Демографический кризис, демография, семья

Ключевые понятия и термины

Содержание занятия.

1. Подготовка молодежи к созданию семьи. Укрепление ее стабильности как стратегическая общественная задача украинского социума.

2. Сущность демографической политики.

3. Демографическая ситуация на Украине.

Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а следовательно, и новыми подходами к его образованию. Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития общества. Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную. Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса, и поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов.

В-третьих, в современной Украине остро стоит вопрос об изменении отношения к семье, а именно - о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию.

Таким образом, в педагогической теории возникает настоятельная необходимость искать пути решения проблемы формирования готовности молодежи к созданию семьи, которые было бы возможно применять в педагогической практике.

Понятие «готовность» впервые появилось в экспериментальной психологии в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, Д.Н. Узнадзе, а затем было перенесено в сферу педагогических и социально-психологических исследований.

Как свидетельствуют архивные источники, в советской школе существовали следующие основные направления такой подготовки: ознакомление на уроках и внеклассных занятиях с этическими вопросами брачно-семейных отношений; половое воспитание молодежи с привлечением к этой работе врачей, родителей и общественности, формирование нетерпимости к пьянству и половой распущенности; развитие и укрепление у школьников чувств товарищества, дружбы, коллективизма, дисциплинированности в деятельности пионерской и комсомольской организаций; формирование уважительного, заботливого отношения к женщинам, старикам, детям; практическая подготовка старших школьников к ведению семейного хозяйства и воспитанию детей в родительском доме.

В СССР проблему подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности пытались решить на общегосударственном уровне путем введения «родительского всеобуча» и школьного курса «Этика и психология семейной жизни». Для успеха этого дела требовалась большая внеклассная работа, к которой необходимо было привлечь психологов, педагогов, юристов, врачей. Особого подъема работа по подготовке молодежи к браку и семье достигла в 80-е гг. XX в. В этот период с подачи Министерства просвещения и Академии педагогических наук СССР школа была переведена на новый типовой учебный план, согласно которому дисциплина «Этика и психология семейной жизни» являлась одним из основных учебных предметов в 9-10 классах. В педагогической литературе были рассмотрены основные направления совместной работы школы, семьи и общественности в условиях ускорения социально-экономического развития государства; предложены конкретные методы и средства преподавания основ семейной жизни в советской школе, обсуждены возможности культурно-просветительских учреждений в воспитании семьянина, намечены пути и средства психосексуального воспитания молодежи.

Позднее, в новых экономических условиях, в период кризисов 90-х гг. XX в., когда в обществе менялись моральные ценности и происходило обновление всех социальных институтов и систем, адаптация подрастающего поколения к взрослой самостоятельной жизни также являлась важной педагогической задачей. Проблема подготовки молодежи к браку и семейной жизни как бы синтезирует различные аспекты воспитания, прежде всего -нравственный, правовой и физический, и имеет особый психолого-педагогический смысл. Однако исследования данной проблемы в науке и практике в значительной степени отстают от требований жизни.

В ранее выполненных исследованиях отсутствует достаточно глубокий анализ развития готовности юношества к брачно-семейным отношениям. Чаще всего названная проблема включается в общий круг вопросов, посвященных жизненному самоопределению студенческой молодежи (В.Ф. Иванова, О.Н. Титов), созданию и функционированию психологической службы вуза (П.В. Лумин, И.Б. Котова, Е.И. Рогов), целям и методам воспитательной работы (В.В. Давыдов, И.В. Калинин), системе подготовки родителей к выполнению ими функций воспитателей (Л. Франк).

В начале XXI в. социально-экономические и культурно-нравственные изменения в обществе привели к тому, что многолетний опыт подготовки молодежи к семейной жизни оказался невостребованным в обновляющейся Украине. У современной молодежи недостаточно развиты навыки жизненного самоопределения. В настоящее время в Украине отсутствуют общественные институты, готовые поддержать молодых людей в ответственный период брачно-семейной самореализации. В психолого-педагогической литературе отмечается относительная скудность теоретических и практических разработок по формированию готовности к браку и семье.

Таким образом, актуальность исследования связана с рядом противоречий. Во-первых, большая часть уже существующих в названной области исследований была проделана в 90-е гг. XX в. Они ориентированы на реалии того времени и не учитывают современные социально-экономические и политические условия, нравственно-психологические черты современной личности. Изменения в обществе привели к необходимости пересмотреть многие теоретические положения и их реализацию на практике, чтобы максимально приблизить их к современным условиям. Во-вторых, основная часть исследований посвящена подготовке к семейной жизни старшеклассников, а студентам уделяется гораздо меньше внимания. Это связано с тем, что в 90-е гг. XX в. брачный возраст был ниже, чем в начале XXI в. (об этом свидетельствует и Астраханский статистический ежегодник), и работа по подготовке молодежи к семейной жизни велась в старших классах средней школы. В-третьих, ряд исследований по интересующему нас вопросу ориентирован на определенный регион и носит этнографический характер. В-четвертых, формирование готовности к браку и семье ранее включалось в общий круг вопросов по подготовке молодежи к взрослой жизни, где рассматривались лишь отдельные стороны проблемы: выявлялись особенности подготовки к

брачно-семейным отношениям в современной Украине, определялись условия, влияющие на эффективность подготовки к семейным отношениям.

Программы просвещения по вопросам семейной жизни имеют крайне важное значение для решения проблем, связанных с половым и репродуктивным поведением подростков. В этих программах необходимо согласовывать иногда несовпадающие интересы молодежи и родителей, способствуя формированию у молодых людей ответственности за половую жизнь и говоря с ними о воздержании, и в то же время предоставляя информацию, обеспечивающую защиту здоровья сексуально активных молодых людей. Необходимо убедить родителей в том, что их участие в просветительской работе среди подростков по вопросам охраны их репродуктивного здоровья, в рамках которой поощряется их ответственное и нравственное поведение, имеет важное значение. Вопреки распространенному мнению, такая просветительская работа по вопросам полового созревания не способствует распространению беспорядочных половых связей. В 65 из 68 исследований, в которых изучалось влияние просветительской работы по вопросам полового созревания и семейной жизни на поведение подростков, было установлено, что такая работа не приводит к повышению активности половых отношений подростков и молодежи.

Как отмечается в <Программе действий> Каирской конференции, совместное участие родителей, педагогов, медиков и пользующихся уважением деятелей культуры имеет крайне важное значение для осуществления образовательных программ, направленных на охрану репродуктивного здоровья подростков и молодежи.

Однако программы просвещения, осуществляемые в школах, а также образовательные программы для родителей не учитывают интересы многих групп молодых людей. Огромное число юношей и девушек живут сегодня на улицах вне семей и не посещают школы, и зачастую интересы этих <уличных детей> не отражаются. В связи с этим необходима также разработка программ и для этих групп подростков.

Контрольные вопросы для закрепления знаний, и самоконтроля:

1. Как вы считаете, является ли вопрос подготовки молодежи к созданию семьи необходимым?

2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: