Налогообложение - это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств

Налоги и фискальная политика государства.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - ЭТО СУММА НАКОПЛЕННЫХ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ БЮДЖЕТНЫХ ДЕФИЦИТОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ИМЕВШИХСЯ В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ САЛЬДО БЮДЖЕТА.

Государственный долг может быть внешним и внутренним.

Внешний государственный долг — это долг иностранным госу­дарствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.

Внутренний долг — это задолженность правительства данной страны ее гражданам.

Наличие государственного долга имеет реальные НЕГАТИВ­НЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов на­селению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Сле­довательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государ­ственному долгу или их снижение может подорвать действие эконо­мических стимулов развития производства.

3.Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уп­латы процентов по государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны.

  1. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.

Основным источником доходов государства являются налоги.

НАЛОГ - ЭТО ИЗЪЯТИЕ В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА ЗАРАНЕЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ И УСТАНОВЛЕННОЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ЧАСТИ ДОХОДА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА.

Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А. Смит. На основе его взглядов к настоящему вре­мени сложились ДВЕ КРУПНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГООБЛО­ЖЕНИЯ.

Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачи­вать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависи­мость налога от размера получаемого дохода.

Современные налоговые системы используют целый ряд прин­ципов.

ВСЕОБЩНОСТЬ, т.е. охват всех экономических субъектов, по­лучающих доходы.

СТАБИЛЬНОСТЬ, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

РАВНОНАПРЯЖЕННОСТЬ, т.е. взимание налогов по идентич­ным для всех налогоплательщиков ставкам.

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ, т.е. принудительность налога, неизбеж­ность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уп­лате налога.

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, т.е. установление нало­говых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Налоговая система базируется на законодательных актах госу­дарства, которыми устанавливаютсяэлементы налога. К ним отно­сятся:

СУБЪЕКТ НАЛОГА, или налогоплательщик, т.е. лицо, на кото­рое возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юриди­ческое или физическое лицо.

ОБЪЕКТ НАЛОГА, т.е. доход или имущество, с которого начис­ляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижи­мое имущество и т.д.).

ИСТОЧНИК НАЛОГА — это, независимо от объекта налогооб­ложения, чистый доход общества.

СТАВКА НАЛОГА — это важный элемент налога, определяю­щий величину налога на единицу обложения (скажем с одной сотки земли, с одной тысячи рублей и т.д.). Различают предельную налого­вую ставку, среднюю, нулевую и льготную.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых на­логов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка — это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

Налоговые льготы — это уменьшение налоговых ставок или пол­ное освобождение от налогов отдельных физических или юридичес­ких лиц в зависимости от профиля производства, характера произво­димой продукции и других характеристик.

Льготы в силу их разнообразного характера и большого охвата налогоплательщиков могут приводить к ощутимому снижению ре­альной ставки налогообложения по сравнению с номинальной.

Поэтому по признаку соотношения между ставкой налога и дохо­дом налоги делятся на:

прогрессивный, при котором средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;

регрессивный, при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

пропорциональный, при котором средняя ставка остается неиз­менной, независимо от размеров дохода.

По механизму формирования налоги делятся на две основные группы: прямые и косвенные.

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: