Вопрос 29. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь
1. Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов содержат определение профилактики: это осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).
Проблема ранней профилактики и ранней помощи весьма актуальна для современной корреционной педагогики. Ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь - важнейшая составляющая процесса медико-социально-педагогцнеского патронажа (по мнению Л.И. Аксеновой).
2. Зарубежные программы ранней помощи:
Коннектикутский тест "Обследование развития новорожденных детей до 3 лет";
Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет;
Гавайский профиль раннего обучения;
Мюнхенская функциональная диагностика;
|
|
Программа ранней педагогической помощи "Тандем" (Голландия);
Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии "Маккуэри" (Австралия) и др.
Отечественная система ранней диагностики и ранней помощи находится сегодня в стадии становления. Для ее дальнейшего развития необходимо разработать, законодательно обосновать и практически реализовать соответствующую программу национального масштаба.
Российские ученые - Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелеьа, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Э.Л. Фрухт и др. - разработали авторские программы, направленные на раннюю диагностику и психолого-педагогическую помощь детям с отклонениями и развитии. В основе указанных программ сформулированное Л.С. Выготским положение о зонах ближайшего и актуального развития ребенка.
Основы отечественного государственного специального образования дошкольников заложены в 20-30-е гг. прошлого века. К началу 70-х гг. функционировали дошкольные учреждения специального назначения:
• ясли-сады;
• детские сады;
• дошкольные детские дома;
• дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.
2. Комплектование дошкольных учреждении специального назначения осуществлялось по принципу ведущего отклонения. Как отмечает Ю.В. Морозова, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями:
• слуха (глухих, слабослышащих);
• зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амбиопией);
• речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-грамматическим недоразвитием);
|
|
• интеллекта (умственно отсталых);
• опорно-двигательного аппарата,
Наполняемость группы - до 15 воспитанников.
В штат специальных дошкольных учреждений были введены:
• олигофренопедагоги;
• сурдопедагоги;
• тифлопедагоги;
• логопеды;
• дополнительные медицинские работники.
3. Образовательный процесс осуществлялся в соответствии со специальными комплексными программами обучении и воспитания для каждой категории детей с отклонениями в развитии. Его особенности:
• перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами;
• организация специальных занятий (например, развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, лечебная физкультура и др.);
• полное финансирование из госбюджета.
4. Характерные признаки советской системы специального образования дошкольников:
• дети с отклонениями в развитии не принимались в дошкольные учреждения общего назначения;
• диагностические ограничения, исключавшие возможность получения общественного дошкольного образования (комбинированные, комплексные отклонения в развитии, эпилепсия, шизофрения, психопате подобное поведение, умственная отсталость в степени имбецильности и идиотии, нарушения опорно-двигательного аппарата). Дети с перечисленными выше отклонениями в развитии воспитывались в условиях семьи: либо в единичных специализированных учреждениях;
• до 2-летнего возраста ребенок практически не имел психолого-педагогического сопровождения (в ясли-сад принимали детей 5 только с 2 лет, в детский сад - с 3 лет); -,
• закрытость, изолированность учреждений для детей с отклонениями в развитии;
• искусственная отчужденность воспитанников от нормально развивающихся сверстников и от общества.
Тем не менее значительные достижения советской системы специального образования дошкольников составляют фундаментальную основу современной специальной дошкольной педагогика.