Менеджмент
Основной формой управления фирмой является менеджмент.
Менеджмент - это целенаправленное организационное влияние на деятельность предприятия в условиях рынка для достижения целей, поставленных перед предприятием и получение прибыли.
Менеджмент предприятия классифицируется как:
• система организационных отношений,
• особый вид разделения труда, что характеризует деятельность относительно организации производства и сбыта товаров,
• обособленная деятельность относительно влияния на предприятия - товаропроизводители и потребителей в определенных условиях рынка.
Менеджмент предприятия отличается от других видов управления (правительство, церковь, политические партии, общественный органы) тем, что он организационными действиями рыночной ориентации обеспечивает реализацию цели предпринимательской деятельности товаропроизводителей.
Менеджер - руководитель, который целенаправленно влияет на производство, организует его, изучает рынок при помощи маркетинга, хорошо знает конъюнктуру спроса, направляет деятельность предприятия на удовлетворение потребностей потребителей с учетом требований рынка.
|
|
Условия управления объектами:
- жизненный уровень - top menegement - руководящее звено (презеденты, вице-президенты, директора, заместители) - обеспечивают стратегию фирм.
- средний уровень - midldle menegement - руководители подразделений, филиалов, отделов, цехов - обеспечивают выполнение планов, программ, стратегии
-нижний уровень - lower -обеспечивают непосредственную организацию производственного процесса, управления производителями (трудовым коллективом)
Функции управления:
-стратегическое фирмовое планирование и его реализация (бизнес-план разрабатывается на 3-5 лет)
-формирование организационной структуры управления, комплектование штатов,
-управление работниками через мотивацию труда и его контроль (профессиональный рост)
-управление маркетингом координация и кооперирование производства
Процесс разработки целей развития и функционирования предприятия, а также способов использования средств для достижения поставленных целей характеризует хозяйственную стратегию.
Маркетинг - одна из систем управления производством.
Маркетинг предусматривает тщательный анализ процессов, которые происходят на рынке, для принятия хозяйственных решений: что производить, в каком количестве, для кого, по какой цене продавать. Возник маркетинг в 20-е годы в США.
Функции маркетинга:
- изучение покупательского спроса на товары и услуги:
- ценообразование,
- организация рекламы и стимулирования сбыта.
|
|
- обоснование ассортимента выпускаемых товаров.
- управление торгово-коммерческой деятельностью, организация обслуживания покупателей.
В маркетинг предприятия входит: концепция, стратегия, план и программа.
Концепция маркетинга - ориентированная на потребителя предпринимательская доктрина благодаря которой удовлетворяется потребительский спрос в пределах определенного рынка.
Стратегия маркетинга - прогнозирование долгосрочной рыночной деятельности предприятия соответственно к изменениям спроса потребителей на определенные товары (изучение потребителей и рынка сбыта товаров, стратегическое планирование, планирование маркетинга, выработка тактики выполнения планов, маркетинговый контроль).
План маркетинга - тактика рыночной деятельности. Долгосрочные 5-15 лет, среднесрочные до 3 лет, краткосрочные - 1 год.
Три варианта плана: минимальный, оптимальный, максимальный. Разделы плана:
-контрольные показатели относительно потребностей предприятия,
-текущая ситуация на рынке, положение на нем предприятия, данные о конкурентах
-тактические действия на рынке, механизм осваивания новых сегментов рынка
-бюджет предприятия
Вопросы к лекции:
1.Раскройте экономическую сущность предприятия. Назовите основные его формы.
2.Какие формы хозяйственных товариществ вы можете назвать?
3.Что такое предпринимательство, и каковы условия его развития?
4.Раскройте экономическую сущность менеджмента
5.Каковы функции и структура маркетинга?