Лабораторная диагностика. Заключение договора в обязательном порядке, путем присоединения и на торгах

Заключение договора в обязательном порядке, путем присоединения и на торгах

В частности, заключение договора обязательно в случаях:

заключения публичного договора (ст. 396 ГК);

заключения основного договора, предусмотренного предварительным договором (ст. 399 ГК);

заключения договора с лицом, выигравшим торги (ст. 417, 418 ГК);

заключения договора поставки товаров для государственных нужд (ст. 499 ГК);

в других случаях, предусмотренных законодательством.

Наряду с общим порядком заключения договора, в литературе (на основе анализа положений Гражданского кодекса РФ) выделяют другие способы заключения договоров в сфере предпринимательства: заключение договора в обязательном порядке; заключение договора путем присоединения; заключение договора на торгах*(735). Во-первых, надо согласиться с необходимостью проводить разграничение между понятиями "порядок заключения договора" и "способ заключения договора". Порядок заключения договора есть процедура, состоящая из двух стадий: оферты и акцепта. Способ заключения указывает на то, каким образом договор подлежит заключению. Во-вторых, как общий, так и специальные способы заключения договора предусмотрены ГК РФ, безотносительно к тем или иным типам или видам заключаемых гражданско-правовых договоров. Другой вопрос: специальные способы нацелены на заключение предпринимательского договора. Например, в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). При этом следует помнить, что не все заключаемые публичные договоры можно однозначно отнести к разряду предпринимательских. Как уже отмечалось при характеристике предпринимательского договора, обязательное требование - наличие специального субъектного состава. Если на стороне покупателя, скажем, выступает физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя, такой договор нельзя признать предпринимательским.

Равным образом это относится и к договору присоединения. Статья 426 ГК РФ под договором присоединения признает договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги (ст. 417 ГК).

В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени.

В случаях, указанных в ГК или иных актах законодательства, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

Торги (тендер) проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организаторами торгов, предложило лучшие условия.

Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

Если иное не предусмотрено законодательством, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать в любом случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В случае, если предметом торгов является только право заключения договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.

Если иное не предусмотрено законодательством или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашаемым им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении, в счет исполнения обязательств по договору, который может быть заключен на торгах.

Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания договора утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Если по условиям торгов разыгрывается только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Допускается заключение хозяйственного договора путем принятия к выполнению заказов, если законом не установлены специальные требования к форме и порядку заключения данного вида договора.

При заключении хозяйственных договоров стороны по своему усмотрению определяют структуру договорно-хозяйственных связей. Под структурой понимается состав субъектов, между которыми заключается договор. Структура такого рода связей может быть простой и сложной, в зависимости от состава сторон договора и иных участников договора и иных участников исполнения договорных обязательств.

При простой структуре договора субъектами являются только должник и кредитор. При сложной структуре договора для реализации цели правоотношения необходимо участие посредника [Сидорчук].

Более подробно остановимся на анализе норм ГК РФ, которые посвящены заключению договора в обязательном порядке (ст. 445 ГК РФ) и на торгах (ст. 447 ГК РФ).

Итак, правило о заключении договора в обязательном порядке сформулировано в ст. 445 ГК РФ. В нем идет речь о двух ситуациях: когда обязанная сторона выступает в роли акцептанта, т.е. лица, получившего предложение заключить договор; или в качестве оферента, когда сама (сторона) направляет контрагенту предложение о его заключении. Однако в любом случае правом обратиться в суд о разногласиях по отдельным условиям договора, а также о понуждении заключить договор обладает лицо, которое вступает в договорные отношения со стороной, обязанной заключить договор. Данная норма содержится в п. 4 ст. 445 ГК РФ.

Заключение договора в обязательном порядке - наглядный пример ограничения принципа свободы договора. В литературе принято деление договоров на свободные и обязательные*(736). Свободные - это такие договоры, заключение которых всецело зависит от усмотрения сторон. Заключение же обязательных договоров является обязательным для одной или обеих сторон. Среди обязательных договоров особое значение имеют так называемые публичные договоры (ст. 426 ГК РФ).

К числу обязательных договоров следует отнести и основной договор, подлежащий обязательному заключению на основании предварительного договора (ст. 429 ГК РФ).

Как уже отмечалось выше, публичные договоры нельзя смешивать с публично-правовыми (административными) договорами. Элемент "публичности" в публичном договоре означает не что иное, как учет в нем (договоре) публичного интереса государства, субъектов РФ. Это выражается в следующем: а) коммерческой организации запрещается отказываться от заключения договора; б) коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора (за исключением случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами); в) в случае отказа от заключения договора потребителю предоставляется возможность обязать коммерческую организацию заключить с ним договор при помощи суда; г) условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным ст. 426 ГК РФ, ничтожны; д) Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В рамках рассматриваемого вопроса о предпринимательском договоре надо отметить, что далеко не всегда публичный договор является предпринимательским. Одним из основных признаков публичных договоров, использованных в ст. 426 ГК РФ, служит его строго ограниченный субъектный состав: потребитель и коммерческая организация.

Статья 426 ГК прямо называет коммерческую организацию в качестве участника публичного договора. В этой связи М.И. Брагинский пишет: "Однако применительно к ст. 426 ГК приведенное понятие "коммерческая организация" охватывает также предпринимательскую деятельность граждан"*(737). Такой вывод подкрепляется ссылкой на п. 3 ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которым к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Надо согласиться с М.И. Брагинским в том, что таких правовых актов, о которых идет речь в п. 3 ст. 23, нет. Что касается существа правоотношений, то оно требует распространения правил о публичном договоре на индивидуальных предпринимателей. В противном случае данная норма оказалась бы блокированной по причине отсутствия в законе прямого указания на индивидуальную предпринимательскую деятельность.

Правовой режим субъектов предпринимательства независимо от формы предпринимательской деятельности (коллективная или индивидуальная) обладает общими чертами. Эти универсальные признаки проявляются на разных этапах предпринимательского процесса.

В качестве примера можно привести нормы ГК РФ, посвященные фирменному наименованию коммерческих организаций. В силу п. 4 ст. 54 Кодекса юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Резонно возникает вопрос: как быть с индивидуальными предпринимателями? Если буквально толковать данную норму, то вывод можно сделать о невозможности распространить правила о фирменном наименовании коммерческих организаций на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Именно к такому выводу приходит В.В. Голофаев в специальном диссертационном исследовании*(738).

Иной точки зрения придерживается А.П. Сергеев, считая, что ГК РФ допускает возможность иметь фирменное наименование физическим лицам, ссылаясь при этом на ст. 1027 (п. 3), 1028 (п. 2), 1038 (п. 2) Кодекса, посвященных договорам коммерческой концессии*(739). В соответствии с п. 1 ст. 1027 ГК РФ "по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.". Согласно п. 3 этой статьи сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким образом, вывод о возможности иметь фирменное наименование гражданам-предпринимателям А.П. Сергеев делает, основываясь на том, что фирменное наименование в обязательном порядке должно включаться в комплекс прав, передаваемых по договору коммерческой концессии*(740). Без передачи фирменного наименования правообладателя договор коммерческой концессии, по его мнению, невозможен. Аналогичного подхода придерживается, кстати, и Г.Е. Авилов, полагающий, что фирменное наименование относится к обязательным элементам концессионного комплекса*(741).

Одним словом, вопрос о фирменном наименовании индивидуального предпринимателя является спорным. Тем не менее мы считаем, что в настоящее время граждане, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность, могут иметь фирменное наименование. На наш взгляд, надо устранить некоторую неопределенность в гражданском законодательстве, прямо предусмотрев в нем такую возможность.

Теперь несколько слов о понятии "потребитель". Известно, что Закон о защите прав потребителей называет потребителем гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Вместе с тем ст. 426 ГК РФ позволяет сделать вывод, что применение данной статьи возможно независимо от того, противостоит ли коммерческой организации в качестве потребителя гражданин или юридическое лицо*(742). Действительно, ст. 426 ГК РФ оставляет открытым вопрос, кто может быть признан потребителем. Поэтому обоснованно выглядит вывод о применении ст. 426 также к юридическим лицам.

В литературе предлагается расширить сферу действия Закона о защите прав потребителей, включив в состав понятия "потребитель" и объединения граждан - "коллективных потребителей": товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные, гаражные, дачные, садовые и иные потребительские кооперативы*(743). С таким предложением следует согласиться. Более того, считаем целесообразным распространить Закон о защите прав потребителей не только на потребительские кооперативы, но и на другие виды юридических лиц при условии, если они приобретают, заказывают или используют товары (работы, услуги) для собственных нужд, не связанных с извлечением прибыли (например, приобретение оргтехники, теле- и радиоаппаратуры и т.д.).

При определении понятия "потребитель", на наш взгляд, надо учитывать положения ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"*(744), который регулирует отношения трех сторон: первая - это изготовитель продукции, исполнитель работ или услуг, продавец, т.е. сторона, заинтересованная в результате деятельности и заявляющая о необходимости проведения оценки соответствия; вторая - это лицо, приобретающее продукцию, получающее результат работы или услугу (приобретатель); третья - это лицо, дающее объективную оценку соответствия продукции, работы, услуги. Данным лицом является орган по сертификации, т.е. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Термин "приобретатель" появляется в Законе о техническом регулировании впервые, но ему не дается определение. Из содержания текста ст. 2 следует, что приобретатель - более общее понятие по отношению к понятию "потребитель". Иначе говоря, в научном и практическом плане важно определить содержание понятия "приобретатель" и соотнести его с понятием "потребитель". При этом следует помнить, что в ряде законов термин "потребитель" имеет иное значение.

Обязательное заключение договора в рамках ст. 445 ГК РФ допускается в случаях, предусмотренных специальными законами. Так, Закон о монополиях устанавливает общее правило (ст. 8), в соответствии с которым субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в силу данного Закона, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

Антимонопольный закон (ст. 12) уполномочивает соответствующий федеральный орган исполнительной власти давать хозяйствующим субъектам обязательное для исполнения предписание о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом.

Итак, договоры, заключаемые естественными монополиями, относятся к категории публичных*(745). Такого рода договоры содержат все признаки, необходимые для их квалификации в качестве публичных договоров.

Другое дело: случай применения ст. 12 Антимонопольного закона. Здесь далеко не всегда имеет место заключение публичного договора. Уполномоченный орган вправе давать хозяйствующим субъектам указания на обязательное заключение договора не только по причине публичного характера договора. Так, злоупотребление монопольным положением на товарном рынке со стороны предприятия-монополиста может привести к установленным Законом правовым последствиям. В частности, антимонопольный орган*(746) вправе давать хозяйствующим субъектам соответствующие указания на обязательное заключение договора.

Рассматриваемый случай можно отнести в качестве примера заключения обязательного договора.

Заключение договоров поставки товаров для государственных нужд - следующий пример. Правовое регулирование этих договоров осуществляется нормами § 4 гл. 30 ГК РФ и специальных законов, которые применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу*(747).

Гражданское законодательство проводит разграничение между понятиями "государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд" (ст. 526 ГК РФ) и "договор поставки товаров для государственных нужд" (ст. 525, 529 ГК). Однако в силу п. 2 ст. 525 ГК РФ государственные контракты и договоры поставки товаров для государственных нужд являются разновидностью договоров поставки, а потому к ним применимы и соответствующие нормы § 3 гл. 30 ГК. Кроме того, указанные договоры порождают обязательства по возмездному отчуждению имущества, т.е. охватываются общим понятием купли-продажи. Тем самым в части, не урегулированной специальным законодательством, к ним могут применяться общие положения § 1 гл. 30 ГК о купле-продаже*(748). Это - краткое предисловие к данной проблеме.

В соответствии со ст. 526 ГК по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Несмотря на то что в ГК имеется прямое указание на принадлежность государственного контракта к договору поставки, тем не менее в литературе вопрос о юридической природе государственного контракта вызывает разночтение среди ученых.

По мнению И.В. Елисеева, "...государственный контракт является особым типом гражданско-правового договора, стоящим в одном ряду с предварительными и публичными договорами. Поэтому его следовало бы урегулировать в части первой ГК в качестве контракта на обеспечение государственных нужд независимо от характера этих нужд, равно как и независимо от того, в какой сфере хозяйственной деятельности он подлежит заключению"*(749). Одним словом, государственный контракт есть особый тип гражданско-правового договора со всеми последствиями.

О.Н. Колесник считает, что особенности государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд дают основания для рассмотрения его в качестве особого вида гражданско-правового договора, правовой режим которого характеризуется наличием публично-правовых элементов (нормативная база, предмет, состав участников, цели, особенности порядка заключения, исполнения контракта и ответственности сторон)*(750). Как видно, государственный контракт уже рассматривается в качестве особого вида гражданско-правового договора.

Далее, названный автор пишет: "Особенности государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд по ряду признаков выявляют его правовую природу как договора присоединения и позволяют рассматривать его в одном ряду с предварительными и публичными договорами"*(751). Здесь нужно подчеркнуть (в отличие от позиции И.В. Елисеева) мысль О.Н. Колесника о принадлежности государственного контракта к договору присоединения.

Резонно возникает вопрос: государственный контракт - это тип или вид гражданско-правового договора? Ведь не секрет, что тип и вид договора являются разными классификационными единицами.

Некоторые представители науки административного права рассматривают государственный контракт как разновидность административного договора без какой-либо примеси гражданского права*(752).

Распространена точка зрения, согласно которой государственные контракты как правовые формы реализации государственных заказов имеют ту особенность, что сочетают в себе элементы административно-правового и гражданско-правового договора*(753). Здесь (по понятным причинам) на передний план выходит административный аспект.

Высший Арбитражный Суд РФ не остался в стороне от затронутой темы и был вынужден заметить, что "... указанные договоры не следует рассматривать в качестве обычных предпринимательских договоров. Поэтому при рассмотрении споров нужно учитывать особенности этих отношений"*(754). Характерная деталь - Суд прямо называет государственный контракт предпринимательским договором, хотя при этом избегает указать на принадлежность контракта к определенному договорному типу (виду). Тем самым оставляет простор для ученых в поисках научной истины и определения юридической природы государственного контракта.

Л.И. Шевченко, подводя итог диссертационного исследования, делает следующий вывод: "Государственный контракт не является обычным гражданско-правовым, предпринимательским договором. Выявленные особенности, характерные для государственного контракта, позволяют рассматривать его как гражданско-правовой договор, включающий в себя отдельные административно-правовые (публичные) элементы"*(755). Таким образом, основной упор сделан на гражданско-правовой природе государственного контракта, но с публичными элементами.

На наш взгляд, государственный контракт есть в первую очередь административный договор, обеспечивающий федеральные и иные публичные интересы. Однако в нем (контракте) гармонично переплетаются элементы гражданско-правового договора.

Такая трактовка государственного контракта не вписывается в лоно Гражданского кодекса. Не случайно в Хозяйственном кодексе Украины гл. 20 посвящена хозяйственным договорам, а ст. 183 специально выделяет особенности заключения хозяйственных договоров по государственному заказу. Логика Хозяйственного кодекса позволяет рассматривать государственный контракт в качестве хозяйственного договора.

В Российской Федерации данный вопрос решается иначе в русле цивилистической доктрины. ГК практически дает однозначный ответ: государственный контракт есть разновидность договора поставки.

С указанных позиций осуществляется заключение государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд по правилам ГК РФ и специальных законов. Во-первых, заключение контрактов входит в функциональные обязанности (компетенцию) государственных заказчиков, являющихся прежде всего федеральными органами исполнительной власти. Поэтому для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем), заключение государственного контракта является обязательным (п. 1 ст. 527 ГК РФ). Во-вторых, заключению государственного контракта предшествует подготовительная (предварительная) стадия, на которой государственный заказчик осуществляет квалифицированный отбор хозяйствующих субъектов - потенциальных поставщиков для участия в торгах (конкурсе), а затем организует и проводит конкурсные процедуры по выявлению победителей, чья продукция в большей степени соответствует общественным потребностям, с кем и заключаются государственные контракты*(756).

Государственный заказчик - сторона, которая направляет поставщику (исполнителю) предложение о заключении государственного контракта. Поставщик вправе принять (акцептовать) такое предложение. И только в этом случае, повторим, заключение контракта является обязательным для государственного заказчика. Итак, вначале следует стадия размещения заказа, затем - стадия его принятия поставщиком и лишь потом появляется обязанность поставщика заключить государственный контракт.

В рассматриваемой ситуации государственный контракт становится договором, заключаемым в обязательном порядке (ст. 445 ГК РФ).

Что касается поставщика (исполнителя), то в силу п. 2 ст. 527 ГК РФ заключение государственного контракта является обязательным лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта. К числу таких поставщиков относятся: а) лица, занимающие доминирующее положение на рынке соответствующих товаров (абз. 1 п. 2 ст. 5 Закона о поставках); б) казенные предприятия, для которых Правительством РФ введен режим обязательного заключения государственных контрактов (п. 7 ст. 3 Закона о поставках); государственные унитарные предприятия - в отношении размещения оборонного заказа (п. 3 ст. 3 Закона об оборонном заказе); предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70% - в отношении материальных ценностей в государственный резерв (п. 4 ст. 9 Закона о материальном резерве)*(757). Следовательно, в указанных выше случаях принятие государственного заказа обязательно для поставщиков, если государственный заказ обеспечивает необходимый уровень рентабельности производства товаров. Это - важное условие принятия заказа.

В отношении договора поставки товаров для государственных нужд следует обратить внимание на несколько моментов. Прежде всего, указанный договор заключается между поставщиком, который принял государственный заказ, и покупателем. В соответствии с п. 1 ст. 529 ГК РФ конкретный покупатель может быть указан в государственном контракте. В этом случае государственный заказчик выдает поставщику извещение о прикреплении к нему другого покупателя либо направляет отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров (п. 2. ст. 529).

С рассматриваемой точки зрения договор поставки товаров для государственных нужд относится к разряду предпринимательских договоров. Но вряд ли его следует признавать договором, заключаемым в обязательном порядке. Более того, покупатель вправе полностью или частично отказаться от заключения такого договора, причем без каких-либо мотивов (ст. 530 ГК РФ). Напротив, если покупатель согласен на заключение договора поставки товаров на условиях, содержащихся в извещении о прикреплении покупателя к поставщику и проекте договора, то поставщик обязан заключить договор. Когда поставщик уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных нужд, покупатель имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика заключить его (договор) на условиях проекта договора.

Заключению договора на торгах посвящены ст. 447-449 ГК РФ. Торги представляет собой один из способов заключения договора в условиях рыночной экономики. Однако в специальной литературе можно встретить и иное определение торгов. Особенно данный вопрос приобрел значение в сфере биржевой деятельности.

Торги - форма торговли (состязательная форма закупки), при которой покупатель объявляет конкурс для продавцов с определенными технико-экономическими характеристиками*(758). Обращает на себя внимание то, что торги есть форма торговли, причем состязательная форма закупки.

Но с точки зрения гражданского законодательства (п. 4 ст. 447 ГК РФ) торги проводятся в форме аукциона или конкурса*(759). Поэтому вряд ли корректно в определении торгов ограничиваться лишь одной формой - конкурсом. Различие между аукционом и конкурсом заключается в следующем. На аукционе лицо признается выигравшим торги, если оно (лицо) предложило наиболее высокую цену. В свою очередь, на конкурсе побеждает лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия. Выбор формы торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, т.е. организатором торгов (ст. 447 ГК РФ).

Рассмотрим некоторые спорные вопросы торгов на примере проведения конкурса. Конкурс представляет собой совокупность гражданско-правовых сделок. Конкурсное правоотношение проходит несколько стадий: а) объявление конкурса (направление извещения о проведении конкурса); б) предложения лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе (оферты); в) сравнительная оценка предложений; г) принятие оценочного решения (акцепт по одной из поступивших оферт), заключение договора*(760). Каждая стадия конкурса порождает для его участников соответствующие права и обязанности. Надо согласиться с точкой зрения М.И. Брагинского, Н.Д. Егорова, что конкурс представляет собой сложный юридический состав, который может включать в себя два и более юридических факта*(761). В этой связи прав М.И. Брагинский, утверждая, что "...юридический состав в одних случаях действительно состоит из двух юридических фактов. Однако при определенных случаях их может оказаться более"*(762). Но во всех случаях юридическим фактом является договор. Коротко проанализируем стадии конкурсных правоотношений (права и обязанности организатора, а также участников конкурса).

1. Извещение о проведении конкурса. В литературе встречается несколько точек зрения на юридическую природу извещения о проведении конкурса. Первая - извещение является офертой*(763). Пункт 1 ст. 435 ГК РФ устанавливает два основных требования к оферте: она должна быть адресована двум или нескольким конкретным лицам, а также содержать существенные условия договора. Первый признак присущ извещению как при закрытых торгах (конкретными адресатами являются все приглашенные - абз. 2 п. 1 ст. 448 ГК РФ), так и при открытых (адресность выражается в подтверждении извещением воли организатора заключить договор с любым и каждым, что характерно для публичной оферты). Требования к содержанию оферты и извещения принципиально различаются. Согласно п. 2 ст. 448 ГК РФ извещение о проведении конкурса во всяком случае должно содержать сведения: о времени, месте, форме торгов; предмете (существо задания); порядке проведения (в том числе об оформлении участия в конкурсе - место, срок и процедура представления предложений участников и др.); порядке определения лица, выигравшего конкурс (критерии и порядок оценки предложений участников конкурса, порядок и сроки объявления результатов конкурса и др.). Если предметом конкурса является право на заключение договора, то в извещении должен быть указан предоставляемый для этого срок. Извещение может содержать и другие (необязательные) условия конкурса, которые специально не названы в п. 2 ст. 448 ГК РФ (определяются свободным усмотрением самого устроителя конкурса; количество и характер подобных условий зависит от особенностей конкурса). Необязательные условия могут касаться порядка представления работы под девизом, когда имя автора сохраняется в тайне до оценки его работы, или за подписью автора; количества экземпляров, представляемых на конкурс работ; необходимости и срока предварительного представления проспекта работ и т.д. Однако вопрос о наличии в извещении существенных условий договора остается открытым. Указание на предмет договора в извещении, несомненно, имеется. Кроме цены в извещении о проведении конкурса могут указываться и иные условия.

М.И. Брагинский отмечает: "Заведомо известно, то и другое составляют существенные условия договора, заключенного в результате торгов, и должны содержаться в предложении, исходящем именно от участника. Следовательно, извещение по самой своей сущности не может считаться офертой по отношению к договору, который предполагают заключить"*(764). Нетрудно обнаружить, что указанные в извещении условия (даже о предмете) в договор, который предстоит заключить, не войдут, потому офертой извещение являться не может.

Вторая точка зрения - извещение о проведении конкурса является приглашением делать оферты. Подобное мнение высказал И.Б. Новицкий, сопоставив два возможных решения вопроса о природе объявления предстоящих публичных торгов: "Организация публичного торга представляет собой не предложение договора, а лишь приглашение делать предложение: должностное лицо... может или принять наиболее подходящее предложение, или прекратить торг, не приняв ни одного предложения, если ни одно из них не достигнет определенного лимита"*(765).

Извещение о проведении торгов не является офертой, но, на наш взгляд, его нельзя относить к простому приглашению делать оферты. В правильности такого утверждения убеждает п. 3 ст. 448 ГК РФ, где установлена ответственность за отказ от проведения конкурса. При отсутствии иного в законе или в извещении организатор вправе отказаться от открытого конкурса не позднее чем за 30 дней до даты их проведения. В противном случае на нем лежит обязанность возместить участникам реальный ущерб. При отказе от проведения закрытого конкурса, когда бы такой отказ ни поступил, организатор обязан возместить реальный ущерб приглашенным участникам торгов (норма носит императивный характер). Конструкция извещения в качестве приглашения делать оферту исключает наступление подобной ответственности.

Третья точка зрения. Н.Д. Егоров и А.П. Сергеев утверждают, что извещение о проведении конкурса является односторонней сделкой*(766). Данная точка зрения представляется нам наиболее обоснованной. Согласно п. 2 ст. 154 ГК РФ односторонней считается сделка, для совершения которой необходимо и достаточно выражения воли одной стороной (в данном случае организатора конкурса). Направление извещения о проведении конкурса, как любая односторонняя сделка, влечет соответствующие юридические последствия:

- между организатором конкурса и лицом, получившим соответствующее извещение, возникает обязательственное правоотношение, в силу которого организатор конкурса обязуется его провести в указанный в извещении срок и на предусмотренных в нем условиях, определить выигравшего, подписать протокол. При этом обязательство по проведению конкурса подкрепляется мерами ответственности на случай отказа от его проведения (п. 3 ст. 448 ГК РФ). Следует отметить, что указанную ответственность несет именно организатор конкурса (даже в том случае, когда от проведения конкурса отказался его заказчик);

- поскольку извещение о проведении конкурса - сделка односторонняя, оно не влечет у адресата (лица, получившего такое извещение) возникновения каких-либо обязанностей, но влечет возникновение права на участие в конкурсе. Такое лицо вправе требовать от организатора торгов принятия и рассмотрения своего предложения.

2. Предложения лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе (оферты). Предложение, сделанное лицом, изъявляющим таким образом желание участвовать в конкурсе, в любом случае не может считаться односторонней сделкой (как полагают некоторые ученые) - в каком виде оно ни было бы представлено на рассмотрение. Подобное предложение должно рассматриваться, на наш взгляд, как оферта, поскольку отвечает признакам именно оферты (адресовано конкретным лицам, содержит существенные условия договора), а потому здесь применимы общие правила ст. 435, 436 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта (если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения, или обстановки, в которой оно было сделано). Оферта связывает направившее ее лицо с момента получения адресатом (организатором конкурса), потому не может быть отозвана во время проведения конкурса, за исключением случаев, указанных в ст. 436 ГК РФ. Она может быть обеспечена банковской гарантией (в частности, на тот случай, если все же будет отозвана до истечения срока). Надо иметь в виду - при поступлении извещения об отзыве оферты ранее или одновременно с самой офертой последняя считается неполученной.

В соответствии с п. 4 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении конкурса. Задаток обеспечивает обязательство заключить договор в случае, если конкурс будет выигран. Обязательства участника (на возникновение которых и направлен конкурс) на данной стадии носят условный характер (условием их возникновения является победа в конкурсе)*(767). Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Кроме того, задаток также возвращается участникам, не выигравшим конкурс. Сумма задатка лица, выигравшего торги, засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Сравнительная оценка предложений. Для конкурсов характерна состязательность (участники конкурируют за право заключить договор, организатор стремится выбрать наиболее выгодные предложения, отвечающие условиям торгов). Конкурс используется для выбора поставщиков, исполнителей или специалистов из числа лиц, удовлетворяющих определенным квалификационным требованиям. В числе таких требований порядок проведения конкурса предусматривает по общему правилу наличие у участников необходимых возможностей (финансовых средств, оборудования, трудовых ресурсов, профессиональных навыков, необходимого опыта и др.). Согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ выигравшим торги по конкурсу считается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Как уже было отмечено, извещение о проведении конкурса должно содержать сведения о порядке определения лица, выигравшего конкурс (критерии и порядок оценки предложений участников конкурса, порядок и сроки объявления результатов конкурса и др.). Организатор обязан определить победителя конкурса. От имени организатора данную функцию выполняет конкурсная комиссия - постоянный или временный орган, создаваемый заказчиком или организатором (подобное определение, в частности, содержится в приказе ГТК РФ от 8 мая 1997 г. N 251 "О порядке размещения заказов на работы и услуги для нужд таможенных органов в капитальном строительстве", разд. 1 п. 1.6). Подзаконные нормативные акты, соглашения, заключаемые юридическими лицами между собой, конкретизируют положения ГК РФ в зависимости от предмета торгов. В любом случае порядок определения победителя конкурса должен строиться на принципах компетентности, объективности и заинтересованности в качественном отборе конкурсной комиссии; заранее установленных критериях оценки и отбора, независимости членов конкурсной комиссии и привлеченных экспертов, их защищенности от давления извне; сохранности коммерческих и иных тайн и др.*(768) Отказ от определения победителя конкурса может рассматриваться как отказ от проведения конкурса (с наступлением соответствующих последствий). Решения конкурсной комиссии могут быть обжалованы в суде.

Принятие оценочного решения (акцепт по одной из поступивших оферт), переговоры, заключение договора. На наш взгляд, решение, определяющее выигравшее лицо, одновременно представляет собой акцепт оферты победившего в конкурсе участника. Организатор конкурса и победивший участник подписывают протокол о результатах торгов, который имеет силу договора (п. 5 ст. 448 ГК РФ). Их обязательства подписать протокол носят взаимный характер и обеспечиваются суммой задатка. Если лицо, выигравшее конкурс, откажется подписать протокол, оно утрачивает задаток. Организатор конкурса, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах в части, превышающей сумму задатка.

ГК РФ особо выделяет случаи, когда конкурс объявляется не на заключение договора, а только на право его заключить. Здесь протокол о результатах конкурса приобретает черты предварительного договора. При этом договор между сторонами должен быть подписан в срок, предусмотренный в извещении о проведении конкурса, а при отсутствии такого указания - в течение 20 дней (п. 5 ст. 448 ГК РФ). В случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Таким образом, конкурс как форма торгов представляет собой сложный юридический состав, который образуется двумя и более юридическими фактами, его структура, кроме того, может усложняться за счет совершения ряда вспомогательных действий (переговоров и др. - они не имеют юридического значения). Выводы, сделанные в отношении конкурса, в большей степени распространяются и на аукционы.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ДОГОВОРА

Виктор КАМЕНКОВ,

Председатель Высшего

Хозяйственного Суда

Республики Беларусь,

доктор юридических наук,

профессор, заслуженный юрист

Республики Беларусь

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 20 января 2006 г.

Зафиксированный в современном законодательстве принцип свободы заключения договоров (ст. 391 ГК) включает в себя свободу выбора контрагента, самостоятельность принятия решения о заключении договора, выбора вида договора, определения условий, не противоречащих закону, и ряд других обстоятельств. По общему правилу понуждение к заключению договора не допускается.

Вместе с тем существуют пределы принципа свободы договора. Они объясняются, во-первых, вследствие существующего дуализма публичного и частного права в гражданском обороте. Во-вторых, с помощью таких пределов сглаживаются имеющиеся противоречия между интересами общества и частных собственников в целях ведения сбалансированного рыночного хозяйства и соблюдения конституционного принципа социальной направленности государственной политики. "Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях" (ст. 13 Конституции Республики Беларусь). В-третьих, пределы свободы договора могут устанавливаться как нормами права, так и усмотрением сторон, а также определенными правилами деловых отношений.

Кроме того, безграничная свобода может привести к отсутствию порядка в договорной деятельности, что отрицательно скажется на эффективности в целом хозяйственной деятельности. Поэтому принцип свободы заключения договора должен находиться в определенных законодательных рамках, сочетая в себе как свободу субъектов, так и пределы осуществления субъективных прав.

Пределы (ограничения) принципа свободы заключения хозяйственных договоров можно подразделить на нормативные (предусмотренные законодательством) и ненормативные (обусловленные соглашением сторон).

Первые, как правило, связаны с обязательным заключением договора с заранее определенным контрагентом; с обязательным заключением договора на заранее определенных условиях; с запретом на включение сторонами в договор определенных условий; с ограничением сторон в выборе договорной структуры и вида договора.

Ненормативные ограничения могут быть связаны с изменением волеизъявления стороны в процессе формирования содержания договора; с выражением воли сторон на предоставленную правовыми нормами возможность действовать в пределах, установленных законодательством или договариваться по-другому; с влиянием обычаев и обыкновений делового оборота.

На практике наиболее сложной является реализация ненормативных ограничений, поскольку при свободном формировании сторонами условий договора или выбора контрагента в процессе заключения договора часто возникают спорные ситуации. Нормативные же ограничения прямо обозначены в законодательстве и не подвергаются оспариванию в договорной деятельности.

Относительно правовых форм ограничения принципа свободы договора необходимо заметить, что они зависят от нормативного соотношения этого принципа, пределов ограничения и возможных правовых последствий. В концентрированном виде все это можно выразить в следующих правилах.

1) Если правовыми нормами непосредственно предусмотрена обязанность заключения договора с определенным контрагентом, то обязанная сторона должна включить этого контрагента в договор в качестве стороны обязательства. При невыполнении этого условия заинтересованная сторона может понудить исполнить такую обязанность в судебном порядке.

2) Когда нормы права обязывают стороны включить в договор определенное условие, то стороны обязаны отразить его в качестве условия договора. Несоблюдение данного требования влечет за собой принудительный порядок выполнения этого правила.

3) Если такая обязанность существует для заключения договора с соблюдением определенных требований или предварительных действий применительно к сторонам или к договору в целом, то без осуществления таковых договор считается недействительным.

4) Когда правовые нормы прямо запрещают заключение договора или включение в него определенных условий, то неисполнение этого запрета влечет за собой недействительность договора или запрещенного условия.

5) Если же заключенный договор выходит за рамки специальной правоспособности юридического лица, то договор с момента его заключения признается недействительным.

6) Если при заключении договора стороны руководствуются собственным усмотрением или умалчивают о каких-то обстоятельствах, определяемых в деловом обороте обычаями и обыкновениями, то договор оценивается в соответствии с ними или по изъявленной воле сторон.

Поэтому сохраняется сфера обязательного заключения договоров.

Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в своем постановлении разъяснил: "В частности, заключение договора обязательно в случаях:

заключения публичного договора (статья 396 ГК);

заключения основного договора, предусмотренного предварительным договором (статья 399 ГК);

заключения договора с лицом, выигравшим торги (статьи 417, 418 ГК);

заключения договора поставки товаров для государственных нужд (статья 499 ГК);

в других случаях, предусмотренных законодательством.

Разновидностью исков о понуждении к заключению договора являются иски о переводе на истца прав и обязанностей какой-либо из сторон по заключенному с нарушением его преимущественного права договору (пункт 3 статьи 253, пункт 1 статьи 592 ГК)" <1>.

--------------------------------

<1> О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999 года N 16 "О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 06.04.2005 N 7, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 04.05.2005, N 70, 6/436.

1) Так, п. 5 ст. 399 ГК устанавливает, что при уклонении стороны по предварительному договору от заключения основного договора возможно обращение в хозяйственный суд.

Например, УП "Р" обратилось в хозяйственный суд с иском к УП "Д" о взыскании задолженности. В качестве одного из обоснований исковых требований УП "Р" сослалось на предварительный договор, заключенный между сторонами. В судебном заседании было установлено, что между сторонами был составлен протокол о намерениях (судом он оценен как предварительный договор) о заключении в будущем между ними договора уступки права требования к должникам ответчика согласно приложению 1 к данному договору.

Вместе с тем в предварительном договоре в нарушение требований статьи 399 ГК отсутствовало указание на конкретные обязательства, по которым предполагалось произвести уступку прав требования, объем уступаемых прав, а также иные существенные условия договора. Кроме того, истцом не было предъявлено приложение 1 к договору, устанавливающее перечень должников, право требования к которым будет передано.

В соответствии со статьей 61 ХПК каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

На основании изложенного судом было отказано в удовлетворении исковых требований <2>.

--------------------------------

<2> Из архива Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь за 2003 год.

2) При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора, в том числе когда оферент заявляет о дискриминационности условий публичного договора, сторона вправе передать спор на разрешение суда с требованием о понуждении заключить договор, а также возмещении причиненных убытков (п. 3 ст. 396 ГК). Эта норма ГК предусматривает обязательность заключения публичных договоров, т.е. договоров с организациями, образованными для осуществления хозяйственных взаимоотношений с неограниченным кругом потребителей. Такой характер деятельности организации подтверждается уставом либо лицензией. Отвечающая этим условиям организация должна заключить договор с каждым, кто обратится с требованием об этом.

Однако и здесь имеются свои особенности.

"В отличие от гражданско-правовых договоров, носящих свободный характер, споры, по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии обоюдного согласия, споры, связанные с разногласиями сторон по отдельным условиям публичных договоров, должны разрешаться в судебном порядке независимо от согласия другой стороны в споре" <3>.

--------------------------------

<3> Подгруша В. Публичный договор: характеристика, отличительные особенности. Бюллетень нормативно-правовой информации, 2002, N 12.

Более того, "Споры же, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон, однако обратиться в суд для разрешения спора может только сторона - контрагент коммерческой организации" <4>.

--------------------------------

<4> Блинкова Е.В. Проблемы квалификации срока передачи разногласий, возникших при заключении публичного договора, на рассмотрение суда. Арбитражный и гражданский процесс, 2004, N 11.

3) Если сторона, для которой в соответствии с законодательством заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении причиненных убытков (п. 4 ст. 415 ГК).

В названном выше постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь также указано (п.п. 9, 10): "Согласно пункту 4 статьи 415 ГК, если сторона, для которой в соответствии с ГК и иными актами законодательства заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом следует иметь в виду, что такое исковое требование может относиться не только ко всему договору в целом, но и к отдельным его условиям. К исковому заявлению истец обязан приложить проект договора, о понуждении к заключению которого предъявлен иск.

Установленный в статье 415 ГК тридцатидневный срок не ограничивает возможность заинтересованной стороны на передачу разногласий по договору в хозяйственный суд. Разногласия, переданные в хозяйственный суд по истечении указанного срока, если контрагент не возражает против судебного разбирательства, должны быть рассмотрены судом по существу.

Если сторона, для которой заключение договора обязательно, передала разногласия по договору на рассмотрение хозяйственного суда, а контрагент по данному договору представил суду свои предложения по условиям договора, то в этом случае хозяйственный суд должен исходить из того, что спор передан на его рассмотрение по соглашению сторон.

Хозяйственный суд, принимая решение о понуждении стороны заключить договор, указывает в решении формулировки конкретных его условий, в отношении которых разрешается спор, либо утверждает их в редакции, предложенной истцом, если эти предложения соответствуют законодательству. Договор считается заключенным с момента вступления решения хозяйственного суда в законную силу, если решением не установлено иное, после чего стороны не обязаны дополнительно заключать договор путем составления и подписания одного документа.

При разрешении дел данной категории хозяйственные суды должны учитывать, что в соответствии со статьей 415 ГК с иском о понуждении к заключению договора вправе обратиться лишь контрагент обязанной стороны, сама же обязанная сторона лишена такого права.

Соглашение сторон о передаче преддоговорного спора на рассмотрение хозяйственного суда может быть изложено в условиях оферты, на которую получен акцепт, или в составленном сторонами отдельном документе, а также если это прямо вытекает из переписки сторон.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в срок, указанный в части первой пункта 2 статьи 415 ГК, сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение хозяйственного суда в случаях, когда в соответствии с ГК и иными актами законодательства заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора)".

Условия договора, возникшие разногласия по которым не будут урегулированы сторонами в судебном порядке, считаются не согласованными.

При рассмотрении преддоговорных споров по отдельным условиям договоров хозяйственные суды должны проверять договоры в целом на предмет их соответствия законодательству, предлагая сторонам до вынесения решения устранить имеющиеся противоречия законодательству в других условиях договора. Если такое предложение суда не будет выполнено сторонами, то иск о понуждении заключить договор оставляется без удовлетворения, так как суд не вправе утверждать договор в редакции, противоречащей законодательству".

4) Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов должны подписать договор. В случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении убытков (п. 5 ст. 418 ГК).

5) Если поставщик (по договору поставки товаров для государственных нужд) уклоняется от заключения договора поставки, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора (п. 5 ст. 499 ГК).

Например, хозяйственный суд Минской области удовлетворил иск РУПП "А" к СПК "Б" о понуждении заключить договор на поставку черных металлов по следующим обстоятельствам и основаниям. Истец в исковом заявлении указал, что во исполнение доведенного до него государственного заказа на поставку лома и отходов черных металлов он направил ответчику государственный контракт, предложив оформить договорные отношения. Ответчик ответа не представил, и согласие на заключение договора не получено. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь N 1459 от 03.11.2003 г. "О поставке (заготовке, сдаче) для республиканских государственных нужд лома и отходов черных и цветных металлов в 2004 году" были утверждены объемы поставки лома. Во исполнение данного постановления ответчику были доведены объемы сдачи лома, однако он вышеназванный государственный контракт не подписал.

В случаях, предусмотренных п. 2 ст. 497 ГК, на поставщика возлагается обязанность заключить государственный контракт. Поскольку в установленном законодательными актами порядке ответчик доведенный до него государственный заказ не оспорил, то он должен принять заказ к исполнению в полном объеме <5>.

--------------------------------

<5> Из архива хозяйственного суда Минской области за 2004 год.

6) Если подрядчик в государственном контракте на выполнение подрядных работ для государственных нужд уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд (ст. 720, 498 ГК).

7) Банки не имеют права отказать клиенту без достаточных оснований заключить договор банковского счета (ст. 774 ГК). Аналогичная норма воспроизведена и в ст. 200 Банковского кодекса Республики: "Банк обязан заключить договор текущего (расчетного) банковского счета с любым физическим или юридическим лицом, обратившимся с предложением открыть ему текущий (расчетный) банковский счет, на условиях, определенных банком для открытия данных счетов" <6>.

--------------------------------

<6> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.11.2000, N 106, 2/219.

8) Поставщик, в том числе монополист, не имеет права отказаться от заключения государственных контрактов в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением государственного контракта (п. 2 ст. 497 ГК).

9) Субъекты естественных монополий в определенных случаях не вправе отказываться от заключения договоров с отдельными потребителями (ст. 6 Закона Республики Беларусь "О естественных монополиях") <7>.

--------------------------------

<7> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 03.01.2003, N 1, 2/911.

Следует отметить также, что исходя из положений п. 4 ст. 415 ГК, можно сделать вывод о том, что требование о понуждении к заключению договора может быть заявлено и рассмотрено лишь в судебном порядке. Иные формы защиты в этом случае не применяются.

1. Бактериологическое исследование для выявления возбудителя:

а) бакпосев крови /10-20 мл на желчный бульон/ - кровь на гемокультуру;

б) бакпосев кала /в стерильную пробирку с консервантом/;

в) бакпосев мочи, желчи, спинномозговой жидкости /в стерильные пробирки/.

2. Серологическое исследование крови с целью обнаружения специфических антител: путем РА (реакция Видаля), РНГА.

Для данного исследования берется кровь из вены 5-10 мл в стерильную пробирку и отправляется в серологическую лабораторию. В результате исследования определяется титр специфических антител в различных разведениях сыворотки крови больного /1:50, 1:100, 1:200, 1:400/, что обозначается одним, двумя или тремя – четырьмя крестами в зависимости от интенсивности агглютинации. Для достоверности данного исследования рекомендуется проводить его в динамике (парными сыворотками) через 7-8 дней (должно быть нарастание титра антител в 4 раза).

Лечение. Госпитализация больных обязательна.

Режим – строго постельный на протяжении всего периода лихорадки /присаживаться и сидеть нельзя, прием пищи и физиологические отправления осуществлять лежа/, далее режим постельный до 10-12 дня с момента нормализации температуры. Затем можно сидеть, а через 4-5 дней начинать понемногу ходить.

Данный режим является профилактической мерой против развития таких грозных осложнений как кишечное кровотечение и перфорация кишки.

Уход – самый тщательный: переодеть больного, протереть кожу, убрать с постели крошки, помочь повернуться в постели, поменять своевременно белье, следить за гигиеной полости рта и регулярностью стула, напоить и накормить (особенно при нарушении сознания), подать и убрать судно и т.д.

Качественный уход за больным способствует быстрейшему выздоровлению и предупреждает всевозможные осложнения.

Диета – щадящая: назначается стол №4 /слизисто - протертый полужидкий/ и белые сухари. Этот стол назначается до 10-12 дня с момента нормализации температуры, после чего больной переводится на стол №2 /паровой/ с белым черствым хлебом вплоть до выписки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: