Организация предметно-развивающей, игровой среды в дошкольном образовательном учреждении

1. «Об информатизации дошкольного образования в России» (информационное письмо Минобразования РФ № 753/23-16 от 25 мая 2001г) (Извлечение)

2. «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования -в контексте педагогики развития». Инструктивное письмо Минобразования России от 24.03.1995 №42/19-15

3. «Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей». Приказ Министерства образования России №1917 от 26.06.2000

4. «О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек». Письмо Министерства образования Российской Федерации от 26.05.99 №109/23-16

5. «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (по состоянию на 18 октября 2006г). Письмо Минобразования РФ от 17.05.95 № 61)19-12

6. Целевая комплексная программа «Развивающая предметно-игровая среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Москва,1991

7. Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье. Письмо Минобразования РФ от15.03.2004 М 03-51-4бин

В том числе методические рекомендации:

8. В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении».-М.:Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», «Новая школа»,1993

9. О.В.Артамонова «Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений». Тольятти: Издательство инф.-тех.центра,1994

10. С.Л.Новоселова «Развивающая предметная среда: методические рекомендации» М.:Центр инноваций в педагогике, 1995

11. С.Л.Новоселова, Н.А.Реуцкая «Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений». Аннотированный перечень/ отв. Ред. Л.Е.Курнешова, М.:Центр инноваций в педагогике,1997

12. С.В.Зайцев «Шкала оценки дошкольной среды» (разработана в соответствии с программой «Сообщество»), М.:2000

13. Е.А.Коссаковская «Игрушки в жизни ребенка»/под ред. С.А.Новоселовой, 2-е изд., переработанное, М.: Просвещение, 1980

14. Игрушки и пособия для детского сада: оборудование педагогического процесса: книга для воспитателя и заведующего детским садом: из опыта работы воспитателей дошкольных учреждений Москвы/сост. Л.Ф.Островская, под ред. В.М.Изгаршевой.-2-е изд., переработанное и дополненное.-М.: Просвещение, 1987

15. О.А. Шамикова «Гендерная специфика выбора игрушек у детей дошкольного возраста/ О.А.Шамшикова// Проблемы психологии мотивации: сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции, 27 января 2005г./под ред. О.А.Белобрыкиной, О.А.Шамшиковой.-Новосибирск: НГПУ, 2005

16. Т.Н.Доронова, Н.А.Короткова «Материалы и оборудование для детского сада» М., «Элти-Кудиц», 2003

17. С.Л.Новоселова «Развивающая предметная среда». Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М., 1995

18. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду (принципы, построение, советы, рекомендации)» составитель Н.В.Нищева, М. 2006.

Изобилие игрушек и их новизна обостряют вопросы психолого-педагогической и социальной экспертизы игрушек, а также научно-методического сопровождения игровой продукции.

Несмотря на то, что появление игрушки имеет свою длительную историю, вопрос о влиянии игрушки на психику ребенка становится предметом специального изучения лишь в конце 19 – начале 20 века.

Именно в это время в российской и зарубежной науке появились работы, описывающие влияние игрушки и предметов, заменяющих ее (предметов-заместителей) на психическое развитие ребенка в разные годы его жизни. При выборе игрушек важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект для развития ребенка.

Хотя необходимость психолого-педагогической экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей возникла давно, до последнего времени полнее, подробнее были оформлены принципы и критерии оценки игрушек по санитарно-гигиеническому свойству. Это Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН», Приказ №325 от 15.08.2001 «О Санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции», «Гигиенические требования к условиям обучения в дошкольных учреждениях» и другие нормативно-правовые документы, имеющие санитарно-гигиеническую, медицинскую направленность.

В течение последних пяти лет были предприняты попытки создания единой комплексной системы по оценке психолого-педагогической безопасности игровых пособий. Рассмотрим следующие материалы.

1. В Федеральном законе «Об образовании» с учётом изменений внесённых Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-Ф3, вступившим в силу с 1 января 2005 года в соответствии в пункте 1 статьи 51 указывалось: «образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

2. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» Утверждено Постановлением Правительства РФ № 666 от 12 сентября 2008 года. В главе I пункте 1 указывалось: «настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных учреждений всех видов».

В пункте 5: «Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;..»

3. Так, еще в редакции «Концепции дошкольного воспитания» 1989 года, созданной группой авторов (Е.В. Бодрова, В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Р.Б. Стеркина) указывалось что «исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее, полно реализовать себя и тановится основной формой организации детской жизни». Необходимым условием для сохранения физического и психического здоровья детей является «организация предметной среды в детском саду. Она должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка». Итак, ключевые позиции обновления детского сада — охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров».

4. В программе «Истоки» (авторский коллектив: научные сотрудники центра "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л.А. Парамоновой) предлагались рекомендации по организации жизни детей в дошкольном учреждении, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству детского сада с семьей, работе психолога в ДОУ.

Так для детей 5–7 лет особо отмечалось:

«Предметно-игровая среда старших дошкольников не должна сковывать инициативу детей при постановке и решении ими игровых задач, возникающих по ходу игрового замысла. В группе и на участке следует разместить необходимое количество разнообразного игрового материала, который дети используют по своему усмотрению. Наряду с многофункциональными предметами (кубы, бруски, цилиндры), разными по размеру, форме, материалу, детям старшего возраста требуются обычные игрушки и игровая атрибутика.

Нужны и готовые игрушки, и полуфабрикаты для изготовления самоделок и различных игровых атрибутов. Готовые игрушки могут быть различными по тематике (куклы, бытовая техника, средства труда, транспорт, различная мебель) и по степени обобщенности их образного решения. Они могут быть детализированные, приближенные к реальным прототипам (куклы с различным набором одежды, куклы в национальных костюмах, игрушечные орудия труда и оборудование, модель-копия машины и т. д.); условные, в которых акцентирована лишь какая-либо характерная черта предмета (плита с яркими переключателями) или только обозначена образность (кукла-чурбачок в косынке, комната – складная коробка с окошком и т. п.).

Старшим дошкольникам нужны комплекты игрушек самой различной тематики: изображающие воинов разных эпох; животных разных континентов; набор динозавров и других животных древних времен.

Для развития театрализованной игры полезно использовать комплекты кукольного театра (би-ба-бо), теневого театра, куклы-марионетки.

Старшим дошкольникам необходимы различные настольно-печатные игры различной тематики (”Наша улица”, “Кем что выращено”, “Космос”, “Океан”, “Подводный мир” и др.)»

Подбор игрового оборудования по рекомендациям программы должен был осуществляться на деятельностном подходе.

5. В книге «Педагогические требования к игрушкам» (С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая) осуществлялся развивающий подход к подбору игрушек. Давались рекомендации по создания предметно-развивающей среды в образовательных учреждениях. «Исходное требование к предметной среде — ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития».

Отмечалась необходимость учета психологами, педагогами и дизайнерами особенностей развивающейся деятельности ребенка при проектировании предметно-развивающей среды детского учреждения. Каждый ее компонент должен отвечать принципу функционального комфорта и основным положениям эргономики развития детской деятельности. Вместе с тем, игровая, спортивная, бытовая, природная среды должны быть безусловно комфортны на уровне их функциональной надежности и безопасности.

В книге было обращено внимание на создание среды в разных типах образовательных учреждений.

«предметно-развивающая среда имеет свою специфику в учреждениях образования разных типов: яслях, детских садах, общеобразовательных школах, внешкольных учреждениях (игротеках, оздоровительных летних лагерях, детских досуговых, в том числе видео- и компьютерных центрах микрорайона, города, села), а также в реабилитационных учебных заведениях для детей с дефектами физического, психического и социального развития».

Архитектурно-планировочное решение дошкольных и внешкольных учреждений, детских центров должно предусматривать создание условий для совместной деятельности детей разного возраста и разного уровня овладения той или иной деятельностью, учитывать местные этнопсихологические, культурно-исторические и природно-климатические условия.

6. Сегодня много говорят о необходимости создания развивающего пространства для детей дошкольного возраста. Программа “Детство” предъявляет определенные требования к предметно – развивающей среде. «Среда должна быть:

обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка;

побуждающей детей к деятельности;

способствующей развитию самостоятельности и творчества;

обеспечивающей развитие субъектной позиции ребенка;

она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся».

Особое внимание уделялось учету индивидуальности, представляющей из себя целостное сочетание биологической, личностной и деятельностной составляющих детей при создании предметно-развивающей среды. Оснащение воспитательно-образовательного процесса должно находиться в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

В программе нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров, утвержденных перечней оборудования. Педагог, работающий по программе “Детство”, имеет право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей группы. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей.

Необходимо учитывать следующие принципы построения развивающей среды детства:

· Принцип уважения к потребностям и нуждам ребенка. У дошкольников есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении и потребность в познании. В зависимости от периодов дошкольного детства одна из этих потребностей становится приоритетной и акценты в создании развивающей среды расставлены в соответствии с этим приоритетом.

· Принцип уважения к мнению ребенка.

· Принцип опережающего характера содержания образования.

· Принцип динамичности-статичности среды.

· Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации развивающей среды группы. Этот принцип дает возможность отойти от привычного и обыденного. Дает возможность дарить детям маленькие праздники и приключения каждый день.

7. В пособии для воспитателей и заведующих «Материалы и оборудование для детского сада» (под редакцией Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М.2003 г), которое допущено к использованию в ДОУ Министерством образования Российской Федерации, рассматриваются психолого-педагогические основания подбора материалов и оборудования для детских садов; предлагаются примерные перечни материалов и оборудования по основным видам деятельности дошкольников для всех возрастных групп (от 2 до 7 лет). Пособие рекомендовано для воспитателей и заведующих детскими садами; также может представлять интерес для специалистов, работающих в области проектирования и маркетинга материалов и оборудования для дошкольных образовательных учреждений.

Наряду с традиционными признаками вводится классификация по направленности и результату развивающего действия игрушки. Такой классификатор соотносится с 4-ым основным критерием психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек: "Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие).

8. В пособии «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду» (принципы, построение, советы, рекомендации, составитель Н.В.Нищева М.,2006 г.) предлагается при построении развивающей среды учитывать личностные характеристики ребенка, психического развития дошкольников, показатели здоровья, психофизического и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально- потребностной сферы. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников. Это обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества.

9. В 2000 г. группа сотрудников ГосНИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ (руководитель В.М.Григорьев) разработала "Методические рекомендации по организации психолого-педагогической экспертизы детской игрушки". Исходная идея: в современных условиях обеспечить защиту от недоброкачественной игрушки возможно лишь сочетанием государственной экспертизы с индивидуальной системой приемов оценки и выбора игрушек самим пользователем лично. Для этого разработаны два варианта критериев оценки.

Развернутый, стремящийся к всеохватности комплекс из 20 критериев разбит на 3 группы: чем интересна (привлекательна), чем полезна (вредна), за счет чего доступна (недоступна) игрушка для пользователя конкретной категории (возраст, пол, уровень образования, обеспеченности и т.д.)

10. Проблемой организации психолого-педагогической экспертизы игрушек в течение ряда лет занимаются специалисты Московского городского психолого-педагогического университета. При МГППУ создан Центр игры и игрушки, в котором уже сейчас проводится подобная экспертиза. Созданный в 2006 году «Центр игры и игрушки» проводит свою, независимую экспертизу игрушек. «Существует несколько экспертиз, которые проходит игрушка, прежде чем попасть в руки ребенку. Отличие нашей - психологической экспертизы в том, что она рассматривает игрушку как средство психического развития ребенка». Специалистами «Центра игры и игрушки» разработаны психолого-педагогические основания и критерии для оценки игрушек. При университете создана база для проведения независимой экспертизы игрушек.

Итогом ее проведения должно стать присвоение игрушке, игровому пособию, компьютерной игре Знака качества «Детские психологи рекомендуют» с вручением подтверждающего сертификата.

Задачами Центра являются:

· свободное распространение информации о своей деятельности;

· привлечение к участию в работе различных заинтересованных предприятий, учреждений.

· организация и проведение научных конференций, симпозиумов, форумов, выставок и семинаров по своей тематике.

Специалисты центра проводят большую просветительскую работу по пропаганде проведения обязательной психолого-педагогической экспертизы, участвуют в научно-практических конференциях.

11. Вопросу необходимости, критериям оценки игрушки посвящена статья «Концепция психолого-педагогической экспертизы». Журнал: Психологическая наука и образование (№3/2008) Смирновой Е.О., Салминой Н.Г., Тихановой И.Г.

В статье авторами представлена научная концепция психолого-педагогической экспертизы игрушек. Игрушка рассматривается как средство активизации детской деятельности и усвоения культурного опыта. На основании культурно-исторического и деятельностного подхода выделяются основные требования к игрушкам как к средству развития ребенка. Описаны основные этапы развития игры – от младенческого возраста до 7 лет, и требования к игровым материалам для каждого этапа.

Психологическая экспертиза игрушки предполагает оценку ее качества с точки зрения того, какую роль она может играть в развитии ребенка на каждом возрастном этапе, какой культурный опыт осваивается с ее помощью.

В психологической экспертизе, в отличие от других видов экспертиз, например санитарно-гигиенической, под качеством имеется в виду возможность игрушки развивать игровую активность ребенка, стать средством освоения культурного опыта, формирования познавательной сферы и личности ребенка.

Разработка критериев оценки является сложной психологической проблемой, поскольку она требует, с одной стороны, анализа, что входит в задачи развития каждого возрастного периода, с другой стороны – через какие свойства игрушки и действия с ней должны реализовываться эти задачи.

Такое понимание психологической экспертизы связано с культурно-историческим представлением об игре и игрушке. Игру рассматривают как особую форму передачи опыта, созданную обществом для управления развитием детей. Игрушка выступает одновременно как продукт человеческой культуры и средство ее освоения (вначале в игровом взаимодействии с взрослым с постепенным переходом к самостоятельной игре ребенка).

12. Теме психолого-педагогической экспертизы, критериям оценки игрушки посвящена также статья Е.О. Смирновой «Игрушки: как оценить их качество» Журнал: Дошкольное воспитание (2005 №4).

В статье автор указывала, что «действия ребенка с игрушкой должны быть осмысленными, вариативными, самостоятельными и включенными в коммуникацию все это психолого-педагогические требования к игрушке, которые нужно использовать при ее выборе». Обращалось внимание на «требования, которые необходимо учитывать при выборе конкретной игрушки.

1. Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиций возможного развивающего эффекта.

2. Социо-культурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитанников.

3. Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первые и совершенно необходимые требования.

При их отсутствии, т.е. при выявлении какой-либо опасности для здоровья ребенка, дальнейшую психолого-педагогическую оценку проводить нецелесообразно». В статье делается попытка создания комплексной социально-психолого-педагогической экспертизы.

13. Регулировать проведение психолого-педагогической экспертизы должны были специальные органы. Одним из таких органов стал Федеральный экспертный совет Министерства образования Российской Федерации (ФЭС). (Приказ от 09.07.2003 Москва № 2959)

«Об утверждении Положения о Федеральном экспертном совете Министерства образования Российской Федерации, Положения о порядке присвоения (подтверждения) учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации в области общего образования, Положения о порядке проведения апробации (расширенной экспертизы) учебников для последующего присвоения грифа «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации»).

Целью создания ФЭС является организация и проведение экспертизы учебников, учебных пособий, учебных электронных изданий, аудио-, видео-пособий (далее Учебные издания), предназначенных для использования в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального (коррекционного), дополнительного образования детей, а также экспертизы игрушек, изготовленных по новой технологии, компьютерных, электронных и иных сложно технологических игр (далее -игрушки).

Основными задачами ФЭС являются:

проведение экспертизы учебных изданий, игрушек (далее - экспертиза); изучение и обобщение опыта проведения экспертизы;

разработка предложений, касающихся организации и проведения экспертизы;

сбор, анализ и обобщение информации, относящейся к компетенции ФЭС.

Для проведения экспертизы образуется Республиканский центр экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций в образовании Министерства образования Российской Федерации (далее - Центр экспертизы). Министерство имеет право на основании заключения ФЭС и решения президиума ФЭС отменить решение органа управления образованием о присвоении учебному изданию грифа «Допущено» или «Рекомендовано».

14. В 2002 году была создана секция «Игрушки» при Федеральном экспертном совете Министерства Образования (ФЭС), занимавшегося прежде только экспертизой учебников. Был сформирован совет экспертов из 20 человек (авторитетные ученые, педагоги, представители предприятий, разрабатывающих и производящих игровую продукцию) и актив – около 100 специалистов, которые рецензировали игровую продукцию. Секция проводила психолого-педагогическую экспертизу образцов продукции.

Целью экспертизы игрушек был отбор тех из них, которые могут быть допущены для использования в образовательных учреждениях, прежде всего в детских садах. Были разработаны рекомендации по проведению психолого-педагогической экспертизы.

-Социальная и психологическая безопасность игрушки:

1.1. не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.

1.2. в игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка.

1.3. не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым и физическим недостаткам людей.

1.4. не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.

-Возрастная адресованность игрушки.

-Функциональная привлекательность игрушки для ребёнка. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие).

-Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.

-Культуроcообразность игрушки и её соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.

-Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).

-Прочность и долговечность игрушки.

-Использование экологически чистых материалов.

-Качество описания игрушки.

-Качество упаковки игрушки.

В разработанных критериях впервые обращалось внимание на игрушки для детей со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).

15. В 2005 году было создано «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей» (МОО «Экспертиза»). В Положении об "Объединении независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей" (далее - «Объединение») были определены цели и принципы работы этой организации. Внимание уделялось оценке электронным игрушкам, видео играм, которые получили в настоящее время широкое распространение у старших дошкольников.

Объединение создаётся с учётом опыта соответствующих секций ФЭС МО РФ, объединяя экспертов, работавших в этих секциях и новых членов, заинтересованных в достижении целей Объединения и обладающих необходимым опытом и подготовкой для проведения экспертизы игровой, учебно-методической или электронной продукции (далее - «продукции») для детей.

Цель Объединения – защита российских детей от продукции, которая может нанести вред их здоровью, физическому, духовному и психическому развитию.

Метод достижения этой цели – организация квалифицированной психолого-педагогической и социальной экспертизы продукции для детей и популяризация в обществе и органах государственной власти всех уровней результатов этой экспертизы».

Специальное положение определяет порядок проведения экспертизы и присвоения знака Соответствия. Знак имеет две категории: высшую – «Рекомендовано» и первую – «Допущено». Обе категории присваиваются прошедшей экспертизу игрушке, если та отвечают всем психолого-педагогическим, дидактическим, эстетическим требованиям и учитывает возрастные особенности детей. На вкладыше игрушки делается соответствующая запись и ставится специальный символ – солнышко.

Своими основными задачами Объединение считает:

проведение независимой, открытой, компетентной, объективной психолого-педагогической и социальной экспертизы продукции для детей;

просветительская работа, популяризация деятельности Объединения, в т.ч. критериев и результатов оценки продукции для детей;

взаимодействие в целях осуществления качественной экспертизы с органами управления образования, различными научными и образовательными учреждениями;

разработка и совершенствование критериев психолого-педагогической и социальной экспертизы продукции для детей;

совершенствование порядка и процедуры экспертизы;

координация деятельности Объединения с работой других центров экспертизы продукции для детей;

оказание постоянной помощи органам управления образования, образовательным учреждениям, родителям и другим заинтересованным лицам в вопросах приобретения и использования продукции для детей;

консультирование авторов, разработчиков и производителей продукции для детей по вопросам соответствия их изделий критериям психолого-педагогической и социальной экспертизы;

создание и совершенствование информационно-методического обеспечения по критериям и результатам экспертизы продукции для детей;

содействие в повышении квалификации экспертов;

учреждение средств массовой информации, осуществление издательской деятельности.

16. Вопрос о необходимости психолого-педагогической экспертизы игрушек рассматривается в книге В.В.Абраменковой «Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба?». В книге доктор психологических наук Психологического института Российской Академии образования подробно рассказывает об играх и игрушках, об Экранной зависимости наших детей (компьютер, телевизор, видео), и об их влиянии на психологическое здоровье подрастающего поколения. Предлагалось оценить влияние игрушки на духовно-нравственное развитие ребенка. «Игрушка для ребенка – не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины». Вводился термин Антиигрушка.

Отдельные главы книги посвящены одной из самых неоднозначных проблем – проблем компьютерных игр и телевизора.

Автор считает, что «компьютерные игры не только изменяют сознание ребенка, приводят к трудностям различения реальности и виртуальности, воспитывают чувство «ненастоящести» всего, но и удаляют из его жизни такой необходимый компонент личностного становления как общение с родителями и сверстниками». В заключении «Что вместо?» В.В.Абраменкова дает родителям советы по воспитанию, руководство по ориентации в современном мире игр и игрушек, призывая с психологической, педагогической, культурной и нравственной точки зрения подойти к этой проблеме.

17. Национальная ассоциация игрушечников России (НАИР) создана в 2001 году. Проводит свою независимую экспертизу. Результаты экспертиз публикуются в печати, в интернете.

Ассоциация ставит перед собой следующие цели:

Способствовать максимальному удовлетворению потребностей населения РФ в качественных играх, игрушках, игровом оборудовании и сооружениях, игровых средств обучения, развития и воспитания детей;

Консолидировать, защищать корпоративные интересы предприятий и организаций отрасли, формировать согласованную политику для обеспечения общих задач производственного и социального развития;

Содействовать интеграции российского и международного рынков для формирования цивилизованного рынка игрушек в РФ, отвечающих высокому качеству и безопасности. Проект комплексной экспертизы игрушки станет одним из приоритетных направлений на ближайшее время.

Также рассматриваются проблемы безопасности, доступности и качества детских товаров.

Для решения этих задач и возрождения отрасли детской игровой продукции в РФ Национальная Ассоциация игрушечников России целенаправленно развивает диалог с региональными органами государственной власти.

Среди основных предложений Ассоциации - формирование Попечительского Совета для разработки национальной стратегии развития индустрии детской игровой продукции, создание отраслевого центра развития.

18. Журнал "Планета Детство" опубликовал в октябре 2005 года материалы о III Международной специализированной Конференции «Игровые технологии развития и обучения детей от младенчества до школы». Координация процессов разработки, апробации, производства и внедрения игр в современное образовательное пространство» в рамках профессиональной и социокультурной программы 11-й Международной выставки «Мир Детства-2005» в «Экспоцентре» на Красной Пресне.

На конференции представлялась Программа «Идеальная игрушка»© - это комплексная экспертиза игры и игрушки, основанная на выявлении потенциальных возможностей игрушки на всех этапах её жизненного цикла: от идеи на этапе разработки, опытного образца, товара в различного вида товаропроводящих сетях до взаимодействия с игрушкой различных категорий потребителей – детей, родителей, педагогов.

Комплексная экспертиза подвергает анализу не только саму игрушку, а весь ТОВАР системно, включая: игрушку, её описание, методические рекомендации и упаковку. Более того, производителю предлагается проанализировать все аспекты игрушки, проводя, по его выбору, ряд экспертиз: инновационную, коммерческую, маркетинговую, эстетическую, педагогическую и психологическую.

Уникальность программы «Идеальная игрушка»© состоит в том, что это именно комплексная экспертиза игр и игрушек. Следует добавить, что этот проект имеет принципиальное значение для детей, специалистов в области образования, производства, для продавцов. Экспертиз на сегодняшний день достаточно много, но комплексных нет.

Программа «Идеальная игрушка»© разработана и апробирована в учебно-методическом центре «Учимся, играя». Теперь любой производитель может заказать экспертизу и анализ (мониторинг) не только самой игрушки, но и её развивающего эффекта на занятиях с конкретными детьми, с педагогами в необходимой предметной области.

19. В журнале «Вестник практической психологии образования» (июнь 2005) в статье «Психолого-педагогическая экспертиза игрушек и игровых материалов: проблемы и задачи» была дана информация о семинаре «Игры и игрушки». В рамках семинара была проведена экспресс-экспертиза разных видов современных игрушек, определены критерии психолого-педагогической экспертизы оценки игрушек. Определены проблемы, по которым ребенок не хочет использовать игрушку по прямому назначению.

Одна из них – не попадание в возраст. Необходимо учитывать развитие моторных, двигательных навыков в каждом возрасте, отслеживать возрастные особенности детей на каждом этапе развития.

Вторая – несоответствие задачам развития. Изобилие развивающих задач, или противоречащие друг другу задачи ставят в тупик ребенка, и он начинает использовать игрушку не по прямому назначению (надевает ботинок для шнуровки на ногу или возит тележку-телефон-слона)».

20. На страницах журнала «Психологическая наука и образование» (№3/2008) Коркина А. Ю. в статье «Критерии психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ» дает анализ деятельности ребенка на компьютере, рассматривает основные виды компьютерных программ и их характеристики. Выделены две группы критериев оценки качества: эргономические характеристики и психолого-педагогическое содержание компьютерных программ.

«Знакомство ребенка с компьютером чаще всего начинается со специально купленных взрослыми компьютерных интерактивных дисков. Многие из них разработаны с чисто коммерческой целью и не отвечают психолого-педагогическим требованиям. Более того, они могут нести в себе потенциальный вред для ребенка, так как не ставят интеллектуальных задач, актуализируют соревновательные мотивы, рассчитаны на внешний эффект, пропагандируют агрессивность и др».

Основными недостатками таких программ является следующее:

· ориентация на стимуляцию положительных эмоций, ощущения азарта и состояние эйфории (за счет ярких анимационных эффектов, звуков, высококачественной графики, мультипликационных персонажей, системы поощрений);

· создание программ с позиции максимального удобства и легкости, они предлагают мир, в котором можно все, в котором «все дозволено», нет запретов и табу

По мнение психологов и физиологов, ребенка дошкольного возраста наиболее целесообразно приобщать к работе на компьютере с помощью программ, содержащих набор интерактивных развивающих и обучающих заданий. Затягивающие, азартные, эмоционально привлекательные сюжеты вредны для дошкольников. Это отражено в санитарных требованиях к работе на компьютере детей дошкольного возраста, в которых время взаимодействия ребенка с компьютером ограничено 10–15 минутами, так как более длительное времяпровождение за этим занятием может вредить здоровью ребенка.

Можно выделить следующие психолого-педагогические критерии КРП:

психологическая безопасность;

соответствие санитарным нормам;

развивающий потенциал;

адекватность возрастной адресации;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: