Тема 12. Экономическая стратегия предприятия: система планов предприятия

В условиях рыночной экономики каждое предприятие должно начинать свою деятельность с разработки стратегии. Иными словами, предприятие должно определиться с приоритетами своей деятельности. При определении приоритетов выделяют ведущую цель. Цель в этой ситуации воспринимается как желаемый результат. Целью предприятия при разработке стратегии может быть продвижение продукции на рыке, завоевание нового рынка, минимизация затрат и др.

Таким образом, стратегия предприятия представляет по существу завоевание хозяйствующим субъектом собственного места и роли на рынке товаров. Разные авторы по-разному представляют формулировку стратегии. На наш взгляд наиболее удачное определение следующее:

Стратегия организации (предприятия) – это определенная конкретная программа организации, в соответствии с которой осуществляются ее деятельность, дальнейшее совершенствование и управление.

В реальной экономике стратегия предприятия, как конкретная программа, воплощается в совокупность планов, задач, заданий, проектов, с помощью которых организация приближается к достижению поставленных целей. Разработка стратегии предприятия есть функция руководства организации, и является результатом действия механизма стратегического управления. Разработка стратегии осуществляется этапами. (Рис. 10.1.)

Рис. 10.1. Этапы разработки стратегии

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития, важных для организации факторов окружающей среды, экономических, социальных, политических, географических и т.п. Анализ проводится на макро- и микро- уровнях. На макро уровне анализируются политические условия, международные процессы, социально-культурные факторы. На микро уровне анализируются конкуренты, поставщики, покупатели.

Анализ внутренней среды заключается в оценке системы управления на предприятии, специфики производства, квалификации персонала, финансовых возможностей, организационной культуры.

Результатом анализа внутренней и внешней среды становится выявление конкурентных преимуществ, т.е. определение направлений, реализация которых позволит предприятию добиться превосходства над конкурентами.

Определив свои преимущества, предприятие определяет и формулирует главную цель. Затем эта цель уточняется и детализируется. В итоге цель формулируется просто и четко в удобной для восприятия форме. Правильно сформулированная цель предопределяет выбор конкретного варианта стратегии. Все действия по выбору стратегии должны приводиться на системной основе: с учетом долговременных целей, с увязкой по ресурсам и времени.

К настоящему времени учеными систематизировано четыре базовые экономические стратегии (Рис. 10.2.)


Рис. 10.2. Базовые стратегии

1. Стратегия ограниченного роста. Цель развития предприятия устанавливается «от достигнутого» и корректируется в соответствии с изменяющимися условиями. Удобный и наименее рискованный способ действий.

2. Стратегия роста. Динамичный уровень развития предприятия с быстро меняющейся технологией. Существует несколько разновидностей такой стратегии.

· Стратегия концентрированного роста (усиление позиции на рынке, развитие рынка, развитие продукта).

· Стратегия интегрированного роста (приобретение средств производства, внутреннее расширение).

· Стратегия диверсифицированного роста (производство новых продуктов).

3. Стратегия сокращения. Целенаправленное сокращение в связи с изменениями внешней или внутренней среды. Реализуется в форме ликвидации, реорганизации, переориентации.

4. Комбинированная стратегия. Целесообразное сочетание всех рассмотренных стратегий. Используется, преимущественно, крупными предприятиями.

Форма реализации базовых стратегий различна, и зависит от вида предприятия, отраслевой принадлежности, конкретных условий и целевых установок. По характеру поставленных целей различают следующие виды экономических стратегий развития предприятий:

а) Стратегия лидерства в низких издержках. Предприятие обладает высокой степенью охвата рынка. Производство продукции массовое, номенклатура продукции ограничена, ориентирована на широкий круг потребителей. Стратегия заключается в постепенном снижении затрат на производство товаров и услуг, при приемлемых ценах.

б) Стратегия широкой дифференциации.

Предприятие производит товары с высокими отличительными качествами. Круг потребителей расширяется. Стратегия заключается в достаточно высокой степени усовершенствования продукции с целью опережения конкурентов и допускает повышение цены.

в) Стратегия наилучшей стоимости.

Оптимальное соотношение издержек и цены. Продукция характеризуется высокими отличительными качествами и ориентирована на потребителей, отдающих предпочтение товарам большей ценности. Однако, на товары, аналогичные тем, что выпускают конкуренты, стратегия предусматривает самые низкие цены и затраты.

г) Стратегия узкого сегмента на основе низких издержек.

Борьба с конкурентами за счет снижения затрат производства. Степень охвата рынка невысокая. Продукция предприятия имеет ограниченную номенклатуру, разумные цены и лучшее сервисное обслуживание.

д) Стратегия узкого сегмента рынка на основе дифференциации.

Предприятие ориентируется на выпуск индивидуализированного товара. Для данной стратегии характерны узкая рыночная ниша, ориентация на конкретного потребителя и гибкие цены.

Выполнение выбранной стратегии предприятия, ее контроль и оценка предполагают проведение целого комплекса мероприятий, направленных на реорганизацию одной или нескольких внутренних составляющих организации, таких как цели, задачи, структура управления, технология, управление персоналом. Немаловажное значение при этом имеет система планирования реализации стратегии.

Планирование - это совокупность приемов и способов разработки планов.

Система показателей плана включает в себя:

1) Количественные показатели – выражаются абсолютными величинами (объем продукции, объем реализации, численность работающих и т.д.)

2) Качественные показатели – выражаются относительными величинами (рост производства; снижение себестоимости и т.п.)

3) Объемные показатели – абсолютные величины производства в целом (объем трудовых затрат; объем материальных ресурсов и т.п.)

4) Удельные показатели – отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей (затраты металла на единицу продукции; капвложение на единицу производственной мощности и т.п.)

Реализация избранной стратегии требует, чтобы на предприятии был разработан план развития организации. Экономическая практика указывает на то, что каждое предприятие подходит к составлению такого плана индивидуально. Вместе с тем, наработанный опыт дает возможность выделить и систематизировать наиболее значимые разделы плана развития предприятия.

План развития предприятия включает следующие основные разделы:

- план производства промышленной продукции (производственная программа);

- план научных исследований и разработок;

- план капитального строительства и инвестиций;

- план материально-технического обеспечения;

- план по труду и кадрам;

- план по издержкам производства и реализации продукции;

- план по маркетингу;

- финансовый план;

- план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;

- план по внешнеэкономической деятельности.

План производства продукции (производственная программа) обязательно включает: а) задание по производству продукции в натуральном выражении; б) задание по дальнейшему повышению качества продукции.

План научных исследований включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии.

План капитального строительства и инвестиций предусматривает строительство и расширение объектов предприятия, техническое перевооружение производства, совершенствование технологии производства.

План материально-технического обеспечения отражает потребности производства в материальных ресурсах, их распределение и использование.

План по труду и кадрам определяет потребности предприятия в рабочей силе, учитывает систематическое повышение производительности труда и фонд заработной платы.

План по издержкам и реализации продукции предусматривает экономически обоснованное определение величины затрат, т.е. формирование себестоимости продукции, а так же, запланированную величину дохода, получаемого в результате производственной и иной деятельности.

В плане по маркетингу проводится прогноз развития рынка сбыта готовой продукции. В этом плане предполагаются мероприятия по реализации избранной маркетинговой стратегии, мероприятия по продвижению продукции.

План по внешнеэкономической деятельности предполагает мероприятия по внешней торговле, международному сотрудничеству и валютным операциям.

В плане по охране природы определяются мероприятия предотвращения загрязнения окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов.

В финансовом плане осуществляется расчет потребности в собственных средствах, в заемных средствах (кредитах, займах), а так же планируется прибыль предприятия.

В практике предпринимательской деятельности существует необходимость иметь один планирующий документ, учитывающий в той или иной мере все основные планы. Таким документом является бизнес-план.

Бизнес-план – это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы основные экономические параметры предприятия.

Особенности бизнес-плана:

а) имеют вероятностный характер, различные варианты делового поведения предприятия.

б) всегда имеет адресата (партнер, инвестор, руководство и т.д.), т.е. необходимо учитывать интересы того, кому он адресован.

Содержание и порядок разработки бизнес-плана:

Бизнес-план не имеет жесткой структуры и может содержать от 5 до 18 разделов. Обязательными элементами плана должны быть:

1. Резюме – привлекательность проекта; ресурсы; отдача.

2. Общая часть – цели; стратегии; своеобразие; команда.

3. Маркетинговая часть – состояние рынка; конкуренты; потребители.

4. Оперативные планы – план производства; создание мощностей; снабжение; трудовые ресурсы.

5. Финансовая часть – финансовые условия; финансовые прогнозы; расчет издержек; план доходов и расходов; план движения денежных средств; баланс.

Практический опыт бизнес-планирования позволяет сделать вывод: ведущие предприятия в структуру бизнес-планов включают достаточно большое количество пояснительных диаграмм, графиков, таблиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: