Раздел I История культурологической мысли
Курс
Тема 1. Предмет курса “Культурология”
Исследование культуры имеет глубокие философские традиции и привлекает внимание представителей других наук (археологии, этнографии, психологии, истории, социологии). Однако лишь в ХХ веке появляются попытки реализации потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. Одним из результатов научно-технического прогресса ХХ века можно считать усиление интегративных процессов в мыслительной деятельности человека, что выражается во взаимодействии ранее далеких друг от друга дисциплин. Сегодня культурология рассматривается как интегративная область знания, возникшая на стыке философии, психологии, культурной и социальной антропологии, истории, истории культуры. Однако в настоящее время культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; теоретическая база культурологии еще не обрела законченной формы. В рамках культурологии существуют разнообразные направления и школы, оригинальные концепции различных авторов.
|
|
Таким образом, “культурология изучает взаимодействие элементов культуры, традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, технологий и т.д.; изучает разумную человеческую форму существования, т.е. те смыслы, которым наполнен для человека мир” [Культурология. П/р Багдасарьян Н.Г. М., 1999. С. 17.].
В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Среди этого многообразия можно выделить три основных подхода:
- культурология – комплекс дисциплин, изучающих культуру; образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, результат – система знаний о культуре;
- культурология состоит из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру; культурология – раздел философии культуры, изучающий многообразие культур; при таком подходе возможно отождествление культурологии с другими дисциплинами;
- культурология – самостоятельная научная дисциплина, что предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.
Культурология опирается на единство теоретического и исторического аспектов познания форм культурной жизни и изучает культурные объекты и процессы. Среди основных задач культурологического исследования можно выделить следующие: анализ культуры как системы культурных феноменов, исследование ментального содержания культуры, выявление типов связей между элементами культуры, исследование типологии культур и культурных единиц, разрешение проблем социокультурной динамики, исследование культурных кодов и коммуникаций. Целью научного изучения культуры является постижение творческих возможностей человека, познание природы его индивидуальности, особенностей личностного сознания и сознания различных общественных групп.
|
|
Выше было сказано, что в настоящее время идет процесс теоретического оформления культурологии. Но можно попробовать выделить предмет науки – “научное и художественное видение мира в поисках научного обоснования понимания человека, его сознания и культуры”. [Минц С.С. О содержании курса культурологии// Социально-политический журнал.—1998.—№2.—С. 147.]
Можно выделить два основных блока культурологии как учебной дисциплины: теоретический (предмет, основные понятия, структура и функции культурологии; основные школы, направления и концепции культурологии – культурантропология, философия культуры, символическая, игровая, психологическая концепции культуры, теория архетипов культуры, структурализм, концепция локальных цивилизаций, социология культуры) и исторический (генезис и исторические типы развития культуры).
1. Что является предметом культурологии и какие подходы к пониманию курса существуют сейчас?
2. Перечислите основные задачи культурологического исследования.
3. В чем, на ваш взгляд, заключается интегративность культурологического знания?