Экстралингвистика

Не менее важное значение для процесса коммуникации имеет акустическая система, к которой относят качество голоса (тембр, высоту, тональность, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения, предпочитаемые собеседниками.

Темп речи может быть очень медленный, немного замедленный, быстрый, очень быстрый. От темпа речи может зависеть то, как тебя будут слушать окружающие. «Пустое слово сыплется, как горох из решета, - насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью», - так говорил о темпе речи известный режиссер К.С. Станиславский.

Норман Миллер и его коллеги из университета Северной Калифорнии обнаружили, что ощущение правдивости возрастает, когда человек говорит быстро. Жители Лос-Анджелеса и его окрестностей, слушавшие записи речей на такую, например, тему, как «Опасность употребления кофе», оценивали тех, кто говорил быстро (около 190 слов в минуту), как более объективных, интеллигентных и эрудированных, чем те, кто говорил медленно (около 110 слов в минуту). Они также сочли быстро произнесенные сообщения более убедительными.

Оказалось, что значимым фактором является именно темп речи. Когда рекламу ускоряли на 25%, слушатели понимали ее по-прежнему хорошо и оценивали говорящего как более осведомленного, интеллигентного и искреннего, а само сообщение сочли более интересным. Фактически нормальная скорость речи в 140 или 150 слов в минуту может быть почти удвоена, прежде чем начнет снижаться ее понимание слушателями. Джон Ф. Кеннеди, известный как исключительно эффективный оратор, иногда ускорялся до 300 слов в минуту. Для американцев быстрая речь не оставляет слушателю времени сделать благоприятные выводы, она также отсекает любые нежелательные мысли.

Некоторые люди говорят очень медленно, их приходится как бы «тянуть за язык», а другие как бы «строчат из пулемета», о них говорят: «За твоим языком не поспеешь босиком». Важно уметь говорить не очень быстро, но и не очень медленно, чтобы всем было понятно. Однако в некоторых случаях лучше говорить медленно (если нужно что-то разъяснить или если беседуешь с человеком, который не очень хорошо знает твой язык и т. п.) или быстро (если ты или твой собеседник торопится).

Тон речи - это окраска голоса, с которой произносится высказывание и которая помогает человеку лучше передать свои мысли и чувства. Тон может даже изменить содержание речи, придать ему противоположный смысл. Попробуйте, например, произнести слова «да» и «нет» разным тоном (весело, грустно, удивленно, возмущенно, зло) и вы сами почувствуете разницу.

Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапливания в речь - паузы, покашливания, смех, плач и т. д. Голоса различаются по способности оказывать влияние на других. Поэтому различают голоса невзрачные, обычные, не привлекающие нашего внимания. Есть голоса, сразу привлекающие нас, мы затихаем, прислушиваемся к ним, надолго запоминаем.

Голос также является выразителем наших чувств. По громкости речь сильно изменяется: от очень тихой, тихой, тише, чем обычно, до громкой, очень громкой, крика. Когда человек говорит очень громко или очень тихо, слушать неприятно - плохо слышно и трудно понять. Однако бывают ситуации, когда нужно говорить очень тихо (если в доме кто-то работает, болеет или отдыхает; в учреждениях культуры: в музее, на концерте, в театре; в беседе о своих личных делах и т. п.) или очень громко (если нужна помощь, кто-то заблудился, выступает перед большой аудиторией и т. п.). В обычной обстановке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Так, спокойный и солидный голос снимает напряжение и пробуждает интерес, а «взвинченная», быстрая и громкая речь может восприниматься как признак резкости и агрессивности.

Должное внимание следует уделить и таким коммуникативным навыкам, как нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание, или внимательное молчание, применяется в ситуации, когда цель общения со стороны говорящего - «излияние души», эмоциональная разрядка.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами, изложение промежуточных выводов.

Каждый человек обладает индивидуальным запахом. Недаром собака уверенно идет по следу преступника, не путая этот след со множеством других. Отстирать белье, чтобы оно полностью утратило дух хозяина, практически невозможно. Здесь мы имеем дело с ольфакторной системой запахов.

Запахи всегда использовали в различных сферах жизни - сначала подсознательно, потом - осознавая их власть. Еще в древности из поколения в поколение передавались семейные реликвии, хранящие запах предков. Матери и девушки подкладывали уходящим воевать варежки или свитера. Считалось, что запах родного дома или близкого человека имел свойство оберегать мужчин, помогал им выстоять в трудную минуту В африканских племенах до сих пор от матери к дочери передаются секреты ароматов, с помощью которых женщина, насильно выданная за нелюбимого, заставляла его отказаться от себя. Имеются также ароматы, наоборот, привораживающие любимого. Традиция отдушивать постельное белье лавандой существует издавна. Простыни и пододеяльники становятся от нее душистее. Но, как выяснилось недавно, дело не только в этом. По заключению американских ароматотерапевтов, лаванда способна снимать чувства подозрительности и тревоги.

Каждая из групп характеризует и анализирует виды и способы невербального общения, подчеркивая их сильные и слабые стороны. При необходимости можно «проиграть» жесты, позы и прочие атрибуты невербального общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: