Управление финансами

Финансовая система Республики Беларусь.

Часть национального богатства, вовлекаемого в оборот

-3-

Децентрализованные источники финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования сосредоточены в основном в децентрализованных фондах накопления и потребления и используются на текущие затраты по обновлению и расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей работающих.

Уставный фонд (первоначальное формирование финансовых ресурсов предприятий за счет акционерного капитала, паевых взносов членов кооператива, отраслевых финансовых ресурсов, бюджетных средств)

1) Прибыль от всех видов деятельности (одна ее часть в виде налогов и других платежей поступает в бюджет для создания централизованных фондов денежных средств, другая ее часть остается в распоряжении предприятия и направляется на расширенное воспроизводство, в фонды накопления и потребления)

2) Амортизационные отчисления (выступают как источник воспроизводства основных фондов на новой технологической основе и вместе с частью чистого дохода направляются на расширенное воспроизводство: новое строительство, реконструкцию, расширение и модернизацию действующих основных фондов)

3) Экономия от снижения стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом

4) Мобилизация внутренних резервов в строительстве;

5) Выручка от реализации выбывшего имущества;

6) Прирост устойчивых пассивов (задолженность по заработной плате;

7) Доходы от продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг; выпущенных данным предприятием; дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов;

8) Кредиты

9) От ассоциаций и концернов, союзов в которые они входят;

10) От органов государственного управления в виде бюджетных субсидий;

11) От страховых организаций.

Финансовая система Республики Беларусь, ее сферы и звенья. Общегосударственные финансы и финансы организаций и отраслей экономики.

Финансовая система — совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками.

Финансовая система РБ включает в себя сферы:

¾ Общегосударственные (централизованные) финансы;

¾ Финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы)

¾ Финансовый рынок

Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя звенья:

1) государственный бюджет;

2) бюджетные и внебюджетные фонды;

3) фонд государственного имущественного, личного и других видов страхования;

4) государственный кредит.

Финансы организаций — базовое, исходное звено финансовой системы. Именно в организациях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования финансовых ресурсов.

В зависимости от отраслевой принадлежности:
1) финансы организаций материального производства 2) финансы организаций и учреждений непроизводственной сферы
¾ финансы организаций промышленности; ¾ сельского хозяйства; ¾ строительства; ¾ связи; ¾ грузового транспорта; ¾ торговли; ¾ заготовок; ¾ других отраслей народного хозяйства ¾ финансы образования; ¾ финансы культуры и искусства; ¾ финансы здравоохранения и физической культуры; ¾ финансы науки и научного обслуживания; ¾ финансы коммерческих страховых и других учреждений

В зависимости от формы собственности в составе финансов организаций можно выделить:

1. финансы организаций, учреждений, основанных на государственной форме собственности

2. финансы организаций, учреждений и организаций, основанных на частной форме собственности.

Основным товаром финансового рынка является:

· наличные деньги

· банковские кредиты

· ценные бумаги.

Это связано с тем, что перед одними организациями стоит задача найти недостающие средства, а перед другими организациями решается задача –– куда вложить свободный капитал, что бы получить прибыль.

Финансовыми институтами, осуществляющими мобилизацию финансовых ресурсов являются учреждения, осуществляющие операции на финансовом рынке, к которым можно отнести:

· банки –– это организации, которые создаются для привлечения денежных средств и размещения их в различных направлениях на условиях возвратности, платности, срочности.

· биржи –– это организации в виде специализированных учреждений регулярно функционирующих рынков, на которых совершается торговля ценными бумагами, а также торговля валютой и товарами по стандарту и образцу.

· инвестиционный институт –– могут быль физические и юридические лица, осуществляющие деятельность ценными бумагами для привлечения прибыли. К ним относят: инвестиционных консультантов, инвестиционные компании, финансового брокера, дилера, акционерно-инвестиционный фонд и т. д.

· некоммерческий финансовый институт –– это учреждение, не имеющее основной целью извлечение прибыли и перераспределение этой прибыли между учреждениями. Их целью является предоставление участникам различных выгод. К ним относят:

§ пенсионный фонд;

§ общество взаимного страхования;

§ саморегулирующиеся организации профессиональных участников финансовых рынков.

1. Понятие об управлении финансами.

2. Субъекты управления. Органы управления, их структура и функции.

-1-

Одним из условий стабильного развития экономики является хорошо отлаженная система управления финансами.

Система управления — взаимосвязанный комплекс мер и финансовых институтов. Она подчинена финансовой политике государства.

Объектом управления финансы становятся тогда, когда осуществляются создание финансовых отношений, проверка законности их осуществления, изучение, анализ и совершенствование форм этих отношений. Субъектом управления финансы являются тогда, когда происходит процесс применения на практике установленных форм финансовых отношений.

Государственное управление финансами включает следующие направления:

¾ макроэкономическое, где вырабатываются принципы, концепции и методы финансового регулирования, законодательное и нормативно-правовое обеспечение, регулирование валютного курса и режима обращения иностранной валюты, пути преодоления инфляции;

¾ микроэкономическое, характеризуемое обеспечением стабильного функционирования расчетно-платежных отношений в финансовой системе, поддержанием уровня и соотношения цен, формированием и поддержание конкурентной сферы, ограничением монополизации, обеспечением финансовых источников, а также оптимального состава активов, необходимых для достижения поставленных целей в хозяйственной деятельности, содействием развитию финансового и страхового рынков;

¾ прямое административное воздействие, связанное с финансовым дотированием и субсидированием ряда производств и реализацией ряда товаров, применением акцизного налогообложения, установлением льгот по налогам, применением финансовых санкций в отношении нарушителей налоговой дисциплины с целенаправленной социальной защитой малообеспеченных слоев населения, установлением в ряде случаев предельных цен и квот на производство некоторых товаров исключительного ассортимента;

¾ прогнозирование экономического и социального развития в совокупности (важнейшими финансовыми показателями — объем ВВП, продукция сферы производства товаров и услуг, инвестиции в основной капитал, сальдо торгового и платежного баланса, индекс потребительских цен, основные статьи доходов бюджета.

-2-

Совокупность всех институтов и организационных структур, осуществляющих управление финансами, представляет финансовый аппарат.

В РБ к нему относятся органы:

1) общего;

2) оперативного;

3) отраслевого управления финансами.

1) К органам общего управления относятся Национальное собрание РБ с Палатой представителей и Советом Республики и Совет Министров. В их функции входит формирование финансовой политики, утверждение финансового законодательства, осуществление общего контроля за его соблюдением.

2) Органами оперативного управления являются Министерство финансов, Национальный банк, Министерство по налогам и сборам, Министерство экономики, Государственный таможенный комитет, Комитет по ценным бумагам при Совете Министров РБ, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Министерство финансов, являясь центральным органом и, про водя свою деятельность через департаменты и финансовые управления областных и городских исполкомов, обеспечивает эффективное использование финансов и воплощение бюджетной и налоговом политики, а также совершенствование форм финансовых взаимоотношений юридических и физических лиц с централизованной сферой финансовой системы, контролирует соблюдение государственной и валютной дисциплины и финансового законодательства, разрабатывает методологию, отчетность и порядок контроля за состоянием отраслевого контроля, обеспечивает финансами подведомственные учреждения и организации.

3) К органам отраслевого управления финансами относятся финансовые управления и финансовые отделы министерств, ведомств, предприятий, организации, учреждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: