Информированность и мобильность рыночных агентов

Условия вхождения на рынок

Число покупателей

Вид продукции

Количество фирм

Рыночная структура определяется условиями, в которых образующие ее фирмы конкурируют между собой.

Теория рыночных сруктур

Традиционно экономисты выделяют четыре основных модели рынка.

Две первые – идеальны и редко встречаются, но удобны для выявления закономерностей и подходов к установлению цен и выбору предпочтительных объемов производства.

К основным характеристикам рыночных структур, определяющими их специфические особенности относят следующие:

Черты Модель рынка
Совершенная (чистая) конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое количество Много Несколько Одна
Тип продукта Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный, нет близких заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в узких рамках Ограниченный взаимозависимостью, значительный при тайном сговоре Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствий нет Сравнительно легкие Наличие существенных препятствий Блокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, торговые знаки и марки Очень типична при дифференциации продукции Реклама связи фирмы с общественными организациями
Доступность информации Равный доступ ко всем видам информации Некоторые ограничения Некоторые ограничения Некоторые ограничения
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви, бытовой техники Производство стали, автомобилей Сфера коммунальных услуг, общественно необходимые товары

Типы рынков

Олигополия-олигопсония – действует несколько крупных фирм!

Конкуренция продавцов Конкуренция покупателей
Совершенная Олигопсония Монопсония
Совершенная Овощи, медицинские услуги, неквалифицированный труд Антиквариат, высококвалифицированный труд Золотой песок, труд государственных служащих
Олигополия Бытовая техника, автомобили Крупные транспортные средства: самолеты, корабли, оптовые партии товара Крупные сооружения, имеющие особую общественную значимость: дороги, мосты, тоннели, АЭС
Монополия Патентованные лекарства, книги, кинофильмы Уникальные и особо дорогие продукты монополии: «Боинг», картины известных художников Атомная бомба, космический корабль, военная технология

Совершенная конкуренция

- идеал, эталон, который позволяет сравнить «идеальный рынок» с реальным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: