Обход закона в МЧП.
Обход закона - волеизъявление сторон, выраженное в подчинении иностранному праву их правоотношения с целью избежать применения внутренней материально-правовой нормы. Обход закона, как и оговорка о публичном порядке – основание для неприменения иностранного права в случае, когда коллизионная норма делает обязательным его применение. Возможность обхода закона для сторон возникает для сторон, когда они могут в данной ситуации определить правовой порядок, выбрать. Заинтересованные стороны могут в некоторые гражданские правоотношения искусственно ввести иностранный элемент (перемена места жительства, гражданства).
Ст. 1097 ГК: недействительны соглашения и иные действия участников соглашений, регулируемых гражданским законодательством, направленных на то, чтобы в обход права настоящего раздела о надлежащем применению праве подчинить соответствующие отношения иному праву. В этом случае применяется право соответствующего государства, подлежащее применению в соответствии с настоящим разделом.
|
|
Отличия обхода закона от оговорки о публичном порядке:
1. В силу позитивной концепции оговорки невозможность применения иностранного права обусловлена наличием в национальном законодательстве императивных норм. при обходе закона игнорируются не коллизионные, а материальные нормы.
2. При негативной концепции оговорки суду необходимо установить факт нанесения ущерба государству при применении иностранного права. При обходе закона никакого ущерба государству может и не наноситься. Суд должен установить только факт искусственной привязки к иностранному праву в целях избежания регулирования национальным з/д-вом.
Тема 7. Применение иностранного права и установление его содержания
5. Основания и порядок применения иностранного права.
6. Установление содержания норм иностранного права.
Есть 4 основания применения иностранного права:
1. Законодательство страны – в законе есть коллизионная (отсылочная) норма (Конституция, ГК, иные акты).
2. Международные договоры – которые отсылают к иностранному праву -- трансформированные в правовую систему Республики Беларусь. (договоры об оказании правовой помощи; универсальный многосторонний договор - Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года)
3. Международные обычаи, признаваемые страной – не противоречащие законодательству Республики Беларусь (Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1994 г.; ИНКОТЕРМС 2000).
4. Соглашение сторон.
(1..3)
Статья 1093. Определение права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом
|
|
1. Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании Конституции Республики Беларусь, настоящего Кодекса, иных законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству РБ международных обычаев.
(4)
2. Соглашение сторон о выборе права должно быть явно выражено или прямо вытекать из условий договора и обстоятельств дела, рассматриваемых в их совокупности.
При этом:
3. Если в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право, наиболее тесно связанное с гражданско-правовыми отношениями, осложненными иностранным элементом.
4. Правила настоящего раздела об определении права, подлежащего применению судом, соответственно применяются другими органами, наделенными правомочиями решать вопрос о подлежащем применению праве.
Статья 1101. Применение права страны с множественностью правовых систем
В случаях, когда подлежит применению право страны, в которой действуют несколько территориальных или иных правовых систем, применяется правовая система в соответствии с правом этой страны.
6. Установление содержания норм иностранного права.
Иностранное право может восприниматься судом как факт, а может восприниматься, как право.
Статья 1095. Установление содержания норм иностранного права
1. При применении иностранного права суд или иной государственный орган устанавливает содержание его норм в соответствии:
1.1. с их официальным толкованием,
1.2. практикой применения
1.3. и доктриной в соответствующем иностранном государстве.
2. В целях установления содержания норм иностранного права суд может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением к
2.1. Министерству юстиции,
2.2. иным компетентным государственным органам Республики Беларусь, в том числе находящимся за границей,
2.3. либо привлечь экспертов.
3. Лица, участвующие в деле, вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм.
Если содержание норм иностранного права, несмотря на предпринятые в соответствии с настоящей статьей меры в разумные сроки, не установлено, применяется право Республики Беларусь.
Тема 9: Физические лица как субъекты МЧП.
1.Физические лица как субъекты МЧП.
2.Правоспособность и дееспособность физических лиц в МЧП.
3.Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь.
3.1. общий правовой статус иностранцев в Республике Беларусь;
3.2. иностранные граждане, в отношении которых установлен особый режим: беженцы, переселенцы, граждане РФ.