Нарушения памяти

B.

A.

Классификация.

Структура памяти.

Диагностика

1) Беседа

2) Объективный анамнез

3) Тесты: вербальные, невербальные (прогрессирующие матрицы Равена) и смешанные.

Память

Память - это отражение прошлого опыта.

  1. Рецепция (запоминание)

Может быть произвольным (с волевым усилием) и непроизвольным.

Ассоциации: по сходству (предметы имеют общие черты), по смежности (близки в пространстве или времени), по контрасту, по причинно-следственным отношениям.

  1. Ретенция (сохранение)
  2. Узнавание (сопоставление)
  3. Репродукция (воспроизведение, экфорирование)

Может быть произвольным и непроизвольным. Персеверация – непроизвольное воспроизведение. Реминисценция (трудно вспомнить то, что запоминалось несколько минут назад)

Понимание смысла → анализ материала → выявление наиболее существенных мыслей →

→ обобщение → запоминание обобщенного.

I. По органам чувств (зрительная, слуховая, моторная, тактильная, вкусовая, обонятельная)

II. По длительности

1) Кратковременная. Длительность: от нескольких секунд до нескольких дней. Объем – 5-6 единиц. Физиологический механизм: белок в тигроидном веществе.

2) Оперативная. Память с установкой на воспроизведение информации. Стирается после решения задачи. Физиологический механизм: циркуляция возбуждения в быстрой цепи нейронов.

a. Мгновенная (сенсорная). Физиологический механизм: возбуждение рецептора = 0,4 сек.

b. Промежуточная. Физиологический механизм: циркуляция возбуждения в медленной цепи нейронов.

3) Долговременная. Объем не ограничен. Длительность: в течение всей жизни. Физиологический механизм: образование белковых молекул.

4) Генетическая (видовая). Объем огромен. Длительность – жизнь цивилизации

III. По характеру запоминания (механизму образования)

1) Образная (картинки и образы). В ее основе – 1-ая сигнальная система.

2) Словесно-Логическая (логические связи, схемы). В ее основе – 1-ая сигнальная система.

1) Механическая (без понимания, зазубривание)

2) Смысловая (с пониманием)

«+» 1) Ассоциативная

2) Профессиональная

Факторы влияющие на запоминание:

Интенсивность, длительность, повторяемость, необычность информации. Волевые усилия. Потребность в информации. Заинтересованность в информации. Эффект незаконченности, обрыва на интересном месте. Положительные эмоции способствуют запоминанию.

Интерференция (наложение одной информации на другую) препятствует запоминанию.

Свойства памяти: Готовность. Точность. Быстрота. Длительность. Объем.

I. Количественные

1) Гипомнезия – понижение памяти. Если гипомнезия распространяется только на текущее событие, то говорят о фиксационной гипомнезии. В настоящее время термин является сининимом термина амнезия.

2) Гипермнезия – усиление памяти. Может быть относительной (усиление отдельных параметров) и абсолютной.

3) Амнезия – выпадение из памяти. Полная (выпадение всех событий определенного промежутка времени) и частичная (сохраняются отрывочные воспоминания) может быть фиксационной.

По времени

· антеградными (распространяются на события случившиеся после заболевания)

· ретроградными (захватывают промежуток времени, предшествующий болезни)

· антеретроградными.

По динамике

· Стационарными

· Регрессирующими

· Прогрессирующими

· Ретардированные (скачкообразные)

По механизму

· Фиксационные (патология оперативной памяти, забывчивость)

· Истерическими (выпадение неприятных событий из памяти)

· Аффектогенными (выпадение событий произошедших в аффективном состоянии)

· Скотомизации (выпадение, «пятно в памяти»)

· Анэкфория (неузнавание, патология переферических отделов памяти, нарушение свойств восприятия)

II. Качественные

Парамнезии – искажение памяти.

1) Конфабуляции (галлюцинации памяти) - заполнение пробелов памяти несуществующими событиями.

2) Псевдореминисценции – (иллюзии памяти) искажение воспоминаний, имеющих место в прошлом.

3) Криптомнезии – затруднение в различии имевшего место события и прочитанного, услышанного, увиденного: дежа вю, жаме вю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow