Лекция №1 конспект выступления на родительском собрании на тему «как организовать досуговую деятельность детей»(9 класс)

Кафедра психологии развития и образования

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»

Конспект выступления на родительском собрании на тему «Как организовать досуговую деятельность детей»(9 класс)

Составил: студент 5 курса группы ПС-54

Симулин Александр

Проверила: кандидат педагогических наук Петухова О.А.

Йошкар-Ола


«Вся человеческая жизнь, распадается на занятие и досуг..,

а вся деятельность человека направлена частью на необходимое

и полезное, частью на прекрасное..».

Аристотель

Вопросы затрагиваемые на собрании:

1. Актуализовать проблему досуга учащихся подростков;

2. Побудить родителей и детей к совместному проведению досуга;

3. Выработать рекомендации для родителей и учащихся-подростков по совместному времяпрепровождению.

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Организация досуговой деятельности молодежи должна быть культурной и это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг.

Для досуговой деятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется давление на личность молодого человека.

Социологические исследования последних лет свидетельствуют о том, что в условиях так называемого неорганизованного отдыха, когда подросток остается наедине с собой, предпочтение отдается, как правило, пассивным (и добавим: нередко сомнительным по содержанию) досуговым формам. В числе преобладающих способов проведения свободного времени подростки и молодежь называют просмотр телепередач, встречи с друзьями, посещение дискотек, кафе, компьютерных клубов.

Вот почему так важно научить детей делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то делать, чего-то достичь.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга молодёжи:

- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

- досуг формирует и развивает личность;

-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

- досуг стимулирует творческую инициативу;

- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

- досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;

-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию личности;

Дорогие родители, ответь пожалуйста на вопросы:

· Считаете ли вы, что вы и ваши дети умеете распределять свое свободное время?

· Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы вы проводили больше времени вместе? Если сможете, то объясните почему?

Принято считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Однако один из анализов данных социологического опроса, проводимого среди учащихся 6-9 классов, не подтвердил этого утверждения.

Результаты исследования показали, что 54 % обучающихся 6-9 классов удовлетворены проведением досуга (9-10 баллов).

Только 5% школьников не удовлетворены проведением свободного времени.

Предпочитаемые виды отдыха:

Просто отдыхать - 31

Смотреть ТВ, играть на компьютере - 66

Заниматься любимым делом – 11

Читать – 16

Ухаживать за домашними животными – 19

Проводить время в Интернете – 3

А вот ответы участников исследования на вопросы по теме «Свободное время»:

1. Свободное время – это … (время, не загруженное делами и проблемами; время, которое я могу потратить на отдых от повседневных дел и т.д.)

2. Мое любимое занятие. (Гулять, общаться с друзьями, смотреть телевизор, заниматься спортом, слушать музыку, играть в компьютер и т.д.)

3. Как проводите свободное время с родителями? (смотрим телевизор, разговариваем, ходим в гости, ездим на дачу т. д.)

4. Устраивает вас это или нет? (большинство да, несколько человек – нет, почему – больше уделять время нам, а не работе; мало куда уезжаем отдыхать – на природу).

Давайте немного задумаемся над этой проблемой

Разбивка на группы

На спинке ваших стульев приклеены карточки разного цвета, пожалуйста, возьмите эти карточки и сядьте в группы в соответствии с цветами.

«Я – позиция» и общественно значимая норма. (работа в группах)

Задание 1.

Ситуация № 1.

Стихотворение Э.Асадова -

Отец поздравляет сына с днем рождения:

«Тебе семнадцать. Ну, совсем большой!

И через год получишь разрешенье

На прегрешенья взрослых:

На куренье и на бокал вина, мой дорогой!»

Сын посмотрел задумчиво в окно:

«Спасибо, папа, за разрешение…

Но сигареты, водку и вино

Уж года три, как бросил я все это».

Как вы думаете:

1. Реальная ситуация?

2. Как вы видите решение данной ситуации?

В результате того же социологического опроса установлено, что не менее 65% мальчиков-восьмиклассников, 80% девятиклассников и 94% десятиклассников пробовали употреблять спиртное.

Нас, учителей, тревожит эта довольно опасная забава. Но в какой степени виноваты те юноши и девушки, для которых вино и пиво стало обязательным спутником их свободного времени. Может быть это их беда? А вина лежит на взрослых, которые не научили своих детей интересно и содержательно отдыхать?

Ситуация № 2. Ребенок пытается поговорить с отцом, но тот увлеченно смотрит футбол, не слушает ребенка. Мама разговаривает по телефону, отмахивается от сына. Мальчик уходит на улицу, где встречает подростков, которые ему «сочувствуют» и предлагают «забыть» о проблемах с помощью наркотиков.

(обсуждение в группах 1,5-2 мин., выступления групп)

Подведем итоги. Ребенок остался один на один со своими проблемами. Преодолению трудностей не научен.

Задание 2.

Проанализируйте и выразите свое отношение к мыслям древнего мудреца Сенеки:

1) «Только время, ускользающее и текущее, дала нам во владение природа, но и его, кто хочет, тот и отнимает»

2) «Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего»

Чем же занят досуг молодежи? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью данных, полученных в результате социологического исследования старшеклассников.

- В свободное время я делаю то, что хочу, - часто можно услышать ответ на вопрос: «Что ты делаешь в свободное время?» Здесь мы имеем широко распространенное, но совершенно неверное понимание категории «личное время».

В свободное время личность действительно свободна от ответственности перед обществом. Но это только до тех пор, пока ее поступки согласуются с требованиями и моральными нормами общества.

По данным исследования уровня занятости учащихся во внеурочное время можно сделать вывод – чем старше становятся учащиеся, тем меньше они заняты в кружках и секциях дополнительного образования.

Для подростка основная форма отдыха и развлечения, в ходе которой идет обмен мнениями и оказывается взаимовлияние, - общение с друзьями. Прогулки, танцы, встречи с друзьями, посещение гостей – все это в 9 – 11 классах занимает примерно 8 – 12 часов в неделю.

Вечерние часы подростки довольно часто заполняют бесцельной прогулкой. «Пойдем, походим» - так определяется форма досуга. Такой досуг характеризуется вялостью, отсутствием физической нагрузки.

Усилить внимание к досугу своих детей чрезвычайно важно, тем более что регулирование поведения старших школьников весьма затруднительно. Но без контроля невозможно сформировать личность. Пословица гласит: «Если хочешь погубить человека, разреши ему делать все, что он хочет».

А сейчас я предлагаю Вам творческое задание: в течение 5 минут каждая группа постарается разработать рациональный режим дня для подростка 11-15 лет таким образом, чтобы он не был перегружен и интересен ребенку. У вас на столах лежат листы формата А3 и маркеры.

Дискуссия (разворот в круг)

10 минут.

1) Группы выступают (1-2 минуты) по заданию 1.

(О различных путях выхода из сложившейся проблемной ситуации)

2) Выступления групп по заданию 2.

3) Выступление групп по заданию 3.

Рефлексия (в круге).

3-5 минут

Сегодня я узнал…

Для меня стало полезным…

Я смогу применить…

Я желаю…

Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем во все самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но вот свое свободное время мы отдаем им неохотнее всего остального. Из средств материального семейного бюджета мы все больше и больше средств расходуем на питание, одежду, обучение, развлечения детей и т. д. А если посмотреть на затраты свободного времени на детей, то окажется, что наши наследники испытывают значительный дефицит родительского общения. Телевизор тут находится в более привилегированном положении, чем родное дитятко.

Заканчивая наш разговор, хочется прочитать вам слова знаменитого педагога и врача, тонкого психолога, знатока семейных отношений Бенджамина Спока:

«Я давно знаю крепкие семьи, где какие-нибудь общие увлечения, будь то занятия спортом, туризм или коллекционирование пластинок, марок, монет, помогает сохранить дружбу и взаимоотношения между отцами и детьми. Но успех придет только тогда, если взрослые действительно увлечены этим: любая искусственность скоро выдаст себя и разочарует сына или дочь. Подросткам не очень нравится, когда «старики» при их друзьях стараются играть в молодых. Здесь надо точно чувствовать ту грань в общении, перейти которую нетрудно, но вернуть пошатнувшееся доверие и уважение уже сложнее».

Принципы отношений родителей с детьми

· Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам.

· Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

· Я — единственный, кто может прожить мою жизнь. По этому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.

· Я часто забываю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.

· Я знаю много об окружающем мире. Поэтому Я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.

· Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.

· Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.

Социология как наука. Предмет социология. Методы социологических исследований.

Социология – наука об обществе, законах его развития и его структуре.

Причины появления: 1) капиталистическое общество – пришедшее на смену феодальному, является более свободным, это позволило изучать общество. 2) новые структуры управления стали учитывать мнения, интересы, настроения как отдельных групп, так и индивидов.

Предмет науки социологии.

Предмет – совокупность понятий с помощью которых эта наука изучает реальность.

Общество – социальная организация страны в основе которой лежит социальная структура.

Социальная структура – общности и группы с присущими им связями и отношениями.

Социальная группа – совокупность людей, занимающих одно и тоже место в обществе и выполняющие одну и туже роль.

Социальный институт – законодательно зафиксированная система связей и отношений.

Статус – положение человека в обществе(социальная роль – модель поведения человека в зависимости от статуса).

Стратификация – деление общества на группы, неравенства в обществе.

Социальный контроль – механизм поддержания порядка в общества, включает нормы и санкции.

Социализация – обучение культурным нормам и ролям.

Культура – совокупность материальных памятников и духовных ценностей.

Методы социологических исследований.

Социологи собирают информацию с помощью 5 методов:

- анкетирование (самый распространенный). Бывают вопросы: открытые(своё мнение) и закрытые(варианты ответов).

Человек отвечающий на вопросы анкеты – респондент.

- интервью (вопросы зачитывает специалист – интервьюер).

- наблюдение бывает включенное (социолог находится в группе и наблюдает) и не включенное (наблюдает социолог со стороны).

-эксперимент.

-анализ документов (используется реже, так как требует затраты времени и денег)

В основе всех методов социологии лежит принцип выборочного обследования. (Из большей группы путем математических расчетов выбирают меньшую и проводят опрос, мнение чаще всего совпадают).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: