Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. - СПб., 1998

Дворец часто превращался в музей. Все богатые вельможи елизаветинского времени были увлечены коллекционированием. Собирали картины, монеты, скульптуру, драгоценные камни, курительные трубки, трости, табакерки и многое другое. Графы Шереметев, Шувалов, Строганов, имели превосходные собрания западноевропейской живописи, украшавшие их дворцы.

Особое место в придворной жизни занимали маскарады, наиболее любимые Елизаветой. Костюмы, маски, танцы и музыка были далеко не единственными атрибутами маскарадов. Гости съезжались во дворец, назначенный для маскарада, уже в костюмах и масках в соответствии с приглашениями. Для гостей в масках в отдельных помещениях выставлялись напитки и закуски, карточные столы, разыгрывались лотереи. Гости без масок размещались в ложах и лишь наблюдали за происходящим. Изредка Елизавета устраивали такие маскарады, когда мужчины переодевались женщинами и наоборот. Все выглядели при этом ужасно, кроме самой императрицы, которой шло мужское платье.

Для жилья дворцы елизаветинского барокко были приспособлены плохо. Внутренние помещения, строившиеся по принципу анфилады, представляли собой проходные комнаты, в которых невозможно было остаться в покое, мимо постоянно кто-то проходил, например, слуги. Поэтому часто для того, чтобы изолировать помещение, приходилось прорубать дополнительные двери на улицу или возводить дополнительные перегородки. Особенно неудобны были дворцы, в которых Елизавета жила лишь наездами, например, так называемые путевые дворцы на дороге в Москву, которые каждый раз специально оборудовали к приезду императрицы. Еще хуже обстояло дело с временными дворцами, возводившимися на одну-две ночи. Такие дворцы могли начать разрушаться еще до того, как жильцы съедут. Например, Екатерина II вспоминала, что однажды она с мужем чуть не погибли, когда ночью обвалилась крыша во дворце, где они ночевали.

б) Официальные церемонии

Как правило, все события во дворце проходили в присутствии публики. Каждый публичный выход императрицы обставлялся самым торжественным образом. Иногда Елизавета появлялась неожиданно, как будто вспыхивала в глубине дворца маленькая сверкающая точка. “Медленно превращалась она из еле видной, но сверкающей драгоценностями точки в явственно очерченную, шуршащую парчой и драгоценностями фигуру” (А.Бенуа). Другой вариант появления императрицы описал французский дипломат М.Мессельер. В начале церемонии в богатых и красивых апартаментах Царскосельского дворца одновременно находились 400 красивых и богато одетых придворных дам, стоявших по краям зала. Внезапно “произведенная одновременным падением всех штор темнота сменилась в то же мгновение светом 1200 свечей, которые со всех сторон отражались в зеркалах… Во время первых менуэтов послышался глухой шум, имевший, однако, нечто величественное, дверь быстро отворилась настежь, и мы увидели блистающий трон, сойдя с которого, императрица, окруженная своими царедворцами, вошла в бальную залу”.

б) Развлечения

Развлечениям в елизаветинское время уделялось гораздо больше внимания, чем всем другим занятиям. Если при Петре I развлечения часто носили публичный уличный характер и служили воспитательным целям, то во времена правления Елизаветы праздники переместились с улицы во дворец. Елизаветинское время – это время преимущественно развлекательно-светских увеселений: концертов, маскарадов, балов, театральных спектаклей. Дни Елизаветы были до предела насыщены праздниками. Например, в начале 1751 года она участвовала в следующих мероприятиях: 1.01 празднование Нового года, 2.01 маскарад, 3.01 - в гостях у А.Бутурлина, 5.01 - Сочельник, 6.01 - французская трагедия, 7.01 - французская комедия, 8.01 - придворный маскарад, 9.01 - гуляние по улицам в карете, в гостях у Сумарокова, 13.01 - литургия в церкви, куртаг во дворце, 15.01 - придворный бал, 18.01 - публичный маскарад, 20.01 - куртаг, французская комедия, 22.01 - придворный маскарад, 24.01 - русская трагедия, 25.01 - французская комедия, 28.01 и 29.01 - свадьбы придворных. И так постоянно. Заметим, что из 20 мероприятий лишь два должны были проходить вне дворцовых стен.

Мода елизаветинского времени стала настоящим искусством и также обслуживала дворцовые праздники. Елизавета строго следила за нарядами, в которых являлись придворные. Важно, чтобы подданные проявляли инициативу и изобретательность при изготовлении костюмов. В дверях дворца стояли гвардейцы и проверяли качество нарядов. Сама Елизавета никогда не одевала дважды одно платье, меняла несколько платьев в день. После ее смерти в гардеробе осталось 15 тысяч платьев, два сундука шелковых чулок, несколько тысяч пар обуви, множество отрезов материи. Придворные дама старались соответствовать моде, не жалели средств. Развивалась и мужская моде. Самое лучшее и дорогое и непременно из Париже – таковой была цель елизаветинских вельмож.

Двадцать лет елизаветинского царствования сыграли большую роль в развитии русской музыкальной культуры, развивавшейся во дворце и для дворца. Вершиной музыкального искусства была опера. В соответствии с принципами классицизма сюжеты опер были преимущественно античными, зло наказывалось, а добро торжествовало, спектаклям предшествовали аллегорические прологи, агитировавшие зрителей в пользу Елизаветы и России. Для этого актеры изображали на сцене сложные фигуры “благополучие России”, “радость верноподданных” и т.п. Постановки опер в императорском театре осуществлял итальянский композитор Арайя. Более доступными и популярными, чем опера, были концерты оркестров и хоров. Придворная капелла обычно набиралась из голосистых украинцев и отличалась высочайшим искусством. Балы, пиршества, маскарады во дворцах продолжались часами и все это время звучала музыка, исполняемая придворным оркестром и певцами, если праздник проходил в царском дворце. Каждый вельможа имел свой собственный оркестр и хор. Репертуар музыкантов был обширен. Исполнялась, в основном, итальянская музыка, наиболее популярная в те времена в Европе.

Елизавета очень любила театр. В петербургском и петергофском придворных театрах играли французские, итальянские, немецкие актеры. Императрица не пропускала ни одного спектакля и требовала присутствия всего двора. За неявку не представление наказывала штрафами. Елизавета выступала в качестве постановщика спектаклей, распределяла роли, наряжала актеров в женские платья для исполнения женских ролей. После постановки ряда пьес Сумарокова и Ломоносова ярославскими актерами при участии кадетов сухопутного кадетского корпуса Елизавета убедилась, что при русском дворе может быть своя русская труппа и указом от 30 августа 1756 года учредила в Петербурге русский оперный и драматический театры. Представления давались в деревянном доме на Царицыном лугу для публики, а также в здании, примыкавшем в летнему дворцу императрицы у Полицейского моста. Театр соединялся коридором с внутренними покоями Елизаветы, которая каждый вечер входила в театр и занимала ложу, личным присутствием поощряя старания артистов. Театр стал главным развлечением Елизаветы в пожилом возрасте.

В загородных усадьбах развлекались преимущественно в летнее теплое время. Устраивались фейерверки, гуляния, катания и “морские баталии” на естественных и искусственных водоемах, прудах и каналах. Занимались охотой. Охота была одной из любимых забав Елизаветы. Под Петербургом она имела собственную охоту в Царском селе. Елизавета предпочитала псовую охоту. Обер-егермейстером императрицы был Алексей Разумовский. Для организации охоты ему были подарены мыза Гостелицы недалеко от Петергофа и дачи Мурзинка, Славянка, Приморский двор на Неве. В окрестностях этих мест Разумовский устраивал для Елизаветы выезды на охоту. Елизавета выезжала на охоту из загородного дворца в мужском платье, верхом на коне в сопровождении свиты, одетой в суконные алые, белые или черные черкески, бирюзовые кафтаны или алые, зеленые, синие камзолы. Таким образом, выезд на охоту представлял собой яркое запоминающееся зрелище.

3.Выводы

Поводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

время правления Елизаветы Петровны – время относительной стабильности и плодотворного развития русской культуры на основе европейского опыта и русских самобытных традиций;

развитие русской культуры (архитектуры, скульптуры, живописи, музыки, театра, литературы) в Петербурге было сосредоточено преимущественно в императорских дворцах и дворцах петербургской знати;

дворцы архитектора Растрелли построены строго в соответствии с функциями дворца – в первую очередь места проведения разного рода праздничных церемоний, во вторую – жилища.

4.Список литературы.

2. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: Учеб. пос. М., 1999.

3. Глинка Н. "Красуйся, град Петров…": Золотой век архитектуры Санкт-Петербурга. - СПб., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: