double arrow

Вопрос 30. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями специального образования

Вопрос 29. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь

1. Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов содержат определение профилактики: это осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).

Проблема ранней профилактики и ранней помощи весьма актуальна для современной корреционной педагогики. Ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь - важнейшая составляющая процесса медико-социально-педагогцнеского патронажа (по мнению Л.И. Аксеновой).

2. Зарубежные программы ранней помощи:

Коннектикутский тест "Обследование развития новорожденных детей до 3 лет";

Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет;

Гавайский профиль раннего обучения;

Мюнхенская функциональная диагностика;

Программа ранней педагогической помощи "Тандем" (Голландия);

Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии "Маккуэри" (Австралия) и др.

Отечественная система ранней диагностики и ранней помощи находится сегодня в стадии становления. Для ее дальнейшего развития необходимо разработать, законодательно обосновать и практически реализовать соответствующую программу национального масштаба.

Российские ученые - Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелеьа, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Э.Л. Фрухт и др. - разработали авторские программы, направленные на раннюю диагностику и психолого-педагогическую помощь детям с отклонениями и развитии. В основе указанных программ сформулированное Л.С. Выготским положение о зонах ближайшего и актуального развития ребенка.

Основы отечественного государственного специального образования дошкольников заложены в 20-30-е гг. прошлого века. К началу 70-х гг. функционировали дошкольные учреждения специального назначения:

• ясли-сады;

• детские сады;

• дошкольные детские дома;

• дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

2. Комплектование дошкольных учреждении специального назначения осуществлялось по принципу ведущего отклонения. Как отмечает Ю.В. Морозова, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями:

• слуха (глухих, слабослышащих);

• зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амбиопией);

• речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-грамматическим недоразвитием);

• интеллекта (умственно отсталых);

• опорно-двигательного аппарата,

Наполняемость группы - до 15 воспитанников.

В штат специальных дошкольных учреждений были введены:

• олигофренопедагоги;

• сурдопедагоги;

• тифлопедагоги;

• логопеды;

• дополнительные медицинские работники.

3. Образовательный процесс осуществлялся в соответствии со специальными комплексными программами обучении и воспитания для каждой категории детей с отклонениями в развитии. Его особенности:

• перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами;

• организация специальных занятий (например, развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, лечебная физкультура и др.);

• полное финансирование из госбюджета.

4. Характерные признаки советской системы специального образования дошкольников:

• дети с отклонениями в развитии не принимались в дошкольные учреждения общего назначения;

• диагностические ограничения, исключавшие возможность получения общественного дошкольного образования (комбинированные, комплексные отклонения в развитии, эпилепсия, шизофрения, психопате подобное поведение, умственная отсталость в степени имбецильности и идиотии, нарушения опорно-двигательного аппарата). Дети с перечисленными выше отклонениями в развитии воспитывались в условиях семьи: либо в единичных специализированных учреждениях;

• до 2-летнего возраста ребенок практически не имел психолого-педагогического сопровождения (в ясли-сад принимали детей 5 только с 2 лет, в детский сад - с 3 лет); -,

• закрытость, изолированность учреждений для детей с отклонениями в развитии;

• искусственная отчужденность воспитанников от нормально развивающихся сверстников и от общества.

Тем не менее значительные достижения советской системы специального образования дошкольников составляют фундаментальную основу современной специальной дошкольной педагогика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: