Основания и порядок применения иностранного права

Обход закона в МЧП.

Обход закона - волеизъявление сторон, выраженное в подчинении иностранному праву их правоотношения с целью избежать применения внутренней материально-правовой нормы. Обход закона, как и оговорка о публичном порядке – основание для неприменения иностранного права в случае, когда коллизионная норма делает обязательным его применение. Возможность обхода закона для сторон возникает для сторон, когда они могут в данной ситуации определить правовой порядок, выбрать. Заинтересованные стороны могут в некоторые гражданские правоотношения искусственно ввести иностранный элемент (перемена места жительства, гражданства).

Ст. 1097 ГК: недействительны соглашения и иные действия участников соглашений, регулируемых гражданским законодательством, направленных на то, чтобы в обход права настоящего раздела о надлежащем применению праве подчинить соответствующие отношения иному праву. В этом случае применяется право соответствующего государства, подлежащее применению в соответствии с настоящим разделом.

Отличия обхода закона от оговорки о публичном порядке:

1. В силу позитивной концепции оговорки невозможность применения иностранного права обусловлена наличием в национальном законодательстве императивных норм. при обходе закона игнорируются не коллизионные, а материальные нормы.

2. При негативной концепции оговорки суду необходимо установить факт нанесения ущерба государству при применении иностранного права. При обходе закона никакого ущерба государству может и не наноситься. Суд должен установить только факт искусственной привязки к иностранному праву в целях избежания регулирования национальным з/д-вом.

Тема 7. Применение иностранного права и установление его содержания

5. Основания и порядок применения иностранного права.

6. Установление содержания норм иностранного права.

Есть 4 основания применения иностранного права:

1. Законодательство страны – в законе есть коллизионная (отсылочная) норма (Конституция, ГК, иные акты).

2. Международные договоры – которые отсылают к иностранному праву -- трансформированные в правовую систему Республики Беларусь. (договоры об оказании правовой помощи; универсальный многосторонний договор - Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года)

3. Международные обычаи, признаваемые страной – не противоречащие законодательству Республики Беларусь (Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1994 г.; ИНКОТЕРМС 2000).

4. Соглашение сторон.

(1..3)

Статья 1093. Определение права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом

1. Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании Конституции Республики Беларусь, настоящего Кодекса, иных законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству РБ международных обычаев.

(4)

2. Соглашение сторон о выборе права должно быть явно выражено или прямо вытекать из условий договора и обстоятельств дела, рассматриваемых в их совокупности.

При этом:

3. Если в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право, наиболее тесно связанное с гражданско-правовыми отношениями, осложненными иностранным элементом.

4. Правила настоящего раздела об определении права, подлежащего применению судом, соответственно применяются другими органами, наделенными правомочиями решать вопрос о подлежащем применению праве.

Статья 1101. Применение права страны с множественностью правовых систем

В случаях, когда подлежит применению право страны, в которой действуют несколько территориальных или иных правовых систем, применяется правовая система в соответствии с правом этой страны.

6. Установление содержания норм иностранного права.

Иностранное право может восприниматься судом как факт, а может восприниматься, как право.

Статья 1095. Установление содержания норм иностранного права

1. При применении иностранного права суд или иной государственный орган устанавливает содержание его норм в соответствии:

1.1. с их официальным толкованием,

1.2. практикой применения

1.3. и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

2. В целях установления содержания норм иностранного права суд может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением к

2.1. Министерству юстиции,

2.2. иным компетентным государственным органам Республики Беларусь, в том числе находящимся за границей,

2.3. либо привлечь экспертов.

3. Лица, участвующие в деле, вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм.

Если содержание норм иностранного права, несмотря на предпринятые в соответствии с настоящей статьей меры в разумные сроки, не установлено, применяется право Республики Беларусь.

Тема 9: Физические лица как субъекты МЧП.

1.Физические лица как субъекты МЧП.

2.Правоспособность и дееспособность физических лиц в МЧП.

3.Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь.

3.1. общий правовой статус иностранцев в Республике Беларусь;

3.2. иностранные граждане, в отношении которых установлен особый режим: беженцы, переселенцы, граждане РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: