B.
A.
Классификация.
Структура памяти.
Диагностика
1) Беседа
2) Объективный анамнез
3) Тесты: вербальные, невербальные (прогрессирующие матрицы Равена) и смешанные.
Память
Память - это отражение прошлого опыта.
- Рецепция (запоминание)
Может быть произвольным (с волевым усилием) и непроизвольным.
Ассоциации: по сходству (предметы имеют общие черты), по смежности (близки в пространстве или времени), по контрасту, по причинно-следственным отношениям.
- Ретенция (сохранение)
- Узнавание (сопоставление)
- Репродукция (воспроизведение, экфорирование)
Может быть произвольным и непроизвольным. Персеверация – непроизвольное воспроизведение. Реминисценция (трудно вспомнить то, что запоминалось несколько минут назад)
Понимание смысла → анализ материала → выявление наиболее существенных мыслей →
→ обобщение → запоминание обобщенного.
I. По органам чувств (зрительная, слуховая, моторная, тактильная, вкусовая, обонятельная)
|
|
II. По длительности
1) Кратковременная. Длительность: от нескольких секунд до нескольких дней. Объем – 5-6 единиц. Физиологический механизм: белок в тигроидном веществе.
2) Оперативная. Память с установкой на воспроизведение информации. Стирается после решения задачи. Физиологический механизм: циркуляция возбуждения в быстрой цепи нейронов.
a. Мгновенная (сенсорная). Физиологический механизм: возбуждение рецептора = 0,4 сек.
b. Промежуточная. Физиологический механизм: циркуляция возбуждения в медленной цепи нейронов.
3) Долговременная. Объем не ограничен. Длительность: в течение всей жизни. Физиологический механизм: образование белковых молекул.
4) Генетическая (видовая). Объем огромен. Длительность – жизнь цивилизации
III. По характеру запоминания (механизму образования)
1) Образная (картинки и образы). В ее основе – 1-ая сигнальная система.
2) Словесно-Логическая (логические связи, схемы). В ее основе – 1-ая сигнальная система.
1) Механическая (без понимания, зазубривание)
2) Смысловая (с пониманием)
«+» 1) Ассоциативная
2) Профессиональная
Факторы влияющие на запоминание:
Интенсивность, длительность, повторяемость, необычность информации. Волевые усилия. Потребность в информации. Заинтересованность в информации. Эффект незаконченности, обрыва на интересном месте. Положительные эмоции способствуют запоминанию.
Интерференция (наложение одной информации на другую) препятствует запоминанию.
Свойства памяти: Готовность. Точность. Быстрота. Длительность. Объем.
I. Количественные
1) Гипомнезия – понижение памяти. Если гипомнезия распространяется только на текущее событие, то говорят о фиксационной гипомнезии. В настоящее время термин является сининимом термина амнезия.
|
|
2) Гипермнезия – усиление памяти. Может быть относительной (усиление отдельных параметров) и абсолютной.
3) Амнезия – выпадение из памяти. Полная (выпадение всех событий определенного промежутка времени) и частичная (сохраняются отрывочные воспоминания) может быть фиксационной.
По времени
· антеградными (распространяются на события случившиеся после заболевания)
· ретроградными (захватывают промежуток времени, предшествующий болезни)
· антеретроградными.
По динамике
· Стационарными
· Регрессирующими
· Прогрессирующими
· Ретардированные (скачкообразные)
По механизму
· Фиксационные (патология оперативной памяти, забывчивость)
· Истерическими (выпадение неприятных событий из памяти)
· Аффектогенными (выпадение событий произошедших в аффективном состоянии)
· Скотомизации (выпадение, «пятно в памяти»)
· Анэкфория (неузнавание, патология переферических отделов памяти, нарушение свойств восприятия)
II. Качественные
Парамнезии – искажение памяти.
1) Конфабуляции (галлюцинации памяти) - заполнение пробелов памяти несуществующими событиями.
2) Псевдореминисценции – (иллюзии памяти) искажение воспоминаний, имеющих место в прошлом.
3) Криптомнезии – затруднение в различии имевшего место события и прочитанного, услышанного, увиденного: дежа вю, жаме вю.