Поперечная разнотолщинность. Причины возникновения и меры предупреждения
Поперечная разнотолщинность листов – неодинаковая толщина полосы по всей ширине листа.
Причины возникновения:
1. Прогиб валков (низкая жесткость клети);
2. Неравномерный разогрев бочки валка;
Меры предупреждения поперечной разнотолщинности:
1. Начальная выпуклая профилировка валков;
2. Увеличение жесткости рабочей клети с целью уменьшения упругой деформации валков;
3. Секционная подача вода для охлаждения валков (малоэффективный способ);
4. Противоизгиб валков (заключается в установке гидроцилиндров между шейками валков);
Этот вид неравномерно деформации проявляется как неодинаковое обжатие отдельных горизонтальных слоев полосы. Одной из причин может быть различие сопротивления деформации отдельных слоев прокатываемого участка.
Рисунок 43 – Прокатка двухслойной полосы.
Неравномерная деформация по толщине полосы приводит к появлению в металла дополнительных напряжений. В слоях полосы, получивших большее обжатие, возникают дополнительные напряжения сжатия, а в слоях, получивших меньшее обжатие – напряжения растяжения. Дополнительные напряжения могут привести к образованию дефектов.
|
|
Наиболее частым дефектом прокатки бимметалличесекой проволоки, имеющей стальной сердечник и медную оболочку, является разрыв стального сердечника.
Рисунок 44 – Образование трещин при прокатке стальной полосы в медной оболочке: а – стальной сердечник; б – медная оболочка;
В данном случае стальной сердечник, имея большее сопротивление деформации, меньше деформируется по сравнению с медной оболочкой. В результате в нем возникают дополнительные напряжения растяжения. Если эти напряжения превысят предел прочности сердечника, то в нем возникают трещины и разрывы.
Другим примером аналогичной неравномерности деформации по толщине может служить прокатка непрогретой заготовки или слитка. При прокатке такого металла в средней части возникают внутренние напряжения растяжения и как следствие их внутренние трещины.
Неравномерность деформации по толщине может быть связана со своеобразным распределением деформирующих напряжений. Если сжимающие силы, действующие со стороны валков на полосу в очаге деформации, представить в виде силовых линий, то эти линии будут искривлены, и плотность их будет уменьшаться от контактной поверхности к середине полосы.
Рисунок 45 - форма боковой кромки при прокатке полос разной толщины:
а – при ; б – при ; в – при .
Рассмотрим прокатку высокой полосы, когда обжатие и длина контактной поверхности малы. На контактной поверхности, где сосредоточено действие сил, деформация затруднена. Неблагоприятны условия для деформации и в средних слоях, где малы напряжения сжатия, поэтому в первую очередь вступают слои, удаленные от контактной поверхности. Деформирующие слои воздействуют на приконтактные области очага деформации, вызывая продольные и поперечные напряжения растяжения. Описанный характер деформации приводит к образованию двух выпуклостей на боковой поверхности полосы.
|
|
При уменьшении высоты прокатываемой полосы средняя область затрудненной деформации исчезнет, верхняя и нижняя выпуклости боковой кромки сольются, и получится равная боковая кромка. Согласно исследованиям П.А. Александрова, границы перехода деформации поверхностей в сквозную, обеспечивающую деформацию металла по всей его толщине, является величина обжатия, равная .
При прокатке с боковые кромки полосы получаются выпуклыми. Это связанно с действием сил трения, препятствующих деформации по ширине.