Журавлиный журавлиная журавлиное
Птица
Занятия 123-126
1. Закрепление правильного звукопроизношения в стихах русских поэтов
В.А. Жуковский "Жаворонок";
И.С. Никитин "Полюбуйся, весна наступает...";
С. Я. Маршак "Апрель".
2. Приметы весны в этих стихах.
3. Заучивание стихов наизусть.
4. Повторение названий перелетных птиц, печатание, схемы слов.
5. Признаки и действия к предметам (птица, жаворонок, журавли)
щебетунья щебечет
быстрокрылая летает
звонкоголосая ест
красивая вьет гнезда
проворная выводит птенцов и т.д.
6. Родственные слова
птица — птичка,птичник,птичница,птенец,птенчик,птичий;
журавль — журавлиный, журавушка, журавлик, журавленок, журка;
песня — песенка, песенный, петь, певец, запевала, певчий;
медведь — медведица, медвежонок (медвежата), медвежий, медведушка, медведка, мед.
7. Подбор предметов к признакам
клин стая перо
караван песня курлыкание
крик шея гнездо
клюв голова яйцо
хвост нога крыло
8. Упражнение в употреблении синонимов — "Скажи иначе" журавли караваном летят — стаей;
на солнце темный лес зардел — покраснел;
после зимней стужи— холода;
запел в лазури жаворонок — в голубом небе;
журавли курлычут — кричат;
ласточка щебечет— поет, заливается;
жаворонок летает— порхает, кружит, парит;
красивая птичка— прекрасная,очаровательная,хорошенькая
смелая пташка — храбрая, отважная, бесстрашная, героическая.
9. Распространение предложений — "Скажи дальше"
Журавли летят.
Журавли караваном летят.
С юга журавли караваном летят.
С юга в родные края журавли караваном летят.
Жаворонок запел.
Жаворонок запел песню.
Песню раннюю запел жаворонок звонкий.
Песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
Бегут ручьи.
По полям бегут ручьи.
По полям бегут звонкие ручьи.
По полям бегут и журчат звонкие ручьи, и т.д.
10. Выделение из стихов (см. п. 1) слов на
а) свистящие звуки;
б) шипящие звуки;
в) Р, Р', Л, Л'.
11. Иллюстрации к изученным стихам.
1. Закрепление правильного звукопроизношения в стихах русских поэтов
А.А. Фет "Весна"
И. А. Бунин "Все темней и кудрявей..."
А.А. Блок "На лугу"
2. Заучивание стихов наизусть.
3. Приметы весны в этих стихах.
4. Спряжение в настоящем времени
- Слушать пение соловья на рассвете.
Любоваться пушистой раскидистой вербой. Восхищаться звонкими соловьиными трелями.
5. Распространение предложений
Лес зеленеет.
Березовый лес зеленеет.
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет.
Колокольчики цветут. Колокольчики ландышей цветут. Колокольчики ландышей в чаще цветут. Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут.
Соловьи поют.
Соловьи до рассвета поют.
Весной соловьи до рассвета поют.
Теплом и черемухой веет.
6. Родственные слова
луг—
соловей—
7. Признаки и действия к предметам (лес, верба, соловей)
8. Подбор предметов к признакам
лесной лесная лесное
соловьиный соловьиная соловьиное
9. Образование и употребление сравнительной степени прилагательных и наречий
лес вдали видно — еще виднее; синие небеса— еще синее; зеленый лес— еще зеленее; черная полоса— еще чернее; голос звонкий— еще звонче; верба пушистая— еще пушистее; воздух душистый — еще душистее. -
10. Выделение из стихотворений, печатание, составление схем
а) слов на свистящие звуки;
б) на шипящие;
в) на Р, Р', Л, Л'.
11. Припоминание названий деревьев — образование относительных прилагательных от названий деревьев — игры "Какой лист?", "Какие листья?", "Какой ствол?", "Какая ветка?", "Какое полено?", "Узнай дерево по листу (стволу)".
12. Иллюстрации к стихам (см. п. 1).