Принудительная вентиляция
Служит для поддержания внутри салона вагона оптимального температурного режима и создания комфортных условий для проезда пассажиров.
Двигатель принудительной вентиляции расположен с рабочей стороны вагона в потолочном пространстве рабочего тамбура, вместе с крыльчатками и воздухозаборником.
Воздух из атмосферы поступает через воздухозаборные решетки (располагаются только с рабочей стороны), проходит через жалюзи (зимой закрываются, летом открываются).
Жалюзи закрываются или открываются: в вагонах КВЗ – рукоятка расположена в потолочном отделении рядом с заслонками (открыть правый и левый потолочные люки). В вагонах ГДР – ручка заслонки расположена в котловом отделении над складывающейся дверью. В вагонах ТВЗ – заслонки регулируются за счет электропривода (максимальное открытие 30°), далее воздух проходит через фильтры (КВЗ и ГДР – масляные, КВЗ - горизонтальные, по два справа и слева, ГДР – вертикальные, по два справа и слева; ТВЗ – фильтры нейлоновые, не масляные). Далее очищенный воздух попадает в воздухозаборные крыльчатки, где при помощи электродвигателя постоянного тока разгоняется и поступает в
воздушный канал, откуда через дефлекторы (которые расположены в потолке) попадает в салон. Далее, опустившись вниз, воздух попадает в коридор (если купейный вагон, то внизу дверей предусмотрены прорези), после чего воздух попадает в туалеты с рабочей и нерабочей сторон, а затем выходит в атмосферу. В вагонах ГДР в нерабочем тамбуре предусмотрена вытяжная решетка, через которую воздух также уходит в атмосферу.
Воздухозаборный канал при необходимости можно перекрыть за счет аварийной заслонки (противопожарной). Убедиться, что она сработала можно при отсутствии красного сигнального отростка рядом с ручкой, расположенной на потолке, которая имеет два положения: «закрыто» и «открыто». Данная заслонка расположена в купе проводника, в вагонах постройки ГДР в служебном купе.
Включение принудительной вентиляции осуществляется на распределительном щите при помощи одного или двух пакетных переключателей. В современных вагонах при помощи тумблеров. Вентиляция может работать как в ручном, так и в автоматическом режимах.
Вагоны КВЗ: малый (18-20°С), полный (свыше 26°С).
Вагоны ГДР: малый (18-20°С), средний (24-26°С), полный (свыше 26°С).
При работе вентиляции в ручном режиме температуру выбирает проводник.
При автоматическом режиме двигатель меняет обороты автоматически за счет электроконтактных и ртутных датчиков, расположенных в вагонах КВЗ между 5 и 6 купе; в вагонах ГДР 50 v по коридору в нижней части между 1 и 2 купе; в вагонах ГДР 110 v – между 4 и 5 купе. Датчики снабжены специальными чашечками, чтобы при расколе ртутного датчика ртуть собиралась в уловителе.
При работе вентиляции в автоматическом режиме, если в вагоне температура менее 18°С, то вентиляция не включается.
Вентиляция становится неэффективной при температуре наружного воздуха выше 30°С.
В вагонах КВЗ на стоянках вентиляция будет работать только на малых оборотах.
В вагонах ГДР 110 v переключатель вентиляции отсутствует, т.к. она включается автоматически.
В вагонах КВЗ полные обороты вентиляции включаются только при работающем генераторе.
В вагонах КВЗ переключатель вентиляции на щите отсутствует, вместо него внутри щита на поворотной дверце (левой) установлен переключатель режимов работы вентиляции.
В вагонах ГДР 50 v чтобы включить вентиляцию необходимо:
1. включить пакетный переключатель (отопление и вентиляция) в положение «вентиляция, отопление»;
2. вторым пакетным переключателем «вентиляция» установить режимы: автомат, ступень 1, 2, 3. В данных вагонах вентиляция работает как на стоянках, так и на ходу поезда во всех режимах.
В случае пожара вентиляцию необходимо выключить!
В вагонах постройки ТВЗ включать вентиляцию в автоматическом режиме можно с сенсорной панели.