Между государством и общественными организациями

Между фирмой в целом и ее структурными подразделениями.

ФИНАНСЫ - ЭТО СЛОЖИВШАЯСЯ В ОБЩЕСТВЕ СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ, РАСПРЕ­ДЕЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОНДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ.

Совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств через соответствующие учреждения составляет финансовую систему.

Политика, проводимая финансовой системой, называется фи­нансовой политикой.

Финансы выполняют ряд ФУНКЦИЙ:

1. Аккумулирующая состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства.

2. Регулирующая заключается в стимулировании деятельности хозяйственных субъектов.

3. Распределительная — в формировании денежных средств и ихиспользовании через бюджет, соцстрах и т.д.

4. Контрольная — в обеспечении правильностивзимания налогов

и их использования по назначению.

Субъектами (носителями) финансовых отношений являются:

государство, фирмы, различные объединения, организации и отдель­ные граждане. Отношения, возникающие между ними по поводу использования денежных фондов, сводятся к следующим группам:

1. Между государством и предприятиями. Охватывают систему пла­тежей в госбюджет и различные фонды государственных орга­низаций. На их основе формируется централизованный доход

государства.

2. Между фирмами. Строятся на основе договоров, в которых со­держатся взаимные платежные обязательства.

3. Между фирмами и банками по поводу получения и использова­ния кредита.

  1. Между государством и населением по поводу получения населе­нием различного рода трансфертных выплат: пенсий, пособий, стипендий и т.д. К ним относятся также выпуск займов, органи­зация лотерей и т.п.

В ФИНАНСАХ РАЗЛИЧАЮТ ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ:

1. Финансы населения.

2. Финансы объединений, фирм и межотраслевых комплексов,

т.е. децентрализованные финансы.

3. Общегосударственные, т.е. централизованные финансы.

ФИНАНСЫ НАСЕЛЕНИЯ состоят из доходной части, образо­ванной первичными доходами семей, и из расходной части, которая представлена всеми расходами и сбережениями населения.

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ (финансы хозяйствен­ных субъектов) находятся в распоряжении фирм, объединений и

организаций.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ (государственные) финансы — это главная часть всей финансовой системы. Они включают в себя госу­дарственное социальное страхование, государственное имуществен­ное и личное страхование, государственный кредит, государствен­ный бюджет.

Государственный бюджет является ведущим звеном государст­венных финансов. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.

БЮДЖЕТ — это смета (баланс) доходов и расходов.

Доходные статьи бюджета:

• налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные нало­ги, доходы от внешнеэкономической деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, средства ссуд­ного фонда.

Расходные статьи бюджета:

• финансирование экономики, социально-культурные програм­мы, НИОК- и НТ-программы, оборона, управление, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам.

В организации финансовой системы существует два принципа:

ПЕРВЫЙ НАЗЫВАЕТСЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ ЦЕНТРАЛИЗ­МОМ и присущ административно-командной системе (в прошлом-СССР и странам Восточной Европы). Он обязывал нижестоящие финансовые учреждения выполнять директивные указания централь­ных финансовых органов.

ВТОРОЙ ПРИНЦИП НАЗЫВАЕТСЯ ФИСКАЛЬНЫМ ФЕДЕ­РАЛИЗМОМ. Он утвердился в странах с развитой рыночной эконо­микой и предполагает, что местные бюджеты не входят своими дохо­дами и расходами в государственный бюджет. Местные органы вла­сти из своего бюджета финансируют охрану общественного порядка, школы, больницы и т.д.

Различают два состояния госбюджета.

НОРМАЛЬНОЕ, если расходная часть госбюджета равна доход­ной.

ДЕФИЦИТНОЕ, если расходы превышают доходы.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.

Меры по снижению бюджетного дефицита:

1. Конверсия.

2. Переход от финансирования к кредитованию.

3. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

4. Снижение расходов на управление государством.

5. Изменение системы налогообложения.

6. Повышение роли местных бюджетов.

Существует ТРИ ТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБА ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение на­логообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печата­ние денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является про­стым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослаб­ляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

В экономической теории имеется несколько подходов к реше­нию проблемы бюджетного дефицита.

ПЕРВАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИРОВАТЬСЯ ЕЖЕГОДНО. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Напри­мер, экономика испытывает длительную безработицу, значит доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить госу­дарственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокра­щение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция., следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излиш­ки, правительство должно, либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-тре­тьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит ин­фляцию.

Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антицик­лическим, а проциклическим.

ВТОРАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИРОВАТЬСЯ НЕ ЕЖЕГОДНО, А В ХОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИК­ЛА. Например, в стране — экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее по­ложительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появив­шийся в период спада.

Вывод: Бюджет балансируется не за 1 год, а в период цикла.

ТРЕТЬЯ КОНЦЕПЦИЯ: целью государственных финансов яв­ляется обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства — поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой де­фицит.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую кон­цепцию.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: