Медитация и гипноз

Под медитацией в современной психологии понимаются два явления: во-первых. измененное, по желанию индивида, особое состояние сознания, связанное с замедлением деятельности мозга путем концентрации внимания на каком-либо объекте или мысли, а во-вторых, техника достижения такого состояния. В состоянии медитации субъект получает реальное удовлетворение, прежде всего из-за наступления релаксации /уменьшения напряжения, расслабления, снятия стресса/. Возможно наступление и того, что у буддистов называется нирваной - состояния высшей безмятежности, спокойствия, слияния души с Вселенной.

Термин «гипноз», как и термин «медитация», имеет два значения:

а/ временное состояние сознания, связанное с сужением его объема и резким сосредоточением на содержании внушения, с изменением индивидуального контроля и самосознания;

б/ техника воздействия на индивидуума с целью сузить поле сознания и подчинить его контролю гипнотизера, внушения которого он будет выполнять. Возможен и аутогипноз как психическое состояние, вызванное самовнушением. Под гипнотизацией понимается возбуждение гипнотического состояния путем

внушения или самовнушения. Внушение - процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением осознанности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием активного и целенаправленного его понимания развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Внушение может быть прямым /императивным/ и косвенным, преднамеренным и непреднамеренным, полученным в бодрствующем состоянии, в гипнотическом состоянии, в естественном сне, в постгипнотическом состоянии.

В гипнотическом состоянии выявляется много общего со сном и медитацией, ибо и оно достигается путем уменьшения притока сигналов к мозгу. Внешне действия загипнотизированного могут создать впечатление его отказа от собственного здравого смысла. Однако, как отмечает ряд исследователей /К.И. Платонов, Д.Н. Узнадзе и др./, при отсутствии у испытуемого амбулии /патологического безволия/ никогда нельзя добиться, чтобы он под гипнозом совершил действие или бездействие, которые он не одобрил бы в нормальном состоянии, которые противоречили бы общему течению его воли, направленности его личности. Гипнотическое состояние часто бывает связано с повышением творческого потенциала человека.

Боль и анальгезия.

Болью называют психическое состояние, которое возникает как результат сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его целостности или существованию вообще. Болевые ощущения носят гнетущий, тягостный характер, характер страдания. Но они являются стимулом для оборонительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних раздражителей, их обусловивших. Боль - симптом нарушения нормального течения физиологических процессов, и поэтому она имеет очень большое клиническое значение.

Болевые ощущения в значительной мере поддаются нейтрализации со стороны высших психических образований, зависящих от направленности личности, ее убеждений, ценностных ориентаций и т. д., о чем свидетельствуют многочисленные примеры мужества, умения, испытывая боль, не поддаваться ей, а действовать, руководствуясь глубоко нравственными мотивами. Снижение или полное устранение чувствительности к боли называется анальгезией. Она достигается с помощью анальгетиков /веществ, подавляющих болевые ощущения или снижающих чувствительность к боли/, путем концентрации внимания на объектах, не связанных с источником болевого воздействия /музыка, белый шум и т.д./,посредством внушения, самовнушения, гипноза, а также методами общего или точечного массажа, воздействием холода или тепла на определенные участки тела.

Вера.

В психологии вера имеет два значения:

1 - особое психическое состояние, проявляющееся в полном и безоговорочном принятии индивидом каких-либо сведений, явлений или представлений, могущих в дальнейшем выступить основой его "Я", определять его поступки и отношения;

2 - признание чего-либо истинным с решительностью, превышающей силу внешних фактических и формально-логических доказательств /Вл. Соловьев/.

Вера всегда выступает как результат предварительной работы сознания, опирающегося на антиципацию /способность предвидеть результаты действий до того, как они осуществлены/, каузальную атрибуцию, вытеснение, рационализацию, замещение и другие интеллектуальные механизмы. Чем эффективнее эти механизмы, чем более сложными являются умопостроения человека, тем меньше у него оснований для слепой веры. В случаях, когда вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах рационального мышления, она имеет свое основание вне теоретического познания и ясного сознания вообще. Если человек не в состоянии охватить разумом чрезмерно сложный и неподдающийся рациональному объяснению объект, тогда он либо отказывается от познания, либо упрощает объект, предпочитая иррациональную веру без всяких доказательств.

Религиозная вера, будучи связана с поисками человеческого духа, не зависит прямо от реальности физического бытия человека в физическом мире. Здесь человек включает в свой образ мира существование внематериального мира.

Эйфория и дисфория

Эйфория - психическое состояние, проявляющееся в повышенном радостном, веселом настроении, это состояние благодушия, беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам. При эйфории наблюдается мимическое и пантомимическое оживление, психомоторное возбуждение. Дисфория - противоположное эйфории психическое состояние.проявляющееся в пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии. Но в редких случаях дисфория может проявляться и в приподнятом и даже экзальтированном настроении с агрессивностью, раздражительностью, напряженностью.

Дисфория наиболее характерна при органических заболеваниям головного мозга, эпилепсии, при некоторых формах психопатий. Поэтому дисфория - это, как правило, патологическое состояние, и его анализ, как и анализ абсистенции, бреда галлюцинаций, ипохондрии, истерии, навязчивых и реактивных состояний, транса, выходит за рамки чистой общей психологии. Поэтому анализ названных состояний производиться не будет.

Дидактогения и ятрогения

Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога /учителя, тренера, воспитателя. руководителя и т.д./. К таким негативным состояниям следует отнести угнетенное настроение, страх, фрустрацию и др, отрицательно сказывающиеся на деятельности и межличностных отношениях ученика.

Дидактогения может явиться причиной неврозов - /наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе которых лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно переживаемой неудачи, неудовлетворения потребностей, достижения жизненных целей, невосполнимости потери и т.д.

Ятрогения /внушенная болезнь/ - отрицательное психическое состояние, возникающее в результате ненамеренного внушающего воздействия врача на пациента /например. при неосторожном комментировании особенностей его болезни/, способствующее возникновению неврозов.

Вопросы для самоконтроля.

1. Как сформулировать определение «психического состояния»?

2. Какова взаимосвязь психических состояний человека с психическими процессами и свойствами личности?

3. Какова классификация психических состояний?

4. Что такое типичные положительные психические состояния человека?

5. Что такое состояние психической напряженности?

5. Чем состояние психической напряженности отличается от стресса?

7. В чем состоит отличие бодрствования от сна?

8. Внушение: что это такое?

9. Анальгезия: как она достигается?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: