| Признаки науки | ||
| Предмет изучения | Системность знаний | Специфические методы познания, связанные с сущностью предмета изучения |
Наука – одна из форм духовной культуры.
| Функции современной науки | |
| Культурно-мировоззренческая | Определяет мировоззрение, которое превращает в составную часть культуры |
| Непосредственная производительная сила общества | Наука – это мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства |
| Начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом | Данные науки используются для разработки социально-экономических программ |
Классификация наук:
| Точные науки | Технические науки | Естественные науки | Гуманитарные науки |
| Это науки о числах и количественных отношениях | Это науки о технике и механизмах | Это науки о природе | Это науки об обществе |
| Математика, информатика | Техника, металловеденье, физика | Химия, биология, география, экология, генетика | История, политология, эстетика, этика, экономика, социология |
По направленности и по непосредственному отношению к практике:
| Фундаментальные науки | Прикладные науки |
| Изучают «в чистом виде» законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления | Служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач |
Исторически наука возникла из практики и развивается на её основе.
Главный двигатель развития науки – общественные потребности, и прежде всего потребности материального производства.
| Возникновение и становление науки | |
| Возникновение элементов научного знания (преднаука) IV тыс. до н. э. | Общества Древнего Востока (Шумер, Египет, Китай, Индия) |
| Возникновение науки (возникновение первых теоретических систем – Фалеса, Демокрит) VI в. до н. э. | Античность (Древняя Греция) |
| Оформление науки как социального института: в Европе первые научные общества и академии, начало издания научных изданий. XVI – XVIII вв. | Европа |
| Новый способ организации науки: в Европе крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. XIX – XX вв. | Европа, США, Япония |
Самые глубокие открытия в наше время можно сделать либо на стыке наук, либо на стыке их переплетения.
| Дифференциация | Интеграция |
| Это расчленение, дробление традиционных наук на все новые и новые ветви и направления | Это объединение наук, возникновение новых научных дисциплин, синтезирующих в себе достижения двух и более наук, ранее не известных |
| Пример: из биологии выделились генетика, экология, эволюционная теория, микробиология, физиология и т. д. | Пример: физическая химия, химическая биология, биологическая механика, кибернетика, бионика и т. д. |
Наука и общество:
| Наука создаёт картину мира (НКМ) | ||
| Представления человека о природе | Представление человека об обществе | Представления человека о самом человеке и его месте в природе и обществе |
| Создаёт искусственную природу - техносферу | Создаёт и изменяет идеологию, политику, социальный порядок | Формирует человека через образование, основанное на науки |
Современная наука составляет важнейший компонент научно-технической революции (НТР), её движущую силу.
НТР – это коренные сдвиги в системе научного знания и в технике, неразрывно связанные с историческим процессом развития человечества.
| Этапы развития | |
| 50-е годы XX в. | Начало НТР, появление самого термина |
| 60 – 70-е годы – 1 этап | Автоматизация производственных процессов: появление ещё одного звена в машине, осуществляющего непосредственный контроль за её работой |
| С конца 70-х годов – 2 этап | Компьютерная (микропроцессорная, информационная) революция: успехи в электронике (размер, мощность, лёгкость, энергоёмкость, удешевление) |
Достижения НТР:
| Применение роботов (автоматически управляемых машин) |
| Использование принципиально новых материалов с заданными свойствами (пластмассы, искусственные волокна) |
| Внедрение в производство ультразвуковых и других методов обработки |
| Использование новых видов энергии |
| Использование лазеров в технике |
| Освоение космоса |
Но: бороться с вредными последствиями НТР можно только с помощью самой НТР.






