Налоги и фискальная политика государства.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - ЭТО СУММА НАКОПЛЕННЫХ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ БЮДЖЕТНЫХ ДЕФИЦИТОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ИМЕВШИХСЯ В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ САЛЬДО БЮДЖЕТА.
Государственный долг может быть внешним и внутренним.
Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.
Внутренний долг — это задолженность правительства данной страны ее гражданам.
Наличие государственного долга имеет реальные НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.
|
|
2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства.
3.Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны.
- Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.
Основным источником доходов государства являются налоги.
НАЛОГ - ЭТО ИЗЪЯТИЕ В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА ЗАРАНЕЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ И УСТАНОВЛЕННОЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ЧАСТИ ДОХОДА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА.
Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А. Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились ДВЕ КРУПНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.
Современные налоговые системы используют целый ряд принципов.
ВСЕОБЩНОСТЬ, т.е. охват всех экономических субъектов, получающих доходы.
СТАБИЛЬНОСТЬ, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.
|
|
РАВНОНАПРЯЖЕННОСТЬ, т.е. взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам.
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ, т.е. принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога.
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, т.е. установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.
Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаютсяэлементы налога. К ним относятся:
СУБЪЕКТ НАЛОГА, или налогоплательщик, т.е. лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юридическое или физическое лицо.
ОБЪЕКТ НАЛОГА, т.е. доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.).
ИСТОЧНИК НАЛОГА — это, независимо от объекта налогообложения, чистый доход общества.
СТАВКА НАЛОГА — это важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения (скажем с одной сотки земли, с одной тысячи рублей и т.д.). Различают предельную налоговую ставку, среднюю, нулевую и льготную.
Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.
Средняя налоговая ставка — это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.
Налоговые льготы — это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости от профиля производства, характера производимой продукции и других характеристик.
Льготы в силу их разнообразного характера и большого охвата налогоплательщиков могут приводить к ощутимому снижению реальной ставки налогообложения по сравнению с номинальной.
Поэтому по признаку соотношения между ставкой налога и доходом налоги делятся на:
• прогрессивный, при котором средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;
• регрессивный, при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;
• пропорциональный, при котором средняя ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода.
По механизму формирования налоги делятся на две основные группы: прямые и косвенные.
ПРЯМЫЕ НАЛОГИ взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.
КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции.