Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.)

Первый социолог, который уделил внимание разработке собственно социологической методологии.

Дюркгейм рассматривал общество как реальность «особого рода» (реальность sui generis), состоящую из социальных фактов.

Социальные факты – некоторые способы мышления, действия, поведения, обладающие по отношению к индивиду особой принудительной силой, заставляющие его действовать определенным образом. Социальные факты существуют объективно, то есть вне зависимости от желания или нежелания (понимания или непонимания, разницы трактовок) субъектов (индивидов).

  • Как проявляются? в давлении общества на индивида при невыполнении им (индивидом) действия, обусловленного социальным фактом.
  • Откуда берутся? социальные факты – следствие взаимодействия людей в конкретных ситуациях, выработанные определенные решения в конкретных ситуациях, приобретающие собственную силу и самостоятельность существования по отношению к человеку.

Метод Э. Дюркгейма: необходимо исследовать соц. факты как вещи.

Человек подходит к описанию/изучению какого-либо предмета/явления, обычно уже имея некоторые представления об этом предмете или явлении в голове. Достаточно сложно отстраниться от представлений, существующих в человеческой голове, установок «как должно быть», мнений, эмоций, ведь всё это – следствия собственного опыта. Особенно, касаясь социальных явлений, большинство людей берутся судить, «как должно быть». Поэтому именно в социальном знании как ни в каком другом необходимо устранить оценочный момент и исследовать социальные явления как вещи (то есть, устранив все предпонятия – термин Дюркгейма, максимально объективно).

ответ
Главный вопрос, исследуемый Э. Дюркгеймом: как общество связано, сцеплено, структурировано? Почему оно не распадается?

Работа «Самоубийство» (1897 г.): в зависимости от уровня интегрированности, сплочённости общества индивид чувствует себя по-разному.

И количество самоубийств также зависит от степени социальной интеграции (включенности индивида в дела своей социальной группы).

В связи с этим он выделяет четыре типа самоубийств:

эгоистическиеальтруистическиеаномические фатальные

(Причина: (Причина: (аномия – отсутствие (Причина: человек

общество общество норм) данный тип «перекормлен» обществом)

недостаточно слишком суицида характерен Пример: 1. новобранец

интегрировано) интегрировано) в периоды масштабных в армии страдает от

социальных изменений, избытка контроля

когда происходит смена 2.тоталитарный режим

ценностных ориентаций

старые ценности объявляются

недействительными, а новые

ещё не «работают».

Пример: советское общество

1990-х гг.

Работа «О разделении общественного труда» (1883):

перерастает в
Две стадии функционирования общества:

I. Господство механической солидарности

II. Господство органической солидарности

Именно благодаря разделению труда формируется новый тип общественной солидарности (не экономическое, а социальное следствие разделения труда подмечено Дюркгеймом)

I. Господство механической солидарности

Изначально люди живут вместе, они связаны, но связь эта – между «такими же, как я» (на основе близости представлений о жизни, сходства точек зрения)

II. Господство органической солидарности

С развитием разделения труда появляется необходимость общения и связи с людьми «не такими, как я», мотивы солидарности – экономические.

Макс Вебер (1864 – 1920 гг.)

В отличие от Дюркгейма Вебер не рассматривает общество как целое, обладающее особыми свойствами, а фиксирует внимание на конкретных людях, их деятельности (социологический номинализм).

Разрабатывал идею «понимающей» социологии – социологии, стремящейся не описать и проанализировать, а проникнуть в суть, понять. Что понять? Социальное действие индивидов – это и есть предмет социологии (определение см. ранее в пункте «Является ли социология наукой»)

Как понять?

У М.Вебера собственная методология исследования социальной реальности – «идеальные типы».

Идеальный тип – некая конструкция, модель объекта, с которой объект сравнивается, при этом выделяется исключительное и общее данного объекта. Это именно конструкция, она изобретена, придумана (сродни конструкциям «идеальный газ», «абсолютный вакуум»), это не есть суммирование впечатлений и данных об объекте реальности (идеальный тип капитализма создан не на основе анализа и обобщения черт капитализма в разных странах, а на основе абстрактного анализа процесса кап. развития и того, что с этим связано).

Идеальные типы социального действия:

(в основе типологии – принцип убывания рациональности)

целерациональноеценностно-рациональноетрадиционноеаффективное

(рационально (в основе не только (действие по (действие под

ставится цель рациональность, но и привычке) воздействием

и рационально ценностные мотивы) сильных эмоций;

выбираются средства) на грани поведения

и осознанного действия)

Как же предсказать человеческие действия?

Вебер был убеждён, что современное общество имеет тенденцию к увеличению рациональности → чем дальше, тем чаще люди будут действовать все с большей и большей рациональностью.

Данная убеждённость М.Вебера в нарастании рациональности в современном обществе основывалась, в частности, на его анализе:

  • Властных структур современного общества (бюрократия как рациональный инструмент осуществления господства)
  • Капитализма (анализ связи между господством религиозных норм и развитием капитализма – знаменитая работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1905): общая основа протестантской этики и духа капитализма – рациональность – отношении к миру с точки зрения целесообразности, эффективности, полезности)

В дальнейшем выводы Вебера критиковались:

  • Мишель Крозье доказал, что бюрократия зачастую иррациональна, причем, только так она и может существовать (книга «Феномен бюрократии», 1964).
  • И современники Вебера (Вернер Зомбарт), и современные нам исследователи ставят под сомнение наличие непосредственной связи между этикой протестантизма и развитием капиталистических отношений.

М.Вебер разработал типологию господства

Харизматическое Л егальное

(люди подчиняются власти Традиционное (на основе веры в закон,

на основании харизмы, (господство на на четко регламентированных,

личных качеств лидера) основе традиций) законодательно закрепленных

процедурах)

Легитимность власти – признание существующего строя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: