Тема 7. Налогообложение предприятия

Налоги РФ.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (рис. 7.1) с юридических и физических лиц. Обязанность граждан - платить установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции Российская Федерация.

Основными категориями в налоговом законодательстве являются объект налогообложения и налоговая ставка.

Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог.

Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.


До введения с действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации налог регламентировался Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 1 января 1992 г. Плательщики налогов — предприятия и организации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России. Объектом обложения является валовая прибыль, уменьшенная (или увеличенная) в соответствии с положениями Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

7.1. Классификация налогов.

По способу изъятия налоги подразделяются на два вида:

Первый вид - налоги на доходы и имущество;

Второй вид - налоги на товары и услуги.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличии от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж), таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ. По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц. Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка -это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

Регрессивный налог - это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги.

Пропорциональный налог - это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения.

Налоги - это обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога:

1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3) уисточника

Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

7.2. Функции налогов

Регулирующая - государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование рыночных и товарно-денежных отношений, через разработку законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п.;

- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая – с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Распределительная - посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Наконец, последняя функция налогов - Фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов - библиотеки, архивы, фундаментальные исследования, театры, музеи и многие учебные заведения.

7.3. Виды налогов.

В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды, налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы (Налоги и сборы субъектов РФ) и местные налоги и сборы. Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные виды товаров и услуг и отдельные виды минерального сырья;

- налог на прибыль (доход) организаций;

- налог на доходы от капитала; -подоходный налог с физических лиц;

- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

- государственная пошлина;

- таможенная пошлина и таможенные сборы;

- налог на пользование недрами;

- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

- лесной налог;

- водный налог;

- экологический налог;

- федеральные лицензионные сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ, которые вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, законодательные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:

§ налоговую ставку (но в пределах, устанавливаемых Кодексом);

§ порядок и сроки уплаты;

§ формы отчетности;

§ налоговые льготы и основания для их использования.

Такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговый период, налоговая база, порядок исчисления, устанавливаются только в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

К региональным налогам и сборам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на недвижимость;

- дорожный налог;

- транспортный налог;

- налог с продаж;

- налог на игорный бизнес;

- региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Местными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые вводятся в действие в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения:

• налоговую ставку (в пределах, устанавливаемых Кодексом);

• порядок и сроки уплаты;

• формы отчетности;

• налоговые льготы и основания для их использования.

К местным налогам и сборам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- налог на рекламу;

- налог на наследование и дарение;

- местные лицензионные сборы.

Среди прямых налогов выделяются:

- реальные, связанные с владением, распоряжением, пользованием имущественными объектами;

- личные, которыми облагаются доход (прибыль), отдельные виды деятельности или операции, совершаемые юридическими или физическими лицами.

7.4. Ставки налогов

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Налоги Российской Федерации

Вид налога Ставка налога
Федеральные налоги
  Налог на добавленную стоимость 20%, 10%, 0%
  Акцизы  
  Налог на доходы физических лиц 13%, 35%, 30%, 6%
  Единый социальный налог (взнос)  
  Налог на операции с ценными бумагами 0,8%
  Платежи за пользование природными ресурсами:  
- плата за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами  
- платежи за загрязнение окружающей среды См.: • Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 №632; • Письмо Минприроды РФ от 27.11.1992; • Письмо МПР РФ от 27.11.2000 № ВП-61/6349
- плата за пользование водными объектами  
  Налог на прибыль организаций 24%, 20%, 10%, 6%, 15%, 0%
  Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов:  
- налог на пользователей автомобильных дорог1 1%
- налог с владельцев транспортных средств  
  Государственная пошлина См. Закон РФ от 09.12.1991 № 2005-1 "О государственной пошлине"
  Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения  
  Сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний 0,5%, 0,05%, 100 МРОТ
  Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте 1%
  Налог на игорный бизнес • за игровой стол- 200 МРОТ; • за игровой автомат- 7,5 МРОТ; • за кассу тотализатора - 200 МРОТ; • за кассу букмекерской конторы -100 МРОТ
  Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции 100 МРОТ; 500 МРОТ;1000 МРОТ; 15000 МРОТ
  Налог на добычу полезных ископаемых  
Региональные налоги
  Налог на имущество предприятий Не более 2%
  Лесной доход См. • Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 № 22-ФЗ; • Постановление Правительства РФ от 19.02.2001 № 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню"
  Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц Не более 1% от ФОТ
  Налог с продаж Не более 5%
  Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности 15%
Местные налоги
  Налог на имущество физических лиц  
  Земельный налог См. Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю"
  Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью Не более 1 МРОТ
  Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне Размер устанавливается местными органами государственной власти
  Курортный сбор Не более 5% МРОТ
  Сбор за право торговли Стоимость приобретения разового талона или временного патента
  Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели • Не более 3% от 12 МРОТ(в год) -для физического лица; • не более 3% от годового ФОТ, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда - для юридического лица
  Налог на рекламу Не более 5%
  Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров Не более 10%
  Сбор с владельцев собак 1/7 МРОТ (в год)
  Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями • с юридических лиц- 50 МРОТ (в год); • с физических лиц- 25 МРОТ (в год); • 1/2 МРОТ за каждый день торговли
  Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей Не более 10%
  Сбор за выдачу ордера на квартиру Не более 3/4 МРОТ
  Сбор за парковку автотранспорта Ставка устанавливается местными органами власти за 1 час парковки
  Сбор за право использования местной символики Не более 0,5%
  Сбор за участие в бегах на ипподромах Размер устанавливается местными органами государственной власти, на территории которых находится ипподром
  Сбор за выигрыш на бегах Не более 5%
  Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме Не более 5%
  Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами Не более 0,1%
  Сбор за право проведения кино- и телесъемок Размер устанавливается представительными органами власти
  Сбор за уборку территорий населенных пунктов Размер устанавливается представительными органами власти
  Сбор за открытие игорного бизнеса Размер устанавливается представительными органами власти

Федеральные налоги, их состав, размер налоговых ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов, а также порядок и сроки их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд регламентируются законодательными актами Российской Федерации. Они взимаются на всей территории Российской Федерации.

По налогам субъектов Федерации и местным налогам в законе определены лишь основные принципы их формирования, а также предельный размер налоговых ставок (или общей величины налоговых обложений). В компетенции органов власти соответствующих уровней (республик, краев, областей, городов) вводить в действие на своей территории те или иные налоги из рекомендованного общего списка или дополнительные, устанавливать размер ставок, сроки уплаты налогов, дополнительные льготы и т.п. Это позволяет учесть особенности социально-экономического развития регионов страны, делает налоговую систему более гибкой, приспособленной к местным условиям.

В России может взиматься около 28 различных видов налогов. Основными из них являются:

Налог на прибыль

- налог на прибыль юридических лиц, - введен в действие с 01.01.1992 г. законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»; налог на имущество, надбавленную стоимость.

В соответствии с действующим законодательством плательщиками налога на прибыль являются:

1) предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями. Налоговым Кодексом РФ введены косвенные налоги:

• акцизы на отдельные группы и виды товаров;

• налог на реализацию горюче-смазочных материалов;

• таможенная пошлина;

• налог с продаж.

7.5. Изменения в Налоговом Кодексе

Внесено важное изменение в понятие "налогоплательщик". Теперь, согласно части первой НК РФ, филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками не являются, а лишь выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют свою деятельность.

В последних дополнениях к НК значительно расширены права налогоплательщиков. Ст.21 НК РФ о правах налогоплательщика предшествует ст.23 об обязанностях, вводит такие дополнительные права как:

- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах и иное связанное с режимом налогообложения;

- получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя.

Согласно ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставлять форме перечень отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

Согласно п.3.1. Положения об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов, утвержденного приказом МНС России от 05.05.1999г. № ГБ-3-15/120: налогоплательщик или его полномочный представитель имеет право обратиться в налоговый орган с письменным запросом по вопросам применения им законодательства о налогах и сборах и порядка исчисления и уплаты им налогов и сборов. В соответствии с п.п.3.6 и 3.7 вышеназванного Положения запрос подлежит рассмотрению не позднее чем в месячный срок со дня его получения. При необходимости срок рассмотрения запроса может быть продлен, но не более чем на месяц.

Подробное рассмотрение этого вопроса вызвано тем обстоятельством, что наличие письменного ответа налогового органа на конкретно заданный вопрос налогоплательщика может иметь решающее для Вашей организации значение при рассмотрении налогового спора, учитывая спорность и неоднозначное толкование практически всех положений налогового законодательства.

НК РФ сохранил такие права налогоплательщиков, как право на зачет или возврат излишне взысканных или уплаченных сумм налогов, право получать копии актов налоговой проверки и решений налоговых органов.

Налоговым кодексом РФ введены два понятия, ранее не существовавшие в налоговом законодательстве - налоговые агенты и сборщики налогов и (или) сборов (ст. 24 и ст. 25). Что касается налоговых агентов, то ими признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Руководители предприятий не могут быть привлечены к административной ответственности за невыполнение этих требований, а для предприятий - налоговых агентов в соответствии со ст. 123 Налогового кодекса РФ невыполнение обязанностей по удержанию с налогоплательщика и (или) перечислению в бюджет удержанных сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и перечислению. За неисполнение этой обязанности налоговый агент несет ответственность по п.З ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.

Сборщиками налогов признаются уполномоченные на то органы и должностные лица, которые могут осуществлять прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет.

Глава четвертая НК РФ регламентирует вопросы, связанные с представительством в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Представительством в налоговых отношениях можно признать действие (бездействие) какого-либо лица (юридического или физического) осуществляемые: в силу полномочия, основанного на законе, учредительных документах организации; по доверенности.

Необходимо отметить, что после введения в действие части первой Налогового кодекса РФ налоговые органы лишены права применять к предприятиям, организациям и гражданам финансовые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода) либо суммы налога за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения, штрафа в размере той же суммы, а также десяти процентов причитающихся сумм налогов или других обязательных платежей за отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного порядка, а также за непредставление либо несвоевременное представление налоговых деклараций, отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Кроме того, в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 г. № 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 г. "О федеральных органах налоговой полиции" и в соответствии с НК РФ (ст. 31, 104) налоговые органы не могут взыскивать штрафные санкции в бесспорном порядке не только с налогоплательщиков - физических лиц, но и с налогоплательщиков - юридических лиц.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность цен по сделкам лишь в следующих случаях:

§ между взаимозависимы лицами;

§ по товарообменным операциям;

§ при совершении внешнеторговых сделок;

§ при отклонении более чем на 20 % в сторону понижения или повышения от уровня рыночных цен;

§ п. 2 ст. 31 Налогового кодекса РФ, налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами. В частности, п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 г. №943-1 "О государственной налоговой службе РСФСР" налоговым органам предоставлено право налагать административные штрафы.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Этот принцип основан на конституционной обязанности каждого платить установленные налоги (ст. 57 Конституции Российской Федерации).

Однако в этой же ст. 45 НК РФ предполагается возможность иного способа исполнения обязанности по уплате налога в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Таких случаев в настоящее время Кодексом предусмотрено два:

· при обеспечении обязанности по уплате налога залогом имущества третьего лица (ст. 73);

· при обеспечении обязанности по уплате налога поручительством (ст. 74).

Залог имущества и поручительство в качестве способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов применяются лишь в случаях изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (отсрочки или рассрочки, предоставления налогового кредита либо инвестиционного налогового кредита). И при залоге имущества третьего лица, и при поручительстве исполнение обязанности по уплате налога фактически может исполняться налогоплательщиком не самостоятельно, а за счет третьих лиц (залогодателя или поручителя).

При залоге имущества третьего лица, в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством.

При поручительстве, в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, поручитель, обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанности налогоплательщика, несет солидарную ответственность вместе с налогоплательщиком.

Таким образом, разногласия сторон по поводу чтения хозяйственных договоров и пониманием видов деятельности организации решаются только в суде. На практике важным для любой организации является момент исполнения налоговых обязательств.

В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика и при условии, что платежное поручение не отозвано налогоплательщиком и не возвращено банком.

Следовательно, если ранее налогоплательщики привлекались к ответственности в виде взыскания пени за задержку уплаты налога даже при предъявлении ими поручения на уплату налога и наличии на счете необходимого остатка денежных средств, но неисполнении банком этого поручения, то теперь при соблюдении указанных выше условий, они признаются уплатившими налог и ответственность за неисполнение платежного поручения возлагается на банк.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно.

Согласно п.5.ст.46 взыскание налога не производится с ссудных и бюджетных счетов, а также с депозитных счетов, если не истек срок действия депозитного договора.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии с порядком изложенным в ст. 47 Кодекса. Для наложения ареста на имущество налогоплательщика необходима санкция прокурора.

Особого внимания заслуживает ст. 56 Налогового кодекса, определяющая общие принципы установления и использования льгот по налогам и сборам. Льготами, в соответствии с Кодексом, признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Общее правило установления льгот по налогам и сборам состоит в том, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам не могут носить индивидуального характера, то есть налоговая льгота не может быть предоставлена конкретному налогоплательщику.

НК РФ разграничил налоговые льготы (ст. 56) и изменение срока уплаты налогов и сборов (глава 9), признав изменение срока уплаты налога не льготой по налогу, а переносом установленного срока уплаты налога на более поздний срок.

Отсрочка по уплате налога - это изменение срока уплаты налога, применяемое по решению уполномоченного органа при наличии оснований и в порядке, предусмотренном Кодексом на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной уплатой по окончании срока отсрочки суммы задолженности и процентов на сумму задолженности, начисляемых в случаях, указанных в Кодексе и в размере одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки. Рассрочка по уплате налога обладает теми же признаками, что и отсрочка, за исключением того, что сумма задолженности по налогу уплачивается не единовременно по окончании срока, а поэтапно в течение срока рассрочки.

Налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога на срок от 3 месяцев до 1 года, при котором, при наличии оснований и в порядке, предусмотренном Кодексом и решения уполномоченного органа между ним и заинтересованным лицом (налогоплательщиком, налоговым агентом) заключается договор, предусматривающий сумму задолженности, срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога на период от 1 года до 5 лет, при котором при наличии оснований и в порядке, предусмотренном Кодексом, и при наличии решения уполномоченного органа между ним и заинтересованным лицом заключается договор, предусматривающий возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свой платеж по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов в размере не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, устанавливается обязанность налогового органа направить налогоплательщику требование об уплате налога или сбора.

7.6. Налоговое правонарушение

Налоговым правонарушением ст. 106 Налогового кодекса признает виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Доказательство о факте налогового правонарушения возлагается на налоговые органы. При этом все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика.

В целях правильной квалификации действий (бездействия) того или иного лица как налогового правонарушения и решения вопроса о возможности привлечения его к ответственности, необходимо иметь в виду, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

- отсутствия события налогового правонарушения - означает отсутствие в действиях (бездействии) лица противоправности, т. е. отсутствие нарушения норм законодательства о налогах и сборах;

- отсутствия вины лица в совершении налогового правонарушения. В соответствии со ст. ПО Кодекса виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее:

осознавало противоправный характер своих действий (бездействия); желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее:

не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия), либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Кодекс определяет обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Смягчающие ответственность обстоятельства, перечислены в п. 1 ст. 112 Кодекса:

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

К определенным Кодексом обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налоговых правонарушений, отнесены также иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность. Безусловно, применение в этом качестве тех или иных обстоятельств должно быть аргументировано налоговым органом или судом.

При этом, исходя из смысла ст. 114 Кодекса, налоговый орган или суд обязаны при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, уменьшить размер штрафа не менее, чем в два раза (т. е. возможно и более, чем в два раза), а при наличии отягчающих обстоятельств - увеличить размер штрафа на 100 процентов (но не более).

Для привлечения налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя к ответственности, предусмотренной ст.117 "Уклонение от постановки на учет в налоговом органе" необходимо наличие нескольких элементов объективной стороны правонарушения:

во-первых, налогоплательщик осуществлял деятельность;

во-вторых, эта деятельность должна осуществляться в течение более 90 дней со дня истечения установленного ст. 83 Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе;

в-третьих, в результате этой деятельности налогоплательщик должен получить доходы, поскольку санкция ст. 117 предусматривает зависимость размера штрафа от суммы полученных доходов.

Отсутствие одного из указанных элементов делает невозможным привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по данной статье.

П.2 ст. 108 НК РФ устанавливает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Таким образом, штрафы по каждому налогу должны суммироваться, и только суммарный размер штрафа необходимо сравнивать с минимальным размером штрафа -15 тыс.рублей. Напомним также что ст. 199 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов, совершенное в крупном размере. Сумма неуплаченного налога при этом должна превышать 1000 минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет. То же деяние, совершенное неоднократно, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров исчисленная: исходя из свободных цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость; исходя из государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость; исходя из государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя налог на добавленную стоимость.

При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов.

По источникам уплаты налоги предприятий и организаций можно классифицировать по следующим признакам:

1.Налоги взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг);

2.Налоги, включаемые в себестоимость продукции (товаров, услуг);

3.Налоги, относимые на финансовые результаты;

4.Налоги, уплачиваемые из чистой прибыли.

Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается с выручки от реализации продукции (работ, услуг), как косвенный налог и играет важнейшую роль в мобилизации доходов бюджета и регулировании товарного спроса.

Знать по теме:

1. Цели государственной налоговой политики

2. Принципы налогообложения

3. Виды налогов

4. Налоги для юридических и физических лиц

5. Федеральные и местные налоги

6. Налоги, относимые на себестоимость и финансовые результаты предприятия

7. Налоговые ставки

8. Концепция перевода предприятий на уплату налога по методу начисления (отгрузки)

9. Расчет налогов



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: