Тема 11. Государство как субъект международного частного права

Транснациональные компании (международные финансово-промышленные группы)

  1. общее положение государства в МЧП.
  2. иммунитет государства в МЧП.

1. Государство само по себе может быть не только субъектом международного публичного права, но и участницей гражданско-правовых, в том числе внешнеэкономических отношений. Например, государство может заключать сделки имущественного характера с иностранными юридическими лицами, в частности, при строительстве здания для посольства на территории иностранного государства. Оно вправе быть участником гражданско-правовых отношений с иностранным элементом при аренде земельного участка, найме жилого дома и т.д. Кроме того, государство может за границей выступать в качестве наследника выморочного имущества, оставшегося после смерти гражданина. Такого рода отношения регулируются нормами международного частного права.

Это положение нашло свое отражение в законодательстве многих государств, в частности в ст. 1114 ГК Республики Беларусь.

Статья 1114. Участие государства в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом

К гражданско-правовым отношениям с иностранным элементом с участием государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Государство, являясь субъектом международного частного права, остается суверенным образованием. Суверенитет является неотъемлемым свойством каждого государства, которое имеет право свободно, по собственному усмотрению решать внутренние и внешние дела.

Ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого государства. В международном праве это положение выражено известной формулой "равный не имеет власти над равным".

Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН (ст. 2) и других международных актах. Суть Данного принципа состоит в том, что государства осуществляют права в соответствии со своим суверенитетом. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Все государства юридически равны.

Очевидно, при разрешении споров с участием государства могут применяться общие принципы права, закрепленные в уставе ООН (ст. 34, 1 (с)). Эти общие принципы, охватывают общие принципы, которые должны применяться судами как при разрешении внутренних, так и международных споров. Соответственно, договорные взаимоотношения между зарубежной частной компанией и государством или государственной компанией должны частично регулироваться нормами международного публичного права.

Но международное публичное право не содержит положений, которые устанавливают процедуру заключения, исполнения и прекращения действия договоров между государствами и частными компаниями.

Например, рамочное соглашение о долговременном сотрудничестве между правительством Республики Беларусь и Siemens AG, подписанное в начале 1996 года, не международный договор, однако напоминает договор политический.

Принципиально отличается характер сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и швейцарской фирмой СЖС по вопросам сертификации экспортно-импортной продукции (протокол о намерениях правительственной делегации Республики Беларусь и представителей СЖС подписан 29.06.1995). Проект – внешнеэкономическая сделка с арбитражной оговоркой.

В некоторых торговых соглашениях Республики Беларусь предусматривается, что внешнеэкономические сделки, заключенные на территории иностранного государства торговым представительством Республики Беларусь подлежат юрисдикции зарубежного государства и споры, вытекающие из таких сделок, будут разрешаться в соответствии с его законодательством.

Ст. 12.2 рассматриваемого выше проекта соглашения между Правительством Республики Беларусь и СЖС предусматривает, что правительство не имеет права пользоваться безоговорочными и безотзывными государственными льготами (привилегиями) в качестве защиты в арбитражном разбирательстве.

2. В международном частном праве различают следующие виды иммунитета государства: судебный иммунитет и иммунитет государственной собственности.

См. ГПК Республики Беларусь. Статья 311. Судебный иммунитет

Предъявление в хозяйственный суд иска к иностранному государству, привлечение его в качестве третьего лица к участию в деле, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Республики Беларусь, обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения решения хозяйственного суда допускается лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное непредусмотрено законодательством, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

à а) неподсудность одного государства суду другого государства;

б) иммунитет от предварительного обеспечения иска;

в) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения.

Неподсудность одного государства суду другого государства означает, что иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства. Ни одно государство не может принудить другое государство быть в его судах ответчиком по делу: "равный над равным не имеет юрисдикции ".

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 07.06.2001 N 3 "О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ СУДАМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ"

11. Хозяйственный суд принимает иск по хозяйственному (экономическому) спору, ответчиком в котором является иностранное государство или межгосударственная организация, имеющая иммунитеты согласно международному договору, только при наличии явно выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в хозяйственном суде Республики Беларусь. Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства или международной организации.

Согласие на рассмотрение спора в хозяйственном суде Республики Беларусь должно быть подписано лицами, уполномоченными законодательством иностранного государства или внутренними правилами международной организации на отказ от судебного иммунитета.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска заключается в том, что в порядке обеспечения иска имущество иностранного государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера со стороны другого государства. Меры такого обеспечения возможны лишь в случае прямого выраженного согласия на это со стороны данного иностранного государства.

Наконец, иммунитет от принудительного исполнения судебного решения означает, что нельзя в принудительном порядке исполнять судебное решение, вынесенное против иностранного государства, без его согласия.

Судебный иммунитет не означает, что одно государство не может выступать в суде другого государства в качестве истца (заявителя) по делу. Однако обращение с иском в суд другого государства автоматически не влечет признания подсудности в отношении встречного иска. Если государство-истец не давало такого согласия, то к встречному иску должны применяться общие положения о судебном иммунитете.

ИК Республики Беларусь:

Статья 46. Условия инвестиционного договора

…В инвестиционном договоре с иностранными инвесторами может быть предусмотрен отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.

Статья 75. Иммунитет государства

В концессионных договорах, заключаемых с иностранными инвесторами, может быть предусмотрен отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного или арбитражного решения.

Имущество, принадлежащее суверенному государству, пользуется иммунитетом. В отношении его не могут быть применены какие-либо административные или иные меры со стороны другого государства.

Иммунитет государственной собственности заключается в особом режиме такой собственности. Государственная Собственность пользуется неприкосновенностью, она не может быть без согласия государства-собственника подвергнута отчуждению, аресту и другим мерам принудительного характера. Государственную собственность одного государства нельзя насильно удерживать на территории другого государства. Заявление государства о принадлежности ему соответствующей собственности не может быть оспорено в юрисдикционных органах другого государства.

Необходимо признать, что государственные морские торговые суда представляют собой особую категорию государственной собственности. В открытом море они подчиняются закону флага судна, в иностранных внутренних и территориальных водах - юрисдикции прибрежного государства. Эта юрисдикция распространяется на команду такого судна, но она не может осуществляться для ареста или задержки судна в иностранном порту в связи с предъявлением иска в суде или во исполнение судебного решения. Иммунитет государственных морских торговых судов предусмотрен рядом торговых соглашений.

К частным морским торговым судам могут предъявляться иски в судебных органах иностранного государства. Такие суда могут быть задержаны в порядке обеспечения иска, на них может быть обращено взыскание на общих основаниях.

Иммунитет государства вытекает из общепринятых начал международного права, получил закрепление в законодательстве и судебной практике многих стран. Нормы об иммунитете государства содержатся в ряде многосторонних международных договоров (Женевская конвенция от 29.04.1958 «Об открытом море», Венская конвенция от 18.04.1961 г. «О дипломатических сношениях» и др.). Действует Европейская конвенция 1972 “Об иммунитете государств”. Иммунитет государства не носит императивного характера, государство может от него отказаться. Такой отказ, например, может быть предусмотрен в соответствующем двустороннем договоре. Так, в некоторых торговых соглашениях РБ предусматривается, что внешнеторговые сделки, заключенные на территории иностранного государства торговом представительством РБ, т.е. органов белорусского государства, подлежат юрисдикции иностранного государства и будут разрешаться в соответствии с его правом.

Существует 2 основных подхода к ограничению государственного иммунитета:

1. большинство европейских государств с континентальной системой права: зарубежному государству может быть отказано в иммунитете от юрисдикции в зависимости от того, какой вид деятельности осуществляет это государство. В качестве критерия для разграничения действий, защищенных иммунитетом, и действий, на которые иммунитет не распространяется, избраны понятия jure imperii и jure gestionis. Однако эти критерии создают много трудностей при его применении из-за разнообразности форм участия государств в экономической и коммерческой деятельности.

2. Берет за основу сущность сделки - теория функционального иммунитета. Нашел свое отражение в Брюссельской Конвенции об унификации некоторых правил, которые имеют отношения к иммунитету государственных судов для унификации некоторых правил, относящихся к иммунитету государственных торговых морских судов 1926 г. В этой конвенции участвует более 20 государств (Бельгия, Голландия, Греция, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Польша, Румыния, Франция, ФРГ, Швеция, Япония и др.). à В мирное время подчиняются тому же режиму ответственности и выполняют те же обязанности, что и частные суда à не пользуются государственным иммунитетом.

Ряд государств приняли законы, в которых рассматривается проблема юрисдикционного иммунитета государств и его особенности: США (1976), Соединенное Королевство (1978), Сингапур (1979), Пакистан (1981), ЮАР (1981), Канада (1982), Австралия (1985).

· Европейская Конвенция о государственном иммунитете от 16.05.1972 (г. Базель, в рамках Совета Европы, вступила в силу с июня 1976 г.) наиболее разработанный документ, унифицирует особые правила, помещенные в законодательстве европейских государств

· 22.05.1985 вошел в силу протокол, который явился основой для создания Европейского трибунала по вопросам государственного иммунитета. Участники: Австрия, Бельгия, Кипр, Нидерланды, Швейцария и Люксембург. Европейский трибунал по вопросам государственного иммунитета является специальным судебным органом, созданным для разрешения споров, которые возникают в связи с толкованием или применением Европейской Конвенции о государственном иммунитете от 16.05.1972.

Проблемой юрисдикционных иммунитетов государств и их собственности занимается КМП ООН. В 1991 г. комиссия приняла окончательный текст собрания 22 проектов статей и рекомендовала ГА созвать международную конференцию для заключения конвенции по данному вопросу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: