Типы и организация занятий

В зависимости от характера поставленных задач выделяют сле­дующие типы занятий: учебные, тренировочные, учебно-тренировоч­ные, восстановительные, модельные и контрольные.

Учебные занятия предполагают усвоение занимающимися ново­го материала. Особенностями занятий этого типа являются относительно ограниченное количест­во умений, навыков или знаний, подлежащих освоению, широкое использование контроля со стороны тренера и самоконтроля за ка­чеством освоения предлагаемого материала.

Тренировочные занятия направлены на осуществление различ­ных видов подготовки от технической до интегральной. В этих за­нятиях многократно повторяются хорошо освоенные упражнения.

Учебно-тренировочные занятия представляют собой промежу­точный тип занятий между чисто учебными и тренировочными. На этих занятиях спортсмены совмещают освоение нового материала с его закреплением.

Восстановительные занятия характерны небольшим суммарным объемом работы, ее разнообразием и эмоциональностью, широким применением игрового метода. Их основная задача — стимулиро­вать восстановительные процессы после перенесенных больших на­грузок в предыдущих занятиях, создать благоприятный фон для протекания в организме спортсмена адаптационных реакций.

Восстановительные занятия широко используются в период наи­более напряженной работы после серии тренировочных занятий с большими и значительными нагрузками.

Модельные занятия являются важной формой интегральной под­ковки спортсменов к основным соревнованиям. Программа таких занятий строится в строгом соответствии с программой предстоящих соревнований и их регламентом, составом и возможностями предполагаемых участников.

Контрольные занятия планируются на всех этапах многолетней подготовки, в различных периодах тренировочного макроцикла. В числе важнейших требований к построению программ таких занятий — четкая постановка задач, адекватный им состав, идентичность и строгое выполнение программ, направленных на контроль за конкретными сторонами подготовленности.

Рекомендуется различать следующие формы организации заня­тий; индивидуальную, групповую, фронтальную, свободную (Д. Харре, 1971).

При индивидуальной форме занятий спортсмены получают за­дание и выполняют его самостоятельно.

При групповой форме имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата при проведении занятий, взаимо­помощи при выполнении отдельных упражнений.

При фронтальной форме группа спортсменов одновременно вы­полняет, одни и те же упражнения.

Свободная форма занятий может использоваться спортсменами высокого класса, имеющими большой стаж занятий, необходимые специальные знания и опыт.

Повышению эффективности тренировочных занятий способству­ет выбор их рациональных организационно-методических форм, в частности, стационарной и круговой.

При стационарной форме спортсмены выполняют упражнения на специально оборудованных станциях, приспособленных для раз­вития различных двигательных качеств, совершенствования технико-тактического мастерства, совмещенного развития двигательных качеств

Круговая форма предполагает последовательное выполнение спортсменами упражнений на различных станциях. Обычно оборудуется от 10 до 20 станций, на которых решаются различные зада­чи физической и технической подготовки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: