Контрольные карты

Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку

Испытание и контроль продукции

Контроль качества независимо от совершенства применяемых методик предполагает, прежде всего, отбраковку некондиционных изделий. Естественно, качество изделий при этом не повышается. Отметим, что в некоторых областях народного хозяйства брак исправить вообще невозможно (на предприятиях электронной промышленности, например, из-за миниатюрных размеров изделий), поэтому современные фирмы сосредоточивают внимание не на выявлении брака, а на его предупреждении, на тщательном контроле производственного процесса и осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией «регулирование качества».

Большую роль в обеспечении качества продукции играют статистические методы контроля, целью которых является исключение случайных изменений качества продукции. Такие изменения вызываются конкретными причинами, которые нужно устанавливать и устранять.

Различают следующие статистические методы контроля качества:

1. статистический приемочный контроль по альтернативному признаку;

2. выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам качества;

3. стандарты статистического приемочного контроля;

4. система экономических планов;

5. планы непрерывного выборочного контроля;

6. методы статистического регулирования технологических процессов.

Основной характеристикой партии изделий по альтернативному признаку является генеральная доля дефектных изделий:

q=D/N, где D — число дефектных изделий в партии из N изделий.

В практике статистического контроля генеральная доля q неизвестна и ее следует оценивать по результатам контроля случайной выборки объемом N изделий, D из которых дефектны.

Под планом статистического контроля понимают систему правил, указывающих методы отбора изделий для проверки, и условия, при которых партию следует принять, забраковать или продолжить контроль.

Одним из основных инструментов в обширном арсенале статистических методов контроля качества являются контрольные карты. Принято считать, что идея контрольной карты принадлежит известному американскому статистику Уолтеру Л. Шухарту. Она была высказана в 1924 г. и обстоятельно описана в 1931 г. Первоначально карты использовались для регистрации результатов измерений требуемых свойств продукции. Выход параметра за границы поля допуска свидетельствовал о необходимости остановки производства и проведении корректировки технологического процесса в соответствии с указаниями специалиста, управляющего производством. В результате появлялась информация о том, когда, кто и на каком оборудовании получал брак в прошлом. Однако решение о корректировке в этом случае принималось тогда, когда брак уже был получен, поэтому важно было определить процедуру, которая бы накапливала информацию не только для ретроспективного исследования, но и для принятия решений. Предложение об использовании карт для принятия решений опубликовал американский статистик И. Пейдж в 1954 г. Такие карты называются кумулятивными или контрольными.

Контрольная карта содержит центральную линию, два контрольных предела (над и под центральной линией) и значения характеристик (показателей качества), нанесенных на карту для отображения состояния процесса.

В определенные периоды времени отбирают (все подряд; выборочно; периодически из непрерывного потока и т. д.) N изготовленных изделий и измеряют контролируемый параметр.

Результаты измерений наносят на контрольную карту и, проанализировав значения, принимают решение о продолжении процесса или о его корректировке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: