Очаги древнейших мировых цивилизаций

С конца IV тыс. до н. э. в истории человечества начинается новый этап – появляются первые цивилизации, резко отличающиеся от первобытных обществ. Известный русский учёный Вавилов отмечал совпадение центров зарождения древнейших цивилизаций с так называемыми «центрами благоприятствования» – географическими зонами, где есть необходимые условия для произрастания диких предков культурных растений, прежде всего злаков. Автор научного труда «Условия возникновения цивилизации» Р. Килборн определял в качестве важнейших условий развития цивилизации следующие факторы:

- зерновое земледелие как основной вид занятий;

- смешение культур на компактной территории;

- ассимиляция (смешение) пришлых, более передовых сообществ с коренным населением.

Его теория предполагала три импульса, которые влияют на эволюцию цивилизации: миграции сообществ, перемешивание культурных нововведений и самостоятельное развитие науки и культуры. Специалист по теории древних культур Д. Нидэм выдвигал смелую гипотезу, что такие важнейшие изобретения древности, как добыча огня, открытие колеса, ткачества, плуга, металлургии и даже механизм одомашнивания животных восходят к единому центру.

Известный специалист по теории цивилизаций А. Тойнби выделял 4 первичных очага цивилизации – шумеро-египетский, крито-минойский, китайский и майя-андский. Он указывал на определённый мистический аспект, влияние божественных сил на сам акт появления этих первых мировой культуры. Его последователи иногда разделяли шумеро-египетский центр на самостоятельные Месопотамию и Египет, а также добавляли Индию.

Важнейшей чертой новой ступени развития человечества, после неолитической революции, стало создание государств. В IV – II тыс. до н. э. они возникают на обширной территории от Средиземного моря до Тихого океана. История этих государств с конца IV тыс. до н. э. приблизительно до середины I тыс. н. э. называется историей Древнего мира и условно делится на три этапа:

- конец IV тыс. до н. э. – конец II тыс. до н. э. (эпоха ранней Древности)

- конец II тыс. до н. э. – конец I тыс. до н. э. (эпоха расцвета древних государств)

- первая половина I тыс. н. э. (эпоха поздней Древности)

В истории древних государств выделяются два основных варианта развития – древневосточный и античный, каждый из которых имеет свою специфику.

Хронологические рубежи периода первых цивилизаций (конец IV тыс. до н. э. – конец II тыс. до н. э.) совпадают с эпохой бронзы, или бронзовым веком. Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек – Нила, Тигра, Евфрата, там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы – основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи. Строительство ирригационных комплексов требовало совместной работы большого числа людей, её чёткой организации и явилось одной из важнейших функций первых государств, начальной формой которых были так называемые номы.

Ном представлял собой земли нескольких территориальных общин, административным, религиозным, культурным центром которых являлся город. Такие города-государства впервые возникли в конце IV тыс. до н. э. в Египте и Южной Месопотамии (нижние течения Тигра и Евфрата). Со временем номы превратились в объединения какого-либо речного бассейна или объединились под властью более сильного нома, собирающего дань с более слабых.

C появлением в III тыс. до н. э. крупных государств начинает складываться особая форма социально-политического устройства – деспотия, характерная для большинства древневосточных стран на протяжении всей их истории. В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Царь считался, по крайней мере, формально, единственным собственником всех земель, во время войн стоял во главе армии, был высшей инстанцией в суде, к нему стекались налоги, он организовывал ирригационные работы, являлся верховным жрецом, посвященным во все таинства. Стабильность деспотий поддерживалась и за счет веры в божественность царя. В Египте, например, фараон именовался не только Владыкой Обеих Земель, т. е. Южного и Северного Египта, но и живым воплощением бога Хора, владыки небес. Впоследствии фараон был наделен «солнечным именем» – он стал богом Ра. Дворец его считался храмом. Его имя запрещалось произносить, ибо оно, как считали, обладало особой магической силой, которую нельзя расходовать впустую.

В Китае императора называли Сыном Неба, верховного божества.

В древнейшей индийской религиозной книге Веды было написано, что царь создан из частиц тела разных богов, «и поэтому он блеском превосходит все созданные существа... Подобно солнцу, он жжет глаза и сердце, и никто на земле не может смотреть на него. По своему [сверхъестественному] могуществу он есть огонь и ветер, он – солнце и луна, он – владыка правосудия...».

Все эти титулы были не просто цветистыми метафорами, с помощью которых царь возвеличивался над своими подданными. Не в переносном, а в прямом смысле для древних людей царь был богом в человеческом образе. Это верование восходило еще к временам первобытности, к таинственным ритуалам, в которых вождь племени, он же жрец, исполнял роль творца, создающего из хаоса мировой порядок. Как и в первобытную эпоху, в древних цивилизациях сохранялась вера в то, что царь (вождь) обладает магической силой, от которой зависит благополучие его народа. Эта сила распространяется на подданных и после смерти царя, а точнее, после его перехода в иной мир. Поэтому при похоронах царя очень большое значение придавалось правильному выполнению всех погребальных обрядов. Гигантские пирамиды строились в Египте для того, чтобы обустроить его новое «жилище» как можно лучше: ведь от загробного блаженства «великого бога» зависело процветание страны.

Эти древние представления уходили в прошлое очень медленно: постепенно изживалась вера в то, что царь является богом (в Китае уже в I тысячелетии до н. э. появилась идея о том, что неправедного царя можно сместить), но вера в то, что царская власть священна, останется надолго.

В III тыс. до н. э. основной экономической единицей являлись крупные царские хозяйства, полностью господствовал натуральный тип производства. Торговые отношения развивались в рамках изолированных друг от друга регионов (Египта, Месопотамии, Индии) и существовали в основном в виде обмена.

Общество в древних цивилизациях в отличие от первобытности было неоднородным, в нем появились разные социальные прослойки. Это было связано, с одной стороны, с тем, что образовалось государство, которое требовало специального аппарата для управления. С другой стороны, в цивилизованном обществе усиливались профессиональные, функциональные различия (ремесло отделялось от земледелия, возникла торговля и т. д.), росло имущественное расслоение. Уже в древности стала складываться сложная структура общества, которая впоследствии становилась все более дифференцированной и разветвленной.

Особенностью восточных обществ была их строгая иерархичность: каждый социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями.

Поэтому общество в древних цивилизациях часто изображают в виде пирамиды. На вершине ее стоит царь, далее идет высший слой знати, состоящий из жрецов, родовой и военной аристократии. Это были самые привилегированные слои в обществе. Представители знати занимали высокие государственные посты, в их распоряжении были огромные земли. Эти земли могли быть отняты у общин, а чаще всего они дарились царем или завоевывались во время войн.

Высокое положение в обществе занимал и многочисленный аппарат чиновников, поэтому ученость приносила большие практические выгоды.

Особую прослойку составляли купцы, которых поддерживало государство, заинтересованное в поставке иноземных и редких товаров. Благодаря купцам осуществлялась экономическая связь, пока еще очень слабая, между отдельными районами.

Отдельную категорию населения составляли воины. Находясь на службе в постоянной армии, они получали снабжение от государства. После удачных походов устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, воины жили за счет разграбления захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к тяжелым работам: например, в Египте воины трудились на каменоломнях.

Довольно многочисленны были ремесленники, большей частью они жили в городах, но были и ремесленники (очевидно, зависимые), которые работали в мастерских, принадлежащих храмам, царю или знати, под плетью надсмотрщиков.

Основную часть общества составляли свободные общинники-крестьяне. Сельская община и в древних цивилизациях, и в эпоху средневековья, вплоть до индустриальной революции, была основной производственной ячейкой. Она уходит корнями в далекое прошлое, в эпоху первобытности, когда люди группировались сначала в родовые, а потом в соседские общины. На основе первобытной соседской общины и сформировалась община сельская. Впрочем, в ней могли сохраняться и семейные, родственные связи.

Основной хозяйственной единицей в общине была большая патриархальная семья, которая имела свой дом, имущество, иногда рабов, приусадебный участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем с него, но такие наделы считались собственностью всей общины.

Все члены общины были связаны круговой порукой: это означало и взаимопомощь, и ответственность за совершенные кем-либо из ее членов преступления. Община, например, должна была компенсировать убытки от воровства, платить штрафы за провинившихся, если они сами не могли этого сделать.

Государство налагало на общину ряд обязанностей: следить за состоянием ирригационной системы (на своем участке), принимать участие в осушительных работах, строительстве каналов, поставлять рекрутов в случае войны. Кроме того, каждый общинник должен был платить налог государству, т. е. царю, который, как уже говорилось, формально владел всей землей.

Несмотря на достаточно тяжелые повинности, принадлежность к общине была привилегией: свободные общинники обладали гораздо большими правами, чем те, кто лишился земли. Образ жизни общины имел свои особенности: она была замкнута экономически, т. е. жила натуральным хозяйством, сама производила все необходимое для своего существования. Государство вмешивалось в ее жизнь в основном, когда нужно было собирать налоги или вести войну. Такая обособленность общины подкреплялась правом самоуправления. Спорные вопросы решались на собраниях общинников. Даже в отношении религии община была вполне самостоятельна: почти в каждой местности были свои особые божества и культы.

Человек в общине чувствовал себя, прежде всего, частью коллектива, а не отдельной личностью, которая может сама, независимо от других, строить свою жизнь. И поэтому изгнание из общины рассматривалось как суровое наказание.

Однако не все крестьянство принадлежало к общинам; многие лишались своих наделов, так как в общине шел, хотя и очень медленно, процесс имущественного расслоения. Оказавшиеся вне общины крестьяне, как правило, работали на землях, находившихся во владении храмов, знати или самого царя. Они тоже получали надел, но уже на других основаниях, как бы в аренду; при этом они не только должны были платить оброк, но и не имели права уйти со своих участков.

В III тыс. до н. э. начинают складываться рабовладельческие отношения, появляется патриархальное рабство, характерное для государств Древнего Востока (в отличие от античных государств, где существовало классическое рабство). Патриархальное рабство возникает в условиях преобладания натурального хозяйства, когда продукция производится в основном для собственного потребления и нет необходимости в такой высокой эксплуатации, как при товарном производстве.

В основе названия этого типа рабства слово «патриарх», т. е. глава семьи. Раб как бы видится младшим, не полноправным членом большой семьи, работает вместе со своими хозяевами, которые, хоть и считают его своей собственностью, не видят в нём просто живое орудие труда, признают за ним некоторые права человеческой личности. Труд рабов использовался также на землях и в мастерских, принадлежавших знати, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на рудниках и строительстве. При этом типе рабства в неволю попадали не только военнопленные – чужаки, но и люди, оказавшиеся в долговой кабале, т.е. соплеменники, чего не было при классическом рабстве. Впрочем, долговое рабство необязательно было пожизненным: отработав свой долг, вчерашний невольник вновь становился свободным человеком. Численность рабов могла быть весьма значительной: скажем, в Китае в III в. до н. э. работорговля приняла такие размеры, что создавались рынки для продажи невольников. В Египте во II тысячелетии до н. э. рабов имели даже люди среднего достатка: ремесленники, садовники, пастухи.

Рабы могли принадлежать государству, храмам, частным лицам, однако они не были основными производителями материальных благ, как, например, в античных государствах. В странах Древнего Востока основную работу, особенно в сельском хозяйстве – ведущей отрасли экономики, выполняли крестьяне-общинники, многие из которых находились в той или иной степени зависимости от государства. Труд рабов оставался на Востоке дополняющим по отношению к труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников: он не играл определяющей роли в экономической жизни.

На рассматриваемом этапе во всех государствах, хотя и при наличии некоторых особенностей (например, в Египте), существовало два сектора экономики, связанных с видами собственности на землю – одной из важнейших характеристик экономического развития, особенно на ранних ступенях истории человечества, когда основой экономики было сельское хозяйство. Прежде всего, существовал общинный сектор экономики, где собственность на землю принадлежала территориальным общинам, а движимое имущество являлось частной собственностью общинников, которые обрабатывали выделенные им наделы земли. Кроме того, существовал и государственный сектор экономики, в который входили земли, принадлежавшие государству в лице царя, а также земли, пожалованные храмам: работали здесь формально свободные, но бесправные, так называемые «царские люди». И в государственном, и в общинном секторе в качестве вспомогательного использовался труд рабов.

Возникновение частной собственности, денежного обращения, классов, государства – социальных изобретений – стало визитной карточкой этого времени. Серьёзным стимулом повышения эффективности труда стала передаваемая по наследству членам своей семьи (обычно по мужской линии) частная собственность.

Общинная собственность обеспечивала выживание и медленный прогресс в условиях высокой неопределённости и изменчивости природной среды, низкой производительности труда, отсутствия прибавочного продукта. Но теперь она превратилась в тормоз развития. Работники, использовавшие более эффективные технологии возделывания земель, выращивания скота, переработки сельхозпродуктов, изготовления ремесленных изделий, строительства домов и сооружений, регулярно производившие прибавочный продукт, не хотели уравнительно делить результат своего более плодотворного труда с другими членами общины.

Развитие регулярного обмена потребовало создания всеобщего эквивалента, в котором находила бы своё выражение, материализовалась ценность многообразных товаров. Испытав множество различных претендентов на эту роль (связки раковин, камешки, скот и т. д.), человечество в эпоху бронзы закрепило роль меры стоимости, средства обращения и накопления за металлическими деньгами – золотом и серебром.

Образовалось несколько экономических уровней: низовой – земледельческая, скотоводческая или ремесленная семья, соседская община, полу-товарные или товарные рабовладельческие хозяйства; региональный – в отдельных территориях, государственный – в масштабах государства. Сложился устойчивый рынок (не охватывавший, правда, продуктов питания и одежды для основной массы населения, но включавший куплю-продажу рабов) в масштабах отдельных стран, формировались товарные потоки между странами.

Произошло пятое крупное общественное разделение труда, – выделились группы людей, которые на профессиональной основе выполняли функции государства и поддерживали нормы права (фараон, царь, придворные, военачальники, судьи, полицейские и т. п.). Государство взяло на себя и некоторые экономические функции: организацию строительства ирригационных сооружений, пирамид, храмов, защиту отношений собственности, регулирование денежного обращения (чеканка денег) и т. п.

Наиболее богатые люди в государстве имели возможность приглашать архитекторов, скульпторов, художников, танцоров, летописцев, астрологов; возникли школы писцов с профессиональными учителями. Так произошло шестое крупное разделение труда.

Событием всемирно-исторического значения в эту эпоху стала так называемая «городская революция», создание сети городов в центре локальных цивилизаций. Предпосылками этой революции стали быстрый рост численности и уплотнение населения, развитие ремесла и строительства, формирование административных центров возникших государств, необходимость их укрепления для защиты во время непрерывных войн и чужеземных набегов. В крупных городах поселялись десятки тысяч человек; так Махенджо-Даро (Индия) занимал площадь 2,5 км2 и насчитывал до 100 тыс. человек, делился на сильно укреплённую цитадель и нижний город, имел зернохранилища, системы водоснабжения и канализации, баню. Скопление критической массы населения в городах служило импульсом для подъёма строительства и ремесла, развития обмена, формирования разносторонней городской культуры, сооружения величественных дворцов и храмов.

Во всех древнейших цивилизациях были созданы письменные своды законов. Это было большим шагом вперед по сравнению с первобытным обществом, где действовали обычаи. Они складывались постепенно, на протяжении сотен веков, превращались в традицию, которой должны были подчиняться все члены рода.

Законы, созданные в древнейших цивилизациях, имеют целый ряд общих черт. И первое, что поражает современного человека, – это разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника. Например, везде в те времена сохранился получивший силу закона древний первобытный обычай, согласно которому человеку, нанесшему кому-либо телесные повреждения, следует отплатить тем же. Однако если виновный занимал привилегированное положение в обществе, он просто выплачивал пострадавшему денежное вознаграждение.

Особенно четкими были такие различия в Индии. Человека, принадлежавшего к высшей касте жрецов-брахманов, не казнили, даже если он «погряз во всяческих пороках». Такого брахмана согласно индийским законам нужно было просто выслать из страны со всем его имуществом, не нанося ему телесных повреждений. Но, если шудра (представитель низшей касты слуг) осмеливался оскорбить брахмана бранными словами, ему отрезали язык.

Государство стояло на страже интересов высших слоев общества: самые жестокие наказания ждали тех, кто выступал против власти, совершал преступления против жрецов и храмов, наносил вред или похищал имущество царя и его приближенных, укрывал беглых рабов и т. д.

Неравноправие, царившее в обществе, распространялось и на семью. Во всех древних цивилизациях, кроме Египта, где сохранились остатки традиций матриархата, закон поддерживал патриархальное устройство семьи. Это означало, что все имущество находилось в распоряжении главы семьи, которому принадлежало право организовывать хозяйственную деятельность в своем маленьком «государстве», наказывать своих «подданных» (младших членов семьи: жену, детей, младших братьев и сестер). Деспотическое устройство патриархальной семьи прекрасно иллюстрируется тем фактом, что по закону можно было продавать в рабство детей – как правило, за неуплату долгов.

В духовной жизни восточных цивилизаций огромную роль играла религия. Религиозные представления развивались и видоизменялись вместе с развитием самого человека, но и древнейшие, восходящие к первобытности верования долгое время сохраняли свою власть. На протяжении почти всей жизни древних восточных цивилизаций религиозные представления и сам окружающий мир воплощались в виде мифов.

Человек, шагнувший в эпоху цивилизации, тем не менее, продолжал, как и в первобытные времена, чувствовать себя частью природы. Это подтверждают мифы многих народов, в которых рассказывается о том, что человек произошел от разных частей природы: плоть его – от земли, кровь – от воды, кости – от камней, дыхание – от ветра, а глаза – от солнца.

С другой стороны, и природа наделялась человеческими чертами. Звери и птицы, небесные светила, камни, деревья, источники – все это считалось одушевленным и сходным с человеком.

Боги также были тесно связаны с природой и воплощали ее силы, добрые или злые. Наиболее древние верования лежали в основе культа животных-богов, который процветал в Египте. Каждая область имела своих богов-покровителей, которые вели свое происхождение от первобытных тотемов.

Важнейшее значение в системе мифологических представлений имел, конечно, образ потусторонней жизни. Смерть воспринималась как переход в иной мир, мало, чем отличающийся от земного. Египтяне, например, верили, что где-то на западе лежит таинственный мир мертвых; там люди ведут примерно ту же жизнь, что и на земле. Умерший человек, чтобы добраться туда, должен преодолеть препятствия и уберечься от злых демонов.

В эпоху древности уже были заложены основы астрономии, медицины, математики, и многие открытия, сделанные в те времена, до сих пор удивляют ученых. Однако ростки рационального сознания, робкие попытки научного осмысления мира не были противопоставлены мифологии, а причудливым образом переплетались с ней. Поэтому, например, в рецептах врачей предписания чисто медицинского характера вполне уживались с магическими формулами, которые, по мнению лекарей, были столь же необходимы для здоровья больного.

Центрами знаний, очагами просвещения были города и храмы, так как именно в них концентрировались образованные, владеющие грамотой люди, которые создавали письменную культуру. Жрецы в то время были и учеными, державшими в своих руках самые сокровенные знания. Распространение письменной культуры происходило и потому, что государству для пополнения административного аппарата требовался постоянный приток грамотных людей. Обычно они набирались из числа тех, кто учился в школах и храмах. Разумеется, в эти школы часто поступали, руководствуясь практическими интересами, стремясь, например, занять выгодное положение чиновника. Но независимо от этого в древних цивилизациях медленно расширялся круг людей, владеющих знаниями и способных эти знания развивать.

Вопросы:

1. Могли ли египтяне приобретать товары в Месопотамии на свои деньги и наоборот? Свой ответ обоснуйте.

2. Р. Килборн в своей теории считал пришлые сообщества более передовыми по отношению к оседлым. Как вы думаете, был ли он прав? Свой ответ обоснуйте.

3. Почему в государствах Древнего Востока рабы никогда не допускались к строительству ирригационных сооружений?

4. Вспомните, как развивался процесс общественного разделения труда. Объясните последовательность этого процесса.

5. Было ли возникновение частной собственности и рынка прогрессивным явлением? Свой ответ обоснуйте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: