Различия гуманитарного и научного познаний культуры. В настоящее время на мировом уровне знания о культуре принято разделять на гуманитарные и социально-научные. К гуманитарному типу познания относятся классические исторические и филологические модели, художественная критика и эссеистика. К социально-научному типу познания культуры относится совокупность познавательных ориентаций, объединяемых общим названием культурная (социальная) антропология — в американском и английском варианте, этнология — во французском. В этот круг включены такие познавательные направления, как общая культурная антропология, психологическая, правовая, политическая антропология, культура организаций, культурный материализм, экологическая антропология и т.п.
Гуманитарный и социально-научный типы познания различаются по структурам и результатам.
Гуманитарному типу соответствуют описательность и повествовательный стиль письма, социально-научному — доказательность и эксплицированная логика рассуждений; результатом гуманитарной работы является образное описание культурных феноменов, социально-научной — классификация и объяснение. Гуманитарный тип характеризуется категориальной размытостью, неопределенностью, неоднозначностью, метафоричностью употребляемых понятий; в результате гуманитарная работа одновременно несет в себе черты философских рассуждений и художественной прозы или эссеистики, не поддающихся эмпирической проверке; социально-научный тип характеризуется четкой определенностью ключевых категорий и терминов, их операционализированностью, т.е. структурированием в соответствии с выделенными единицами анализа и наблюдения и осуществляемыми с ними процедурами в процессе теоретической организации культурной информации; результатом работы является построение теоретических моделей, доступных эмпирической проверке.
Гуманитарному типу свойственны неотрефлексированность, логика обыденных суждений и обобщений; в результате получается работа, вполне доступная для восприятия непрофессионала, не имеющего специальных культурологических знаний и навыков; социально-научному типу свойственна экспериментальная логика, позволяющая достоверным образом доказывать наличие (или отсутствие) функциональных или причинных (каузальных) связей между исследованиями; результатом становятся выводы, для проверки достоверности которых необходимы специализированные знания, позволяющие проследить за правильностью доказательств.
Гуманитарному типу соответствует партикуляристский стиль в познании культуры, т.е. наделение рассматриваемых культурных феноменов свойствами уникальности, неповторимости, самодостаточности, самоценности; результатом становится общее представление о культуре как о совокупности неповторимых и непрогнозируемых феноменов, т.е. идеографическая трактовка культуры; социально-научному типу соответствуют поиск устойчивого и повторяющегося в генезисе, трансформациях; поддержание искусственного мира человека как вида и интерпретация изменчивого, уникального в соотнесении с обнаруживаемыми закономерностями; в результате искусственный мир предстает как совокупность определенных динамических порядков, относительная устойчивость которых обусловливается внутренними закономерными связями; т.е. речь идет о номотерическом подходе к изучению культуры.
Общие основания познания культуры. Вне зависимости от различий теоретических подходов в западной науке о культуре можно выделить совокупность исходных оснований, на которых сегодня базируются соответствующие исследования и которые ограничивают и в общем виде структурируют область культурно-антропологического познания.
Единство человека как вида. Все теоретические и эмпирические исследования базируются на допущении о наличии антропологических универсалий и инвариант, которые предопределяют общие черты во всех культурах (жизнеобеспечение, социализация, социальная регуляция, культурная коммуникация, знаковые системы и т.п.). Благодаря этому допущению правомерными становятся сравнения культурных явлений и процессов в синхронном и диахронном планах.
Активная природа человека в отношениях с окружением. Активность человека в отношении его окружения полагается в современной науке о культуре в качестве врожденного антропологического свойства. Именно эта активность рассматривается как источник изменений, вносимых в свое окружение, освоения этого окружения, преобразования его в жизненную среду, индивидуальной и социальной адаптации в ней. Благодаря такому допущению становятся возможными функциональные и причинные объяснения устойчивости и изменчивости культурных феноменов.
Культура как категория, обозначающая искусственный, а не природный мир человека. В настоящее время в мировом научном сообществе существует общее согласие, что культура - это категория (а не реальный объект), которая обобщает все классы объектов, созданных или освоенных человеком. Искусственность принимается как центральная, ключевая характеристика этой обобщающей категории, выделяющей в совместной жизни и деятельности людей только тот аспект, который относится к искусственным объектам и заученному поведению. Это позволяет выделить и структурировать предметную область науки о культуре и операционализировать единицы анализа (культурные объекты, культурные явления, артефакты).
Соотношение материализма и идеализма. В современной западной науке о культуре доминирует исходное допущение о том, что любой искусственный объект, артефакт порождается на пересечении действия с природным или искусственным материалом и, условно говоря, планирования ожидаемого результата. План может предшествовать действию, может быть результатом обобщения проб и ошибок, может формироваться параллельно действиям. Такое исходное допущение позволяет изучать физические и идеациональные артефакты как по отдельности, так и во взаимной обусловленности. На этих основных исходных допущениях строятся сегодня все научные рассмотрения культурных феноменов вне зависимости от конкретной предметной области, конкретного класса таких феноменов и способа их теоретической интерпретации.
Предметные области культурной антропологии. В современной мировой культурной антропологии предметные области можно классифицировать по двум типам оснований, характеризующих уровень теоретических обобщений; общие и специальные культурно-антропологические теории.
Уровень общих культурно-антропологических теорий. Здесь предметные области изучения задаются теми категориями, которые имеют прямое отношение к поддержанию культурных порядков и характеризуют культуру как категорию в целом.
Культурная черта. Поведенческий, знаковый стереотип, вещь, имеющая высокую степень устойчивости и распространенности в рамках определенного сообщества. Изучаются для идентификации и сравнения культур.
Культурный паттерн. Устойчивая совокупность действий, коммуникативных актов, символов, технологий, относящихся к стереотипам социального взаимодействия в стандартных социально значимых ситуациях. Изучаются для характеристики культурной активности определенного сообщества и для сравнения сообществ по этому параметру.
Культурная ценность. Продукт предпочтения, выбора и присвоения высокого ранга на шкале категоризации определенных классов объектов (вещей, идей, образов и т.п.) по определенным основаниям (этическим, эстетическим, утилитарным и т.п.) определенной группой людей. Изучается для объяснения механизмов сохранения культурных порядков.
Культурная норма. Конвенциально установленные пределы допустимых действий и поведения в стандартных социально значимых ситуациях. Изучается для определения матрицы, детерминирующей нормы взаимодействия в рамках конкретного сообщества.
Все эти ключевые категории по отдельности или в различных комбинациях используются для демонстрации специфики культуры определенного сообщества или выявления общих для различных культур характеристик с последующим объяснением механизмов их порождения и воспроизведения. Такие категории операционализируются через концепты, обозначающие их элементарные компоненты:
— культурные стереотипы, т.е. нерасчлененные и нерефлексивные совокупности действий, суждений, представлений;
— культурные единицы. т.е. любое сообщество, в отношении которого осуществляется поиск общих для него культурных категорий;
— артефакты. т.е. любые искусственные объекты.
На основании межкультурного сравнения такого рода категорий и единиц определяются различия и сходства между культурами различных сообществ. Если такие сходства эмпирически обнаруживаются в глобальном масштабе, они рассматриваются как культурные универсалии.
Таковы предметные области, связанные с общими теориями культуры, носящими обычно гипотетико-индуктивный характер.
Уровень специальных теорий культуры. Специальные теории культуры определяют предметные области культурной антропологии в соответствии с изучением конкретных культурных порядков. Так, институциональному правовому порядку соответствует правовая антропология, жизнеобеспечению — культурный материализм и антропология, политическому порядку — политическая антропология, организационному порядку — культура организации и т.п. В рамках специальных теорий культуры обычно рассматриваются свойственные им нормативные и/или ценностные структуры, считающиеся наиболее показательными и наблюдаемыми характеристиками, позволяющими идентифицировать специфику каждого такого порядка в рамках рассматриваемого сообщества.
Нередки случаи, когда данные, полученные применительно к одному из изучаемых культурных порядков, переносятся на культуру изучаемого общества в целом. Например, в рамках культурного материализма для характеристики культуры в целом считается достаточным изучение только паттернов и норм жизнеобеспечения: к ним сводятся явления, относящиеся к другим культурным порядкам — религиозному, политическому, правовому.
Объекты культурно-антропологических исследований. В качестве исследовательских объектов культурной антропологии к настоящему времени сложились следующие:
— культурно-исторические регионы, поселения различных типов; на них просматриваются сходства и различия культурных черт, характерных для различных сообществ; их изучение становится источником гипотез о культурных универсалиях;
— специализированные области культуры, такие как хозяйство, политика, право, религия, наука, искусство, массовая культура, образование; они являются источником информации о культурных порядках в сложных обществах, о существующих здесь различных культурных кодах;
— социокультурные слои (например, культурно-антропологический анализ элит в обществе, "культура бедности", "контркультура" и т.п.), группы (субкультурные образования), организации (корпоративные нравы, обычаи, кодексы поведения, ценности, предрассудки, мифология); изучение таких объектов позволяет обнаружить сходства и различия между членами одного и того же общества и соответствующими единицами разных обществ;
— индивиды (культурно-антропологический анализ образа жизни людей, его изменений на протяжении жизненного цикла; внешней обусловленности нарушений физического и психического здоровья, отклоняющегося поведения; индивидуальных побуждений к действиям и способов их реализации); на этом уровне изучаются фундаментальные причины и механизмы поддержания или изменения устойчивости культурных образований: культурных паттернов, норм, ценностей, образцов, стереотипов.
Аналитические модели в современной культурной антропологии. Принятые в современной культурной антропологии теоретические способы упорядочения эмпирических данных и объяснения культурных фактов можно свести к следующим доминирующим направлениям:
— культурный материализм, где считается, что совокупности социокультурных феноменов различаются по их адаптационным преимуществам;
— неоэволюционизм, где считается, что совокупности социокультурных феноменов различаются по степени сложности и организованности и возможно движение по этой шкале вверх и вниз;
— функционализм, где считается, что различные социокультурные образования суть производные от фундаментальных человеческих потребностей и в обществе являются взаимодвижущими;
— структурализм, где считается, что культурные феномены детерминированы некоторым набором врожденных принципов (пределов), прямо не наблюдаемых в самих феноменах; при этом внешне сходные явления могут быть детерминированы различными принципами, а внешне различные — одними и теми же;
— психологическая антропология. где считается, что некоторые культурные формы представляют собой вариации на определенную тему (например, удовлетворения человеческих потребностей) или некоторое социальное измерение (например, социальная дифференциация);
— диффузионизм (сегодня переставший быть самостоятельным направлением и ставший составляющей неоэволюционизма), где считается, что различные совокупности сходных культурных феноменов имеют общий источник или связаны друг с другом через механизм заимствования.
Методы, применяемые в культурно-антропологических исследованиях. В современных культурно-антропологических исследованиях применяются методы, сложившиеся за XX век в социальных науках вообще. Специфика культурно-антропологического исследования в сравнении с другими социальными науками заключается не в содержании методов, но в особенностях изучаемой с их помощью информации. Основными используемыми здесь методами можно считать следующие:
— наблюдение: получение прямой информации о культурных явлениях и событиях за счет визуального отслеживания определенных проявляющихся признаков, выбранных и сгруппированных по специально построенной и теоретически обоснованной схеме;
— семантический анализ (частным случаем которого является контент-анализ содержания письменных текстов, иконических, музыкальных, пластических композиций, экстралингвистических проявлений поведения — мимика, жест, пространственные аспекты) с выделением единиц анализа и их организацией для интерпретации по стандартной схеме; метод используется для определения культурных значений и смыслов изучаемых артефактов;
— сравнительный метод: определение сходств и различий между специально выделенными характеристиками сравниваемых культур с последующим выдвижением гипотез об их причинах;
— статистический метод: выявление форм распределения специально выделенных культурных феноменов внутри отдельных или сравниваемых культурных единиц: определение корреляций между этими феноменами с целью выявления функциональных связей; построение динамических рядов таких распределений и корреляций во времени;
— картографирование: представление распределений культурных черт и паттернов по различным регионам земного шара или территориям внутри регионов;
— моделирование культурных явлений и процессов: построение устойчивых теоретических конструкций, позволяющих идентифицировать изучаемый объект по его структуре и отделить вариативные изменения от структурных;
— опрос: построение теоретически обоснованного набора вопросов, ответы на которые достоверным образом указывают на мнения и стандартизированные речевые паттерны у носителей определенной культуры и позволяют определить уровень их культурной компетентности;
— полевое исследование: объединение ряда специально отобранных методов для изучения конкретного культурного объекта (жителей некоторого поселения, работников организации, членов племени и пр.) по определенной теоретически обоснованной схеме и в условиях прямого контакта с ним.
Следует подчеркнуть, что одни и те же методы на разных этапах исследования и в разных исследовательских ситуациях могут использоваться для сбора, организации и интерпретации культурной информации. Так, моделирование можно использовать для построения системы теоретически обоснованных признаков и показателей состояния изучаемого объекта (подготовка сбора информации); для установления весовых соотношений между значениями рассматриваемых переменных (организация информации); для редукции полученных в исследовании данных к некоторым исходным теоретическим основаниям (интерпретация информации).
Решенные социально-научные проблемы в современной культурной антропологии. За время существования западной науки о культуре исследователям удалось в принципе решить ряд программных для нее проблем.
Эволюционистская модель культурной динамики была построена для доказательства, что результирующей всех культурных изменений следует считать развитие, т.е. форму процесса, характеризующуюся количественным приращением разнокачественных элементов с их последующей интеграцией в систему и последовательным повышением уровня ее организации. При всех несовершенствах этой модели есть убедительные основания считать, что к динамике целого ряда социокультурных феноменов — таких, как урбанизация, финансовая система, демократическая форма правления и др., — применимо понятие эволюции, или развития. Однако следует подчеркнуть, что это понятие относится лишь к отдельным культурным феноменам, но не к отдельным культурам и тем более к человеческой культуре в целом, или панкультуре. Таким образом, эволюционизм получил границы применимости в интерпретации динамики культурных феноменов и перестал быть универсальной моделью ее описания и объяснения.
С середины XX века под влиянием новых моделей лингвистических и эмпирических исследований и философии активизировался интерес к поиску культурных универсалий. Обобщение эмпирических данных предыдущего периода, сбор и анализ новых данных по определенной программе и с помощью специальных методов свидетельствуют о том, что ряд культурно-антропологических категорий указывает на универсальные для человечества совместные характеристики жизни и деятельности, такие, как язык, социальные институты, социализация, технология и т.п.
Такого рода универсалии принято интерпретировать как производные от врожденных видовых свойств человека в большей степени, чем от внешних факторов, воздействующих со стороны окружения. Это делает возможным и при исследовании культурных феноменов осуществлять их редукции к такого рода универсалиям и различение между внутривидовыми и обусловленными внешним окружением детерминантами их порождения и существования.
Поиски устойчивых связей между культурными феноменами и попытки фундаментальных интерпретаций подобной устойчивости привели к формированию концепции "культурная система", которая позволяет использовать аппарат общей теории систем. Для такого использования следует вначале доказать, что изучаемый объект можно интерпретировать как систему, т.е. доказать, что он имеет границы (внутренние связи устойчивее и интенсивнее, чем внешние); внутри объекта отчетливо выделяются функциональные элементы и связи между ними, характеризующие его структуру; можно выявить механизмы обратной связи, поддерживающие самотождественность объекта по отношению к окружению; можно установить "входы" (поступающую в объект культурную информацию) и "выходы" (исходящую из объекта культурную информацию), специфичные для объекта, а также свойственную ему схему трансформации "входов" в "выходы". После этого можно применять к нему системную логику анализа.
Следует подчеркнуть, что понятие "культурная система" не подразумевает возможности трактовать культуру как систему в эмпирическом смысле.
Исследования в области лингвистики побудили кульурантропологов поставить вопрос о трансформации исходного материала в элемент культуры, или артефакт. В конструировании и использовании таких трансформационных моделей существенное место принадлежит категориям "деятельность", "взаимодействие", "коммуникация". Благодаря им появляется возможность проследить, каким образом формируется артефакт на индивидуальном или групповом уровне и вследствие чего он становится устойчивым фактом культуры. Это равно относится как к физическим, так и к символическим объектам, как к их формам, так и к содержанию.
Изучение распределения культурных феноменов в глобальном масштабе с самого начала формирования культурной антропологии привлекало внимание исследователей. Еще на пороге XX века была сформулирована так называемая дилемма Тейлора-Галтона. Она содержала вопрос о том, являются ли сходные или тождественные культурные феномены, обнаруживаемые в различных регионах земного шара, продуктами независимого изобретения (производными врожденных свойств человека как вида) либо распространяются путем диффузии, т.е. будучи созданными в одной местности, попадают в другие за счет добровольного заимствования или же принудительного навязывания. В настоящее время обобщение эмпирических данных глобально-культурного характера дает основание полагать, что независимые изобретения связаны с фундаментальными процессами жизнеобеспечения; они немногочисленны и редки. В основном культурные черты распространяются путем диффузии, механизмы которой построены на теоретическом уровне и неоднократно подвергались эмпирической проверке.
Таким образом, в рамках современной западной науки о культуре решен ряд существенных для нее проблем, и эти решения придают достоверность исходным допущениям о сущности культуры как мира искусственных феноменов. Они позволяют:
— отделить системные объекты культурно-антропологического исследования от несистемных, т.е. выделить объект из контекста его существования; выявить стадии формирования культурного объекта за счет применения трансформационных моделей;
— определить направления и качество изменений системного культурного объекта за счет применения эволюционных моделей;
— выдвинуть и проверить гипотезы о распространенности определенного культурного объекта за счет диффузионных моделей.
Нерешенные социально-научные проблемы в современной культурной антропологии. Решение указанных выше фундаментальных для науки о культуре проблем, интерпретация "и объяснение производных от них классов культурных явлений и процессов базировались на классической модели научного познания: выявление инвариант, универсалий и законов, свойственных предмету изучения на макроуровне, т. е в массовом масштабе и на исторической шкале времени.
Будучи отрефлексированной в конце 1960-х — начале 1970-х гг., эта парадигма социально-научного познания обнаружила границы ее применимости, поскольку выявился целый ряд вопросов, ответы на которые невозможно было получить при любых комбинациях и поправках к существующим теоретическим моделям. В течение 1980-х — 1990-х гг. в рамках науки о культуре сформировались следующие проблемные области.
1. Изучение культурных систем постепенно привело исследователей к выводу о том, что не описываемые в терминах общей теории систем культурные феномены являются значимыми факторами, обусловливающими формирование, существование, трансформацию артефактов и их композиций. Соответственно, в настоящее время определилась новая проблемная область в науке о культуре — построение теорий и методологии исследования несистемных культурных феноменов.
2. Построение классических моделей культуры и их применение в различных ситуациях эмпирической проверки, порождаемых на основе гипотез, вывели исследователей на факты, не поддающиеся теоретической интерпретации. Наряду с выделяемыми классическими порядками — предметными областями, композициями искусственных объектов, нормативными, ценностными образованиями, культурными паттернами — были обнаружены зоны неопределенности, где еще не сложились или уже разрушились устойчивые образования, но события, происходящие в таких зонах, оказывают влияние на культурную активность членов общества. В этой связи встал вопрос о том, как рациональным образом иметь дело с подобными феноменами.
3. Классические феномены изучения культуры позволяли выделять и интерпретировать только устойчивые объекты, оцениваемые в масштабах исторического времени: структура семьи, институты социализации и инкультурации, священные и светские нормы, паттерны обыденной жизни и т.п. Накопление эмпирических данных об изменениях подобных образований во времени, с одной стороны, и оценка последствий культурно значимых краткосрочных событий — с другой, привлекли внимание исследователей к нестационарным культурным объектам, время существования которых соизмеряется с жизненным циклом индивида или даже с его отрезками.
Сегодня стоит вопрос о теоретическом осмыслении нестационарных культурных феноменов и особенностей временных измерений их существования.
Выявление в рамках области познания культуры подобных проблемных зон побудило исследователей поставить вопрос о необходимости смены познавательных парадигм. Новые направления в поисках альтернативных принципов познания культуры вписываются в общекультурное течение постмодернизма. Пока в его пределах не сложилась система исходных принципов изучения культурных феноменов. Тем не менее, такие концепты, как маргинальные социокультурные пространства, децентрирование, мир фантазий — теоретического характера; деконструкция, программный эклектизм, редукция к ощущениям и т.п. — методологического, указывают на то, что в познании культуры происходит радикальный сдвиг от макроуровня к микроуровню и от статики к динамике.
Прикладная антропология: современные направления. Современную культурную антропологию можно с полным основанием называть научной, а не гуманитарной или философской областью познания. Во-первых, большинство имеющихся здесь теорий имеют показательное, хотя и частичное — на отдельных областях культуры — эмпирическое подтверждение. Во-вторых, после второй мировой войны в культурной антропологии начались активные прикладные разработки.
К настоящему времени культурно-антропологическое знание в практическом применении активно и успешно дополняет социологическое, психологическое, политологическое, экономическое. Стало совершенно очевидным, что все социальные технологии включают в себя культурную компоненту и что социальное выделение и рациональный анализ этой компоненты делают подобные технологии более эффективными. В современной культурной антропологии можно выделить следующие направления прикладных разработок.
Программирование социокультурного развития. Это направление базируется на представлении о возможности целенаправленного регулирования социокультурных процессов в масштабах общества. Соответственно, на основе диагноза и прогноза в отношении текущей социокультурной ситуации выделяются устойчивые тенденции, которые обосновываются как приоритетные, необходимые или социально значимые с точки зрения поддержания существующей ситуации или решения проблемной. Далее разрабатываются рационально обоснованные стратегии усиления позитивных и ослабления негативных тенденций такого рода. Наконец, определяются способы реализации подобных стратегий. Программирование социокультурного развития по сути своей является ядром построения и реализации современной социокультурной политики. Такая работа осуществляется специалистами, имеющими профессиональную социально-научную подготовку.
Проектирование социокультурных объектов и процессов. Это направление базируется на представлении об искусственности культурных объектов. Изучение закономерностей их порождения и существования позволило ставить вопрос об их целенаправленном конструировании или объединении в функциональные конфигурации. Социокультурное проектирование сегодня занимает значимое место в осуществлении культурной политики и является основным тактическим ее инструментом как в поддержании уже существующих культурных процессов, так и в решении социально значимых культурных проблем. Такого рода деятельность выделена в особую профессию и является предметом специального обучения.
Улучшение качества жизни. Это направление объединяет в себе принципы первых двух применительно к локальному — муниципальному и субмуниципальному — уровню осуществления программ социокультурного развития. В рамках этого направления решаются вопросы, связанные с формированием комфортабельной жизненной среды для локальных сообществ, улучшением содержания их досуга, включая самообразование, развлечения, спорт и т.п.
Социальное участие. Это направление тесно связано с предыдущим, поскольку ориентировано на привлечение жителей локальных территорий к участию в поддержании их жизненной среды в удовлетворительном состоянии собственными силами. Социальное участие включает в себя такие формы культурной активности, как культурные движения (экологические, художественные, краеведческие и пр.) взаимопомощь по месту жительства, проведение досуга, участие в локальной политике и т.п. Организация социального участия в настоящее время является значимой составляющей локальной культурной политики и осуществляется специалистами с высшим образованием.
Связи с общественностью. Это направление имеет самую длительную историю существования. Его начало можно отнести к моменту возникновения профессиональной журналистики и рекламы. В настоящее время это развитая самостоятельная прикладная область на пересечении культурной антропологии, психологии и социологии. Она включает в себя формирование и поддержание внутренней и внешней среды для определенной организации; создание внешнего позитивного имиджа этой организации; культурные аспекты маркетинга; рекламу и прессу, связанные с внешней представленностью организации; формирование и поддержание неофициальных связей организации со значимыми для ее существования институциональными структурами. Всеми этими видами деятельности занимаются профессионалы, получившие специальную подготовку.
Культурные аспекты менеджмента. Это направление является относительно новым. Оно сформировалось и успешно развивается примерно с 1980-х гг. Основой его формирования стало использование классического культурно-антропологического знания, которое, как известно, накапливалось в результате изучения племенных, бесписьменных культур, культур далекого прошлого, по отношению к современным организациям. Здесь выявляются и функционально используются такие культурные образования, как ценностные ориентации, нравы и обычаи, ритуалы, складывающиеся в организации. На них в сочетании с официальными институциональными нормативами и функциональными ролями — строятся социокультурные технологии управления процессами социального взаимодействия в организации, решения организационных проблем и задач. Такого рода деятельность предполагает специальную подготовку руководящих работников организации.
Культурные аспекты арт-бизнеса. Это направление связано с целенаправленной организацией масштабных культурных мероприятий, таких, как шоу, фестивали, выставки, а также с разработкой и реализацией репертуарной политики театров, филармоний, кинопроката и т.п. Задачи такого рода деятельности связаны с разработкой технологий привлечения спонсоров и публики к проведению подобных мероприятий: презентаций, рекламы, освещения в средствах массовой информации и т.п. В настоящее время все это осуществляется силами специально подготовленных профессионалов.
Культурные аспекты социальной работы. Хотя социальная работа как область социологии существует примерно с начала XX века, внимание к ее культурным аспектам проявилось сравнительно недавно — приблизительно с середины 1970-х гг. Стало очевидным, что культурные и субкультурные различия людей, нуждающихся в социальной помощи, с одной стороны, и также этих людей и социальных работников — с другой, во многом определяют эффективность такого рода деятельности. В настоящее время социальные работники специально обучаются тому, как в своей профессиональной деятельности учитывать эти различия.
Организация межкультурных коммуникаций. Это направление прикладной культурной антропологии носит наиболее аналитический характер. Оно базируется на выявлении тех межкультурных различий представителей взаимодействующих сторон (дипломатов, деловых людей, участников специализированного туризма и т.п.), которые могут способствовать или препятствовать эффективности взаимодействия, а также на обучении их социокультурной технологии установления и поддержания контакта. Такого рода деятельность осуществляют консультанты, имеющие специальную профессиональную подготовку.
Сказанное выше свидетельствует о том, что культурная антропология как наука имеет не только объемную фундаментальную базу, состоящую из результатов и эмпирических исследований. В ее рамках существует также разветвленная сеть прикладных разработок и видов деятельности, где фундаментальное знание уже трансформировано в серии достаточно эффективных социокультурных технологий.
Современное состояние отечественной культурологии. Как уже отмечалось ранее, в современной России знание о культуре резко разделяется на историческое (гражданская история, история искусства, религии, философии, государства и права и т.п.) и философское (философия культуры). Причем оба уровня характеризуются гуманитарным способом рассуждений.
Наука о культуре только начинает формироваться. Ее становление осуществляется на встречном движении двух познавательных факторов. С одной стороны, это отдельные познавательные области, в рамках которых применяется общенаучная методология. К ним следует отнести, прежде всего, лингвистику, формальные теории искусства, социологию культуры, психологию познания, отечественные формы бихевиоризма, общей теории систем и т.п. С другой стороны, постепенно начинают осваиваться и диффундировать в отечественные модели рассмотрения культуры определенные положения из западной культурной антропологии: элементы культурной экологии, функционализма, структурализма, феноменологии, постструктурализма. Исходная традиционалистская смесь классической идеографии (исторический подход) и номотетики (марксистское объединение эволюционизма с прогрессивизмом) в сочетании с бессистемными вкраплениями новых и новейших концептов, категорий, терминов из западной науки о культуре определяют сегодня содержание той области познания, которая носит название "культурология".
Такое синкретическое состояние этой области в настоящее время представляется естественным, хотя и малопродуктивным для позитивистского знания о культуре. Примерно то же самое можно было наблюдать на Западе в середине XIX века. Однако об отечественной культурологии имеет смысл говорить всерьез, поскольку, как свидетельствует краткая (с 1970-х гг.) история ее существования, она внутренне дифференцируется и структурируется достаточно быстро.
Познавательный синкретизм культурологии. С самого начала (1970-е гг.) и до сих пор отечественная область познания культуры остается внутренне не расчлененной. Здесь обнаруживается смешение философских, метафорических (недоказуемых и неопровержимых) априорных суждений, ссылок на несистематизированные исторические факты, метафорических гуманитарных описаний. Сама культурология называется то "философской наукой", то "гуманитарной наукой", хотя хорошо известно, что ни философский, ни гуманитарный типы не являются научными. Такие идентификации культурологии снимают с исследователей всякую ответственность за соответствие их работ нормам научной деятельности.
Социально-научное направление в познании культуры только начинает формироваться, но пока остается официально непризнанным. Познавательный синкретизм культурологии отчетливо проявляется в ряде призывов, устойчиво характеризующих большинство культурологических работ.
В рассмотрении культуры доминирует описательность; типологии культур и культурных феноменов не имеют эксплицитных оснований. В результате сосуществует множество таких типологий (формации, цивилизации, культурные ареалы, этнические культуры, ценности, нормы, национальные характеры, менталитеты и пр.), оказывающиеся несопоставимыми друг с другом и в информационном отношении: ни конкурирующими, ни дополнительными, ни взаимоопровергающими.
При описании культур и культурных феноменов обнаруживается категориальная неопределенность, размытость значений используемых понятий. Это делает допустимыми употребление одних и тех же терминов в разных смыслах внутри одного и того же текста, а также совместное использование понятий из разных познавательных контекстов — например, "духовная культура" в материалистическом марксистском контексте; "культурные ценности" по отношению к каждому культурному объекту; "культура и искусство", "культура и наука" и т.п. как нечто разъединенное; "материальная, духовная и политическая культура" как основные составляющие культуры и т.п. Соответственно, нередко вместо решения научных задач отечественные культурологи спорят о значениях понятий.
При использовании категорий и понятий проявляется свойственная отечественным культурологам-интеллектуалам склонность к онтологизации слова; этот феномен издавна известен как средневековый реализм. Сегодня в международном научном лексиконе он называется реификацией и состоит в том, что категории воспринимаются как реально существующие не просто объекты, но скорее субъекты автономного действия. В отечественном обществоведении общество, социальный слой, группа, институт прямо называются субъектами; часто встречаются обороты типа "культура может", "диалог культур" и т.п. или же "институт (организация, предмет, технология и пр.) призван" и т.п. Соответственно, многие рассуждения приобретают фантастический, мифологический смысл. Категориям типа "общество", "культура", "человечество", "институт", "организация", "ценность" и т.п., которые символически объединяют множество однородных и различных, но содержательных единиц и указывают на это множество, обозначают его, приписывается свойство самостоятельной деятельности. Более того, в качестве онтологических сущностей они провозглашаются "объективными", т.е. независимыми от людей;
Большей частью высказывания общего характера, относящиеся к категории "культура", имеют декларативную метафизическую форму, строятся в терминах обыденной или мифологической, а не научной логики (таковы, например, представления о "пассионарности" или "карнавализации культуры");
Значительная часть работ отечественных культурологов несет отпечаток желания авторов создать художественное произведение: употребляется метафора там, где имеется точный термин; ради сохранения ритмики изложения приносится в жертву стиль высказывания; повествование радикальным образом превалирует над доказательством; любое четкое определение понятия подвергается критике за неполноту и начинает размываться за счет попыток его дополнений и уточнений. Это позволяет авторам без особых усилий быстро писать объемные статьи и монографии.
Большинство рассуждений о культуре носит партикуляристский характер: описываются отдельные конкретные случаи, и им без достаточных оснований придается статус либо уникального явления, либо показательного типичного примера (эталона); поскольку отечественные культурологи в процессе образования не получили навыков определения и операционализации категорий, формулирование доказательств, построения теорий, они плохо представляют себе, что можно считать культурным фактом, а что — нет. Поэтому их работы содержат причудливую смесь свидетельств из разнокачественных по достоверности источников, несопоставимых друг с другом. Обобщенные же высказывания не являются результатом логического синтеза культурной информации, содержащейся в рассматриваемых отдельных случаях, но носят априорный, метафизический характер. Примерами могут служить отечественные рассуждения о культуре как системе, где разрозненные конкретные факты используются лишь для иллюстрации целостности и взаимосвязанности исходно неопределенно понимаемой культуры, или же о цивилизации, где множество разнородных данных насильственно объединяются в априорно провозглашаемые, но принципиально недоказуемые единства.
Таким образом, современная отечественная культурология представлена внутренне нерасчлененными на философское, гуманитарное, социально-научное направления текстами. Основная стилистика — гуманитарная, характеризующаяся описательностью, партикуляризмом, неопределенностью понятий, логикой здравого смысла.
Общие основания познания культуры. Анализ культурологических текстов позволяет выделить общие основания, на которых строятся рассуждения о культуре.
1. Единство человечества как вида в принципе признается. Однако параллельно утверждается онтологическая специфичность этнических культур, что подразумевает трактовку этноса в биологических терминах, а не с точки зрения неврожденных социокультурных особенностей. Это противоречие не является предметом теоретической рефлексии и профессиональных дискуссий.
2. Утверждается активная природа человека в отношениях с окружением, и основными категориями, указывающими на это, являются наиболее часто употребляемые в культурологии понятия "творчество" и "деятельность" в качестве культурообразующих.
3. Проводится четкое различие между природой и культурой; культура определяется как продукт человеческой деятельности и творчества, а природа рассматривается как контекст, в котором такая активность осуществляется.
4. Культурная динамика рассматривается как имеющая закономерный характер. Она трактуется только в макроисторических терминах, и ей приписываются две основные формы: эволюционная (развитие) и волнообразная (цикличная). Цикличную форму изменений принято соотносить с традиционалистскими культурами прошлого (равно письменными и бесписьменными); развитие — с христианством, концептуально положившем начало идее осевого времени.
5. При трактовке генезиса культурных феноменов признается равное значение материального и идеального начал. Хотя в культурологической литературе больший интерес проявляется к идеальным детерминантам этих феноменов — вплоть до того, что иногда создается впечатление чисто идеалистической трактовки культуры (например, цивилизации определяются через господствующие религиозные доктрины; "общественное сознание" считается основной детерминантой совместных индивидуальных действий людей; право, наука, искусство, религия называются формами общественного сознания и т.п.).
Сравнивая основания, на которых строятся представления о культуре на мировом и отечественном уровнях, можно заметить существенное сходство. Это позволяет предположить, что отечественная культурология будет двигаться в едином русле с мировой наукой о культуре и со временем приобретет более рационалистичные формы, чем в настоящее время.
Предметные области отечественной культурологии. Отсутствие исторической преемственности между отечественными изысканными в области культуры конца XIX — начала XX вв. и ее современным состоянием, а также несистематические заимствования представлений о культуре из западных социальных наук и философии обусловили сегодняшнее состояние неупорядоченности в отношении предмета и объектов культурологии. Тщательный анализ отечественных культурологических текстов позволяет тем не менее провести здесь некоторую дифференциацию. В качестве предметных областей современной отечественной культурологии можно выделить следующие:
— идеи и образы, извлекаемые из исторических и художественных текстов; на основе их рассмотрения выдвигаются гипотезы о "культурных эпохах";
— традиционные образы, обычаи, ритуалы, на базе изучения которых строятся суждения об идентификациях локальных традиционных культур;
— деятельность, творчество, которые лишь декларируются в качестве ключевой предметной области культурологии, но не изучаются;
— нормы и параметры, извлекаемые из текстов или массовых опросов, рассматриваемые как существенные детерминанты реальных действий.
Пока предметные области культурологии не отрефлексированы, не выделены специально и не упорядочены. Здесь мало внимания уделяется семантическим, коммуникативным, символическим структурам, моделям социализации и инкультурации, процессам порождения, существования, трансформации культурных объектов.
Однако сравнение культурологических работ 1970-х и 1990-х гг. свидетельствует о том, что тенденция к рациональной дифференциации и упорядочению предметных областей культурологии существует, и эти процессы протекают в сходных с мировой наукой о культуре направлениях. Во-первых, обнаруживается выделение предметных областей на основе специфики деятельности — политическая, правовая, художественная, массовая культура. Во-вторых, предметные области выделяются в соответствии с качеством артефактов: нормативные, ценностные образования, предметно-пространственная среда.
Объекты анализа в современной отечественной культурологии. В связи с нечетким определением предметных областей культурологии объекты изучения также не имеют ясно очерченной формы, нередко при чтении трудно провести методологическое различие между предметом и объектом изучения. Тем не менее в самом общем виде можно выделить следующие типы объектов:
— отдельные области культуры, в основном искусство и религия, рассмотрение которых в классическом историческом плане авторы считают достаточным, чтобы судить о "культуре в целом";
— неопределенные "культурные единицы" — культура как целое, цивилизация, формация, "Запад—Восток", которые выделяются на спекулятивном уровне, не имеют единиц анализа и наблюдения, не операционализированы и являются объектами априорных идеологизированных суждений с привлечением разнородных и случайных эмпирических иллюстраций;
— определенные социокультурные группы, мнения членов которых выявляются путем массовых опросов, чтобы на их основе строить прогнозы о поведении в определенных ситуациях или же делать далеко идущие выводы о социокультурном расслоении.
По мере структурирования предметных областей отечественной культурологии можно ожидать более четкого выделения ее социально-научной ориентации. Соответственно, все более четкими станут определения категорий анализа и единиц наблюдения, и все более рефлексивным будет отношение к обоснованию выделения и структурному описанию объектов исследования.
Аналитические модели, используемые в отечественной культурологии. В отечественной культурологии сегодня доминируют спекулятивные построения на извлеченныхиз работ историков фактах и их интерпретациях. Самостоятельные исследования редки и не систематичны. Тем не менее, можно приблизительно выделить те аналитические модели, к которым прибегают отечественные культурологи при построении своих рассуждений.
Наиболее распространенным является философский телеологизм, обращение к которому предполагает интерпретацию динамики человеческого вида и его искусственного мира как движение в сторону совершенствования. Направления такого совершенствования различны: это может быть "всестороннее развитие личности", "реализация всех творческих способностей человека", "всеобщее равенство", "устойчивое развитие", "сбалансированное общество" и т.п. В любом случае культура рассматривается как ценностная категория, обозначающая степень приближенности людей к априорно положенным целям. В рамках такого подхода "культура" несет в себе положительную оценку искусственных объектов и заученного поведения. Здесь употребляются такие понятия, как "культура личности", "антикультура", "культурность" и пр. Работы такого рода не несут в себе познавательной информации. Они обычно написаны в жанре проповеди или идеологически окрашенной журналистики.
Функционалистский подход обнаруживается во всех работах, авторы которых связывают искусственный мир человека с его потребностями или деятельностью. В этом случае категория "культура" указывает на то, что составляющие ее объекты специально создаются для решения задач, связанных с адаптацией человека в его природном и искусственном окружении. Следует подчеркнуть, что в отечественной культурологии отсутствуют позитивные функционалистские теоретические разработки, а также исследования, выполненные на функциональных основаниях. В явном виде функционалистские положения можно обнаружить лишь в критических работах, авторы которых обычно не имеют собственной теоретической позиции и не провели ни одного теоретического или эмпирического исследования. В основном же функционалистские допущения используются не рефлексивно.
Структуралистский подход используется отечественными авторами с целью понять значения и смыслы отдельных феноменов через их внутреннее строение и связь с контекстом их существования. Исследования такого рода проводятся в отношении различных объектов: это могут быть литературные тексты, иконические изображения, архитектура, искусственная пространственная среда и т.п. Пока структурализм очень слабо используется для изучения культурных аспектов социального взаимодействия и коммуникативных процессов. Однако можно ожидать расширения такого рода исследований. Следует подчеркнуть различие между исследовательскими структуралистскими работами и работами о структурализме. Последние пишутся людьми, не применяющими этот подход на практике и вообще не занимающимися исследовательской деятельностью. Кроме того, критические суждения они выносят не сами, а заимствуют у западных исследователей. Поэтому такие работы носят просветительский, а не научный характер.
Классический эволюционизм можно обнаружить в работах культурологов, трактующих культуру в макроисторическом плане. Вне зависимости от того, идет ли речь о смене общественно-экономических формаций, о цивилизациях или культуре как отдельной системе, понятие "развитие" является здесь ключевым, адаптация людей к окружению рассматривается как движущая сила развития, и считается, что культуры можно упорядочить по шкале эволюции. Здесь, как и в первом случае, концептуализация культуры носит телеологический характер. Классический эволюционизм, как известно, таков. Но в подобных работах нет той прямолинейной вульгаризации, которая обнаруживается у "идеологов", и подразумеваются вероятностные, а не линейные закономерности в отношениях человека с окружением. Следует отметить, что собственно эволюционистских исследований в России не проводилось и не проводится. Речь идет о том, что информация о разного рода феноменах культуры, почерпнутая из работ историков, трактуется некоторыми отечественными культурологами в эволюционистском ключе.
Методы исследования, применяемые в отечественной культурологии. В рамках культурологии пока проводится очень мало исследований, и, главным образом, на материале искусства. В то же время можно указать на области познания, в рамках которых происходило и происходит накопление данных о культуре и которые в сегодняшней культурологии освоены слабо. Это исторические документы, археологические, этнографические данные, результаты лингвистических и психологических исследований и т.п. Соответственно, имеет смысл рассмотреть, каким методическим аппаратом располагают отечественные культурологи.
Филологический анализ содержания литературных источников. Это практический, слабо отрефлексированный с точки зрения последовательности процедур способ работы с письменными текстами. Его можно поместить на грани между наукой и искусством. Будучи хорошо освоенным, он приносит достоверные результаты. Большая часть работ, связанных с такими значимыми для культурологии категориями, как стиль, жанр, авторская манера, композиция, образы, тропы и т.п., сделана на литературном материале с помощью именно этого метода. Он используется также для атрибуции анонимных произведений литературы.
Искусствоведческий анализ объектов художественной культуры. Он принципиально такой же, как и предыдущий, с тем различием, что в этом случае речь идет о работе с невербальным материалом. Характер материала обусловливает определенные особенности применения способов анализа, делая их более приспособленными для работы с иными, чем литературный, культурными кодами — иконическим, музыкальным, пластическим, архитектурным. Исследователям этого круга приходится более, чем литературоведам, иметь дело не только с отдельным объектом, но и с контекстом его порождения и существования, с его семантическими аспектами. Поэтому к настоящему времени набор приемов работы с невербальными аспектами оказался более обширным и утонченным, чем в литературоведении. Благодаря использованию элементов теории информации, семантики и, как ни парадоксально, лингвистики, психо- и социолингвистики (не используемых в литературоведении) музыковедение, исследования в области изобразительных искусств, теория архитектуры сегодня намного ближе к научным методам в работе с материалом, чем литературоведение.
Опрос. Этот метод используется в России самым нерефлексивным образом. Несмотря на то, что во всех, даже плохих, работах, посвященных методам социально-научных исследований, содержатся предупреждения о сложностях, несовершенствах, ограничениях, связанных с методом, на практике с ним обращаются самым примитивным образом. Ставятся прямые вопросы, к ним даются заранее заготовленные исследователями наборы вариантов ответов. Опросные листы раздаются или рассылаются в массовых масштабах без учета лексической специфики и уровня культурной компетентности адресатов. Причем бывают анкеты, содержащие более 100 вопросов, что недопустимо, исходя из стандартных требований к адекватному использованию методов опроса. Полученные ответы примитивным образом подсчитываются, и на этих зыбких основаниях делаются далеко идущие выводы о реальном поведении или, что еще безграмотнее, о "содержании сознания" людей. Соответственно, работа с такими данными предполагает специальную программу их вторичной обработки.
Статистика. Статистические методы в их простейших формах широко используются в отечественных социальных науках — в основном с целью выявления форм распределения социокультурных феноменов, реже — для определения их динамики во времени, поскольку во многих случаях для построения необходимых рядов не хватает данных. Более сложные формы возможного использования статистики для решения социально-научных задач, разумеется, существуют. Однако они практически не используются из-за отсутствия взаимного интереса друг к другу представителей социальных наук и квалифицированных математиков.
Полевое этнографическое исследование. Обычно оно имеет значительно более узкие рамки, чем на Западе, и ограничено фольклорными материалами или объектами народной художественной культуры как самоцелью. В отечественной этнографии даже образ жизни людей сводится к труду, религии и народной эстетике. Сама программа такого исследования традиционна и не несет в себе современного критического отношения к источникам информации. Соответственно, чтобы использовать такие данные в научных исследованиях культуры, следует подвергать их обоснованному и рефлексивному вторичному анализу.
Биографии. В России очень модно собирать биографические данные разного рода знаменитых покойников. По-видимому, это свидетельство традиционализма отечественной культуры с ее примитивным культом предков и оставшимися от него в христианстве житиями святых. Самым показательным примером является "пушкиноведение". Такого рода работы обычно являют собой симбиоз из отрывочных, несистематизированных документов и их вольных интерпретаций. Содержащаяся в них достоверная информация непропорционально мала по сравнению с объемами самих письменных текстов, однако при квалифицированном отборе она может стать материалом для достоверных суждений об определенных явлениях культуры прошлого. Кроме того, предметом культурно-антропологического исследования может быть сам феномен некрофилических изысканий отечественных биографов и достаточно широкий интерес к их писаниям.
Говоря о методах исследования, используемых и пригодных для использования в науке о культуре, следует подчеркнуть слабую отрефлексированность их методологических оснований. Обычно как-то оговариваются методы сбора информации. Да и то практически не встречаются развернутые обоснования, почему для данного исследования избран именно этот, а не какой-нибудь другой метод. Методы анализа материала не эксплицируются, а о том, что основания интерпретации материала для построения выводов должны быть четко сформулированы, отечественные культурологи, видимо, даже не подозревают. Тем не менее, можно говорить о наличии некоторых методологических тенденций, которые могут быть использованы, прослеживаются в отечественной культурологии и позволяют ставить вопрос о возможности повышения достоверности культурологических данных и выводов.
Решенные проблемы в рамках отечественной культурологии. Из сказанного выше с очевидностью следует, что в отечественной культурологии не ведется целенаправленных фундаментальных (в принятом в мировой науке смысле, а не в отечественной интерпретации) исследований; чрезвычайно мало и квалифицированных исторических обобщений. В этой области можно констатировать низкий уровень научной культуры.
Соответственно, о решении каких-то научно и практически значимых теоретических проблем не имеет смысла говорить. Единственной решенной проблемой можно считать выделение культурологии в самостоятельную дисциплину и наметившуюся тенденцию к ее более отчетливой дифференциации на философское, гуманитарное и социально-научное направления.
Нерешенные проблемы в рамках отечественной культурологии. Применительно к отечественной культурологии нет смысла говорить о нерешенных проблемах в том ключе, в каком они рассматривались применительно к западной науке о культуре. Скорее всего, здесь общей нерешенной проблемой является определение статуса культурологии по отношению к другим социально-научным дисциплинам через рефлексию к ее основаниям, обсуждение ее морфологии и оценки возможного прикладного применения.
Прикладная отечественная культурология. В современной России прикладное использование социальных наук начинает распространяться и все более признаваться в качестве необходимой составляющей целенаправленной организации и регулирования социокультурных процессов. Отечественный опыт социального программирования, проектирования, планирования, как и в развитых странах, в настоящее время свидетельствует о недостаточности не только экономического, но и социологического подхода. Выявилась необходимость принимать во внимание культурные переменные объектов целенаправленного регулирования: предпочтения, привычки, нравы, уровень культурной компетенции и т.п. Однако пока работы в этом направлении только начинаются, и при недостатке разработок по социокультурным технологиям и неумелом заимствовании западного опыта сегодняшнее состояние прикладной культурологии не отвечает уровню социальных запросов. Тем не менее имеет смысл выделить направления подобных разработок и оценить, какие из них следует поддерживать.
Проблемы занятости. Они обусловлены разрушением рабочих мест, переставших соответствовать современной необходимости. Модернизация в системе общественного разделения труда происходит медленно, новых рабочих мест пока недостаточно, и претендентам на них не хватает квалификации. Соответственно, нужны прикладные культурологические разработки, связанные с адаптационной помощью тем, у кого существуют проблемы занятости. Подобные функции можно объединить со службами занятости. Сегодня такого рода разработки начинают разворачиваться в рамках социальной работы, хотя культурологический аспект здесь пока выражен слабо.
Менеджмент в сфере культуры. В развитых странах менеджмент в сфере культуры представляет собой особую специализацию. Специальную подготовку получают люди, которые предполагают стать директорами театров, музеев, филармоний, художественных галерей и пр. В отечественных вузах культуры также начинается подготовка подобных специалистов, хотя пока преимущественно с акцентом на экономическом, а не на культурном аспекте профессиональной деятельности.
Связи с общественностью. Как было сказано ранее, в развитых странах область специализаций, носящая название "public relations" (связи с общественностью), имеет сложную структуру и объединяет целый ряд функций, относящихся к связям организации со средой ее существования и поддержанию ее позитивного имиджа в этой среде. В России эта профессиональная деятельность пока ограничивается такими основными направлениями, как связи с прессой и маркетинг, причем в обоих случаях люди, занимающиеся этим, как правило, не имеют специальной подготовки. В настоящее время спрос на специалистов по связям с общественностью возрастает, и понятно, что необходимы прикладные разработки в этой области применительно к России, поскольку западный опыт напрямую в отечественную культурную среду перенесен быть не может.
Социальная работа. За этим названием обнаруживается целая совокупность направленных действий, связанных с помощью представителям социально слабо защищенных групп и групп риска. Это организация внешкольной работы с детьми и подростками, групп взаимопомощи, социально полезной деятельности, самодеятельности по месту жительства; оказание консультативной помощи по вопросам личностной, семейной, профессиональной адаптации; юридическая и материальная помощь; уход за больными и престарелыми и т.п. В настоящее время в России активно проводятся разработки в этом направлении и, по-видимому, здесь можно ожидать достаточно скорых успешных результатов.
Социальное участие. Этот вид деятельности заключается в организации социально полезной деятельности людей по месту жительства: участии в решении вопросов локальной политики, взаимопомощи, самозащиты, улучшении качества жизни и т.п. Пока специальная работа в этом направлении не осуществляется в достаточных масштабах и не носит систематического характера; профессиональная подготовка работников такого рода отсутствует. Однако, как свидетельствует мировой опыт, социальное участие все более становится необходимой компонентой современной социокультурной жизни. Специалисты по организации социального участия готовятся в вузах, и есть основания предполагать, что в России этот вид деятельности может быть весьма полезным.
Социокультурное проектирование. Во всем мире уже с послевоенного периода существуют так называемые программы социокультурного развития и повышения качества жизни. Для их разработки и реализации сейчас готовятся специалисты с высшим образованием. В России аналоги такой деятельности существуют, хотя ею пока занимаются люди, не имеющие специальной профессиональной подготовки. В то же время в нашей стране уже есть теоретические разработки и опыт проектной деятельности, достаточные для осуществления подготовки специалистов в этой области.
Социокультурная политика. Прикладные разработки в сфере социокультурной политики сегодня проводятся во всех развитых и наиболее продвинутых развивающихся странах. Социально-научное, в т.ч. культурно-антропологическое знание входит в такие разработки в качестве неотъемлемой составляющей. В России социальная политика сводится только к экономической компоненте, а собственно социальные вопросы не решаются; культурная политика ориентирована только на воспроизведение существующих объектов культуры, а качество их социально значимых функций остается без внимания. И хотя определенные прикладные разработки в обеих областях имеются и так называемые практики из сферы управления готовы к рационализации своей деятельности, пока такого рода деятельность не имеет адекватной институциональной организации.
Сказанное означает, что в России есть предпосылки для развития прикладного использования социально-научного, в т.ч. культурологического, знания. И целенаправленная институциональная деятельность в этом направлении может принести социально полезные результаты.
Предпосылки формирования отечественной культурологии как научной дисциплины. При всех несовершенствах отечественной культурологии, описанных выше, из всего сказанного следует также, что для ее формирования как специальной научной дисциплины уже имеются определенные предпосылки.
Необходим