Роль транспорта при производстве работ и классификация строительных грузов.
Тема 1.2. Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы в строительстве.
Рефлексия.
Подведение итогов.
Актуализация опорных знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент:
Проверка готовности учащихся и аудитории к уроку, проверка присутствующих. Ответы на вопросы учащихся. Оформление журнала.
3.1. Устройство перемычек при перекрытии проемов.
3.2. Каменная кладка из пустотных камней, с применением облицовочных камней, из ячеистобетонных стеновых блоков.
3.3. Бутовая и бутобетонная кладка.
3.4. Увязка с монтажом сборных элементов.
3. Изложение нового материала:
3.1. Производство каменных работ в зимних условиях
3.2. Контроль качества
3.3. Техника безопасности
4. Закрепление:
3.1. Перечислите способы производства каменных работ в зимних условиях.
3.2. Опишите контроль качества при каменных работах.
3.3. Техника безопасности при каменных работах.
3.4. Опишите способ замораживания.
3.5. Опишите способ электропрогрева.
3.6. Опишите способ в тепляках.
|
|
5. Задание на дом:
Г.Н.Фомин «Технология строительного производства и охрана труда», М.: Стройиздат, 1987. Стр.125-128., А.Д. Любарский «Технология и организация строительного производства», М.: Высшая школа, 1991. Стр.84-89.
1. Роль транспорта при производстве работ и классификация строительных грузов.
2. Виды транспорта, применяемого в строительстве.
3. Принципы организации работы автотранспорта.
4. Погрузочно-разгрузочные работы.
5. Комплектация, пакетирование, контейнеризация различных строительных грузов.
6. Механизация погрузочно-разгрузочных работ.
7. Требования безопасности труда при выполнении транспортных работ.
Строительство промышленных и гражданских зданий и сооружений связано с перемещением значительного количества грузов. Транспортные и связанные с ними погрузочно-разгрузочные работы влияют на стоимость и трудоемкость строительства объектов: они составляют 20...25 % общей стоимости и трудоемкости строительной продукции. Столь значительный удельный вес транспортных работ требует оптимальных решений при выборе направления грузопотоков, транспортных средств, а также способов погрузки, перемещения, выгрузки. При этом необходимо стремиться к уменьшению расстояния перевозок грузов, избегать перегрузок, рационально использовать в погрузочно-разгрузочных операциях основные монтажные механизмы строительной площадки.
Все строительные грузы в зависимости от их физических характеристик принято разделять на девять следующих видов:
1) сыпучие — песок, гравий, щебень, грунты;
2) порошкообразные — цемент, гипс;
|
|
3) тестообразные — бетонная смесь, раствор, известковое тесто;
4) мелкоштучные — кирпич, бутовый камень, асфальт в плитках, бидоны с краской и т. п.;
5) штучные — оконные и дверные блоки, железобетонные плиты и панели;
6) тяжеловесные — железобетонные элементы значительной массы, разное тяжелое оборудование;
7) длинномерные — железобетонные и стальные колонны, фермы, трубы, лесоматериалы;
8) крупнообъемные — санитарно-технические кабины, блок-комнаты, крупногабаритные контейнеры, резервуары и другие емкости;
9) жидкие – бензин, керосин, смазочные масла и другие.
Для каждого вида грузов характерны свои особенности и приборы (средства) транспортировки.
По способу перемещения грузов транспорт классифицируют
- горизонтальный транспорт (грузы перемещают от места их получения до объектов строительства и на самих объекта)
- вертикальный транспорт (обеспечивают подъем и опускание конструкций, деталей, материалов, как при погрузочно-разгрузочных работах, так и в рабочей зоне строящегося объекта).
По отношению к строительной площадке и строительным объектам различают горизонтальный транспорт:
- внешний (перевозят строительные грузы, поступающие на строительную площадку извне, по путям общего пользования);
- внутрипостроечный (обеспечивает перемещение грузов по территории строительства);
- объектный (перемещение непосредственно на объекте).
Для перевозки грузов в промышленном и гражданском строительстве используют в основном следующие виды транспорта:
- автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, специальные виды транспорта
1) автомобильный — наиболее распространенный вид транспорта для внешних и внутрипостроечных перевозок (до 85 % всех перевозок);
Достоинства автомобильного транспорта:
- сравнительно небольшая доля капитальных вложений в него;
- незначительные расходы на погрузочно-разгрузочные работы;
- возможность доставки грузов к местам их использования с соблюдением определенной очередности по номенклатуре и объему, а также технологической последовательности производства строительно-монтажных работ.
Как правило, подъездные пути выполняют в качестве постоянных автомобильных дорог, а внутрипостроечные — временными. Подъездные пути и внутрипостроечные дороги прокладывают до начала возведения основных объектов.
Дороги на построечных площадках могут быть тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть разворотные площадки, а в средней части — при необходимости разъезды. Исходя из нормативного габарита автомобиля (прямоугольник шириной 2,5 и высотой 3,8 м), ширина дорожного покрытия (проезжей части) автомобильной дороги должна быть не менее 3,5 м при однополосном движении и 5,5 м — при двухполосном.
В качестве средств автомобильного транспорта используют различные автомобили грузоподъемностью 1,5...40 т.
Автопоезда бывают двух типов:
– автопоезд, состоящий из автомобиля и одного или нескольких прицепов;
– автопоезд, состоящий из автомобиля-тягача и полуприцепа.
Специализированные транспортные средства приспособлены (специализированы) для перевозки определенных категорий грузов:
1. бетонной смеси – автобетоновозы
2. раствора – авторастворовозы с механическим побуждением в процессе движения и порционной выдачей раствора
3. порошкообразных и пылевидных строительных материалов (цемента, гипса, извести, молотого известняка и др.) – автоцементовозы, оборудованные устройствами для разгрузки и саморазгрузки или только для разгрузки
4. крупногабаритных железобетонных конструкций и др.:
- плитовозы и балковозы — для транспортировки плит, балок, колонн, свай, труб и др.;
- панелевозы — для транспортировки стеновых панелей и других плоских строительных конструкций в вертикальном положении;
|
|
- фермовозы— для транспортировки различных ферм, а также других строительных изделий, транспортировка которых требует их установки и крепления в положении, близком к рабочему;
- сантехкабиновозы и блоковозы — для транспортировки объемных элементов и элементов объемно-блочного домостроения.
– прицепы-тяжеловозы (трейлеры) используют для перевозки тяжелых грузов и машин, их грузоподъемность 20-120т.
2) железнодорожный — для внешних перевозок (до 10 % всех перевозок) и реже — для внутриплощадных;
Железнодорожный транспорт базируется на использовании железнодорожных путей, по которым с помощью тяговых средств перемещается подвижной состав с грузом.
Железнодорожные пути строительных площадок делят на подъездные и внутрипостроечные, по которым перевозят грузы внутри строительной площадки.
В качестве тяговых средств в строительстве применяют электровозы, тепловозы и мотовозы (тепловозы мощностью менее 300 кВт называют мотовозами).
В качестве подвижного состава для нужд строительства служат:
- открытые платформы (для строительных конструкций и длинномерных грузов),
- вагоны-самосвалы (думпкары) с боковым опрокидыванием (для грунта и заполнителей),
- полувагоны-гондолы с люками в днище (для штучных и сыпучих грузов) и хопперы с бункерообразным кузовом (для сыпучих материалов).
3) воздушный — доставка грузов в труднодоступные районы с помощью большегрузных самолетов, вертолетов или специальных транспортных дирижаблей;
4) водный – является наиболее дешевым видом транспорта (особенно при перевозке на большие расстояния), применяется при наличии в районах строительства водных путей. Однако область применения ограничивается в зимнее время, когда реки и водоемы замерзают.
5) специальные виды транспорта – ленточные конвейеры, канатные дороги и трубопроводный транспорт.
Ленточные конвейеры (рис IV.9) представляют собой бесконечную ленту шириной 300... 1500 мм. Чаще всего ленты резинотканевые, реже — из стали или металлической сетки. Лента охватывает два барабана, один из которых приводится во вращение от мотора и, в свою очередь, приводит в движение ленту, а другой посредством контргруза или пружинного устройства сообщает ленте постоянное натяжение. Верхняя грузовая ветвь ленты поддерживается составными роликами, придающими ей желобчатый профиль, а нижняя (холостая) — плоскими, реже расположенными роликами.
|
|
Ленточный конвейер может быть как горизонтальным, так и наклонным. При этом угол его наклона должен быть меньше угла скольжения или качения перемещаемого по ленте материала. Ленточные конвейеры применяют для транспортировки грунта, заполнителей, бетонной смеси, а в некоторых случаях и мелкоштучных материалов — кирпича и т. п.
Вместо разгрузочной тележки могут применяться скребки, устанавливаемые под углом к направлению движения ленты. Для предотвращения усиленного износа ленты скребки должны выполняться из мягкого материала (например, дерева, обшитого материалом конвейерной ленты).
Подвесной канатный транспорт чаще всего применяется в местностях со сложным рельефом. В этом случае для доставки строительных материалов используют канатные дороги с двумя параллельными канатами, поддерживаемыми промежуточными опорами. По этим канатам перемещаются по кольцевой схеме на приблизительно равных расстояниях подвесные вагонетки, приводимые в движение замкнутым канатом.
Для подачи материалов непосредственно в рабочую зону в условиях труднодоступной местности иногда применяют кабель-краны. Они имеют один несущий канат, натянутый между двумя опорами, расположенными по обе стороны обслуживаемой зоны, вдоль которой перемещается по маятниковой схеме грузовая тележка, с которой при помощи подъемного каната может опускаться и подниматься грузовой крюк.
Трубопроводный транспорт используют для доставки некоторых строительных материалов: по трубам перемещают размытый водой грунт, бетонную смесь, раствор для штукатурных работ, цемент и т. п.