Планы семинарских занятий

Афины

Спарта

Учебный год

Учитель Яременко Галина Владимировна

ПО ЗООЛОГИИ

СТРУКТУРИРОВАННЫЕ КОНСПЕКТЫ

Запорожского городского совета

Запорожская гимназия № 28

Запорожской области

ученика (цы) 8 – В класса

__________________________________

Цель – подготовка членов военной общины. С самого рождения осматривали детей и самых болезненных сбрасывали в пропасть, остальных отделяли от матерей и отдавали кормилицам. До 7 лет воспитывались в семье, после 7 полис брал на себя воспитание.

3 этапа воспитания:

7-14 лет – воспитатель педанол, вместе жили, приобретали минимальные навыки, но большое внимание уделялось физической подготовке. Воспитанники ходили босиком, спали на соломенных подстилках, одежда – легкий плащ, приучали к немногословию, к неразборчивости к еде, подвергали публичным поркам, и символические наказания – кусание за большой палец руки.

14-20 - в 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члены общины, но не полноправные. Один озобрядов – публичная порка без стонов. Эйрены становились помощниками педономов, услилвалась военная подготовка, подростки само готовили себе еду, добавлялись пение и музыка. Запрещалось искусство, т.к. это отвлекает человека.

К 20 годам эйрен получал полное вооружение война и в течении 10 лет преобретал статус полноправного члена общины.

Пьянство жестко каралось, беспорядочные половые связи были нормой.

В Спарте воспитание девочек состояло в военной и физической подготовке и минимальном образовании, домоводстве. У спартанцев были рабы. Женщина вела рациональное хозяйство в отсутствии мужа. Вольные половые связи для женщин считались нормой.

Цель – формирование добродетельного гражданина, формирование личности с развитым интеллектом и культурой тела.

Считалось что к этом идеалу должен стремиться каждый житель Афин. Воспитание сроилось на основе соревновательности.

Все афиняне получали домашенее образование до 7 лет в семье. Речь шла о воспитании мальчиков. Дальше за мальчиком присматривал педагог - раб ведущий в школу, часто самый бесполезный раб в хозяйстве. Девочек не учили. После 7 лет мальчики могли учиться в частных и общественных учебных заведениях.

Начальное образование получали в мусических и гимнастических школах. Школьник должен был учиться в обеих школах. В мусических – изучали поэмы Гомера, основы математики, письмо, чтение, музыку. В гимнастических – развивали тело, упражнялись в беге, прыжках, метании дисков и др.

После школ можно было продолжить учиться в гимнасиях – их было 3: академия -платон, ликей-аристотель, киносард. В ликеях учили с 16 до18 лет.

Эфебия с 18 до20 лет – учили военному делу.

Именно Афины подарили миру философов.

Демокрит – 460-370 до н.э. – источник познания это чувственное восприятие, однако более совершенное знание достигается разумом. Развитие человека зависит от природы и воспитания. Воспитание нужно строить так чтоб оно соответствовало природе ребенка. Он первым обратил внимание на природосообразность воспитание. Воспитание – обладание мудростью, т.е. тремя дарами: хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать. Воспитание – обязанность родителей. Считал, что заниматься воспитанием надо и днем и ночью, на родине и чужбине. Создал около 70 трудов, но до нас не дошло не одного из этих трудов.

Сократ – 499-399 до н.э. – все известно из диалогов Платона. «Познай самого себя» - как ведущая цель воспитания. «Я знаю, что я ничего не знаю». Достижения - сократическая беседа, маевтика. Обращался к этическим понятиям: правда-ложь, прекрасное-безобразное, благочестие-нечестивость. Был обвинен и выпил чашу с ядом.

Платон – 427-347 до н.э. – основатель школы-академии. Название по имени древнегреческого полубога – Академа. Просуществовала более 900 лет. Педагогические взгляды Платона выходят из трактата о Государстве. Воспитание – функция государства. Сочетал Афинскую и Спартанскую системы и обращал внимание на то, каким должен быть учитель. Чтоб ограничить дурное влияние детей забирали из семей. Философы учились до 35 лет.

Аристотель – 384-322 до н.э. – ученик Платона, учитель Александра Македонского. Имел широкий круг интересов. Создал наиболее полную систему воспитания в античном мире. Полемизировал с Платоном – «Платон мне друг, а истина дороже». Содержание воспитание связано с его учением о душе. У человека существует 3 вида души: растительная, животная и разумная. И каждому виду души должен соответствовать свои вид воспитания: физическое, нравственное и умственное.

Создал первую в античном мире возрастную периодизацию: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 лет, с 14 до 21 года.

Создал Ликей существовал 860 лет. При ликее основал библиотеку, музей животных…

Рим

Первое имя секретное, второе – публичное имя. Если первое станет известно, то ребенку будет нанесен вред. Девочки воспитывались дома под неусыпным контролем матери до замужества. Мальчики под контролем отца – учились владеть оружием и др.мужским делам.

449г до н.э. – попытка создания учебных учреждений. Занятия проводились на форумах(площадях). В 3 веке до н.э. появляются наставники. Рабы обучали чтению, письму и счету.

Со 2 век до н.э. на развитие образования влияние оказала Греция. Однако воспитание и обучение носят практический характер, изящных искусств небыло. Цель образования – обеспечение карьеры в политике и военной деятельности. Изучалось римское право.

В 1 веке основными дисциплинами были грамматика, риторика и диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, медицина и архитектура.

К 5 веку из программы были исключены медицина и архитектура и оформилась программа 7 свободных искусств. Тривиум – грамматика, риторика и диалектика, квадриум – арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Низшая ступень – тривиальные школы – не более 2х лет начиная с семилетнего возраста. Изучали латинскую и греческую грамоту, литературу, счет. Наказание – палка, плеть и поощрении

Частные грамматические школы - Подростки 12-16 лет + греческий язык, основы греческого права, грамматика, латинский язык и риторика. Обучение носило индивидуальных характер. Кое-где физическая подготовка.

Военная подготовка проходила в легионах.

В 4 веке появились риторические школы, где широко применялись диспуты.

Знаменит Марк Фабий Квинтилиан - 42-118 г.н.э. – древнеримский педагог, теоретик ораторского искусства, создал труд в 12 книгах «трактат о воспитании оратора». До 7 лет ребенок должен овладеть зачатками латинской грамматики, следует пробуждать интерес к знаниям в этом возрасте с помощью похвалы и забав. Программа начального образования должна включать грамматику и стиль, мораль, начало математики и музыка. Искусство оратора требует владения многими науками.

Рекомендации учителю: чтение текстов с ошибками, чтоб ученики исправляли, обучение от простого к сложному, предпочтение трудовому воспитанию, предпочтение государственному воспитанию, а не семейному.

Средневековье и Возрождение

С 5 по 15 век н.э. – характеризуется влиянием христианства на все сферы жизни общества. Средние века – так назывались потому, что люди считали это время переходом между 1 и 2 пришествием Христа.

Средневековье выделяло иной тип личности, чем античность – личность покорная, знающая свое место, даже если это феодал.

Августин Блаженный - 354-430 – уделил внимание динамике человеческой личности («исповедь» - путь в христианстве от начала до уверования) и динамике человеческой истории («трактат о граде божием» - усматривал 2 противоположных вида человеческой общности: град земной, т.е.государственность основанная на любви к себе доведенной до презрения к Богу, и град Божий который основан на любви к Богу доведенной до презрения к себе). Идеал – стремление к Богу.

В основе образования должен быть опыт человека, а методы: вопрошание и рефлексия.

Владимир Мономах - 1053-1125 – великий князь, образованный человек. «Поучение детям» - первый литературный отечественный памятник. Стремился уберечь государство от княжеских междоусобиц и пытался силой морального убеждения повлиять на потомков. Опирался на христианское вероучение. Рассматривал развитие культуры и просвещения как путь возвышения Руси. Идеалы: любить и защищать родину, уважать старших, не отлынивать от работы, вести деятельную жизнь и постоянно учиться. Владимир придавал большое значение владению книжной мудростью. Существует 3 добрых дела для победы над врагом и избавления от грехов: покаяние, слезы и милосердие.

Сборник документов 1076 (информирование) и 1079 года(идеалы). Жития святых – большое влияние на образование.

Сборники «Златоуст», «Пчела», «Изумруд» - являлись поучением Иоанна Златоуста.

Учебные книги «Азбучная молитва», «Шестоднев», «О письменах».

Фома Аквинский – 1225-1274 – представитель средневековой схоластики.

Основные труды: «Сумма теологии», «Сумма истин католической веры против язычников», «Книга о правлении князе», «Комментарии к библии», «Спорные вопросы».

Человеку доступно постижение бытия путем мыслительной деятельности, но с помощью разума человек не может проникнуть за пределы бытия и познать Бога.

Рассуждал о том кем является учитель: Божественное ли предназначение профессии или человеческая функция.

Типы средневековых школ:

Церковные школы – создавались для подготовки служителей. Делились на внутренние(для священства и монашества) и внешние(для мирян).

Монастырские школы(образование богословское, занимались практической деятельностью по книгописанию). Образование схоластического характера. Чтение духовных произведений. Строгая дисциплина и надзор.

Приходские -6 -12 лет – обучение бесплатное, готовили хористов.

По уровню образования делятся на

Элементарные: чтение, письмо, счет, пение.

Средние: +латынь

Повышенного уровня: + курс 7 свободных искусств, но в отличии от античности содержание всех дисциплин трактовалось в рамках христианского вероучения.

Возникают гильдейские школы: гораздо лучше было поставлено преподавание родного языка и арифметики, в некоторых преподавались грамматика, геометрия и элементы риторики. Были платными.

Возникали цеховые школы: для сыновей ремесленников начальные образовательные школы. Открывались по инициативе цехов и содержались за их счет. Чтение письмо и счет, элементы геометрии и естествознание. Преподавание на родном языке.

В 15-16 веках цеховые и гильдейские школы объединяются и становятся городскими или магистратскими.

Феодалы обучались с 7 лет. Воспитывали старшие мужчины, под покровительством сеньора. Должны были овладеть нормами рыцарской морали и 7 нормами рыцарской добродетели (езда верхом, плавание, владение копьем, мечом, щитом, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь песни в честь дамы сердца). До 14 пажи, потом оруженосцы.

Первые университеты появились в 12-13 веках и связаны с ростом экономики и средневековых городов.

В 13 веке 19 университетов, в 14 +25, в 15 – первые университеты в северной европе. В России в середине 18 века основанный Ломоносовым.

В сердневековом университете:

Подготовительный – артистический или искусств

И три высших: медицинский богословский и юридический

Были мобильными и освобождали от воинской повинности.

Эпоха возрождения или Ренисанс

Переход к новому времени. Италия – 14-16вв, другие страны 15-16века.

Италия была раздробленной, происходила борьба. В маленьких государствах проще что либо реализовать. Возрождение – восстановление – обращение к античному культурному наследию. Разрабатывается идея о всестороннем развитии личности. Трактуется как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Возможности науки расширило появление книгопечатания Иоганном Бутенбергом в 1436 году.

Выдвигается новый тип личности – решительная, уверенная в себе, инициативная и ответственная за свои действия. Человек в центре мировоззрения и с его воспитанием связывается прогресс общества. И педагогике уделяется внимание. Гуманизм – отличительная черта эпохи. Эта система взглядов признающая ценность человека как личности. Его право на свободу, счастье, развитие и т.д. Гуманисты небыли атеистами, признавали церковь, но сместили акцент.

Витторино де Фельтре - 1378-1446 - педагог гуманист. Служил при дворе герцога Мантуанского и организовал школу «Дом радости». В школе учились все классы детей. Витторино сам оплачивал обучение бедных детей. Основа – латинский и греческий языки, чтение античных авторов логика и риторика, арифметика, геометрия, алгебра, естествознание и музыка. Уделялось внимание нравственному воспитанию на основе христианской этики. Сочеталось с физическим воспитанием. Упражнения на воздухе были обязательны в любую погоду. Использовались элементы игра, наглядные пособия, практические работы, отказался от диспутов и телесных наказаний. Необходимость побуждения интереса учащихся к предмету. И учитывать индивидуальные особенности.

Школа была известной, а его называли учителем нового типа, а деятельность известна по воспоминаниям учеников.

Томмос Морр - 1478=1535 – гуманист, социал-утопист, книга – «Золотая утопия».

Подверг критике общество, построенное на частной собственности, и высказался за новое социалистическое общественное устройство. Идея – равенство в образовании мужчин и женщин. Единое обучение и воспитание. Соединение обучения с производительным трудом. Гармоничное сочетание умственного и физического труда для всех граждан.

Эразм Роттердамский – 1466(9)-1536 – голландец, гуманист, профессрор кембриджского университете. С воспитанием связывал преобразование мира, изменение государственного и церковного уклада. Отношение к труду обозначает критерий нравственности. Отвергал методы основанные на зубрежке и подражанию образцам. Воспитание рассматривал как формирование человека, судьба которого в значительной степени определяется полученным в молодости образованием и воспитанием. Труды: «о том как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам», «о методе обучения», «план учения», «воспитание христианина», «о приличии детских нравов» - переложен Епифанием Славенецким и назван «гражданство обычаев детских».

Тема I. Восточные славяне в древности (VI – VIII века).

План.

1. Происхождение и ранняя история славян.

2. Общественно-политический строй восточных славян.

3. Занятия, быт и обычаи восточных славян. Языческие верования.

4. Соседи восточных славян.

Доклады

1. Южно-Русская степь и Великое переселение народов.

2. Восточные славяне в сочинениях византийских писателей.

3. Хазарский каганат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: