Соотношение интерпритационных, правоприменительных и нормативно-правовых актов

Все правовые акты подразделяются в науке на 4 группы:

1.Нормативные акты.

2.Правоприменительные акты.

3.Правотолкующие (интерпретационные).

4. Прочие акты (декларации, послания, обращения).

Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права

Правоприменительный акт - индивидуальное государственно-властное решение, вынесенное в результате решения конкретного юр.дела.

Признаки: носит обязательный характер; принимается компетентным органом, должностным лицом, уполномоченной общественной организацией; как правило, имеет документальную форму; выступает юр.фактом, применяется к конкретным лицам и конкретной ситуации.

Виды (по субъекту правоприменения): акты законодательной, исполнительной власти; акты правосудия; акты контрольно-надзорных органов.

Акты толкования (интерпретационные) – призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, т.к. если норма права неверно понята, она будет и неверно применена. Актами интерпретационного толкования признаются акты официального толкования.

Официальное толкование - разъяснение дается уполномоченными на то субъектами (государственными органами и должностными лицами). Результат фиксируется в официальных документах и обладает юридической силой.

а) Аутентическое толкование - это разъяснение смысла правовой нормы тем государственным органом, который издал данную норму;

б) Делегированным (легальным) толкованием занимаются те органы, которые не издавали данные правовые нормы, но которым передано право их толковать. (Напр. КС дает толкование Конституции РФ).

Официальное толкование может быть:

- нормативным, т. е. даваться безотносительно к конкретному случаю, практически в виде новой нормы (напр. разъяснения КС, Пленума ВС, Высшего Арбитражного суда);

- казуальным - применительно к конкретному случаю, к конкретным обстоятельствам определенного дела (Напр. разъяснения судов и административных органов)

Особенности актов толкования: не содержат в себе общих правил поведения, следовательно, не являются нормативными актами; не являются источником и формой права; носят подзаконный, но обязательный характер; адресуются, как правило, к должностным лицам; по форме могут облекаться в те же акты, что и нормативные - указы, постановления, инструкции и т.д.; их цель - толковать, разъяснять, но не создавать право.

Интерпретационные акты:

1) акты толкования:

- официальное;

- неофициальное,

2) акты разъяснения:

- аутентичное - даваемое гос. органом, издавшим такой н. п. а. и характеризуется прямым разъяснением смысла правовых норм и носит обязательный характер для тех, кто эти нормы применяет;

- легальное - носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено.

Так, ВС РФ, не являясь правотворческим органом, имеет право толковать нормативные акты, в т. ч. принимаемые высшими законодательными органами (дача разъяснений Пленумом ВС РФ), дает разъяснения по вопросам судебной практики, обязательные для следователей, крим. милиции, судей.

КС толкует Конституцию РФ.

ВАС разъясняет вопросы судебной практики для граждан и судей.

Генпрокуратура дает разъяснения и указания обязательные для всех органов расследования.

Правоприменительные акты - обязательный для исполнения конкретным субъектом акт компетентного органа, конкретизирующий правовые предписания, применительно к определенной ситуации и конкретному субъекту.

Не содержит нормы права для всех, а содержит индивидуальное решение для субъекта конкретного правоотношения.

Нормативно-правовые акты - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

НПА является основным источником права и содержит номры права, обязатлеьные для всех.

Соотношение этих актов:

НПА состоит из норм права → интерпретационные акты толкуют эту норму (разъясняют) → правоприменительные акты ее применяют в конкретных жизненных ситуациях, при возникновении правоотношений, определенных данной нормой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: