Тема. Одна и две буквы Н в наречиях на о, е.
Цели: повторить правописание одной и двух н в прилагательных и причастиях; показать условия выбор одной и двух н в наречиях.
Методические приемы: лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Задание: раскрыть скобки, подчеркнуть наречия, расставить
знаки препинания, вставить пропущенные буквы; подчеркнуть
наречия как члены предложения. (Выполняется на доске и в тетрадях.)
Шве...ские болельщ...ки (не) пр...кр...щали петь но (соотеч... стве(н, нн)ики)футболисты их (не, ни) радовали. Парагвайцы (же) и вовсе долгое время выгл...дели оченьро(б, п)ко.
(Шведские болельщики не прекращали петь, но соотечественники-футболисты их не радовали. Парагвайцы же и вовсе долгое время выглядели очень робко.)
II. Проверка домашнего задания
1. Рассказать о правописании отрицательных наречий.
2. Упражнение 229: проверка по цепочке; в это время у доски выполняется словообразовательный разбор слова и разбор слова по составу: наступивших.
|
|
3. Подготовленный диктант по упражнению 231.
(Можно провести диктант по вариантам.)
III. Изучение темы «Одна и две буквы н в наречиях на-о и-е»
1. Воспользуемся теоретическим материалом учебника (§38, с. 108).
Комментарий. В шуточном стихотворении первое из созвучных слов (паронимов) -раскована - краткое причастие (можно заменить синтаксическим синонимом-глаголом: ее расковали. Второе слово - рискованно - наречие, образованное от прилагательного рискованный. Мы знаем, что в кратких причастиях всегда пишется одна буква н, в наречиях же пишется столько н, сколько в прилагательных, от которых они образованы.
Выполним упражнение 233: комментированное письмо (на доске и в тетрадях).
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 234: комментированное письмо с последующей взаимопроверкой.
2. Упражнение 235: самостоятельная работа; морфологический разбор слова уныло на доске.
V. Словарная и орфоэпическая работа
Записать слова, помещенные в рамках на с. 108, придумать словосочетания с ними: бережливо, конкретно [р'].
Домашнее задание
1. § 38.
2. Упражнение 236: письменно.
4. Подготовиться к диктанту по теме «Наречия».
Тема. Р.Р. Описание действий человека. Сочинение описание действий человека (упр240)
Цели: закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширять речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи.
Методические приемы: беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа по исправлению речевых ошибок, работа над планом, устное сочинение.
Ход уроков
I. Лингвистическая разминка
|
|
Словообразовательный разбор и разбор слов по составу: мастерски, виртуозно.
Узнать о происхождении слов в словарях.
II. Беседа о значении описания действий
Слово учителя.
Работу по развитию речи мы начинали с описания портрета, внешности человека. Вы пробовали себя также в описании природы, местности, интерьера. Сегодня нам предстоит поучиться, как описывать действия. Очевидно, что нам не обойтись в этой работе без наречий, которые покажут, как, каким образом действует, трудится человек. - Вспомните, описания каких действий вам встречались в художественной литературе? Зачитайте некоторые из этих описаний. (Например, описание работы Герасима из рассказа И. С. Тургенева «Муму». Описание Полтавского боя А.С. Пушкиным. Описания действий в бою в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Много описаний действий в повести A.M. Горького «Детство»: описание игры на гитаре дяди Якова, описание пляски бабушки, описание работы мастера в красильной мастерской. И т. д.)
т Уместны ли описания действий в других стилях речи, кроме художественного? (Разговорный стиль - рассказ-описание, например, рыбалки, приготовления пищи и т. д.
Официально-деловой стиль - инструкции, например, по работе с различными механизмами.
Научный стиль - описание порядка действий, например, в научном эксперименте, в лабораторной работе.
Публицистический стиль - например, репортаж или интервью о каких-либо действиях; наиболее часто встречается в спортивной журналистике.)
Найдите примеры описания действий в разных стилях речи.
III. Работа с учебником
1. Упражнение 237: чтение, обсуждение вопросов, определение
роли наречий.
Комментарий. Заголовок текста не соответствует его содержанию. Варианты названия: «Работа мастера», «Мастерство плотника».
Наречия, с помощью которых автор «рисует» действия: лучше всех, быстро, ровно.
Наречия, с помощью которых автор указывает на последовательность действий: сначала, потом.
2. Упражнение 238: работа по исправлению речевых ошибок.
Комментарий, в отрывке из сочинения неоправданно повторяется наречие потом (трижды). Можно использовать его синонимы: затем, после (после этого), наконец.
3. Реализация домашнего задания (упражнение 239): сообщения учеников о последовательности действий работающих людей, о характере их работы.
IV. Устное сочинение
1. Работа над планом сочинения.
2. Задание: подобрать наречия которые относятся а) к последовательности действий (сначала, потом, затем, тотчас, немедленно, после), б) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, тщательно, мастерски), в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно).
3. Устное описание действий, обсуждение описаний.
4. Работа с черновиком сочинения.
Примечание. Можно дать опережающее задание: понаблюдать, как трудятся взрослые на работе, дома (например, как мама готовит обед); описать последовательность своих действий и действий товарищей, например, на уроке труда.
Наречие
Написание сочинение - описание действий в публицистическом стиле.
Домашнее задание: закончить работу.