национальных золотовалютных запасов);
2) консолидация задолженности, то есть превращение кратко и среднесрочных долгов в долгосрочные долги;
3) конверсия задолженности, то есть превращение внешнего долга в долгосрочные иностранные инвестиции;
4) льготные кредиты международных банков и других структур.
|
|
Структура государственного долга:
- по отношению к национальной экономике - внешний и внутренний;
- по продолжительности: краткосрочный (до одного года); среднесрочный (от одного до пяти лет), долгосрочный (свыше 30 лет).
Финансовая политика – это:
Ø процесс государственного регулирования финансовых ресурсов с целью достижения основных задач национальной экономики;
Ø система финансовых мер, направленных на регулирование фактического уровня ВВП и занятости ресурсов путём изменения уровня государственных расходов и налоговых поступлений.
Основные типы финансовой политики: дискреционная и не д искреционная политика.
Дискреционная политика, основанная на манипулировании доходами и расходами государственного бюджета, проводиться государственными органами для достижения определенных целей (например, стабилизация экономической цикличности). Политика государственных расходов – это набор инструментов государственной политики, обеспечивающих целенаправленное распределение бюджетных средств. Эта политика предполагает изменения в финансировании общественных работ, социальных программ, осуществлении государственных инвестиций и закупок, изменении расходов трансфертного и пере распределительного характера.Расходы бюджета разделяются на текущие и капитальные расходы. Текущие расходы бюджета – это расходы государства на потребление (выплата заработной платы госслужащим, закупка товаров и услуг, ликвидация чрезвычайных ситуаций), выплату процентов по внутреннему и внешнему долгу, субсидии и переводы средств (в местные бюджеты, госпредприятиям, частному сектору).
Система социальной защиты включает: 1) государственные социальные гарантии (бесплатное здравоохранение, образование, льготы отдельным группам населения и др.), 2) социальную помощь малообеспеченным слоям населения, 3) социальное страхование за счёт целевых взносов работников, нанимателей и государства, 4) регулирование отношений занятости. Социальные гарантии – это обязательства государства перед членами общества по формированию их доходов, условий получения рабочих мест, условий получения товаров и услуг. Капитальные расходы бюджета – это расходы государства на инвестиции в основные фонды и переводы капитального характера (госпредприятиям, местным бюджетам, др.).
Политика государственных доходов или иначе фискальная политика предполагает изменения в налогах и налоговой системе. К инструментам налоговой политики относят:
- изменение системы налогового обложения;
- изменение и дифференциация налоговых ставок;
- предоставление, изменение или отмена налоговых льгот.
Функции фискальной политики:
· Финансовая (финансирование деятельности государства);
· Социальная (перераспределение и выравнивание доходов населения);
· Регулирующая (антициклическое и антиинфляционное регулирование).
Не дискреционная политика, основанная на действии встроенных стабилизаторов, то есть способности экономики к саморегулированию (без вмешательства государства).К числувстроенных стабилизаторов относят:
· налоги, так как с ростом доходов экономических субъектов объём налоговых поступлений в государственный бюджет увеличивается, а с уменьшением доходов – сокращается автоматически.
· социальные выплаты, так как, например, с увеличением занятости увеличивается объём поступлений в бюджеты и фонды социального страхования, что автоматически способствует увеличению выплат населению и наоборот.
· программы помощи фермерам, когда государство в случае значительного изменения цен сельскохозяйственной продукции с помощью государственных закупок уменьшает или увеличивает её предложение, что ведёт к автоматической корректировке цен.
|
|
· надёжность компаний, которые для сохранения стабильного положения на рынке сохраняют стабильный уровень дивидендов по акциям, и колебания конъюнктуры рынка оказывают влияние на доходы компании в целом, но не на спрос на ценные бумаги этих компаний.
· инертность склонности к потреблению, когда объём и структура потребления изменяются не так быстро, как доход потребителя.
Поступления в бюджет в зависимости от средней налоговой ставки (налоговой нагрузки) отражает кривая Лафера. Поступления в бюджет увеличиваются при ставке до 40% и начинают снижаться при более высоких ставках.
Основные виды финансовой политики различают в зависимости от влияния на деловую активность экономических субъектов (стимулирование, ограничение), что отражается в изменении макроэкономических показателей и прежде всего ВВП. Это политика, которая стимулирует экономический рост, стабилизацию экономических процессов или их сдерживание, то есть ограничение деловой активности (табл.9.1).
Таблица 9.1
Особенности основных видов финансовой политики
Макроэкономические показатели | Виды финансовой политики | ||
Экономический рост | Стабилизация | Ограничение деловой активности | |
Государственные расходы | |||
Налоги | |||
ВВП | Потенциальный уровень | ||
Государственный бюджет | Дефицит | Профицит | |
Цены | Стабильные | ||
Фаза экономического цикла | Спад | Бум |