Распространение христианства

Религиозный синкретизм

Образование Римской империи оказало громадное влияние и на историю религий тех народов, которые вошли в состав империи. Некоторые мифологические пред­ставления греков были восточного происхождения, а римляне тоже довольно рано приняли кое-какие эллинские мифы и культы. Иногда должностные лица Рима противились религиозным заимствованиям у соседей, и, например, в начале II в. до н. э. сенат предпринял строгие меры против культа Вакха, сопровождав­шегося диким разгулом (вакханалии), но зато в других случаях совершалось официальное признание новых богов. Римляне даже «переманивали» к себе божества своих врагов, обещая приносить им жертвы. Кроме того, они скрепляли политические союзы и религиозным общением с союзниками. С завоеванием провинций, с распространением римлян по всем странам вокруг Средиземного моря, с появлением массы иноземцев в самом Риме все более и более росло и крепло смешение богов разных стран и народов, или так называемый религиозный синкретизм. Особенным сочувствием римлян пользовались восточные культы с их таинственностью, пышностью и греческими влияниями. В Риме стали чествовать и Великую Мать богов, которой поклонялись в Сирии и богиню египтян Изиду, и иранского бога света Митру, и многих других богов, боясь, не забыт ли еще кто-либо из богов, и даже ставя жертвенники неизвестным богам. Привлекали к себе общество и разные мистерии, т.е. таинственные обряды, стоявшие в связи с верованиями в загробную жизнь, которые у самих римлян были развиты слабо. С восточными культами приходили и восточные суеверия, на которые особенно падка была невежественная толпа. Религиозными верованиями Востока интересовались и некоторые императоры (например, Адриан). В III в. император Гелиогабал был сам жрецом сирийского Ваала и привез с собою в Рим священный камень родного храма, упавший с неба. Его родственник Александр Север отличался даже особою наклонностью к религиозному синкретизму. В его дворцовом святилище стояли статуи богов разных народов, и в их числе была даже статуя Иисуса Христа, которого он тоже включил в сонм своих богов.

Основание первой христианской общины (церкви) в Иерусалиме относятся к царствованию Тиберия. Римляне смотрели на христианство, как на одну из еврейских сект, так как первыми христианами были одни евреи, но уже в середине I в. новая религия, в которой «не должно было быть ни иудея, ни эллина, ни варвара», а все должны были признавать себя детьми единого Небесного Отца, исповедовалась и небольшими общинами в разных местах империи. Апостольский собор в Иерусалиме постановил, что язычники, обращающиеся ко Христу, не обязаны подчиняться закону Моисея, и это совсем отделяло христианство от иудаизма и делало его религией, возвышавшейся над условиями места и племени.

Постепенно во всех больших городах Востока и Запада, в Антиохии, в Александрии, в Риме и т. п., а потом и в меньших селениях возникли общины верующих, получившие название церквей и состоявшие из клира (епископов, пресвитеров и диаконов) и мирян. Между этими общинами существовали постоянные сношения, и установилась связь, и все они, вместе взятые, составили одну общую организацию, охватившую под именем вселенской (кафолической) церкви все провинции империи. Число христиан все более и более возрастало, и последователи христианства встречались в разных классах общества. Но прежде чем утвердиться в Римской империи, христианство должно было выдержать страшную борьбу с язычеством.

Причины преследований, которым правительство и население Римской империи подвергали христиан, были весьма разнообразны. Как уже упоминалось, римляне сначала не отличали христиан от евреев, видя в новой религии только простую иудейскую секту, а так как евреи держали себя особняком и не хотели подчиняться государственной религии Рима, то на них смотрели, как на человеконенавистников. Восстания иудеев в шестидесятых годах первого века и в тридцатых второго заставляли видеть в них вдобавок и бунтовщиков против государственной власти.

Христиане также решительно отказывались от любых видов религиозного общения с язычниками, поэтому и они в глазах последних были человеконенавистниками. Поскольку на раннем этапе развития христианства христианское богослужение совершалось в большой тайне для посторонних, то в народе стали распространяться слухи о том, что христиане пользуются для своих обрядов кровью младенцев. Отказ последователей новой веры от поклонения статуям императоров воспринимался как государственное преступление. Всё это привело к жесточайшим гонениям на христиан, продолжавшимся около двух с половиной веков. В этот период христиане часто скрывались в катакомбах – обширных подземных помещениях, где собирались для совершения богослужения и где хоронили умерших. Иногда гонения ослабевали и некоторые императоры (напр., Александр Север) даже сознательно держались терпимости.

Одним из самых сильных гонений на христиан стало так называемое Диоклетианово гонение, связанное с именем императора Диоклетиана (начало IV в.). В начале это были эдикты, потом ими наполнились тюрьмы. Но это гонение стало последним в истории римского христианства.

Константин Великий (с 306 г «цезарь», в 313 – 323 гг. в соправительстве с Лицинием, в 323–337 гг. единодержавный император) положил начало превращению самой империи из языческой в христианскую. Сын Констанция Хлора, не преследовавшего христиан в своих владениях, и ревностной христианки Елены, Константин унаследовал от отца нерасположение к политике гонений, от матери прямое сочувствие к христианству. Готовясь к войне и зная, что в его собственном войске много христиан, он раз­решил им изобразить на своих щитах начальные буквы имени Иисуса Христа и сам заменил римского орла крестом на своем знамени. (Предание повествует о том, что император имел чудесное видение громадного креста на небе в сиянии и с подписью, «сим победиши»). Константин Великий не провозгласил еще христианство государственной религией империи. Языческие культы в этот период ещё не были запрещены, однако отправление их было несколько ограничено. Видя, какую силу представляет собою церковная организация христиан, и какая дисциплина существует среди ее членов, Константин отдавал христианам предпочтение при назначении на государственные должности и одарил клир разными привилегиями. Благодаря этому, все внутреннее устройство вселенской церкви, ее иерархия (священноначалие), взаимные отношения клира и мирян, церковные законы и обычаи были признаны государством и получили юридическую силу. Незадолго до смерти Константин принял обряд крещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: