Виды транспорта, применяемого в строительстве

Роль транспорта при производстве работ и классификация строительных грузов.

Тема 1.2. Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы в строительстве.

Рефлексия.

Подведение итогов.

Актуализация опорных знаний.

Ход урока.

1. Организационный момент:

Проверка готовности учащихся и аудитории к уроку, проверка присутствующих. Ответы на вопросы учащихся. Оформление журнала.

3.1. Устройство перемычек при перекрытии проемов.

3.2. Каменная кладка из пустотных камней, с применением облицовочных камней, из ячеистобетонных стеновых блоков.

3.3. Бутовая и бутобетонная кладка.

3.4. Увязка с монтажом сборных элементов.

3. Изложение нового материала:

3.1. Производство каменных работ в зимних условиях

3.2. Контроль качества

3.3. Техника безопасности

4. Закрепление:

3.1. Перечислите способы производства каменных работ в зимних условиях.

3.2. Опишите контроль качества при каменных работах.

3.3. Техника безопасности при каменных работах.

3.4. Опишите способ замораживания.

3.5. Опишите способ электропрогрева.

3.6. Опишите способ в тепляках.

5. Задание на дом:

Г.Н.Фомин «Технология строительного производства и охрана труда», М.: Стройиздат, 1987. Стр.125-128., А.Д. Любарский «Технология и организация строительного производства», М.: Высшая школа, 1991. Стр.84-89.

1. Роль транспорта при производстве работ и классификация строительных грузов.

2. Виды транспорта, применяемого в строительстве.

3. Принципы организации работы автотранспорта.

4. Погрузочно-разгрузочные работы.

5. Комплектация, пакетирование, контейнеризация различных строительных грузов.

6. Механизация погрузочно-разгрузочных работ.

7. Требования безопасности труда при выполнении транспортных работ.

Строительство промышленных и гражданских зданий и сооружений связано с перемещением значительного количества грузов. Транспортные и связанные с ними погрузочно-разгрузочные работы влияют на стоимость и трудоемкость строительства объектов: они составляют 20...25 % общей стоимости и трудоемкости строительной продукции. Столь значительный удельный вес транспортных работ требует оптимальных решений при выборе направления грузопотоков, транспортных средств, а также способов погрузки, перемещения, выгрузки. При этом необходимо стремиться к уменьшению расстояния перевозок грузов, избегать перегрузок, рационально использовать в погрузочно-разгрузочных операциях основные монтажные механизмы строительной площадки.

Все строительные грузы в зависимости от их физических характеристик принято разделять на девять следующих видов:

1) сыпучие — песок, гравий, щебень, грунты;

2) порошкообразные — цемент, гипс;

3) тестообразные — бетонная смесь, раствор, известковое тесто;

4) мелкоштучные — кирпич, бутовый камень, асфальт в плитках, бидоны с краской и т. п.;

5) штучные — оконные и дверные блоки, железобетонные плиты и панели;

6) тяжеловесные — железобетонные элементы значительной массы, разное тяжелое оборудование;

7) длинномерные — железобетонные и стальные колонны, фермы, трубы, лесоматериалы;

8) крупнообъемные — санитарно-технические кабины, блок-комнаты, крупногабаритные контейнеры, резервуары и другие емкости;

9) жидкие – бензин, керосин, смазочные масла и другие.

Для каждого вида грузов характерны свои особенности и приборы (средства) транспортировки.

По способу перемещения грузов транспорт классифицируют

- горизонтальный транспорт (грузы перемещают от места их получения до объектов строительства и на самих объекта)

- вертикальный транспорт (обеспечивают подъем и опускание конструкций, деталей, материалов, как при погрузочно-разгрузочных работах, так и в рабочей зоне строящегося объекта).

По отношению к строительной площадке и строитель­ным объектам различают горизонтальный транспорт:

  1. внешний (перевозят строительные грузы, поступающие на строительную площадку извне, по путям общего пользования);
  2. внутрипостроечный (обеспечивает перемещение грузов по территории строительства);
  3. объектный (перемещение непосредственно на объекте).

Для перевозки грузов в промышленном и гражданском строительстве используют в основном следующие виды транспорта:

- автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, специальные виды транспорта

1) автомобильный — наиболее распространенный вид транспорта для внешних и внутрипостроечных перево­зок (до 85 % всех перевозок);

Достоинства автомобильного транспорта:

- сравнительно небольшая доля капитальных вложений в него;

- незначительные расходы на погрузочно-разгрузочные работы;

- возможность доставки грузов к местам их использования с соблюдением определенной очередности по номенклатуре и объему, а также технологической последовательности производства строительно-монтажных работ.

Как правило, подъездные пути выполняют в качестве постоянных автомобильных дорог, а внутрипостроечные — временными. Подъездные пути и внутрипостроечные дороги прокладывают до начала возведения основных объектов.

Дороги на построечных площадках могут быть тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть разворотные площадки, а в средней части — при необходимости разъезды. Исходя из нормативного габарита автомобиля (прямоугольник шириной 2,5 и высотой 3,8 м), ширина дорожного покрытия (проезжей части) автомобильной дороги должна быть не менее 3,5 м при однополосном движении и 5,5 м — при двухполосном.

В качестве средств автомобильного транспорта используют различные автомобили грузоподъемностью 1,5...40 т.

Автопоезда бывают двух типов:

– автопоезд, состоящий из автомобиля и одного или несколь­ких прицепов;

– автопоезд, состоящий из автомобиля-тягача и полуприцепа.

Специализированные транспортные средства приспособлены (специализированы) для перевозки определенных категорий грузов:

1. бетонной смеси – автобетоновозы

2. раствора – авторастворовозы с механическим побуждением в процессе движения и порционной выдачей раствора

3. порошкообразных и пылевидных строительных ма­териалов (цемента, гипса, извести, молотого известняка и др.) – автоцементовозы, оборудованные устройства­ми для разгрузки и саморазгрузки или только для разгрузки

4. крупногабаритных железобетонных конструк­ций и др.:

- плитовозы и балковозы — для транспортировки плит, балок, колонн, свай, труб и др.;

- панелевозы — для транспортировки стеновых панелей и других плоских строительных конструкций в вертикальном положении;

- фермовозы— для транспортировки различных ферм, а также других строительных изделий, транспортировка которых требует их установки и крепления в положении, близком к рабочему;

- сантехкабиновозы и блоковозы — для транспортировки объемных элементов и элементов объемно-блочного домостроения.

– прицепы-тяжеловозы (трейлеры) используют для перевозки тяжелых грузов и машин, их грузоподъемность 20-120т.

2) железнодорожный — для внешних перевозок (до 10 % всех перевозок) и реже — для внутриплощадных;

Железнодорожный транспорт базируется на исполь­зовании железнодорожных путей, по которым с помощью тяговых средств перемещается подвижной состав с гру­зом.

Железнодорожные пути строительных площадок де­лят на подъездные и внутрипостроечные, по которым пе­ревозят грузы внутри строительной площадки.

В качестве тяговых средств в строительстве применяют электровозы, тепловозы и мотовозы (тепловозы мощностью менее 300 кВт называют мотовозами).

В качестве подвижного состава для нужд строительства служат:

- открытые платформы (для строительных конструкций и длинномерных грузов),

- вагоны-самосвалы (думпкары) с боковым опрокидыванием (для грунта и заполнителей),

- полувагоны-гондолы с люками в днище (для штучных и сыпучих грузов) и хопперы с бункерообразным кузовом (для сыпучих материалов).

3) воздушный — доставка грузов в труднодоступные районы с помощью большегрузных самолетов, вертоле­тов или специальных транспортных дирижаблей;

4) водный – является наиболее дешевым видом транспорта (особенно при перевозке на большие расстояния), применяется при наличии в районах строительства водных путей. Однако область применения ограничивается в зимнее время, когда реки и водоемы замерзают.

5) специальные виды транспорта – ленточные конвейеры, канатные дороги и трубопроводный транспорт.

Ленточные конвейеры (рис IV.9) представляют собой бесконечную ленту шириной 300... 1500 мм. Чаще всего ленты резинотканевые, реже — из стали или металлической сетки. Лента охватывает два барабана, один из которых приводится во вращение от мотора и, в свою очередь, приводит в движение ленту, а другой посредством контргруза или пружинного устройства сообщает ленте постоянное натяжение. Верхняя грузовая ветвь ленты поддерживается составными роликами, придающими ей желобчатый профиль, а нижняя (холостая) — плоскими, реже расположенными роликами.

Ленточный конвейер может быть как горизонтальным, так и наклонным. При этом угол его наклона должен быть меньше угла скольжения или качения перемещаемого по ленте материала. Ленточные конвейеры применяют для транспортировки грунта, заполнителей, бетонной смеси, а в некоторых случаях и мелкоштучных материалов — кирпича и т. п.

Вместо разгрузочной тележки могут применяться скребки, устанавливаемые под углом к направлению движения ленты. Для предотвращения усиленного изно­са ленты скребки должны выполняться из мягкого материала (например, дерева, обшитого материалом конвейерной ленты).

Подвесной канатный транспорт чаще всего применяется в местностях со сложным рельефом. В этом случае для доставки строительных материалов используют канатные дороги с двумя параллельными канатами, поддерживаемыми промежуточными опорами. По этим канатам перемещаются по кольцевой схеме на приблизительно равных расстояниях подвесные вагонетки, приводимые в движение замкнутым канатом.

Для подачи материалов непосредственно в рабочую зону в условиях труднодоступной местности иногда применяют кабель-краны. Они имеют один несущий канат, натянутый между двумя опорами, расположенными по обе стороны обслуживаемой зоны, вдоль которой перемещается по маятниковой схеме грузовая тележка, с которой при помощи подъемного каната может опускаться и подниматься грузовой крюк.

Трубопроводный транспорт используют для доставки некоторых строительных материалов: по трубам перемещают размытый водой грунт, бетонную смесь, раствор для штукатурных работ, цемент и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: