Минимизация убытков монополистом в краткосрочном периоде

Максимизация прибыли монополистом в краткосрочном периоде



Сравнение монополии и совершенной конкуренции

Сравнение монополии и совершенной конкуренции

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто, когда P=MC, т.е. в т. Е.

В условиях монополии – при более высокой цене Pm и более низком количестве продукции – Qm.

Pm > MC – > излишки потребителя и производителя меняются!

Площадь треугольника ABE - чистые потери от монопольной власти (мертвый груз монополии).

Исходя из того, что монопольная власть – величина, обратная эластичности спроса на продукцию фирмы, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

Il = (Pm – MC) / Pm = 1 / E

В условиях совершенной конкуренции MC = P –> Il = 0

При Il > 0 фирма обладает монопольной властью.

Но подсчитать МС непросто, поэтому на практике их заменяют средними.

Il = (P– AC) / P

Il = (P– AC) *Q/ P*Q = π/ TR

- т.е. высокие прибыли рассматриваются как признак монополии (данное справедливо, но не всегда).

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) – показатель, определяющий степень концентрации рынка.

Чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии.

IHH = S12 + S22 + S32 +.... + Sn2

S12 – удельный вес самой крупной фирмы

S22 – удельный вес самой следующей по величине фирмы

Sn2 – удельный вес наименьшей фирмы

Если в отрасли одна фирма - S1 = 100%, IHH = 10 000

Если в отрасли 100 одинаковых фирм – Si = 1%, IHH = 100

В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Индекс широко применяется в антимонопольной практике, но следует помнить, что он не дает полной картины, т.к. не учитывает долю иностранных фирм на отечественном рынке.

Ценовая дискриминация

ЦД – одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.

Предпосылки:

- продавец обладает достаточной монопольной властью

- можно сегментировать рынок – разбить покупателей на разные группы, различающиеся степень эластичности спроса по цене.

Сегмент рынка – группа покупателей, имеющих одинаковые кривые спроса.

- тот, кто покупает товар дешевле, не может перепродать его потом дороже.

Цены различаются в зависимости от:

- качества товара / услуги

- объемы потребления (скидки оптовым покупателям)

- дохода покупателя, если он известен продавцу

- времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона).

Монополистическая конкуренция

Характерные черты:

1. Относительно большое число некрупных фирм, каждая из которых обладает небольшой долей рынка. (число 1—100, доля – 1-10%).

2. Продукты имеют небольшое, явное или мнимое отличие, называемое дифференциацией. Отсюда следует:

- действия и решения отдельного продавца не влияют на поведение другого

- фирмы имеют ограниченное влияние на цену продаваемого товара

- между фирмами нереальны сговоры о повышении цены или снижении выпуска

- легкое вступление в отрасль, т.к. не требуется иметь большой капитал для начала дела в такой отрасли и нет ограничений со стороны масштаба производства (барьерами могут быть патенты на продукцию, лицензии, но в отличие от чистой монополии они не носят исключительного характера т.к. лицензируются товары-субституты)

=> конкуренция на таком рынке сильная.

Относительная дифференциация товара – представляет собой монопольный элемент, который дает фирме некоторую власть над покупателем и позволяет ему устанавливать цену в соответствии с предлагаемыми особыми свойствами товара. Однако покупатель может поменять из-за привлекательности более низкой цены другой фирмы.

Две возможности ценообразования:

1. Кривая спроса отдельной фирмы сильно эластична, продавцы могут увеличить продажи за счет установления разных и более низких цен, чем у конкурентов.

Такое ценообразование называется ценовой конкуренцией.

2. Продажи можно увеличить за счет изменения самого продукта, придания ему неких черт, отличающих его от аналогов, т.е. дифференцируя продукт. Такое поведение называют неценовой конкуренцией.

Дифференциация продуктов возникает из-за различий между ними в качестве, сервисе, рекламе.

Направления дифференциации:

- предложение особого качества товара или отличительных свойств (мощность, цвет, вкус)

- предложение сервиса и особо удобных условий при продаже товара (особо привлекательные методы торговли, достаточность и доступность информации,, близость к покупателю, удобные способы оплаты)

- предложение послепродажного сервиса (послепродажное обслуживание, установка, гарантийный ремонт, бесплатные консультации)

- стимулирование сбыта и упаковка (реклама, торговые знаки, особо красочная и оригинальная упаковка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: