Лекция №12. Гендерные аспекты руководства и лидерства

Гендерная теория власти и институт лидерства

Для участия в принятии политических решений на всех уровнях необходимо обладать властью. Обычно, женщины не обладают ею, как в общественной, так и в частной сферах, также как и другие социальные группы, у которых традиционно не было власти. Они рассматривают власть как инструмент контроля, насилия и доминирования, т.е. как нечто негативное. Самих себя они видят жертвами власти, считая, что власть надо избегать.

После многочисленных попыток усилить власть женщин, был сделан вывод о том, что власть - это ограниченная величина: если вы имеете больше, то я имею меньше. Например, если я имею власть над Вами, то усиление вашей власти происходит за счет ослабления моей. Такая форма власти основана на санкционированных угрозах, насилии и запугивании. Что приводит к активному или пассивному сопротивлению и требует постоянной бдительности.

В гендерной теории, это называется сверхвласть (власть кого-либо над кем-либо). С этой точки зрения, источники власти включают следующее:

· силу или способность,

· контроль,

· деньги и классовую принадлежность,

· монополию на информацию,

· соответствующую должность,

· знание и идеи,

· оскорбление и унижение.

С точки зрения сверхвласти, существует очень немного людей, которые на самом деле обладают властью. Множество людей чувствуют себя безвластными из-за своего классового происхождения и истории. Например, женщина, которая переносит побои мужа многие годы, думает, что сама во всем виновата. Или крестьянин, который проработал в поле 30 лет, но думает, что он не знает ничего по сравнению с городским 19-летним студентом университета. Общества и правительства обладают способами продления власти или безвластия посредством формирования общественного мнения, влияния на то, что и как люди думают о себе и о своих правах.

Социальные ценности, укрепляемые СМИ и системой образования, формируют сознание о барьерах к участию. Вместо того чтобы критически относиться к системе, люди винят сами себя за свою неспособность достичь успеха или за свое социальное положение. Таким образом, подавленность и пассивность становятся внутренними свойствами людей до такой степени, что обделенные властью убеждены, что недостаток доступа к контролю существует из-за их собственной неполноценности, а не является продуктом дискриминации или исключения.

Согласно этой концепции власти, политические изменения, которые вовлекают безвластных к поиску решений своих проблем, требуют развития критического сознания о системе, и выработки аналитических и организационных навыков, которые позволили бы им требовать решений, основанных на их опыте. С этой точки зрения, привитие навыков для самостоятельного анализа собственных проблем является совершенно необходимым для наделения себя властью.

Гендерная теория разработала альтернативы сверхвласти для женских и других групп общества, которые не могут собрать достаточного количества денег или изменить порядок вещей. Гендерная теория власти предлагает следующие альтернативы для оценки своих возможностей обладания властью:

· власть действия подразумевает творческий потенциал каждого человека для оказания влияния на свою жизнь. Каждый человек может вспомнить случаи из своей жизни, в которых он/она почувствовали себя сильными, когда им удавалось контролировать ситуацию и отстоять свои интересы;

· власть самоуважения представляет собой продуктивную способность каждого человека порождать идеи и вещи, которые делают нас настоящими людьми (личностями). Самоуважение, в свою очередь, порождают уважение и восприятие других как равных. Власть самоуважения признает силу и слабость, которая существует в каждом из нас и автоматически не осуждает этих различий в других;

· власть солидарности относится к силе группы. Люди чувствуют себя сильными, будучи организованными и связанными общими целями или общей деятельностью.

Если теперь рассмотреть источники власти с точки зрения гендерной теории, то его список значительно расшириться:

· настойчивость,

· информация,

· чувство справедливости,

· сопереживание,

· организация и планирование,

· собственные знания и опыт,

· самоуважение,

· солидарность.

Солидарность потенциально совпадает с любым другим источником власти, и все же она редко используется. Например, женщины представляют не менее половины граждан и избирателей, но они недостаточно представлены в процессе принятия решений. Мобилизация альтернативных ресурсов власти влечет за собой тщательное планирование и пошаговый процесс, бросающий вызов врожденному чувству собственного безвластия.

Наделение властью является зачастую одной из целей многих демократических программ. Это изучение в процессе работы и изменение форм обучения в будущем, в соответствии с формой будущей деятельности. Наделение властью относится к сфере деятельности, которая варьируется от индивидуального самоутверждения до коллективного сопротивления, протеста и мобилизации, и бросает вызов сложившимся отношениям власти. Для отдельных лиц и групп, в которых класс, каста, этнический признак или признак пола определяют их доступ к ресурсам и к власти, наделение властью начинается не с момента осознания подавляющей их системы, а с момента принятия мер по изменению природы подавляющей их системы.

Согласно гендерной теории власти каждый гражданин, независимо от пола, возраста, этнической или профессиональной принадлежности может участвовать в принятии решений. Выполнение этого условия является необходимым для развития демократических процессов в обществе.

Очевидно, что понятие «группы» предполагает разделение труда внутри нее. Выделение лидеров является обязательным. Согласно демократическим принципам, лидер избирается большинством голосов в группе и, таким образом, представляет интересы и мнения большинства группы. Лидер участвует в процессе переговоров от имени группы в местных советах, коалициях, ассоциациях. Все эти объединения, в свою очередь, могут выдвигать своего лидера для продвижения своих интересов на более высоком уровне: районных, городских, областных советах, парламенте. Таким образом, институт лидерства - это механизм делегирования своих интересов на более высокие уровни политического управления, в отличие от школы лидерства.

Школа лидерства - это орган или сеть учреждений, занимающихся подготовкой руководителей для различного рода объединений: общественных, партийных, экономических, государственных и др. Помимо обучения, школа лидерства включает в себя и процесс приобретения опыта руководящей работы в исполнительных органах, властных структурах. В советский период школа лидерства (пионерия, комсомол, коммунистическая партия) имела два важных преимущества для женщин:

1. массовый характер участия в общественных организациях;

2. квотирование мест для женщин на руководящих постах.

Не вдаваясь в подробности о недостатках этой системы подготовки лидеров, следует отметить, что за первое десятилетие переходного периода школа лидерства в нашей стране приобрела стихийный характер. Монополия мужчин на информацию, материальные и финансовые ресурсы, власть, оружие вытеснили женщин из политических процессов. В данной ситуации, когда еще велик потенциал женщин, прошедших советскую школу лидерства необходимы усилия, как государства, так и гражданского общества, для сокращения гендерного неравенства в политике.

Институт лидерства лежит в основе избирательного права. Каждый избиратель имеет право проголосовать за того, кто, по его мнению, будет продвигать его интересы во властных структурах, на уровне принятия законов.

. Проблема политического партнерства полов

Как уже указывалось, несмотря на то, что женщины доминируют как профессионалы в таких сферах, без развития которых общество трудно назвать современным (образование, здравоохранение, социальная работа, общественные науки, бухгалтерский учет, культура, сфера услуг), ни в одном обществе женщины не располагают теми же возможностями, что и мужчины. В "Докладе о развитии человека за 1995 год", подготовленным ООН, отмечается, что "наиболее устойчивыми, несмотря на неустанную борьбу за равенство возможностей мужчин и женщин, оказались различия между ними. Женщин по-прежнему продолжает преследовать угроза физического насилия; женщины составляют 70% неимущих, 2/3 неграмотных людей в мире; занимают лишь 14% управленческих должностей, 6% постов в кабинетах министров, не более 11% мест в парламентах".

Представляя социальное меньшинство в политике, женщины в современном мире почти не влияют на принятие решений в вопросах экономического развития, распределения ресурсов, безопасности государства, дипломатии, то есть они не влияют на формирование политики, от которой зависит их собственная судьба. Превалирующее большинство таких решений принимается довольно небольшой частью населения - мужчинами среднего и старшего возраста. Именно их опыт доминирует в политике и политических структурах.

Именно этот вопрос о роли женщин в политике и их влиянии на формирование политических приоритетов был одним из ключевых на IV Всемирной конференции женщин в Пекине осенью 1995 г. Хотя вопрос о политическом партнерстве женщин и мужчин в обществе подняла еще в 1792 году Олимпия де Гуж, автор "Декларации прав женщины-гражданки". Текст весьма актуален и сегодня: "Из общности мужчин и женщин состоит нация, на которой покоится государство; законодательство должно быть выражением воли этой общности....Все гражданки и все граждане должны, сообразно с их способностями, иметь одинаковый доступ ко всем общественным должностям... Разве мы (женщины) никогда не примем деятельного участия в формировании общества?".

Тревога была не случайной, ибо идея и практика народного правления, зародившиеся в древнем Афинском полисе, изначально не предполагали участия женщин - не граждан. Великий культурный Ренессанс, революции и билли о правах ориентировались только на мужчин. Демократические призывы "Свобода. Равенство. Братство" и даже "Декларация прав человека и гражданина" были обращены не к женщинам.

Политические философы призывали к равенству в правах только один пол - мужскую половину человечества. Хотя Д.Локк, основатель либерализма, утверждал, что все люди равны и свободны, тем не менее он исходил из того, что только мужчины являются участниками общественного договора: "..поскольку необходимо, чтобы окончательное решение, то есть руководство, было возложено на кого-либо, то оно, естественно, падает на долю мужчины как более способного и более сильного". Более того, Г.В.Ф.Гегель считал, что "если женщина находится во главе правительства, государство находится в опасности, так как они действуют не согласно требованиям всеобщего, а исходя из случайной склонности или мнения. К женщине образование приходит неведомыми путями, больше из жизни, чем посредством приобретения знаний, тогда как мужчина достигает своего положения только посредством завоеваний мысли и многих технических усилий".

Лишь с конца XIX века начался процесс предоставления права голоса женщинам наравне с мужчинами. В Скандинавских странах некоторые юридические препятствия для участия женщин в общественной жизни начали устраняться еще в середине прошлого века. Первой страной, предоставившей женщинам право голоса, была Новая Зеландия (1893г.). К 1940 году таких стран было уже 26, Россия в этом списке была шестой после Австралии, Финляндии, Норвегии, Дании и Исландии.

Но наибольший прогресс в обретении равного избирательного права для женщин был достигнут после второй мировой войны. В настоящее время женщины имеют это право везде, кроме шести стран на Среднем Востоке (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты) и республики Бруней на юге Азии.

Однако проблема женского лидерства и женско-мужского партнерства в политике, даже в странах демократически ориентированных, остается нерешенной. Следующие факты об участии женщин в работе парламентов ряда стран, полученные Успенской В.И., наглядно демонстрируют это: Франция, Греция, Албания - около 6% от общего числа законодателей, Бельгия, Великобритания, Португалия, Израиль - около 9%, Россия, США -около 10%, Венгрия, Ирак - около 11%, Болгария, Польша - 12%, Италия, Испания, Аргентина - около 16%, Канада, Швейцария - 18%, Германия - около 22%, Нидерланды - 31%, Дания - около 33%, Финляндия, Норвегия - 39%, Швеция - около 45%. Причем в большинстве стран эти цифры не изменялись с 1970 года, и только женщины четырех Скандинавских стран и Нидерландов за прошедшие годы более чем удвоили свое политическое представительство.

В нашей стране не только не увеличивается, а достаточно ощутимо сокращается представленность женщин в высших органах власти, о чем свидетельствует следующая статистика: выборы 1989 года народных депутатов СССР - 15% женщин (еще существовала квота в 70 человек от Комитета Советских женщин), выборы 1990 года народных депутатов РФ -уже 5% женщин, выборы 1993 года в Федеральное собрание - 9 % женщин. По итогам выборов декабря 1995 года в Государственную Думу избрано 46 женщин из 450 депутатов, что составляет 10,2 %.

Но женщины являются аутсайдерами в политической сфере не только потому, что более заняты в быту и в семье или бедны для проведения политических кампаний, так как рычаги власти и финансы, в основном, в руках мужчин, или из-за социальной дискриминации женщин. На пути женщин к политическому лидерству серьезную роль играют препятствия, связанные с социализацией полов: большинство людей не видит в низком политическом статусе женщин социальной дискриминации.

Кроме того, изучение общественного мнения по вопросу участия в политике обнаружило, что среди самих женщин, не говоря уже о мужчинах, довольно сильные позиции имеют убеждения, что политика, и даже изучение политики, - не женское дело. Такая самодискриминация, на наш взгляд, совсем не удивительна, ибо классический женский стереотип не включает в себя идею лидерства, уверенности в себе, решительности, и хотя положение женщин во многих странах мира меняется к лучшему, культурные стереотипы преодолеваются с трудом и ограничивают возможности политического партнерства полов. Более того, процесс политизации женского сознания в перестроечный период сменился разочарованием в политике, падением доверия ко всем партиям и политическим движениям, убеждением, что политика, в большинстве случаев, слишком "грязное и беспринципное" занятие. Если в 1990 году по результатам женского общественного мнения, участвовали в работе тех или иных партийных организаций или оказывали им поддержку 49% опрошенных, то уже в 1995 году состояли в различных партиях не более 2-3% респондентов, а 87% из них заявляли, что "ни в какую партию вступать не желают". В настоящее время эти показатели еще ниже: не более 1 и 95% соответственно.

Массовое женское сознание также не приемлет идеи создания самостоятельных женских партий, хотя они уже возникали под различными наименованиями. Косвенные данные подводят к выводу о том, что для женского социума более перспективен путь, доказавший свою жизнеспособность на опыте феминизма - развитие политической активности и •становление гражданской позиции женщин через их участие в деятельности смешанных по полу политических партий.

Учитывая расслоение женщин по социальным, политическим, профессиональным признакам, Г.Г.Силласте выделяет несколько моделей женского электорального поведения: аполитично-конформистскую, политически ориентированную, индифферентную, абсентеистскую. Женщины, Уклоняющиеся от участия в голосовании, в России - явление массовое. В основе этого типа поведения - резкое падение уровня социального оптимизма такая психологическая черта, как фатализм, обрекающий на гражданскую и политическую пассивность и бездействие.

Следует отметить, что по данным исследований, модели мужского электорального поведения очень близки к перечисленным. Наиболее широко представлены первая и третья модели, вторая модель так же немногочисленна, как и среди женщин. В то же время абсентеизм среди мужчин не настолько распространен по сравнению с женщинами.

У россиян, и у мужчин, и у женщин, представления о лидере традиционно связаны с "сильным" мужчиной - волевым, решительным, представительным. Не удивительно, что одна из характерных особенностей женского электорального поведения - недоверие избирательниц политическим лидерам-женщинам. Кроме того, женщины в большей мере, чем мужчины, сторонницы авторитарного стиля руководства на всех уровнях, хотя и недовольны подавлением как следствием этого стиля, что достаточно противоречиво. Поддержкой и мужчин, и женщин в России пользуется преимущественно харизматический тип лидера, которому приписываются исключительные личные качества, а либерально-компромиссное поведение руководителя нередко отождествляется с нерешительностью, безволием, слабостью. Однако тенденция к персонализации власти наиболее полно проявляется не в женском, а в мужском поведении. Объясняется это, на наш взгляд, более развитой у мужчин установкой на самоценность карьеры как неотъемлемого элемента личностного самоутверждения.

Кроме того, "нормативно" низкая политическая активность женщин в российском обществе имеет и особые причины. В недалеком прошлом при участии в политике, которое было обеспечено социальными квотами, предполагалось воспроизведение традиционной женской роли - социальной защиты. Вопросы семьи, материнства и детства - основные предметы политической деятельности женщин. Такой феномен мы наблюдаем не только в России. В 1960-е годы, когда впервые стало фактом массовое участие женщин Скандинавии в политической деятельности, "социальное материнство" стало ведущей сферой их политической активности.

Однако оценка сфер политической деятельности, за которые несут ответственность женщины, как второстепенных, относительна. Вопросы здравоохранения, социального обеспечения, экологии выдвигаются на передний план в связи с изменением ценностей постиндустриального общества. Соответственно, в новом контексте оказывается, что женщины ответственны за важнейшие сферы жизнедеятельности.

Без сомнения, дальнейшее изучение проблемы женского политического и экономического поведения, а также лидерства нуждается в комплексном подходе со стороны философов, социологов, психологов, политологов и экономистов.

Представительство женщин в высших структурах власти

Политическое пространство принадлежит всем гражданам, но монопольными его владельцами являются мужчины. Хотя женщины составляют половину избирателей, на их долю приходится лишь 10% мест в парламентах мира и 6% в национальных правительствах. Поскольку изменения в обществе обычно осуществляются через политический процесс, отсутствие у женщин политических возможностей вызывает серьезную обеспокоенность.

Идея и практика народного правления, зародившаяся в Древнем Афинском полисе, изначально не предполагали участия женщин, считавшихся не-гражданами. Развитие религии, великий культурный ренессанс, революции и билли о правах ориентировались на мужчин. Демократические призывы "Свобода! Равенство! Братство!" были обращены не к женщинам.

Лишь с конца ХIХ века начался процесс предоставления права голоса женщинам наравне с мужчинами. Новая Зеландия, а затем Австралия стали первыми странами, признавшими за женщинами статус граждан, наделив их, начиная с 1893, избирательными правами на национальном уровне. Но даже в промышленно развитых странах право женщин на участие в выборах существует недавно. Женщины завоевали право голоса в Финляндии и в Норвегии в 1906 - 1907 годах, в Дании - в 1915 году, в Германии, в Швеции и Соединенном Королевстве - в 1918 году и в США - в 1920. Во Франции женщинам пришлось ждать этого момента до 1944 года, в Италии - до 1945 года, а в Швейцарии - до 1971 года. Во многих из этих стран первыми получили право голоса лишь некоторые женщины - те из них, которые отвечали критериям землевладения, этническим требованиям и так далее. В большинстве развивающихся стран женщины обрели право голоса одновременно с независимостью, поскольку они были участниками борьбы за свободу.

Наибольший интерес в обретении равного избирательного права для женщин был достигнут после Второй мировой войны. К 1998 году женщины имели это право везде, кроме пяти стран на Ближнем Востоке (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия) и в Республике Бруней.

Но независимо от времени получения избирательного права для женщин, проблема женского лидерства и женско-мужского партнерства в политике большинства стран остается нерешенной. Следующие сведения дают представление об участии женщин в работе парламентов ряда стран по состоянию на начало 2001 года:

Страна Представительство женщин в % от общего числа законодателей
Киргизстан 1%
Турция, Лихтенштейн 4%
Греция 6%
Узбекистан, Албания 7%
Венгрия, Россия, Украина 8%
Казахстан 10%
Франция, Болгария, Италия 11%
Израиль, США, Таджикистан 13%
Великобритания, Эстония 18%
Швейцария 23%
Туркмения 26%
Испания 28%
Германия 31%
Исландия 35%
Нидерланды, Норвегия 36%
Дания, Финляндия 37%
Швеция 43%

Женщины являются аутсайдерами в общественно-политической сфере большинства стран не только потому, что более заняты в быту и семье, или не имеют достаточных средств для проведения политических и избирательных кампаний (рычаги властвования и финансы - в руках мужчин, или из-за социальной дискриминации женщин). На пути женщин к лидерству серьезную роль играют препятствия, связанные с социализацией полов: большинство людей не видят в низком политическом статусе женщин социальной несправедливости.

Что касается министерских постов, то согласно данным на середину 1994 года, в целом женщины составляли 6% общего числа кабинетов: 5% в развивающихся и 8% - в промышленно развитых странах. По этому показателю на первом месте - Финляндия (39%), на втором - Норвегия (35%), на третьем Швеция (34%), на четвертом - Нидерланды и Сейшельские острова (по 31%). Однако в начале 1995 года пальма первенства перешла к Швеции, где впервые в мире был сформирован кабинет с абсолютно равным соотношением представителей двух полов.

Женщины - руководители государств в ХХ веке

Страна Президент Годы правления
Аргентина Мария Эстела Мартинец де Перон 1974 - 1976
Боливия Лидия Гелер Теяда 1979 - 1980
Финляндия Тарья Халонен 2000 -
Германия (ГДР) Сабина Бергман Пол  
Гайана Джанет Джаган 1997 - 1999
Гаити Эрта Паскаль Троуйллот 1990 -1991
Исландия Вигдис Финбогадоттир 1980 -1996
Ирландия Мари Робинсон 1990 - 1997
  Мари МасЭлис 1997 -
Латвия Виара Вике-Фрейберга 1999 -
Либерия Рут Перри 1996 - 1997
Мальта Агата Барбара 1982 - 1987
Никарагуа Виолета Барриос де Чаморро 1990 - 1996
Панама Мирея Москосо 1999 -
Филипины Корасон Акино 1986 - 1992
Шри Ланка Чандрика Кумаратунге 1994 -
Швейцария Рут Дрейфус 1999 -

Начиная с 1985 года Генеральная Ассамблея ООН поставила цель достичь 30%-ного представительства женщин среди сотрудников ООН. Эта цель была достигнута в 1991 году. В декабре 1998 года Генеральная Ассамблея поставила цель достичь гендерного равновесия в соотношении 50/50 среди всех категорий работников системы ООН до 2000 года. Хотя статистика и показывает некоторое продвижение в этих показателях, однако, до достижения этой цели еще далеко. В конце 1999 года женщины составляли 39% профессионального штата ООН, однако в высшем руководстве представительство женщин достигло только 21%.

Социализация женщин в различных странах мира происходила и происходит таким образом, что у них не возникает особых амбиций по поводу своих карьерных и политических устремлений. Часто женщины сами не хотят заниматься политикой, так как политика их пугает. Понятие «политика» ассоциируется с негативными явлениями, как «грязь», «интриги», «оружие», «нечестные деньги» и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: